Экономическое содержание НТП и пути его повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Специфика мукомольных предприятий состоит в том, что в издержках производства до 80% приходится на сырье (зерно). На каждую тонну зерновой продукции расходуется 1,2-1,4 т зерна. На потребительском рынке зерна мукомольные предприятия выступают, с одной стороны, как потребители зерна, а с другой - как продавцы зерновой продукции на рынке хлебопродуктов. Поэтому все изменения, связанные с деятельностью, как сельскохозяйственных предприятий - поставщиков зерна, так и предприятий системы хлебопродуктов, отражаются на эффективности производства мукомольных предприятий.

Оглавление

Введение
1 Экономическое содержание и сущность научно-технического потенциала предприятия и пути повышения его эффективности
1.1 Сущность научно-технического потенциала и его роль в инновационном процессе
1.2 Структура научно-технического потенциала предприятия
1.3 Показатели научно-технического потенциала
1.3.1 Основные проблемы и принципы оценки научно технического потенциала
1.3.2 Методологические подходы к оценки научно-технического потенциала
1.3.3 Основные оценочные показатели производительности и результативности научно-технической деятельности.
2 Технико-экономическая оценка проекта строительства мукомольного предприятия с производительностью 370т / сут.
2.1 Расчет рабочего периода и плана производства продукции
2.2 Расчет себестоимости товарной продукции
2.2.1 Расчет стоимости сырья
2.2.2 Расчет потребности и стоимости топлива
2.2.3 Расчет потребности и стоимости воды
2.2.4 Расчет потребности и стоимости электроэнергии
2.2.5 Расчет годового фонда оплаты труда
2.2.6 Расчет амортизационных отчислений основных производственных фондов
2.2.7 Смета затрат на производство
2.3 Распределение затрат по видам продукции
2.4 Расчет стоимости товарной продукции
2.5 Расчет технико-экономических показателей определяющие результативность деятельности предприятия
2.6 Построение графика точка безубыточности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Экономика курсяк (2).doc

— 318.50 Кб (Скачать)

     Материально-техническую составляющую НТП образуют средства научного труда, создающие необходимые объективные условия для осуществления научно-технической деятельности.

     Материально-техническая  составляющая включает в себя основные фонды, расходные материалы и  другие компоненты, необходимые для  выполнения исследований и разработок, их информационного обеспечения, организационного управления всеми работами, и отражает как объем этих компонентов, так и их качественный состав.

     В качестве ресурсного потока, поддерживающего  существование и функционирование научно-технической системы как  целостного структурного образования, выступают ресурсы, выделяемые социально-экономической надсистемой на научно-техническую деятельность. Мерой интенсивности поступления этих ресурсов является объем финансирования НИОКР (или финансовая составляющая НТПл). При этом часть финансирования расходуется на восполнение элементов научно-технической системы, часть финансирования идет на функционирование системы, а часть - на ее развитие.

     Кадровая  составляющая является важнейшим специфичным компонентом НТПл, что определяется особой ролью живого творческого труда в научной и научно-технической деятельности. Именно кадры своим трудом приводят в движение остальные элементы потенциала. Другие структурные составляющие НТПл зависят и формируются в тесной связи с кадровым элементом. Кадровая составляющая НТПл представляет собой все виды научно-технических кадров, способных вырабатывать и реализовывать новые научно-технические идеи и находить новые области применения научно-технических результатов, выполняющих научную, педагогическую, организационную, информационную работу, и отражает как количество, так и квалификацию указанных кадров.

     В основе новой концепции подготовки кадров лежит становление и развитие творческой личности. Расходы на подготовку кадров рассматриваются не как издержки на рабочую силу, а как долгосрочные инвестиции, необходимые для процветания предприятия. Учебный процесс не ограничивается передачей обучающимся необходимой суммы знаний и навыков по определенной профессии, а направлен на развитие у них способности и желания осваивать новые области знаний, овладевать новыми специальностями. В процессе обучения усиливается творческий элемент.

     Важной  составляющей новой концепции является задача самореализации личности. Такое  обучение повышает гибкость сотрудников, обеспечивает их адаптацию к меняющимся условиям, восприимчивость к овладению новыми технологиями и формами работы.

