Экономическая сущность бюджетного федерализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы – исследование содержания бюджетного федерализма, этапов его развития в России и его роли в реформировании межбюджетных отношений.
Для реализации этой цели ставятся следующие задачи:
Изучить сущность бюджетного федерализма и модели его развития в современных цивилизованных странах;
Рассмотреть этапы становления и развития межбюджетных отношений в России;
Выявить плюсы и минусы действующей системы межбюджетных отношений;
Проанализировать распределение доходов и расходов между различными уровнями бюджетной системы (федеральным и региональным);
Сформулировать рекомендации по совершенствованию системы межбюджетных отношений.

Файлы: 1 файл

курсовая гос и мун финансы.docx

— 350.15 Кб (Скачать)

Стоит отметить немаловажный факт того, что в Бюджетный кодекс были внесены некоторые изменения, которые затрагивают внедрение новой бюджетной классификации и перехода к программному бюджету - в качестве преобразований в законодательной сфере.

Также, было дано право субъектам РФ и муниципальным образованиям, переходить на программную структуру. Это в свою очередь говорит о введении новых целевых статей расходов и группировку по государственным программам.

Была проведена работа по созданию государственных программ Российской Федерации. По каждой из 41 программ, существующих и одобренных Правительством РФ, есть объемы расходов в рамках формирования долгосрочной бюджетной стратегии.

Одним из важнейших элементов любой государственной программы является взаимодействие с субъектами РФ. Экономическая политика государства весьма разнится в зависимости от развитости или ее отсутствии регионов. Для слаборазвитых -  это в первую очередь участие Федерации в создании условий для привлечения инвестиций, а также разработка системы финансовой поддержки. Если говорить о развитых регионах, то здесь стоит отметить, что политика основывается на принципах долевого участия в коллективных  проектах.

В 2014 году планируется заключить соглашения о мерах по увеличению эффективности использования бюджетных средств  и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов  с дотационными субъектами РФ. Также, следует осуществить ряд проверок отчетов об исполнении соответствующих бюджетов за 2013 гол – задача для контрольных органов.

И в методических рекомендациях, которые утверждены совместным приказом Минфина России и Минэкономразвития России, специально обращено внимание на то, что государственные программы по вопросам совместного ведения должны содержать блоки правового регулирования в этой сфере рамочного законодательства для субъектов РФ, общие требования к государственным программам, аналогичным программам субъектов Федерации.

Единовременно проходит работа по укреплению субсидий в рамках государственных программ для уменьшения их количества.  Все это ведется к тому, чтобы иметь лишь одну субсидию в рамках государственной программы, которая позволит существенно увеличить автономность субъекта.

Все эти решения требуют внесения изменений в нормативно-правовые акты. Такая идеология заложена в программе повышения эффективности бюджетных расходов.

Рассмотрим некоторые сферы, в которых на данном этапе реализуются приоритетные национальные проекты,  которые направлены на улучшение социальной сферы в целом: сфера образования; здравоохранения, ЖКХ.

Реализация действий в области образования в перспективе нацелена на повышение качества образования, и в то же время его доступности для населения. Реализуемые меры в сфере образования предоставляет возможность для повышения качества «человеческого капитала».

Политика в области здравоохранения согласно «Концепции развития здравоохранения до 2020 года», направлена на улучшение многих факторов, важнейшим из которых является «состояние здоровья населения» путем улучшения доступности и качества медицинской помощи, за счет улучшенных условий предоставления медицинских услуг. Внедрение инновационных технологий («информатизация»), стандартизация, автоматизация и многое другое также входит в обязательные условия политики преобразования представленной сферы.

В рамках реализации Концепции демографического развития России на период до 2015 г. предполагается увеличение размеров пособий по материнству (пособий при рождении ребенка и т.п.). На реализацию этих мероприятий будет выделено порядка 32,5 млрд. руб.

Итак, увеличение количества программ, которые затрагивают различные вопросы, говорит об увеличении влияния государства в области экономики.

Их тематическая направленность программ в последнее время демонстрирует пристальное внимание государства к системе  межбюджетных отношений, а также  к проблемам развития экономического федерализма.

Из вышесказанного делаем вывод, что в российских реалиях четко проявляется особенность экономической функции государства, которая напрямую объединена с ее федеративным государственным устройством.

Отметим, что существует большое количество затруднений в реализации программ и их сопоставлении с законодательством по времени. Часто получается так, что цели и действия, согласно различным программам не реализуются до конца.  Путем решения подобной проблемы может стать определение принципов эффективности программ, а также через законодательное закрепление правил их реализации.

На данном этапе развитие фискального федерализма в РФ зависит в большей степени от способности государства как единого целого преодолеть существующие проблемы в различных областях. Решение проблем бюджетного федерализма в итоге позволит стабилизировать рыночную экономическую систему. Поэтому представляется необходимым фискальный федерализм соединять с макроэкономической политикой рыночных реформ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В федеративных государствах бюджетное  устройство основывается на общих принципах, которые, в свою очередь, определяются понятием «фискального федерализма». Наиболее полная реализация принципов федерализма – одно из важнейших условий стабильного развития государства с федеративным устройством. Определение федерализма как структурно-организационного принципа, на базе которого строятся взаимоотношения федерального центра и регионов, предусматривает определенную конкретику во взаимосвязях центрального и регионального уровней власти.

