В отличие от других коммерческих организаций
(хозяйственных обществ и товариществ,
производственных кооперативов), унитарное
предприятие как юридическое лицо действует
на базе имущества, не принадлежащего
ему на праве собственности. Правовой
формой обособления имущества унитарного
предприятия, используемого в процессе
осуществления им предпринимательской
деятельности, является производное от
права собственности вещное право - хозяйственного
ведения или оперативного управления.
Термин «унитарное»
подчеркивает единство субъекта и объекта: объект принадлежит
только одному собственнику, имущество
предприятия не делится на доли (вклады,
паи), а потому здесь нет субъектов (учредителей,
участников организации), включая работников
предприятия, наделенных обязательственными
правами по отношению к предприятию, что
характерно для хозяйственных обществ
и товариществ. Соответственно, имущество
предприятия неделимо в том смысле, что
не распределяется по долям, вкладам (из-за
отсутствия таковых). В случае ликвидации
предприятия оставшееся после расчетов
с кредиторами имущество передается собственнику.
Учредительным документом
унитарного предприятия является
его Устав. В нем содержится
информация о наименовании, месте
его нахождения, порядке управления
деятельностью предприятия, а также о предмете и цели его деятельности.
Информация о размере уставного фонда
содержится только в уставах предприятий
с правом хозяйственного ведения, так
как у казенных предприятий уставный фонд
не формируется. В Уставе должны также
содержаться сведения о собственнике
предприятия (Российская Федерация, субъект
Федерации или муниципальное образование)
и органах, осуществляющих полномочия
собственника закрепленного за предприятием
имущества, о вещном праве на это имущество
(хозяйственного ведения или оперативного
управления) самого предприятия как субъекта.
Необходимо обратить внимание на то, что
в состав имущественного комплекса входят
не только вещи, но и имущественные права
требования, исключительные права, имущественные
обязанности (долги). Отсюда следует, что
на составные части имущественного комплекса
унитарному предприятию принадлежат не
только вещные права, но также исключительные
права и права требования. На весь имущественный
комплекс (предприятие) ему принадлежит
право хозяйственного ведения или оперативного
управления, а государству, муниципальному
образованию - право собственности.
Полное фирменное
наименование предприятия на
русском языке должно содержать
слова «федеральное государственное
предприятие», «государственное предприятие»
или «муниципальное предприятие». В фирменном
наименовании предприятия, основанного
на праве оперативного управления, должны
быть слова «федеральное казенное предприятие»,
«казенное предприятие» или «муниципальное
предприятие».
Руководитель унитарного
предприятия (Устав может называть его директором,
генеральным директором, руководителем)
является единоличным органом управления
этого юридического лица. В уставе указывается
порядок назначения его на должность руководителя,
а также заключения, изменения и прекращения
трудового договора с ним в соответствии
с трудовым законодательством и иными
содержащими нормы трудового права нормативными
правовыми актами. Руководитель федерального
унитарного предприятия назначается на
должность на конкурсной основе. Постановлением
Правительства РФ от 16 марта 2000 г. № 234
«О порядке заключения трудовых договоров
и аттестации руководителей федеральных
государственных унитарных предприятий»
Собрание законодательства РФ. 2000. № 13.
Ст. 1373. утверждено Положение о проведении
конкурса на замещение должности руководителя
федерального государственного унитарного
предприятия. Руководитель любого унитарного
предприятия подлежит аттестации в порядке,
установленном собственником его имущества.
Названным Постановлением Правительства
РФ утверждено также Положение о проведении
аттестации руководителей федеральных
государственных унитарных предприятий.
Руководитель предприятия
отчитывается о деятельности
предприятия в порядке и сроки,
установленные собственником.
Помимо бухгалтерской
отчетности, которая представляется органам, уполномоченным
управлять государственным и муниципальным
имуществом, в составе и сроки, предусмотренные
Законом о бухгалтерском учете, руководитель
отчитывается также по установленной
форме о выполнении показателей экономической
эффективности деятельности предприятия.
