Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:17, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в изучение эффективности отрасли общественного питания и определение тенденций ее развития.
В связи с поставленной целью, сформировались основные задачи:
-Изучить сущность эффективности общественного питания
-Изучить факторы влияющие на развитие общественного питания
Введение 3
1 Сущность эффективности общественного питания 5
1.1 Значение общественного питания 5
1.2 Факторы влияющие на развитие общественного питания 15
1.3 Показатели,характеризующие отрасль общественного питания 20
2 Анализ эффективности предприятий общественного
питания г.Екатеринбурга 21
2.1 Характеристика предприятий общественного питания
г.Екатеринбурга 21
2.2 Факторы, влияющие на предприятия общественного питания 27
3 Пути повышения эффективности общественного питания
г.Екатеринбурга 31
Заключение 36
Список литературы
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ЕКАТЕРИНБУРГА.
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ г.ЕКАТЕРИНБУРГА
Развитие отрасли общественного питания во многом зависит от состояния внешней среды, т. е. от социально-экономических, демографических, политических процессов, протекающих, в том числе, в крупнейшем городе Урала – Екатеринбурге. Исходя из этого представляется необходимым охарактеризовать современное состояние Екатеринбурга и перспективы его развития.
Екатеринбург традиционно занимает особое место в социально-экономическом развитии как России, так и Уральского региона, является центром Свердловской области – одного из крупнейших в экономическом отношении субъектов РФ.
Екатеринбург относится к одному из лидирующих городов России по обороту общественного питания. За все представленные годы по обороту общественного питания Екатеринбург занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга.
Расположение Екатеринбурга
в центре Уральского региона, отличающегося
богатыми природными ресурсами, с сохраняющимся
высоким промышленным, научным, трудовым
и инженерно-творческим потенциалом,
способствует сохранению
и закреплению его роли в качестве главного
экономического, организационного и политического
центра региона, «столицы» Свердловской
области, ядра Свердловской (Екатеринбургской)
городской агломерации.
Таблица 3-Показатели развития Екатеринбурга
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
Отклонения |
Темпы роста | ||
Численность постоянного населения, тыс.чел. |
1331 |
1336,6 |
1372 |
5,6 |
35,4 |
100,4 |
102,6 |
Обьем производства промышленной продукции млрд руб. |
74 |
76,4 |
78,1 |
2,4 |
1,7 |
103,2 |
102,2 |
Средняя зароботная плата, руб |
7430 |
9500 |
1075 |
2070 |
1250 |
127,8 |
128 |
Уровень бедности, % |
14,5 |
11 |
9,5 |
-3,5 |
-1,5 |
75,8 |
86,3 |
Уровень безработицы, % |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0 |
-0,1 |
100 |
85,7 |
Объем инвестиций в основной капитал, млрд руб. |
19,9 |
27,2 |
31,0 |
7,3 |
3,8 |
136,6 |
114 |
Оборот розничной торговли, млрд |
103 |
128 |
150,7 |
25 |
22,7 |
124,2 |
117,7 |
Оборот общественного питания, млрд руб |
4,7 |
6,5 |
8,35 |
1,8 |
1,85 |
138,2 |
128,4 |
Объем платных услуг, млрд руб |
25,4 |
33,4 |
39,7 |
8 |
6,3 |
131,4 |
118,8 |
В 2006–2010 гг. темпы экономического
развития города Екатеринбурга в основном
соответствовали общероссийским показателям.
Наибольшими темпами развиваются сфера
услуг
и потребительский рынок. Устойчивый рост
показывают предприятия черной металлургии
и пищевой промышленности, что частично
компенсирует продолжающееся падение
объемов производства в машиностроительной
отрасли. В 2006–20010 гг. в Екатеринбурге
продолжался наблюдаемый с 1999 г. рост реальной
заработной платы. Коэффициент покрытия
прожиточного минимума средней заработной
платой увеличился до 2,7. Численность населения,
живущего ниже уровня прожиточного минимума,
в первом полугодии 2009 г. в Екатеринбурге
(по расчетным данным) составила 20,6%. Таким
образом, уровень бедности в городе ниже,
чем в среднем по России и Свердловской
области.
Снижение инфляционных процессов в 2009 г. в совокупности со снижением ставки НДС способствовало дальнейшему опережающему росту реальной заработной платы по сравнению с ростом ВВП. Одним из основных факторов, положительно воздействовавших на развитие социальной сферы города в 2006–2010 гг., явилось повышение заработной платы работникам бюджетной сферы и введение муниципальных надбавок.Рост доходов населения стимулирует развитие потребительского рынка. Оборот розничной торговли и объем платных услуг населению в Екатеринбурге растет среднегодовыми темпами 14–15%. Высокая потребительская активность способствует развитию сети предприятий общественного питания.Развитие общественного питания во многом зависит от сложившейся инфраструктуры.
