Кардиналистский и ординалистский подход в теории потребительского поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является обобщение теоретических и методических основ формирования поведения потребителя на потребительском рынке для формирования и реализации эффективной маркетинговой политики предпринимательских структур.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ 7
ГЛАВА2. КАРДИНАЛИСТСКИЙ И ОРДИНАЛИСТСКИЙ ПОДХОД 20
2.1 КАРДИНАЛИСТСКИЙ ПОДХОД 20
2.2. ОРДИНАЛИСТСКИЙ ПОДХОД 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

рр.DOC

— 207.00 Кб (Скачать)

 

содержание

введение                                                                                                           5

глава 1. мОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ  ПОТРЕБИТЕЛЯ                                       7

ГЛАВА2. Кардиналистский  и ординалистский подход       20

2.1 Кардиналистский подход                                                               20

2.2. ординалистский подход                                                                 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                    35

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                  37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность данной работы для экономической науки  очевидна, так как кардиналисты и ординалисты, изучая поведение потребителя на протяжении нескольких веков, не пришли к единому подходу в решении данной проблемы, так же актуальность работы заключается в результате предпринимательской деятельности в рыночной экономике во многом зависит от наличия информации о поведении потребителей и о факторах его обуславливающих. Это особенно важно для предприятий малого и среднего бизнеса, которые первыми ощущают на себе изменения рынка и должны принимать адекватные меры для адаптации к данным изменениям. Только повседневный анализ вкусов и предпочтений, прогноз поведения и разработка эффективного инструментария маркетинга позволят фирме сохранить свое устойчивое положение на рынке и развиваться.

В обществе, где остро  ощущается нехватка товаров, главной задачей является их производство. В обществе, где товаров производится намного больше, чем население может их потребить, а уровень конкуренции достаточно высок, проблема сбыта становится центральной. Это приводит к тому, что потребитель занимает центральное место, за ним начинают буквально охотиться, убеждая, навязывая, заставляя купить с помощью различных средств, продвижения товар именно этой фирмы.

Помимо задач анализа  и прогнозирования поведения  потребителей перед предпринимателем стоит более узкая задача: необходимо знать не только вкусы и предпочтения потребителей, но и знать с каким из сегментов представляется целесообразным работать, необходимо иметь эффективный инструментарий для проведения сегментирования потребителей. Существующие методики сегментации используют в качестве своей основы деление потребителей на группы на основании социально-демографических (пол, возраст, образование, стиль жизни), экономических (доход, соотношение потребления и накопления и т.д.), поведенческих критериев, где подчас не учитывается социально-культурный аспект потребления.

Целью курсовой работы является обобщение теоретических и методических основ формирования поведения потребителя на потребительском рынке для формирования и реализации эффективной маркетинговой политики предпринимательских структур.

Объектом работы есть теория поведения человека в качестве потребителя в маркетинговой системе применительно к условиям отечественного предпринимательства.

Теоретической базой курсовой работы являются работы классиков экономической теории, социологии, теоретиков маркетинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Модель поведения потребителя.

Поведение потребителя  не подчиняется простым закономерностям  максимизации выгоды, рациональных оценок, расчетов и выбора. Помимо функционального спроса, при котором ведущими становятся качества, присущие самому товару, существует нефункциональный спрос. Он обусловлен различными психологическими причинами. Престиж и мода, желание подражать или выделяться, надежда улучшить свой образ с помощью товара, компенсировать им недостатки и смягчить комплексы неполноценности — все это преобразовывает полезность товара, пропуская ее через призму психологических факторов.

В научной и прикладной литературе представлены различные классификации факторов, влияющих на принятие решения о покупке, которые должны быть учтены в рекламе и продажах. Одна из наиболее распространенных классификаций принадлежит Ж.Ф.Кролару. Автор предлагает опираться на совокупность потребностей, сокращенно обозначенную,как Sabone(Securite-безопасность, Affectio-привязанность, Bien etre —комфорт, Orgueil —гордость, Economic -экономия).

Безопасность — это прежде всего спокойствие, которое приносит услуга или товар, на которые можно положиться. Прочность, надежность, гарантии по поводу времени эксплуатации продукта обслуживают эту потребность.

