Экономическая сущность бюджетного федерализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы – исследование содержания бюджетного федерализма, этапов его развития в России и его роли в реформировании межбюджетных отношений.
Для реализации этой цели ставятся следующие задачи:
Изучить сущность бюджетного федерализма и модели его развития в современных цивилизованных странах;
Рассмотреть этапы становления и развития межбюджетных отношений в России;
Выявить плюсы и минусы действующей системы межбюджетных отношений;
Проанализировать распределение доходов и расходов между различными уровнями бюджетной системы (федеральным и региональным);
Сформулировать рекомендации по совершенствованию системы межбюджетных отношений.

Файлы: 1 файл

курсовая гос и мун финансы.docx

— 350.15 Кб (Скачать)

Анализ вертикальной структуры бюджетной системы РФ представляет, что на протяжении последних лет постоянно увеличивается тенденция к централизации значительной части бюджетных средств на федеральном уровне. В некотором смысле, концентрация финансовых ресурсов на «верхнем» уровне государственного управления оправдана: решение общенациональных задач, в том числе связанных со структурными преобразованиями в экономике и социальной сфере, необходимость укрепления национальной безопасности, повышение эффективности деятельности государственных структур требуют бюджетных средств именно на федеральном уровне. Однако это не должно приводить к излишней концентрации средств в федеральном звене бюджетной системы РФ и происходить за счет ослабления территориальных бюджетов.

Но в России именно таким образом происходит данный процесс. Субъекты РФ, не говоря уже о муниципальных образованиях, не наделены сегодня теми доходными источниками, которые позволяли бы им самостоятельно распоряжаться бюджетными поступлениями. Характерной тенденцией последних лет является постепенное уменьшение удельного веса налоговых поступлений в доходах территориальных бюджетов.

В связи с уменьшением налоговых поступлений в составе доходов территориальных бюджетов резко возросла зависимость региональных бюджетов от федерального, а местных бюджетов – от региональных. Сложившаяся ситуация противоречит принципу реальной самостоятельности региональных и местных бюджетов, не способствует развитию местной инициативы, порождает финансовое иждивенчество.

В настоящее время реальный баланс между доходами и расходами в территориальных бюджетах обеспечивается не за счет роста налоговых доходов, адекватных росту расходов, в том числе передаваемых с федерального уровня, а за счет оказания финансовой помощи, выделяемой из федерального бюджета.

Вертикальное выравнивание должно быть в совокупности с горизонтальной сбалансированностью, которая в свою очередь является пропорциональным распределением налогов между субъектами федерации, целью которого является снижение неравенства в налоговых возможностях территорий.  В Российской Федерации задача горизонтального выравнивания достаточно сложна, в сравнении с другими странами.  Обеспечение каждому обещанных государством объемов товаров и услуг (благ) связано с различиями в экономическом положении, уровнем затрат в регионах. Для наиболее ясного представления вышеизложенного, приведена таблица 5:

 

Таблица 5

 

Но, не смотря на сходство в поставленных целях у РФ и Германии (бюджетное выравнивание региональных диспропорций) не стоит отрицать тот факт, что проблемы фискального федерализма в России и в ФРГ поставлены по-разному.

Если мы говорим  о текущей ситуации в Германии, то, несмотря на стагнацию экономики в течение нескольких последних лет, ее никаким образом нельзя сравнивать с текущей ситуацией в России. В ФРГ присутствуют: высокая собираемость налогов, сравнительно низкие темпы инфляции, отработанная система формирования бюджетов всех уровней и  прослеживается четкое распределение финансовой ответственности за решения различного рода задач, огромные доходы бюджета. Следует выделить немаловажный факт того, что в Германии отработанны эффективные финансовые механизмы регулирования территориального развития.

При всех различиях перечисленных выше между ситуацией в России и Германии,  применение опыта Германии  в области межбюджетных отношений в РФ не оспорим, и он представляет собой значительный интерес для государственной экономической политики.

В Германии в течение длительного времени существуют эффективные финансовые механизмы регулирования территориального развития, заимствование которых Россией может стать продуктивном шагом в развитии страны.

Так как возможности  полностью перенять положительный зарубежный опыт построения модели  фискального федерализма нет, необходимо адаптировать к современным российским условиям  самое лучшее из германской практики межбюджетных отношений.

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы бюджетного федерализма в РФ и перспективы развития

 

3.1. Проблемы бюджетного  федерализма в РФ

 

 

Исследование проблемы федерализма в России берет свое начало еще в дореволюционный период. Не стоит также забывать о том, что в советское время фискальный федерализм анализировался как  новый тип бюджетного федерализма, как со стороны экономической сферы, так и со стороны политической.