     Уровень использования кадрового потенциала определяется эффективностью его реализации, так как поведение работника  в организации во многом зависит  от отношения организации к работнику.

     Информационная  составляющая (информационная основа научно-технической деятельности) включает в себя объем накопленных и  систематизированных к данному  моменту знаний о законах и  закономерностях развития природы, общества и мышления, а также о методах проведения исследований, и отражает как информированность ученых о мировом опыте, так и наличие собственных оригинальных научных идей и методик ("задел"), причем не только уже находящихся на некоторых физических носителях, но и тех, которыми пока еще обладают только сами ученые. 

     1.3 Показатели научно-технического  потенциала

     1.3.1 Основные проблемы и принципы  оценки научно-технического потенциала

     Значительные  роль и место научно-технической  деятельности в современном общественном производстве настоятельно диктуют необходимость совершенствования НТПл с целью формирования основных направлений перспективного развития научно-технических систем, улучшения использования всех видов ресурсов, интенсификация научно-технической деятельности и повышения ее отдачи.

     Очевидно, что инструментом, с помощью которого выявляются закономерности процессов  и явлений в области формирования и использования НТПл, а также  связи между этими процессами и явлениями, является анализ НТПл. При этом оценка НТПл выступает исходным этапом по отношению к анализу, т.к. именно она предоставляет данные для всестороннего рассмотрения состояния НТПл, выявления его особенностей, определения тенденций развития. Оценка НТПл является основным этапом, предшествующим принятию управленческих решений в области организации научно-технической деятельности.

     В настоящее время оценка НТПл - уже  укоренившийся инструмент научно-инновационной  политики, причем обладающий большим  будущим. Однако к оценке НТПл до сих  пор нет единого подхода. Существует в частности, и такая точка зрения, что объективная оценка НТПл вообще невозможна вследствие «расплывчатости», неопределенности многих категорий науковедения (в частности, отсутствия однозначности в самой трактовке научного и научно-технического потенциала), наличие ряда принципиально неформализуемых явлений и процессов, неразработанности соответствующих методов оценки, что приводит к неоднозначности как постановок задач оценки НТПл, так и результатов оценки.

     Необходимо  отметить, что задача объективной  оценки научно-технической деятельности еще весьма далека от своего завершения. Большинство применявшихся методов вследствие несовершенства методологии, несопоставимости статистических данных, функциональной специфики науки не только не зарекомендовали себя как эффективный аппарат, но и в какой-то мере дискредитировали саму возможность количественной оценки НТПл. Нерешенность указанных проблем существенно препятствует использованию понятия НТПл как в задачах анализа и прогнозирования, так и в задачах планирования и управления. Вряд ли окончательное решение указанных проблем возможно и в ближайшей перспективе.

     Однако  большая часть специалистов исходит  из того, что на практике важны не столько методы оценки НТПл, а, прежде всего, влияние оценки НТПл на управление научными исследованиями, и, вследствие этого, не только правомерно, но и целесообразно производить оценку НТПл для дальнейшего принятия управленческих решений в области организации научной (научно-технической) деятельности.

     Методическую  общность оценки НТПл должно обеспечивать следование следующим ключевым системным принципам:

     комплексность как представления объекта исследования (в виде взаимодействия и взаимосвязи  многообразных факторов, определяющих его развитие), так и его изучения (путем использования совокупности количественных и качественных методов);

     получение оценки НТПл, как непосредственно  неизмеримой величины, через систему  индикаторов (т.е. через построение косвенных характеристик, синтезирующих  различные по содержанию свойства и  проявления потенциала);

     необходимость и достаточность выбранной системы  показателей (индикаторов) для отображения  существенных факторов развития системы. Набор учитываемых факторов должен быть, с одной стороны, минимальным, позволяющим сохранить цельность  описания объекта, а, с другой стороны, достаточно полным (репрезентативным) для отображения различных сторон объекта, а также целей его развития, которые определяются вне системы. Необходимо отметить, что нежелательность использования большого количества показателей в наборе обусловливается также и тем обстоятельством, что в этом случае вклад каждого показателя может оказаться малозначимым и снижение значения показателя, характеризующего весьма существенные свойства объекта, может быть сравнительно легко компенсировано увеличением значений менее важных показателей;

     возможно  более широкое использование  показателей (индикаторов), отражаемых в официальной статистической отчетности. Вычислять что-либо (в том числе  и потенциал) можно лишь с той  степенью точности, с которой можно определить исходные данные;

     представление графико-аналитических итоговых результатов  оценки НТПл с целью принятия управленческих решений с учетом принципа оптимальности  и ограниченности ресурсов.