Стоит отметить тот факт, что Российская Федерация существует в качестве федеративного государства сравнительно недолго, а именно ее становление было с 1991. Ввиду этого ряд проблем возникает в разрезе «фискального федерализма» из-за недостатка опыта.

Как уже было сказано ранее, важнейшую сторону механизма межуровневых отношений в федеративном государстве, составляет взаимодействие центра и субъектов федерации в финансово-экономической сфере.

Таким образом, бюджетный федерализм представляет собой составную часть государственного механизма, т.е. составную часть отношений между центральными, региональными и местными органами власти федеративного государства по поводу формирования и распределения бюджетных средств и направленные на обеспечение целостности РФ и сочетание интересов ее уровней. Фискальный федерализм  представляет собой совокупность межбюджетных отношений в федеративном государстве, не смотря на то, что межбюджетные отношения могут относится как к федеративному государству, так и к унитарному. Таким образом, межбюджетные отношения реализуются между различными уровнями власти по поводу распределения мобилизуемых доходов и использования их в целях социально-экономического развития страны и каждой территории. Это составная часть любой бюджетной системы. Межбюджетные отношения предполагают только финансовые потоки между бюджетами, а бюджетный федерализм – взаимоотношения властей разных уровней по вопросам разграничения расходных и доходных полномочий и ответственности.

Субъектами федерализма являются органы власти федерального, регионального и местного уровней, а объектами – бюджетные доходы, бюджетные расходы и бюджетное регулирование.

Существуют известные мировые модели бюджетного федерализма: американская  германская. Часто их называют конкурентная и кооперативная, соответственно. Россия – это страна, которая нуждается в использовании  международного опыта, ввиду несовершенства и неэффективности современной ситуации. Германская модель в большей степени подходит для реализации ее основных принципов на территории РФ. Так как в полном объеме перенять опыт Германии не предоставляется возможным, так как положение данных стран в сравнении слишком разное, необходимо позаимствовать основные способы и методы реализации эффективной политики. А так как уже было отмечено ранее, Россия во многом сможет сама сконцентрировать свои силы и направить их на реализацию эффективной модели управления, без большого объема заимствований.

Таким образом, создание эффективной государственной власти в условиях современных реалиях возможно лишь на основе совместных усилий всех уровней власти, как федерального правительства, так и субъектов РФ и органов местного самоуправления. Для слаженно работающей системы «фискального федерализма» необходимо воссоединить эти усилия и объединить интересы всех уровней, все это реально на пути к поставленной цели. Данная система будет иметь основное направление – решение задач подъема экономики страны, и  не будет способствовать  стагнации и распространению «бедности».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации

  1. Конституция Российской Федерации

  1. Федеральный закон от 7.10.2011 г. № 272-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2010 год»

  1. Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»

  1. Федеральный закон от 2.10.2012 г. № 151-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2011 год»

  1. Федерального закона от 03.12.2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов»

  1. Федеральный закон от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

  1. Программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов до 2012 года.

  1. Приказ Минфина РФ от 28.12.2010 N 190н (ред. от 14.06.2011) "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (Указания).

  1. Постановление Правительства РФ от 27 марта 2013 г. № 275 “Об утверждении Правил формирования и предоставления из федерального бюджета единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации”.

  1. Артемьева С., Совершенствование системы межбюджетных отношений в современных условиях. // Вопросы экономики, 2011 г.

  1. Афанасьев М.П., Основы бюджетной системы, Учебная литература. – М.: Издательство «ГУ ВШЭ», 2012 г.

  1. Балацкий Е., Екимова Н. Финансовая несостоятельность регионов и совершенствование межбюджетных отношений. / Балацкий Е., Екимова Н. // Общество и экономика – 2010 г.

  1. Березин М.Ю., Особенности межбюджетного распределения доходов от региональных и местных налогов // Законодательство и экономика, 2010 г.

  1. Бобкова О.В., Борисов М.С., Гатин А.М., Колпаков Р.В., Никитина О.В., Романова Е.В., Степанова О.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. – М.: Финансы и статистика, 2012 г.

  1. Богов X.М., Развитие межбюджетных отношений и предпосылок экономического роста // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2011 г.

  1. Горегляд В. Формирование современной модели бюджетного федерализма в России: вопросы методологии // Федерализм. — 2011 г.

  1. Доленко Д.В. “Политика и территория. Основы  политического регионоведения”, 2010 г.

  1. Новикова Н. И. Бюджетный федерализм: понятие и сущность в РФ, 2012 г.

  1. Пешина Э.В., Бюджетный федерализм и экономические реформы в России // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – № 24, 2010 г.

  1. Предеина Е.В. «Бюджетная система РФ: учебное пособие», 2011г.

  1. Родионова В.М., Совершенствование бюджетного законодательства - необходимое условие осуществления преобразований в бюджетной сфере России // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях". - №  2, 2010 г.

  1. Фролова Т.А. «Финансы и кредит» Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010 г.

  1. Циммерман Хорст, «Муниципальные финансы», Дело и сервис, 2011 г.

  1. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации (http://www.minfin.ru/ru/)

  1. Официальный сайт Федерального казначейства Российской Федерации (http://www.roskazna.ru/)

  1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/)

  1. http://www.consultant.ru/popular/selfgovernment/КонсультантПлюс

Информация о работе Экономическая сущность бюджетного федерализма