Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 22:35, курсовая работа
учет затрат – основа исчисления фактической прибыли организации, облагаемой налогом. От организации учета производства зависит правильность расчета прибыли и других показателей.
Все вышеперечисленное говорит о теоретической и практической актуальности вопросов, связанных с управлением затрат на производство.
В этой работе будет рассмотрен учет, контроль и анализ производственных затрат на ОАО «Спартак».
ОАО «Спартак» - предприятие со смешанной формой собственности. Отраслевая принадлежность характеризует «Спартак» как предприятие, относящееся к легкой промышленности, а именно к обувной.
Введение 3
1. Экономическая сущность затрат на производство 7
1.1. Понятие затрат, их классификация 7
1.2. Особенности формирования затрат в обувной промышленности 15
2. Бухгалтерский учет затрат на производство 23
2.1. Учет и распределение израсходованных в производстве материальных, трудовых и финансовых ресурсов
2.2. Учет затрат вспомогательных производств
2.3. Учет и распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов
2.4. Учет и оценка незавершенного производства
2.5. Аналитический учет затрат на производство на ОАО «Спартак»
2.6. Сводный учет затрат на производство
3. Контроль и анализ затрат на производство
3.1. Анализ общей суммы затрат на производство
3.2. Анализ затрат на рубль товарной продукции
3.3. Контроль и анализ затрат и результатов
3.4. Анализ себестоимости единицы изделия
Заключение
Список литературы
Данные таблицы показывают, что затраты на производство в отчетном периоде по сравнению с планом значительно меньше (на 31,8 млн.руб.), то есть. план не был выполнен. Уменьшение затрат произошло по всем элементам, по каким-то в большем объеме, по каким-то в меньшем. Так материальные затраты меньше плановых на 10550 тыс.руб., затраты на оплату труда – на 12631 тыс.руб., отчисления на социальные нужды – на 4636 тыс.руб., амортизация – на 210 тыс.руб., прочие затраты – на 3730 тыс.руб.
На отклонение общей суммы затрат повлияли различные по своему характеру факторы. Одни из них способствуют уменьшению затрат на производство, а другие вызывают повышение себестоимости выпускаемой продукции. Зная информацию о затратах, представленную в таблице 3.1.1, можно определить влияние изменения объема производства и уровня затрат на рубль продукции на отклонение общей суммы затрат на производство, для этого используем прием абсолютных разниц.
1) Найдем отклонение общей суммы затрат на производство (DZ) за счет изменения объема производства (DV), для этого воспользуемся формулой:
DZ(DV)=(Vф-Vпл)*ZRпл, где
V – товарная продукция в действующих ценах;
ZR – затраты на рубль товарной продукции.
Тогда DZ(DV)=(315518-362735)*1,04= -49106 тыс.руб.
Следовательно, за счет снижения объема производства на 47217 тыс. рублей общие затраты на производство на ОАО «Спартак» в 2006 году уменьшились на 49106 тыс. рублей.
2) Найдем отклонение общей суммы затрат на производство (DZ) за счет изменения затрат на рубль товарной продукции (DZR), для этого используем следующую формулу:
DZ(DZR)=Vф.(ZRф.-ZRпл.).
Тогда DZ(DZR)=315518*(1,09-1,04)=
Следовательно, за счет изменения затрат на рубль товарной продукции на 5 копеек в сторону увеличения, общие затраты на производство на исследуемом предприятии тоже возросли, сумма изменения за счет этого фактора равна 17349 тыс. рублям.
Произведем проверку: абсолютное отклонение общей суммы затрат на производство в 2009 году на ОАО «Спартак» от планового значения определяется путем суммирования изменений затрат за счет влияния каждого фактора. Эта сумма составила 31757 тысяч рублей (-49106+17349=-31757= =345457-377244).
Анализируя % выполнения плана по затратам на производство в разрезе элементов затрат, можно предположить, что материальные затраты отличаются от плановых на меньший %, не только из-за прямого роста самих материальных затрат, но и из-за увеличения объемов производства более материалоемких моделей обуви.
% выполнения плана по расходам на оплату труда самый низкий, потому что заработная плата на ОАО «Спартак» состоит из двух частей, если первая часть – это оклад или сумма по сдельным расценкам, то вторая часть – это премия, которая определяется как первая часть, умноженная на % выполнения плана. При планировании он берется равный 100, фактически же план не был выполнен, поэтому он ниже.
В структуре затрат наибольший удельный вес как по плану, так и по факту занимают материальные затраты в общем объеме затрат, что свидетельствует о том, что обувное производство относится к материалоемкому.
В сравнении с плановой структурой затрат в отчетном периоде значительно возросла доля материальных затрат (на 3,13%) и незначительно возросла доля амортизации (на 0,04%), а доля всех остальных затрат уменьшилась.
Возросла доля прошлого труда и уменьшились затраты живого труда, хотя в целом структура затрат потерпела небольшие изменения.
3.2. Анализ затрат на рубль товарной продукции.
Важным обобщающим показателем является показатель затрат на рубль товарной продукции. Хотя, начиная с 30-х годов 20-го века, им являлась себестоимость сравниваемой товарной продукции. С 1957 года был введен универсальный показатель затрат на рубль товарной продукции для всех отраслей промышленности.
