Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 22:35, курсовая работа
учет затрат – основа исчисления фактической прибыли организации, облагаемой налогом. От организации учета производства зависит правильность расчета прибыли и других показателей.
Все вышеперечисленное говорит о теоретической и практической актуальности вопросов, связанных с управлением затрат на производство.
В этой работе будет рассмотрен учет, контроль и анализ производственных затрат на ОАО «Спартак».
ОАО «Спартак» - предприятие со смешанной формой собственности. Отраслевая принадлежность характеризует «Спартак» как предприятие, относящееся к легкой промышленности, а именно к обувной.
Введение 3
1. Экономическая сущность затрат на производство 7
1.1. Понятие затрат, их классификация 7
1.2. Особенности формирования затрат в обувной промышленности 15
2. Бухгалтерский учет затрат на производство 23
2.1. Учет и распределение израсходованных в производстве материальных, трудовых и финансовых ресурсов
2.2. Учет затрат вспомогательных производств
2.3. Учет и распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов
2.4. Учет и оценка незавершенного производства
2.5. Аналитический учет затрат на производство на ОАО «Спартак»
2.6. Сводный учет затрат на производство
3. Контроль и анализ затрат на производство
3.1. Анализ общей суммы затрат на производство
3.2. Анализ затрат на рубль товарной продукции
3.3. Контроль и анализ затрат и результатов
3.4. Анализ себестоимости единицы изделия
Заключение
Список литературы
Таблица 3.2.2.
Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли.
Фактор | Расчет влияния | Изменение суммы прибыли, тыс. руб. |
D структуры продукции | 0,03*352842 | -10585,26 |
D затраты на пару обуви | 0,03*352842 | -10585,26 |
D оптовых цен на обувь | -0,01*352842 | 3528,42 |
итого | -17642,10 |
Из
приведенных данных видно, что увеличению
прибыли способствовал рост уровня
оптовых цен, а отрицательное
влияние оказали такие факторы,
как рост уровня затрат на пару обуви
и изменение в структуре
3.3. Контроль и анализ затрат и результатов деятельности.
Основным
направлением использования
В силу объективных экономических причин, определяемых системой централизованного управления, и жесткой регламентации деятельности звеньев народного хозяйства, учет и анализ в нашей стране долгое время развивались параллельно, независимо друг от друга. Данные учета служили в основном для составления внешней отчетности, на которой и был построен анализ. И учет, и анализ незначительно влияли на принятие управленческих решений на уровне предприятия.
С
переходом к рынку ситуация меняется.
В условиях хозяйственной
Производственная деятельность коммерческой организации сопровождается расходами различного вида и относительной значимости. Поскольку состав, структура и значимость отдельных видов расходов влияют на величину конечного финансового результата, в ходе финансового планирования особое внимание уделяется составлению всевозможных смет доходов и расходов, анализу различных вариантов их сочетания и выбору наиболее оптимального.
Формализация процедур анализа и планирования расходов основана на их подразделении на переменные и постоянные. Обособление постоянных расходов имеет исключительную значимость, оно используется для расчета так называемого критического объема продаж – своеобразной контрольной точки (точки безубыточности или порога рентабельности), позволяющей установить ориентир в объемах производства исходя из требования безубыточности.
Критический объем продаж – это объем продукции, доходы от продажи которой в точности покрывают совокупные расходы на ее производство и реализацию, обеспечивая тем самым нулевую прибыль. Любая единица продукции, произведенная сверх этого объема, будет уже приносить прибыль.
Если выручку представить как произведение цены единицы изделия (p) и количества проданных единиц (q), а переменные затраты пересчитать на единицу изделия, то получим развернутое уравнение
pq = Zconst + Zvar*q, где
Zconst – условно-постоянные расходы на весь объем производства продукции;
Zvar – переменные расходы на единицу изделия.
Отсюда: q = Zconst/ (p – Zvar) = Zconst/d, где
q – критический объем продаж, ед.
d
– маржинальный доход на единицу изделия,
руб.
Для
предприятий с большим
Возможно
также и графическое решение.
Себес-
тоимость зона прибыли
и доход зона убытков Zconst + Zvar*q
Критический объем продаж
Рис.
3.3.1 График расчета критического объема
продаж.
В последние десятилетия выше изложенная система контроля и анализа затрат сделала большие шаги в своем развитии. Все больше специалистов (особенно в Германии) считают, что недостаточно простого разделения затрат на постоянные и переменные, необходимо внедрение в систему методов, основанных на исчислении нормативной себестоимости. Возможности администрации в оперативном контроле за затратами в данном случаи значительно расширяются.