Унитарное предприятие
по согласованию с собственником
его имущества может создавать
филиалы и открывать представительства.
Создание унитарным предприятием
филиалов и открытие представительств
на территории РФ осуществляются с соблюдением установленных
законодательством требований, а за пределами
территории РФ также в соответствии с
законодательством иностранного государства,
на территории которого создаются филиалы
или открываются представительства унитарного
предприятия, если иное не предусмотрено
международными договорами РФ.
Филиалом унитарного
предприятия, как собственно и
филиалом юридического лица любой
другой организационно-правовой
формы, является его обособленное
подразделение, расположенное вне
места нахождения унитарного предприятия и
осуществляющее все его функции или их
часть, в том числе функции представительства
Представительством унитарного предприятия
является его обособленное подразделение,
расположенное вне места нахождения унитарного
предприятия, представляющее интересы
унитарного предприятия и осуществляющее
их защиту.
Филиал и представительство
унитарного предприятия не являются
юридическими лицами и действуют
на основании утвержденных унитарным
предприятием положений. Филиал
и представительство наделяются имуществом создавшим
их унитарным предприятием. Руководитель
филиала или представительства унитарного
предприятия назначается унитарным предприятием
и действует на основании его доверенности.
При прекращении трудового договора с
руководителем филиала или представительства
доверенность должна быть отменена унитарным
предприятием, выдавшим ее.
Филиал и представительство
унитарного предприятия осуществляют
свою деятельность от имени
создавшего их унитарного предприятия.
Ответственность за деятельность филиала и представительства
унитарного предприятия несет создавшее
их унитарное предприятие.
Унитарные предприятия
могут быть участниками (членами)
коммерческих организаций, а также
некоммерческих организаций, в
которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических
лиц. Унитарные предприятия не вправе
выступать учредителями (участниками)
кредитных организаций.
Решение об участии
унитарного предприятия в коммерческой
или некоммерческой организации
может быть принято только
с согласия собственника имущества унитарного
предприятия, а распоряжение вкладом (долей)
в уставном (складочном) капитале хозяйственного
общества или товарищества, а также принадлежащими
унитарному предприятию акциями осуществляется
унитарным предприятием только с согласия
собственника его имущества.
Унитарное предприятие,
хотя и не является собственником
закрепленного за ним и приобретенного
в процессе осуществления предпринимательской
деятельности имущества, отвечает
перед кредиторами, как и другие
коммерческие организации, всем своим имуществом.
При этом предприятие, основанное на праве
хозяйственного ведения, может быть в
общем порядке признано банкротом, а казенное
предприятие банкротству не подлежит
(п. 1 ст. 65 ГК). Унитарное предприятие по
обязательствам собственника его имущества
ответственности не несет. Это, в частности,
исключает возможность ареста имущества
унитарного предприятия в целях обеспечения
исполнения обязательств собственника
(Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального
образования) перед кредиторами, обращения
взыскания на имущество предприятия во
исполнение судебного решения о взыскании
задолженности этих публично-правовых
образований перед кредиторами.
2. Унитарные предприятия,
основанные на праве
хозяйственного ведения.
Учредителем унитарного предприятия может
являться Российская Федерация, субъект
Российской Федерации, муниципальное
образование. Решение об учреждении государственного
предприятия субъекта РФ или муниципального
предприятия принимается уполномоченным
органом государственной власти или органом
местного самоуправления в соответствии
с актами, определяющими компетенцию этих
органов.
В муниципальных
образованиях установление порядка
принятия решений о создании,
реорганизации, ликвидации муниципальных
предприятий, а также установлении тарифов на их услуги
является исключительной компетенцией
представительных муниципальных органов.
По смыслу этого закона принятие решения
о создании муниципальных предприятий
входит в компетенцию местной администрации.