Затраты на рубль товарной продукции являются главным показателем, характеризующим уровень издержек на производство товарной продукции и размер ее рентабельности. Обобщающий показатель затрат на рубль товарной продукции определялся как отношение полной себестоимости к объему продукции в действующих оптовых ценах или в ценах предприятия, принятых в плане. Разница между оптовой ценой и себестоимостью составляла прибыль предприятия, исчисленную на товарный выпуск; этот показатель отражал также достигнутый уровень рентабельности (прибыльности).
Внедрение показателя затрат на рубль товарной продукции было необходимо в связи с происшедшими сдвигами в промышленности, увеличением удельного веса новой продукции, особенно в машиностроении, неэффективностью старой системы контроля за уровнем издержек. Сравнимая товарная продукция в ряде отраслей, особенно в тяжелом машиностроении, имела небольшой удельный вес.
Переход к планированию и учету затрат на рубль товарной продукции был обусловлен, во-первых, необходимостью устранения различного подхода к двум ее частям – старой и новой продукции – и установления единого задания по снижению себестоимости; охватывающего как сравнимую, так и несравнимую продукцию. Во-вторых, этот показатель обеспечивал увязку его с планируемой прибылью, образуя с ней органическое единство. В-третьих, показатель затрат на рубль товарной продукции позволял следить за динамикой снижения себестоимости за ряд лет.
Задачами анализа затрат на рубль товарной продукции являются:
- изучение динамики затрат на рубль товарной продукции;
- оценка выполнения плана по затратам на рубль товарной продукции;
-
выявление и определение
На уровень затрат на рубль товарной продукции оказывают влияние различные факторы (как объективные, так и субъективные; как внешние, так и внутренние), среди которых можно выделить следующие:
Влияние этого фактора определяется по формуле:
DZR(Dструктуры) = Sхф*Спл./Sхф*Цпл - Sхпл.*Спл./Sхпл.*Цпл., где
х – объем производства в парах;
С – себестоимость одной пары;
Ц – цена одной пары.
Влияние этого фактора рассчитывается по формуле:
DZR(DС) = Sхф*Сф./Sхф*Цпл - Sхф.*Спл./Sхф.*Цпл.
При
определении влияния этого
Влияние изменения цен на сырье и материалы и тарифов на потребленную энергию на уровень затрат на рубль товарной продукции определяется сопоставлением фактических затрат этого вида, приходящихся на один рубль фактического объема продукции, с плановыми затратами, приходящимися на один рубль фактически выпущенной продукции предприятием за исследуемый период.
3)
Изменение оптовых цен на
Влияние этого фактора рассчитывается по формуле:
DZR(DЦ) = Sхф*Сф./Sхф*Цф. - Sхф.*Сф./Sхф.*Цпл.
Для проведения глубокого факторного анализа с определением влияния всех факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции требуются современные технические средства и хорошая информационная база.
На ОАО «Спартак» затраты на рубль товарной продукции на 2006 год планировались на уровне 1,04 рублей, однако фактически они составили 1,09 рублей, то есть возросли на 5 копеек, что является весьма тревожны признаком, принимая во внимание то, что они и так превышают рубль, то есть планируются убытки. Это связано с большим размером постоянных затрат, отсутствием достаточного объема собственных средств и, как следствие, большие суммы процентов по кредитам.
Проведем
факторный анализ затрат на рубль
товарной продукции ОАО «Спартак»
за 2009 года на основании данных, представленных
в таблице 3.2.1. (некоторые цифры условные,
так как на предприятии не рассчитывают
фактический выпуск по плановой себестоимости
и по плановым ценам реализации).
Исходные данные для анализа.
Показатель |
Сумма, тысяч руб. |
Sхпл.*Спл. | 377244 |
Sхф*Спл. | 388126 |
Sхф*Сф. | 345487 |
Sхпл.*Цпл | 362735 |
Sхф.*Цпл | 352842 |
Sхф.*Цф. | 315518 |
Тогда:
DZR(Dструктуры) = 388126/362735 – 377244/362735 = 1,07 – 1,04 = 0,03,
то есть за счет изменений в структуре выпуска продукции затраты на рубль товарной продукции возросли на 3 копейки. Это говорит об увеличении доли изделий в общем выпуске, которые имеют более высокие затраты на рубль товарной продукции.
DZR(DС) = 388126/352842 – 388126/362735 = 1,10 – 1,07 = 0,03, то есть за счет изменения уровня затрат на единицу продукции затраты на рубль товарной продукции возросли на 3 копейки. Это связано как с ростом цен на продукцию, так и с увеличением доли постоянных расходов на единицу продукции в связи с невыполнением плана.
DZR(DС) = 345487/315518 – 388126/352842 = 1,09 – 1,10 = -0,01,
то есть за счет роста оптовых цен на реализуемую продукцию затраты на рубль товарной продукции снизились на 1 копейку.
После этого можно установить влияние исследуемых факторов на сумму прибыли. Для этого необходимо абсолютные приросты затрат на рубль товарной продукции за счет каждого фактора умножить на выручку за фактический объем, но по плановым ценам реализации. В таблице 3.2.2. приведен расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли.
Информация о работе Экономическая сущность затрат на производство