Экономические преспективы в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:25, доклад

Краткое описание

предприятием является самостоятельный хозяйственный субъект, обладающий правами юридического лица, который при использовании трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы и оказывает услуги.
Главная его цель – получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия.

Файлы: 1 файл

экономика 1.doc

— 503.00 Кб (Скачать)

 Государственное и  муниципальное предприятия - коммерческие  организации, которые самостоятельно отвечают перед своими кредиторами по обязательствам. Государство, муниципальные образования, создавшие предприятия, не отвечают по их обязательствам. Как и другие коммерческие организации - хозяйственные общества, товарищества, производственные кооперативы, предприятия подлежат банкротству. Но если банкротство предприятия вызвано собственником его имущества, на собственника в случае недостаточности имущества предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам предприятия. Такая ответственность наступает при следующих условиях:

- собственник имеет  право давать обязательные для  предприятия указания;

- собственник имеет  возможность иным образом определять  действия предприятия;

- в результате, по сути, неквалифицированного управленческого воздействия на предприятие, ограничивающего его инициативу и самостоятельность, собственник доводит предприятие до банкротства.

 Закон об унитарных  предприятиях, хотя и сузил имущественную  самостоятельность предприятия  (резко увеличилось число сделок, для совершения которых требуется согласие собственника), в целом не ограничил основных прав его как коммерческой организации: свободы в выборе партнеров по обязательствам, в определении содержания договоров, включая условия о ценах, взаимовыгодных для сторон сделки, и др.

 Исходя из общих  начал гражданского законодательства  о виновной ответственности, думаю,  что в суде сложно будет  доказать, что собственники (органы  государственной исполнительной  власти и органы местного самоуправления) виновны в доведении своего предприятия до банкротства. К тому же у государства, муниципального образования есть различные возможности избежать такой ответственности, не допустить самой процедуры банкротства, например, своевременно реорганизовать предприятие путем присоединения к другому, более успешно работающему предприятию, продать вместе с долгами в процессе приватизации, уволить руководителя, изыскать возможность оказать предприятию финансовую помощь.

 

3. Унитарное предприятие, 

 основанное на праве оперативного управления.

 До принятия Закона  об унитарных предприятиях на  праве оперативного ведения могли  создаваться только федеральные  казенные предприятия. Теперь  это могут быть и иные государственные,  а также муниципальные предприятия. 

 Согласно Закону об унитарных предприятиях казенные предприятия учреждаются лишь в ограниченном числе случаев, указанных в п. 4 ст. 8 этого закона, в частности: если значительная или преобладающая часть производимой ими продукции (работ, услуг) предназначена для государственных или муниципальных нужд; при необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности государства, стратегических интересов России.

 Федеральное казенное  предприятие учреждается решением Правительства РФ, казенное предприятие субъекта РФ и муниципальное казенное предприятие - органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию этих органов, притом необязательно в связи с ликвидацией предприятий с правом хозяйственного ведения (как это было до принятия Закона об унитарных предприятиях). По смыслу Закона об унитарных предприятиях казенное предприятие может быть создано на базе имущества унитарного предприятия с правом хозяйственного ведения:

- в результате его  преобразования в казенное предприятие,  т.е. путем изменения вида предприятия  в рамках одной организационно-правовой  формы унитарного предприятия  (изменение вида предприятия не  является его реорганизацией);

- путем реорганизации предприятий в форме слияния, разделения, выделения и созданием в результате этого казенных предприятий;

- в результате ликвидации  предприятия с правом хозяйственного  ведения и создания на базе  оставшегося после ликвидации  имущества казенного предприятия.

 Учредительным документом  казенного предприятия является  его Устав, утвержденный уполномоченным  государственным органом или  органом местного самоуправления.

 Казенное предприятие,  как и любая другая коммерческая  организация, имеет фирменное наименование. Его полное фирменное наименование на русском языке должно содержать слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное казенное предприятие» и указание собственника его имущества - РФ, субъект РФ или муниципальное образование.

 Казенное предприятие  действует на основе производного  от права собственности вещного  права - права оперативного управления  на закрепленное за ним собственником  имущество. Уставный фонд казенного  предприятия не формируется. Объем  возможностей по распоряжению имуществом казенного предприятия по сравнению с предприятием, действующим на основе права хозяйственного ведения, значительно уже - практически все сделки совершаются им с согласия собственника. Исключение составляет готовая продукция - казенное предприятие распоряжается ею самостоятельно, если иное не установлено законом или иными нормативными актами. Однако права по распоряжению готовой продукцией ограничены тем, что казенному предприятию доводятся обязательные для исполнения заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 20 Закона об унитарных предприятиях). Собственник имущества казенного предприятия в лице уполномоченного органа определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности предприятия, утверждает показатели экономической эффективности его деятельности и контролирует их выполнение.

 Деятельность казенных  предприятий планируется и финансируется в соответствии с Законом об унитарных предприятиях и Постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 1138 Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 28. Ст. 2989., которым утвержден Порядок планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств). Казенное предприятие действует на основе утвержденной ему собственником сметы доходов и расходов. Так же, как предприятие с правом хозяйственного ведения, казенное предприятие периодически представляет собственнику бухгалтерскую отчетность о своей финансово-хозяйственной деятельности и иные документы - отчеты, перечень которых для федеральных предприятий утверждается Правительством РФ (п. 3 ст. 26 Закона об унитарных предприятиях). Поскольку казенным предприятиям утверждается смета их доходов и расходов, в том числе дополнительно полученных из бюджета целевых средств, их деятельность является объектом государственного и муниципального финансового контроля. Согласно пункту 2 статьи 69 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 года № 145 Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3823. главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий. Для последующего контроля федеральные казенные предприятия готовят годовые и бухгалтерские отчеты и направляют их главным распорядителям бюджетных средств.