Привязанность — это та связь, которая соединяет нас с какими-либо предметами или людьми и которую трудно объяснить, но чаще всего она является результатом привычки. Иногда привязанность уходит, но остается зависимость. Примером привязанности может быть верность торговой марке.

Комфорт — это то удобство, которое приобретается с покупкой товара. Имеются в виду преимущества (чаще всего технические), ожидаемые от товара: удобен в обращении, легко содержать в порядке и т.д.

Гордость связана со стремлением потребителя как-то выделиться на общем фоне и чем-то отличиться от других. Предлагая высококачественные товары, продавцы "играют" на том, что потребитель уникален, единственен и, покупая такие товары, он приближается к определенному уровню жизни, получает возможность продемонстрировать другим при обретенные вещи и вызвать восхищение. Это политика высокой цены.

Новизна всегда привлекает людей, она связана с потребностью в переменах, обновлении уже имеющихся вещей и отношений. Стремление к новизне — это поиск новых ощущений.

Потребность, связанная  с экономией, вездесуща, однако она не имеет того решительного преобладания, какого можно было бы ожидать. Цена— часто пустяк по сравнению с услугами, которые может оказывать товар, но она может быть и движущей силой продажи, как дополнительная гарантия качества.

Обратимся к эффектам, отображающим наиболее типичные модели поведения, которые создают нефункциональный спрос. Они показывают, что реальное поведение потребителя отличается от поведения "экономического человека". В теории спроса (одной из фундаментальных концепций неоклассической политической экономии) обратная зависимость количества покупаемого товара от его цены выражается непрерывной кривой спроса. На практике взаимоотношение цены и количества приобретаемого товара не имеет непрерывного характера.

Эффект "бэндвэгон" (bandwagon effect или эффект общего вагона, присоединения) состоит в том, что товар покупается не в силу необходимости, а в силу желания не отстать от других, быть как все. Данный эффект свидетельствует об ориентации потребителя на определенную социальную норму.

Эффект "сноба" выражает, наоборот, стремление отличаться от других, выделяться из "толпы", поэтому не приобретается необходимый товар, когда он доступен другим.

Эффект Веблена свойственен показательному демонстративному потреблению (с опорой на мнение других людей). Он связан с влиянием цены, причем парадоксально, когда с повышением цены увеличивается спрос на товар и, наоборот, снижение цены уменьшает количество покупок. Эффект Веблена реализует потребность в уважении.

Близок к нему эффект "цена-качество", опирающийся на заключение о том, что более высокая цена всегда соответствует более высокому качеству.

Срабатывает также эффект "верность качеству", вызванный устойчивой предрасположенностью к определенной фирме или торговой марке, которая может выступать авторитетом, гарантом при покупке незнакомых, новых или не свойственных этой фирме товаров.

Своеобразно срабатывает  механизм временных предпочтений при  покупке. Например, было установлено, что при покупке электроприборов отдается предпочтение более дешевым, но менее экономичным товарам. Согласно проспект-теории мы часто излишне уцениваем будущие расходы3.

 

 

 

 

 

Модели избирательного поведения потребителя

Среди попыток описать  потребительский выбор наиболее известна и применяема на практике модель, приведенная на рис. 1.

Рис.1. Модель Ф.Котлера.

Развернутая модель покупательского  поведения была предложена известным специалистом в области маркетинга Ф.Котлером. Модель построена в рамках классической концепции бихевиоризма и представлена в виде трех последовательно связанных блоков:

- побудительные факторы маркетинга и прочие раздражители; — «черный ящик» сознания покупателя;

- ответная реакция  покупателя.

Пройдя через «черный  ящик» сознания покупателя, всевозможные раздражители (первый блок) вызывают ряд доступных наблюдению покупательских реакций (третий блок). Наибольший интерес для психологов представляет "черный ящик" сознания покупателя. Он состоит из двух частей, одна из которых содержит характеристики покупателя, оказывающие влияние на восприятие раздражителей и реакции на них, вторая часть включает принятие покупательского решения.