На основании анализа Конституции РФ 1993 года наиболее важным признаком, характеризующим федеративное устройство России, является единство финансовой политики и бюджетной деятельности на всех уровнях Федерации и субъектов. Неизменность любой федерации в большей мере зависит от устойчивого регулирования внутри федеративных отношений. Фискальный федерализм здесь можно рассматривать как принцип, в соответствие с которым регулирование финансовых отношений между бюджетами разных уровней должно быть направлено на укрепление федеративных отношений в государстве.

Федеративное устройство России отличает отсутствие  правовой регламентации взаимосвязей между целым и составляющими частями.

В условиях существования бюджетной системы важную роль  играют два основных принципа:

1.  «Часть целого»  не имеет возможности преобладать  над «целым»;

2.  Целостность  системы тем выше, чем крепче  взаимосвязь между ее элементами;

То есть, главное в бюджетной деятельности субъектов РФ – преобразование территориальной части государства в реально функционирующую единицу Федерации.

Законодательство, которое на данный момент существует и действует в рамках Российской Федерации и регулирует бюджетные отношения между РФ и ее субъектами, далеко от того, каким оно должно быть. В нем существует ряд пробелов, которые негативно сказываются на многих процессах в различных сферах. Поэтому, мы можем говорить о создании более совершенной системы законодательства в сфере межбюджетных отношений.

Если мы говорим о проблемах бюджетного федерализма в РФ, то следует выделить «ассиметричные федеративные межбюджетные отношения», которые образуются в результате наличия конституционного и договорного способов разграничения бюджетной обязанности между федерацией и ее субъектами одновременно.

Немаловажной особенностью является то, что  на данном этапе развития РФ присутствует некоторая незавершенность формирования внутренней структуры государства, также отсутствие четкого  разграничения компетенции между уровнями власти и самоуправления; все это приводит к неблагоприятным последствиям в отношениях между уровнями власти.

Наряду с другими проблемами в России существует проблема, которая связана с взаимоотношениями федерального центра и регионов.

Устранение советской системы административно-политических отношений вызвало потребность в  новой системе, которая так и  не сформировалась  по сегодняшний день. При этом острым вопросом является отсутствие стратегии в строительстве истинного федеративного государства в РФ, что обусловлено некорректным восприятием понятия фискального федерализма в целом, а также сущности фискального федерализма, в частности.

Ввиду всего этого, в условиях становления рыночной экономики и становления российской государственности, одним из актуальных становится вопрос о разграничении функций федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также установления правовых отношений между звеньями финансовой системы всей страны.

Межбюджетные отношения в большей степени воздействуют на экономическую ситуацию и темпы экономического роста как в регионах, так и в стране в целом, на социально-политическую обстановку, на интенсивность и  направленность миграционных потоков. При этом остро встает проблема соответствия налоговых поступлений финансовым поставленным задачам центра и субъектам федерации.

Отметим немаловажный факт того, что взаимоотношения между центром и регионами в РФ с каждым годом становятся все более напряженными. Это можно объяснить спадом производства и сокращением объемов бюджетов. Даже если речь идет о минимальных необходимых расходах, то они тоже тяжело реализуются в рамках экономики нашей страны.

Если мы проанализируем современную ситуацию в России, то мы заметим, что Конституция устанавливает разграничённость и автономность бюджетов разных уровней. Определение таких общих принципов дает нам право говорить о существовании конституционной модели бюджетного федерализма. Особую роль в конституционной модели играют совместные бюджетные и налоговые полномочия Федерации и ее субъектов. С одной стороны, они ограничивают возможности центра и регионов, но с другой, они определяют их взаимосвязь и взаимозависимость, устанавливая единство систем: бюджетной и налоговой.

Эффективное межбюджетное взаимодействие центра и регионов дает возможность решать сложные задачи экономическими методами.

Из всего вышесказанного делаем вывод о совершенствовании законодательной системы в целом, в сфере экономики и бюджета в частности.

В последнее время в России органы местного самоуправления, наделенные  финансово правами  стали  обязательной составляющей системы государственного управления.  Увеличилась роль территориальных финансов в общегосударственной финансовой системе, и как следствие растет значимость местных бюджетов.

Немаловажной проблемой в рамках развития бюджетного устройства РФ является пересмотр существующих отношений между бюджетами различных уровней. Для России на современном этапе развития большую роль играет проблема учреждения бюджетного устройства, которое  в свою очередь базируется  на принципах фискального федерализма.

