Эффект дохода и замещения. Уравнение Слуцкого

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является полное теоретическое объяснение эффекта замещения и эффекта дохода с точки зрения ученого Е. Слуцкого, а так же практическое применение этой теории.
Задачей семестровой работы является детальное рассмотрение эффекта дохода и эффекта замещения и алгебраического вывода уравнения Слуцкого.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….……3

Глава 1. Эффект дохода и эффект замещения…………………………………………4
1.1 Понятие эффекта дохода и эффекта замещения…………………………………...4
1.2 Действенность эффекта дохода и эффекта замещения для различных категорий товаров……………………………………………………………………………………5
Глава 2. Эффект дохода и эффект замещения по Слуцкому………………………….8
2.1 Слуцкий Е.Е. Краткая биография………………………………………………...…8
2.2 Два подхода к определению реального дохода: Хикс и Слуцкий……………..…9
2.3 Эффект дохода и эффект замещения по Слуцкому………………………………11
2.4 Уравнение Слуцкого……………………………………………………………..…16
2.5 Уравнение Слуцкого в коэффициентах эластичности…………………………...18

Заключение……………………...………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………………….……20

Файлы: 1 файл

Семестровая.docx

— 149.75 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ВолгГТУ)

Факультет «Экономика и управление»

Кафедра  «Мировая экономика и экономическая теория»

 

 

 

 

 

Семестровая работа за I семестр

 

по микроэкономике

 

 

 

Тема: «Эффект дохода и замещения.Уравнение Слуцкого»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы Э-158

Климова М.М

 

Проверил:

ст. преподаватель

Волосатова У.А

 

 

 

 

 

 

Волгоград,  2012

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….……3

 

Глава 1. Эффект дохода и эффект замещения…………………………………………4

1.1 Понятие эффекта дохода и эффекта замещения…………………………………...4

1.2 Действенность эффекта дохода и эффекта замещения для различных категорий товаров……………………………………………………………………………………5

Глава 2. Эффект дохода и эффект замещения по Слуцкому………………………….8

2.1 Слуцкий Е.Е. Краткая биография………………………………………………...…8

2.2 Два подхода к определению реального дохода: Хикс и Слуцкий……………..…9

2.3 Эффект дохода и эффект замещения по Слуцкому………………………………11

2.4 Уравнение Слуцкого……………………………………………………………..…16

2.5 Уравнение Слуцкого в коэффициентах эластичности…………………………...18

 

Заключение……………………...………………………………………………………19

Список использованной литературы…………………………………………….……20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Любому человеку хорошо известна ситуация изменения  цены на какой-либо товар. Это происходит постоянно, по различным причинам. Изменение  цены на товары прежде всего затрагивает  благосостояние потребителя: когда  цена на товар, который мы приобретаем повышается - благосостояние потребителя снижается, и наоборот. В своей семестровой работе я рассмотрела то, как поведёт себя рациональный потребитель То есть потребитель, максимизирующий полезность , в создавшейся ситуации (после снижения или повышения цены на товар). К примеру потратит ли он все высвободившиеся средства после снижения цены (возникает эффект дохода) на приобретение этого же товара или поведёт себя уже по-другому, т.е. возникнет эффект замещения.

Теория эффекта  дохода и эффекта замещения  стала  особо актуальной темой  для страны после реформы по монетизации  льгот, проведённой в России в 2005 году, и она является практическим применение теории эффекта дохода и  эффекта замещения.

Целью моей работы является полное теоретическое объяснение эффекта замещения и эффекта дохода с точки зрения ученого Е. Слуцкого, а так же практическое применение этой теории.

Задачей моей семестровой работы является детальное рассмотрение эффекта дохода  и эффекта замещения и алгебраического вывода уравнения Слуцкого.

Объектом  моей работы стали такие экономические  понятия, как эффект дохода и эффект замещения, а также поведение  рационального потребителя в  ситуации снижения или повышения  цен на товар.