Нормативный учет затрат и калькулирование себестоимости предполагают управление процессами через отклонения, фиксируемые через механизмы обратной связи.
Анализ отклонений составляет суть нормативного учета затрат. При этом проводится строгое различие между прямыми и косвенными затратами. Отклонения прямых затрат представлены в учете в виде отклонений фактических затрат на единицу готовой продукции от нормативов. Отклонения общих затрат фиксируются в виде разницы между фактическими затратами и затратами, заложенными в смету на планируемый период (год, квартал, месяц, декада).
Основная
задача анализа эффективности
Для прямых затрат теоретически можно выделить три типа отклонений: стоимостные (например, приобретение материала по иной цене), материальные (экономия или перерасход материала на единицу изделия) и совокупные (экономия материала, приобретенного по цене более низкой, чем заложено в смете).
По-иному
строится анализ косвенных затрат. Он
основан на изучении: а) технологических
затрат, которые могут нормироваться подобно
прямым затратам, и б) организационно-
Анализ
и контроль косвенных расходов наиболее
сложный в сравнении с прочими
издержками, поскольку накладные
расходы включают в себя множество
различных калькуляционных
Другая трудность состоит в том, что не все расходы, относящиеся к производству или сбыту, осуществляются одновременно с процессом производства или сбыта. Некоторые приходятся на периоды намного более ранние, чем случаются изменения в производстве или сбыте. Другие приходятся на более позднее время, после того, как упомянутые изменения уже давно прошли.
На ОАО «Спартак» для принятия управленческих решений используют элементы маржинального анализа. В частности, подразделяют затраты на переменные, условно - переменные, условно - постоянные и постоянные.
К переменным затратам на производство относятся основные и вспомогательные материалы, заработная плата основных производственных рабочих и отчисления на социальное страхование.
К условно – переменным затратам относят потери от брака.
К условно – постоянным затратам относятся непроизводительные расходы, расходы вспомогательных хозяйств, стоимость спецжиров, молочных продуктов, выдаваемых рабочим за вредность, различные инструменты, хозяйственный инвентарь и тому подобное.
К постоянным расходам относят заработную плату аппарата управления и прочего персонала, а также износ и расходы по содержанию зданий и оборудования.
В общей структуре затрат на производство переменные затраты составляют 77%, условно – переменные – 0,4%, условно – постоянные – 9,3%, постоянные – 13,3%.
Для анализа затраты группируются в разрезе затрат на производство обуви специального назначения и гражданской обуви. Для каждого направления на предприятии рассчитывается порог рентабельности. Так, для производство обуви специального назначения он составляет 4,3 миллиона рублей в месяц, а для производства обуви для населения – 13,2 миллиона рублей.
В течение довольно длительного периода производство обуви специального назначения не достигает порога рентабельности, поэтому в 2003 году планируют отказаться от ее производства.
Производство
гражданской обуви является рентабельным,
с запасом прочности около 10 миллионов
рублей (запас прочности
После
получения данных о переменных затратах
на единицу продукции анализ
сводится к определению
маржинального дохода на пару
конкретной модели обуви. На основании
полученных данных принимаются различные
управленческие решения. При планировании
ассортимента продукции и наличии узких
мест в производстве предпочтение отдается
моделям с наибольшим маржинальным
доходом на пару обуви. В таблице 3.3.1. представлен
расчет маржинального дохода на пару обуви
конкретной модели.
Таблица 3.3.1.
Расчет маржинального дохода на конкретную пару обуви.
Наименование | Модель | Цена без НДС, руб. | Переменные затраты | Маржинальный доход |
Ботинки мужские | 2-262 | 625 | 350 | 275 |
Ботинки мужские | 2-83 | 666 | 392 | 274 |
Ботинки мужские | 2-304 | 608 | 325 | 283 |
Ботинки мужские | 2-510 | 715 | 418 | 297 |
Ботинки мужские | 2-317 | 683 | 413 | 270 |
Ботинки мужские | 2-489 | 625 | 381 | 244 |
Ботинки мужские | 2-191 | 541 | 299 | 242 |
Сапоги женские | 2-87 | 1083 | 617 | 466 |
Сапоги женские | 2-210 | 1250 | 688 | 562 |
Сапоги женские | 2-258 | 1181 | 682 | 499 |
Сапоги женские | 2-428 | 1166 | 624 | 542 |
Ботинки школьные | 3-187 | 409 | 265 | 144 |
Ботинки школьные | 3-238 | 436 | 238 | 198 |
Ботинки школьные | 3-234 | 436 | 232 | 204 |
Информация о работе Экономическая сущность затрат на производство