Исходя из вышесказанного можно заключить: в услугах общественного питания в городе нуждается порядка 1 млн чел.
Таблица 4-Внедрение полной автоматизации
учета производства
предприятий общественного питания за
2009 г.
Районы |
На 01.01.2009 |
Всего на 01.01.2010 |
Отклонения |
Темпы роста |
Верх- Исетский |
22 |
35 |
13 |
159 |
Железнодорожный |
18 |
22 |
4 |
122,2 |
Кировский |
77 |
84 |
7 |
109 |
Ленинский |
74 |
98 |
24 |
132,4 |
Октябрьский |
52 |
65 |
13 |
125 |
Орджоникидзевский |
28 |
32 |
4 |
114,2 |
Чкаловский |
32 |
37 |
5 |
115,6 |
В целом рынок автоматизации
предприятий общественного
и усовершенствования уже установленных
систем.
Предприятия общественного
питания Екатеринбурга
в своем развитии опережают потребности
населения, поэтому предприятия, вначале
предлагавшие экзотическую кухню,
в итоге переходят на традиционную, к тому
же традиционная кухня обладает меньшими
рисками в плане поставок продуктов
Таблица 5-Влияние факторов внешней среды
на сферу общественного питания в городе
Екатеринбурге
Позитивные факторы |
Негативные факторы |
Большая численность населения. Приток мигрантов. Рост доходов населения. Увеличение притока туристов. Строительство новых торговых центров. Защищенность от конкуренции крупных международных сетей. Низкий уровень безработицы |
Высокие издержки обращения из-за постоянного роста тарифов ЖКХ, увеличения цен на топливо, электроэнергию. Высокий уровень арендной платы. Высокие издержки обращения. Увеличенная налоговая нагрузка
на предприятия общественного |
В экономике нашего города торговля и общественное питание занимают второе место по количеству занятых – 16,5%, или более 100 тыс. чел. (2009 г.). В Екатеринбурге в последние годы сфера общественного питания развивается быстрыми темпами, о чем свидетельствуют данные табл. 6.
Таблица 6-Развитие предприятий общественного питания Екатеринбурга
Показатель |
2009 |
2010 |
Отклонения |
Темпы роста |
Оборот общественного питания, млн руб. |
6500 |
8350 |
1850 |
128,4 |
Количество предприятий общественного питания, ед. |
1347 |
1415 |
68 |
105 |
Ввод в действие новых предприятий, ед. |
53 |
68 |
15 |
128,3 |
Ежегодный прирост товарооборота составляет в Екатеринбурге порядка 1 млн руб. Факторы наращивания товарооборота:
увеличение количества
предприятий общественного
рост цен (в том числе за счет инфляции);
увеличение спроса на услуги
предприятий общественного
Таблица 7-Обеспеченность местами предприятий общественного питания(по состоянию на 01.01.2009 г.)
Район |
Численность населения, тыс. чел. на 01.01.2009 |
Количество мест |
Обеспеченность местами
общедоступной сети |
Верх-Исетский |
178,1 |
7723 |
43 |
Железнодорожный |
147,3 |
6085 |
41 |
Кировский |
215,2 |
6135 |
29 |
Ленинский |
156,5 |
10268 |
65 |
Октябрьский |
140,1 |
6538 |
47 |
Орджоникидзевский |
264,6 |
4773 |
18 |
Чкаловский |
237,8 |
5332 |
22 |
Структура сети предприятий
общественного питания
2.2 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
С начала этого года в городе открылось 89 новых предприятий общественного питания. Так на сегодняшний день в Екатеринбурге работает более 1700 предприятий общественного питания на 134 000 посадочных мест, а обеспеченность общедоступной сетью в столице Урала составляет 49,1 места на тысячу жителей. Особой популярностью у горожан пользуется русская и восточная кухня, а также фаст-фуд.Оборот общественного питания в Екатеринбурге за первое полугодие 2011 года составил 11,54 миллиарда рублей, что на 4,21 миллиарда рублей больше показателей аналогичного периода 2010 года. Таким образом, рост составил 16,1%.На начало 2012 года ожидается рост оборота общественного питания. Предполагается, что оборот общественного питания составит 15,2 миллиарда рублей.Оборот общественного питания по сравнению с прошлым годом вырос на 7,6%. Пик кризиса в сфере общественного питания пришелся на первое полугодие 2009 года. В первом же полугодии 2010-го началось восстановление. Темпы прироста населения в сфере общественного питания на сегодняшний день ниже докризисных. Посетители общепита тратят в среднем 3-3,5% от своих доходов.