В соответствии с Законом об унитарных предприятиях
государственные и муниципальные предприятия,
основанные на праве хозяйственного ведения,
создаются, а те из них, которые возникли
до принятия этого закона, действуют в
целях выполнения функций, прямо перечисленных
в законе, например, таких, как:
- использование имущества,
приватизация которого запрещена
и которое необходимо для обеспечения
безопасности РФ;
- осуществление деятельности
для решения социальных задач
(в том числе реализация товаров
и услуг по минимальным ценам, а также организация и проведение закупочных
и товарных интервенции для обеспечения
продовольственной безопасности страны).
По отношению к
предприятиям, предмет деятельности
которых не подпадает под указанный
в Законе круг задач, продолжается
политика приватизации, создания на базе их имущества
казенных предприятий, ликвидации предприятий.
В муниципальных
образованиях принятие решения
о создании предприятия и утверждение
его устава, как правило, являются
компетенцией одного органа - местной
администрации.
В субъектах РФ
принятие решения о создании
муниципального предприятия может
относиться к компетенции одного
органа государственной власти (правительства),
а утверждение устава возложено
на другой - соответствующий отраслевой
департамент (управление). Уставы федеральных предприятий утверждаются
отраслевыми федеральными агентствами
и агентствами, руководство которыми осуществляется
Президентом РФ или Правительством РФ.
Уставный фонд предприятия,
основанного на праве хозяйственного
ведения, определяет минимальный размер имущества предприятия,
гарантирующего интересы его кредиторов.
Он может быть сколь угодно большим. Закон
об унитарных предприятиях содержит указание
лишь на минимальный размер уставного
фонда: для государственного предприятия
- не менее чем 5000 МРОТ, установленных Федеральным
законом на дату государственной регистрации
предприятия, а для муниципальных - не
менее 1000 МРОТ.
До принятия Закона
об унитарных предприятиях минимальный
размер уставного фонда был
одинаковым для всех предприятий
и составлял 1000 МРОТ. Порядок формирования
уставного фонда предприятия, основанного
на праве хозяйственного ведения, определяется
Законом об унитарных предприятиях, который
устанавливает, что уставный фонд государственного
или муниципального предприятия должен
быть полностью сформирован собственником
его имущества в течение трех месяцев
с момента государственной регистрации
предприятия. Уставный фонд считается
сформированным с момента зачисления
соответствующих сумм на открываемый
в этих целях банковский счет и (или) передачи
предприятию в полном объеме имущества,
закрепляемого за ним на праве хозяйственного
ведения.
В качестве вклада
в уставный фонд собственник
может внести деньги, ценные бумаги,
объекты недвижимости, другие вещи,
имущественные права и другие права, имеющие денежную оценку. Например,
вкладом может быть право на использование
изобретения, исключительное право на
которое принадлежит государству. Формирование
уставного фонда федеральных предприятий
осуществляется Федеральным агентством
по управлению федеральным имуществом.
Уставный фонд казенного
предприятия не формируется. Интересы
кредиторов такого предприятия
обеспечиваются субсидиарной ответственностью
собственника его имущества.
Чистые активы предприятия
должны быть по сумме не
меньшими, чем уставный фонд предприятия. Они определяются
по данным бухгалтерской отчетности, поступающей
в органы управления государственным
и муниципальным имуществом. Если по результатам
любого финансового (календарного) года
будет установлено, что чистые активы
предприятия меньше размера его уставного
фонда, орган управления имуществом должен
подготовить проект решения об уменьшении
уставного фонда до размера, не превышающего
чистые активы предприятия. Решение же
принимает орган, уполномоченный создавать
предприятия.
Если же стоимость
чистых активов предприятия по
окончании финансового года (31 декабря)
становится меньше, чем установленный
законом минимальный размер уставного
фонда, закон допускает возможность
ликвидации предприятия в судебном
порядке.
Закон об унитарных предприятиях предоставляет
право предприятию и собственнику в течение
трех месяцев после окончания финансового
года (отчетного), т.е. до 1 апреля следующего
за отчетным года, восстановить имущественное
положение предприятия, чтобы чистые активы
превысили минимальный размер уставного
фонда. Если это не будет сделано, собственник
обязан принять решение о ликвидации или
реорганизации предприятия (п. 2 ст. 15 названного
Закона).