К характеристикам покупателя относятся факторы различных уров ней, которые оказывают влияние на совершаемые им покупки. К ним относятся:

1. Факторы культурного  порядка: культура (базовый набор  ценностей, восприятий, предпочтений, манер и поступков, характерный для его семьи и основных институтов общества); субкультура (культура более мелких групп); социальное положение.

2. Факторы социального порядка: референтные группы; семья; роли и статусы.

3. Факторы личного  порядка: возраст и этап жизненного  цикла семьи; род занятий, экономическое  положение; образ жизни; тип  личности или представление о  самом себе.

4. Факторы психологического порядка: мотивация; восприятие; усвоение; убеждение.

Котлер предлагает также  схему процесса принятия решения  о покупке, которая состоит из пяти этапов: осознание проблемы, поиск информа ции, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку.

Процесс покупки начинается с того, что покупатель осознает проблему или нужду. Он чувствует разницу между своим реальным и желаемым состоянием. По прошлому опыту человек знает, как справиться с этим побуждением, и его мотивация ориентируется в сторону класса объектов, которые способны удовлетворить возникшее побуждение.

Мотивированный потребитель  может заняться, а может и не заняться поисками дополнительной информации. Если побуждение оказывается сильным, а товар, способный его удовлетворить, легкодоступен, потребитель, скорее всего, совершит покупку. Если нет, то нужда может отложиться в его памяти. При этом потребитель либо прекращает поиски информации, либо пытается поискать еще немного, либо занимается активными поисками. В поисках информации потребитель обращается к следующим источникам'.

— личные источники (семья, друзья, знакомые); -коммерческие источники (реклама, продавцы, дилеры, упаковка, выставки);

— общедоступные источники (средства массовой информации); - источники эмпирического опыта.

На этапе оценки вариантов важно выделить следующие моменты. Во-первых, каждый потребитель рассматривает товар, как определенный набор свойств, но обращает больше всего внимания на те свойства, которые имеют отношение к его нужде. Во-вторых, потребитель склонен придавать разные весовые показатели значимости свойствам, которые он считает актуальными для себя. В-третьих, потребитель формирует у себя набор убеждений о марках товаров, который можно назвать образом марки. Далее, каждому свойству потребитель приписывает функцию полезности. Наконец, отношение к марочным альтернативам складывается у потребителя в результате выполненной им оценки. Оценка вариантов ведет к ранжированию объектов из множества альтернатив выбора. У потребителя формируется намерение совершить покупку наиболее предпочтительного объекта. Однако на пути от намерения до принятия решения в дело могут вмешаться еще два фактора: 1) отношения других людей; 2) непредвиденные обстоятельства.

Купив товар, потребитель  будет либо удовлетворен, либо не удовлетворен, что отразится на его последующем поведении и отношении к данному товару, марке, фирме.

Более психологизированные  поведенческие модели потребительского выбора представлены в обзоре М.Фридмана. Автор рассматривает пять концептуальных моделей. Все они пытаются исчерпывающе объяснить процесс выбора, используя для этого графические схемы, отразить различные взаимосвязи эндогенных и экзогенных переменных, влияющих на потребительское поведение, проследить основные этапы поведения покупателя.

Модель Андриасена. Первую поведенческую модель потребительского выбора, разработанную Андриасеном, можно назвать моделью формирования отношения. .Ядром модели является комплекс установок и способности переработки информации у отдельного потребителя. Андриасен утверждает, что именно установки потребителя на товар в наибольшей степени влияют на его реакции в сфере потребительского выбора. В свою очередь, на эти установки могут оказывать влияние пять факторов:

1) личность отдельного  потребителя;

2) прошлые переживания, связанные с удовлетворением потребностей;

3) прошлый опыт, не  включающий удовлетворение;

4) социальное восприятие, т.е. восприятие человеком надежд, норм и ценностей, значимых  для него других людей;

5) личностные установки  на объекты, связанные с интересующим товаром.

Изменение отношения  к продукту может быть результатом  изменения одного или нескольких из этих образующих факторов. Информация, получаемая индивидом из разных источников, подвергается "процессу фильтрации", после которого она взаимодействует со множеством явлений (например, убеждениями, эмоциями). В результате формируется установка, которая влияет на дальнейшее поведение.

Информация о работе Кардиналистский и ординалистский подход в теории потребительского поведения