Свой день мы делим на части - до, во время и после еды. Питание вне дома - норма жизни последних лет. Сфера потребительского рынка обычно оценивается по развитию торговых площадей. Количество их в Екатеринбурге за последние годы увеличилось в разы, зато незаслуженно в тени оставалась сфера общественного питания - также ключевая составляющая потребительского рынка. А между тем динамика ввода точек общепита ничуть не меньше, чем по вводу торговых площадей. На сегодняшний день в городе действует уже более полутора тысяч предприятий. Во-первых, активно ведется строительство отдельно стоящих зданий по всем типам предприятий. Второе - услуга общественного питания хорошо развивается в гостиницах. В-третьих, очень мощно растут фуд-корты по всем торговым центрам Екатеринбурга. Число предприятий быстрого питания увеличилось в два с половиной раза! Фаст-фуд занимает более 30% в структуре рынка общепита Екатеринбурга. В последнее время развивается и закрытая сеть. Из 1500 предприятий таких порядка 45%. Это студенческие, заводские столовые, школьное питание.
Что касается наиболее востребованных форматов заведений, стоит сказать, что за последние полтора года увеличилось в полтора раза количество ресторанов. Причем открылись не обычные рестораны какого-то определенного ценового сегмента, а заведения с уникальной концепцией, с определенной идеологией, с четкой ориентацией на конкретных клиентов. В городе сейчас представлены практически все кухни мира - от европейской до азербайджанской и мексиканской. В полтора раза увеличилось и количество чайных.
Вопрос организации семейного досуга тоже один из первоочередных. Ментальность в нашем обществе меняется, многие семьи позволяют себе по пятницам и выходным дням ходить в кафе и рестораны. И поэтому нужно сделать так, чтобы у семей была возможность посещать не только предприятия, находящиеся в центральной зоне, но и в других районах, жилых массивах. Нужно следить за тем, чтобы в каждом микрорайоне, где ведется активная застройка (Академический район, Ленинский, Чкаловский и другие), были точки общественного питания, и люди могли, не затрачивая время на транспорт, спокойно с семьей позавтракать или поужинать.
Развитию кадрового потенциала нужно уделять большое внимание, чтобы выпускники учебных заведений были максимально адаптированы к условиям и потребностям рынка. Дальнейшее качественное развитие отрасли невозможно без настоящих мастеров.
Дефицит парковочных мест
- проблема не только этой сферы, но и города
в целом. И по уровню автомобилизации Екатеринбург
занимает сегодня второе после Москвы
место. И динамики к снижению объема продаж
не предвидится, тем более, активно развивается
потребительское кредитование. И сейчас,
когда идет программа освоения первых
этажей, чтобы рядом с заведениями обязательно
были запланированы парковочные места.
Иначе объект не будет сдан. Объем парковочных
мест должен соответствовать нормативам,
определенным городской думой.
В заключение можно сказать, что объемы
товарооборота в Екатеринбурге будут
расти - на 23-25% ежегодно. Темпы точно не
снизятся. Будут появляться новые предприятия,
уровень конкуренции будет расти, поэтому
каждое заведение должно обладать индивидуальной
концепцией в зависимости от выбранного
ценового сегмента. С учетом ввода новых
объектов торговли услуга общественного
питания будет развиваться даже быстрее,
чем за последние два года. До 2010 года в
Екатеринбурге будет удвоено количество
предприятий общественного питания, предлагающих
своим клиентам в том числе и детское меню.
Подобное нововведение связано с тем,
что посетителями кафе и закусочных все
чаще становятся семьи с детьми, а родители
не хотят кормить своих детей неприспособленной
для малышей пищей.Так, на сегодняшний
день детский ассортимент блюд в городе
предлагает уже 43 предприятия общественного
питания. Набор "детских" блюд включает
каши, пюре, мягкие мясные и рыбные блюда,
специальные напитки, а также подарки
и призы. Кафе и закусочные, предлагающие
своим клиентам детские меню, также оборудованы
детской мебелью и игровыми зонами. В помещениях
запрещено курить. В будущем большинство
предприятий питания, ориентированных
на семейный отдых.
Информация о работе Эффективность общественного питания и пути её повышения