Под бюджетным федерализмом подразумевается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти, основанная на следующих принципах:

- автономность бюджетов  разных уровней;

- наличие особых методик  разрешения конфликтов между  уровнями власти, а также достижение  компромиссов по вопросам налогово-бюджетной  политики;

- формализованные методы  регулирования межбюджетных отношений  и предоставление финансовой  поддержки;

Бюджетный федерализм это одно из наиболее сложных направлений экономических реформ.

В России в настоящее время осуществляются достаточно медленными темпами шаги к становлению истинно федеративных отношений между бюджетами разных уровней. Но, не смотря на это, основы к их формированию уже были созданы, также стоит отметить, что определенные успехи в развитии фискального федерализма были достигнуты, не смотря на ряд проблем, которые также имеют место быть.

Представим ряд задач, которые были бы уместны для развития эффективной экономико-бюджетной политики на территории РФ:

  1. Необходимо совершенствовать систему   разграничений компетенции между уровнями власти и самоуправления и в этом случае отношения между уровнями власти не будут иметь неблагоприятных последствий;
  2. Сделать более доступной  миграцию населения между территориями РФ, с целью выбора выгодных для людей условий проживания (налогов, жилья и т.д.). Таким образом, согласно гипотезе Тибу, будут выявляться наиболее благоприятные территории для проживания; Все регионы так или иначе должны быть заинтересованы в притоке населения, особенно, если речь идет о слабо населенных и слаборазвитых регионах. Для этого, им необходимо предоставлять более выгодные условия проживания,  сюда же можно отнести предоставление выгодных для «мигрантов» условий ведения бизнеса; Таким образом, регионы будут становиться более развитыми и конкурентоспособными, соответственно будет увеличиваться приток людей на территорию того или иного региона. Все это, в долгосрочной перспективе, ведет к снижению доли выделяемых дотаций на развитие регионов и как следствие снижение доли нагрузки на федеральный бюджет;
  3. Укрепление федеративного государства с помощью более равномерного распределения финансовых ресурсов между его субъектами ;в качестве одного из методов можно рассмотреть усиление тенденции  к единообразному распределению ресурсов между землями.

Также, перенести различные крупные предприятия и филиалы крупных иностранных компаний из «центра», расположив их в регионах, в частности слаборазвитых. Осуществив подобную меру, в перспективе мы можем говорить о развитии и привлечении потока мигрантов в тот или иной регион и как следствие росте его социально-экономической значимости.  В этом случае регион станет более конкурентоспособным.

  1. Если говорить о становлении децентрализованного государства в перспективе, в качестве одной из ключевых задач, стоящих перед государством, то  методология исследования данного вопроса основывается на анализе противоречий и многофакторных эффектов.

Здесь необходимо отметить опыт Америки и ее модели бюджетного федерализма. Полностью децентрализованное государство, в котором его составным частям (штатам) в большей степени переданы полномочия от центра. Не смотря на автономию регионов, они представляют собой единую эффективно функционирующую систему, речи о полной самостоятельности и отделения штатов нет.

По моему мнению, передача некоторого объема функций (полномочий) на региональный уровень обеспечит большую долю самостоятельности регионов.

На почве увеличения полномочий у субъектов может появиться желание о полной автономности. Здесь возникает проблема под названием «Дилемма треугольника», которая заключается в противоречивости сочетания достижения целей экономической эффективности, социальной справедливости и макроэкономической стабильности, которые на практике представляют собой вертикальный и горизонтальный дисбаланс бюджетной системы.

                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Перспективы и пути совершенствования бюджетного федерализма в РФ

 

 

Ключевую роль в становлении «эффективной экономики» играют вопросы упрочения финансовой базы регионов и муниципальных образований, базирующихся на основе принципов фискального федерализма. Если механизм межбюджетных отношений построен рационально, то функции бюджетов различных уровней будут в наибольшей степени эффективны. Распределение расходных полномочий  - это основа взаимоотношения бюджетов.

Первой целью в Российской Федерации должно быть укрепление федеративного государства с ключевыми элементами в сторону более равномерного распределения финансовых ресурсов между его субъектами.

Федеральный бюджет на 2011–2013 годы представляет аналитическое распределение расходов по государственным программам. В частности, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете до 2013 года расходы по комплексу государственных программ «Инновационное развитие и модернизация экономики» будут составлять более 1,5 трлн. руб. ежегодно.

Информация о работе Экономическая сущность бюджетного федерализма