 Казенное предприятие  отвечает перед кредиторами всем  своим имуществом. Однако, и это  очень важная особенность этой  организационной правовой формы юридического лица, банкротству оно не подлежит. При недостаточности имущества для расчетов с кредиторами собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия. При привлечении государства, муниципального образования к гражданско-правовой имущественной ответственности они отвечают за счет средств казны. Основная сложность таких взысканий заключается в том, что в бюджетах не всегда предусматриваются резервы для выплат кредиторам предприятия в порядке субсидиарной ответственности государства, муниципальных образований за созданные ими казенные предприятия.

 Казенные предприятия  реорганизуются, ликвидируются по  решению компетентных органов  государственной власти и органов  местного самоуправления. Решение  о реорганизации и ликвидации федеральных казенных предприятий принимается Правительством РФ. Казенные предприятия реорганизуются путем слияния, присоединения, разделения, выделения (например, в результате слияния двух казенных предприятий появляется одно), преобразования в учреждение.

 Особо надо отметить  возможность возникновения казенных  предприятий в результате реорганизации  предприятий с правом хозяйственного  ведения. Например, на основе слияния  двух организаций с правом  хозяйственного ведения, производящих однородную продукцию, может быть создано одно казенное предприятие. При этом не допускается создание федеральных казенных предприятий на базе имущества предприятий с правом хозяйственного ведения, имеющих кредиторскую задолженность, т.е. являющихся должниками по просроченным денежным обязательствам.

 Казенное предприятие  может быть преобразовано по  решению собственника в государственное  или муниципальное учреждение. В  отличие от преобразования его  в предприятие с правом хозяйственного  ведения, влекущего лишь изменение вида предприятия в рамках одной организационно-правовой формы унитарного предприятия, преобразование в учреждение является формой реорганизации предприятия.

 Казенное предприятие,  включенное в Прогнозный план (программу) приватизации, может быть преобразовано в открытое акционерное общество. В таком случае реорганизация осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации. В настоящее время вопросы приватизации регулируются, в частности, такими законодательными актами, как Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ, ФЗ от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 31.12.2005) «О приватизации государственного и муниципального имущества», ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. От 05.01.2006) «Об акционерных обществах», ФЗ от 09.07.1999 № 160-ФЗ (ред. От 03.06.2006) «Об иностранных инвестициях в РФ», Письмо Минимущества РФ от 06.06.2002 № АБ-2/10099 «О приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий».

 Казенное предприятие  может быть ликвидировано по  решению собственника, если оно не включено в прогнозный план (программу) приватизации. Ликвидация казенного предприятия может последовать также по решению суда - по основаниям, предусмотренным ГК РФ и другими федеральными законами.

 

Производственные кооперативы

 

Производственный кооператив (артель) – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Признаки:

добровольность возникновения;

членство как принцип  организации производственного  кооператива;

равные права участников независимо от размера пая;

метод деятельности –  на основе взаимопомощи и самодеятельности;

организация управления – на основе выборности и самоуправления;

совместное осуществление  производственной и иной хозяйственной  деятельности. Производственный кооператив относится к числу коммерческих организаций (ст. 1 Закона о производственных кооперативах).

Предпринимательская деятельность кооператива хотя и является деятельностью, отвечающей общему определению ст. 2 Гражданского кодекса РФ, она одновременно характеризуется наличием специфических особенностей, касающихся собственности, труда и управления.

Думается, с этим вряд ли можно согласиться, так как для кооперативов характерны демократические принципы управления, самоуправление.

Кооператив строит свою деятельность на демократических принципах  самоуправления, и это является одной  из его характерных особенностей. Производственная демократия – от уровня рабочего места до реализации предпринимательских функций на уровне предприятия в целом – один из факторов высокой устойчивости производственных кооперативов.

 

В паевом кооперативном  товариществе при вступлении в члены  кооператива необходим значительный паевой взнос. Однако здесь остро стоит проблема расширения производства, которая чаще всего решается путем привлечения в кооператив наемных работников, что ведет одновременно к концентрации капитала в руках небольшого числа основателей кооператива. Все это, безусловно, может привести паевой кооператив к его превращению в обычное хозяйственное общество или товарищество.

 

Производственный кооператив отличается и от акционерных компаний, находящихся в собственности  их работников(данные предприятия отвечают в большей степени условиям крупного производства). Кооперация и рынок, рыночные отношения тесно взаимосвязаны. Кооперация входит в рынок посредством:

 

а) образования особой организационно-правовой формы предпринимательской  деятельности – производственных кооперативов;

 

б) создания потребительских  кооперативов, которые хотя и не являются коммерческими организациями  и преследуют не цели извлечения прибыли, а удовлетворение потребностей пайщиков в товарах и услугах, однако либо сами функционируют на рыночной основе, либо обеспечивают предпринимательские (коммерческие) потребности своих пайщиков;

 

в) создания производственными  кооперативами (организационно-правовой формой предпринимательской (коммерческой) деятельности) и потребительскими кооперативами (организационно-правовой формой некоммерческой деятельности) производственных кооперативных предприятий, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

 

г) создания предназначенной  для обеспечения предпринимательских  структур (производственных кооперативов) рыночной кооперативной инфраструктуры, т. е. кооперативных банков, бирж и т. д.

 

 

 

 

4. Понятие хозяйственных  товариществ их отличия от  иных организационно-правовых форм

 

Хозяйственными товариществами являются коммерческие организации  с разделенным на доли складочным капиталом. Вкладом в имущество хозяйственного товарищества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Информация о работе Экономические преспективы в организации