 

      1.3.2 Методологические подходы к  оценке научно-технического потенциала

     Выбор системы индикаторов (показателей), возможно более адекватно (прямо  или косвенно) отражающих НТПл исследуемой  научно-технической системы, производится на основе выявления наиболее существенных сторон и особенностей ее деятельности с учетом требований согласованности друг с другом целей системы, набора показателей и периода оценки, а также возможностей достоверного измерения или расчета фактически достигаемых значений показателей. В ряде случаев приходится идти на определенный компромисс, т.к. не всегда удается удовлетворить одновременно всем требованиям.

     Принципиально важно исходить из того, что оценка всегда есть функция цели, а, следовательно, оценка НТПл в различных случаях  может и должна осуществляться на основе различных наборов показателей, имеющих: количественное (абсолютное или относительное) выражение, только экспертную оценку, производную от этих показателей, натуральное или процентное выражение, стоимостную оценку.

     К настоящему времени наиболее распространенными  являются три основных подхода к оценке НТПл и, соответственно, к формированию системы показателей:

     ресурсный;

     деятельностный;

     комбинированный;

     В рамках ресурсного подхода считается, что НТПл определяется имеющимися у  научно-технической системы ресурсами (кадровыми, материально-техническими, информационными, финансовыми), а также ее внутренней организацией. При использовании деятельностного подхода исходят из того, что НТПл проявляется, в конечном счете, в развитии общества, которое представляет собой многообразный процесс, охватывающий научную, производственно-экономическую и социальную сферу, что и должно находить отражение в соответствующем наборе показателей.

     Ресурсный и деятельностный подходы вытекают из двух различных трактовок НТПл, а именно:

     с позиций предпосылок научной (научно-технической) деятельности;

     с точки зрения результатов научно-технического труда, выступающих, в свою очередь, в качестве предпосылок процесса производства.

     Выделяются  три основные стадии реализации модели воспроизводственного процесса для  научно-технического потенциала:

     формирование  НТПл;

     реализация  НТПл, как свойства научно-технической  деятельности;

     использование НТПл, как элемента общественного  производства.

     Каждая  указанная стадия воспроизводственного цикла НТПл характеризуется относительной  самостоятельностью, хотя между ними существует диалектическая взаимосвязь, объединяющая их в целостную систему.

     При этом деятельностный подход фактически включает в себя два методически  различных подхода: первый, учитывающий  чисто научные результаты деятельности (продуктивность научного труда) и соответствующий второй стадии воспроизводственного цикла НТПл, и второй подход, учитывающий результаты практического применения полученных научных знаний (результативность и научно-технического труда) и соответствующий третьей стадии воспроизводственного цикла НТПл.

     В основе ресурсного подхода лежит  допущение о прямой связи ресурсов и результатов научно-технической  деятельности. Однако, подобное допущение  не соответствует реальным закономерностям  функционирования научно-технической системы и не подтверждается практикой. В отличие от материального производства, в таких специфических системах, как научно-техническая, затраты не характеризуют достаточно полно ни состояние системы, ни достигаемые ею результаты.

     Вместе  с тем существует корреляция между затратами на научно-техническую деятельность и результатами указанной деятельности. Это свидетельствует об определенной неполноте (некорректности) и чисто деятельностного подхода.

     В связи с этим наиболее часто используется комбинированный подход к оценке НТПл на основе учета совокупности, как ресурсов научно-технической деятельности, так и результатов этой деятельности в виде новых научных знаний и их практического применения.

     При наличии количественных значений каждого  из показателей, характеризующих НТПл, возможны два подхода к дальнейшей оценке потенциала:

     векторный, при котором НТПл представляется в виде набора чисел, отражающих отдельные  стороны и проявления потенциала;

Информация о работе Экономическое содержание НТП и пути его повышения