 

 

 

 

Глава 1

Эффект дохода и эффект замещения

1.1

Понятие эффекта дохода и эффекта замещения

Изменение цены какого-либо товара влияет на объем  спроса через эффект  дохода   и  эффект  замещения .Эффект  дохода  возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход или покупательную способность, потребителя. Эффект  замещения  (замены) возникает в результате относительного изменения цен. Эффект  замещения способствует росту потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект  дохода  может стимулировать  и  увеличение,  и  сокращение потребления товара или быть нейтральным. Для того чтобы определить эффект замены, нужно элиминировать влияние эффекта  дохода .Или наоборот, чтобы определить эффект  дохода , нужно элиминировать эффект замены. [1]

Потребитель чаще всего использует блага не по отдельности, а в определенных наборах. Набор благ— совокупность определенных количеств различных благ, потребляемых совместно в определенный период времени. Изменение цены одного блага, при неизменных ценах других благ, представляет собой относительное изменение цены данного блага. Иными словами, данное благо дешевеет (или дорожает) по отношению к другим благам. Кроме того, изменение цены какого-либо блага ведет к изменению реального дохода потребителя. До снижения цены данного блага потребитель мог приобрести его меньшее количество, а после снижения цены — большее. Сэкономленные средства он также может направить на приобретение других благ. Изменение цены некоторого блага влияет на структуру спроса потребителя по двум направлениям. Объем спроса на данное благо изменяется под воздействием изменения его относительной цены, а также под воздействием изменения реального дохода потребителя.

К появлению  эффектов дохода и замещения приводит любое изменение цены, так как  оно меняет объем доступных благ и их относительные цены. Названные  эффекты являются реакцией потребителя  на изменение относительных цен  и реального дохода. Эффект замещения — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор. Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми. В результате спрос на первоначальное благо падает. Например, кофе и чай являются товарами-заменителями. Когда цена кофе повышается, то для потребителей чай становится относительно дешевле и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. Это приведет к повышению спроса на чай. Эффект дохода — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага. Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ. Эффект дохода отражает воздействие на величину спроса изменения реального дохода покупателя. Падение цены одного товара оказывает, пусть незначительное, влияние на общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче, его реальные доходы, пусть незначительно, но растут. Свой дополнительный доход, получаемый в результате снижения цены данного блага, он может направить как на приобретение его дополнительных единиц, так и на увеличение потребления других благ. [2]

 

1.2

Действенность эффекта дохода и эффекта замещения  для различных категорий товаров.

Следует заметить, что два понятия эффект дохода и эффект замещения существуют не раздельно, а действуют в экономике совместно. Как известно, все блага на рынке могут быть ранжированы по степени качественности: нормальные, низкокачественные и товары Гиффена.

Для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как снижение цены данных товаров приводит к росту спроса на них. Например, потребитель, располагая данным доходом, который не изменяется, приобретает в определенном соотношении чай и кофе, которые являются нормальными благами. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены чая приведет к росту спроса на него. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе становится теперь относительно (сравнительно) дороже чая. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым чаем, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены чая сделало потребителя несколько богаче, т. е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем выше спрос на нормальные товары, и прирост дохода может быть направлен как на приобретение дополнительного количества чая, так и кофе. Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены чая при неизменной цене кофе) эффект замещения и эффект дохода приводят к росту спроса на чай. Эффект дохода и эффект замещения действуют однонаправлено. Для нормальных товаров действие эффектов дохода и замещения объясняет увеличение спроса при понижении цены и сокращение спроса при их повышении. Иными словами, закон спроса выполняется. [4]

Для низкокачественных товаров действие эффектов дохода и замещения определяется их разницей. Например, потребитель, располагая данным доходом, приобретает в определенном соотношении кофе натуральный и кофейный напиток, являющийся товаром низшей категории. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены кофейного напитка приведет к росту спроса на него, так как напиток является теперь относительно дешевым благом. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе является относительно (сравнительно) дорогим благом. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым кофейным напитком, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены кофейного напитка сделало потребителя несколько богаче, т. е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем ниже объем спроса на низшие товары, то прирост реального дохода потребителя будет направлен на приобретение дополнительного количества кофе. В результате снижение цены кофейного напитка (товара низшей категории) приведет к падению спроса на него и росту спроса на кофе (товар высшей категории). Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены кофейного напитка при неизменной цене кофе) эффект замещения приводит к росту спроса на кофейный напиток, а эффект дохода — к падению спроса на него. Эффект дохода и эффект замещения действуют разнонаправлено.

Для товаров  низшей категории результирующая обоих эффектов зависит от степени воздействия каждого из них на потребительский выбор. Если эффект замещения действует сильнее эффекта дохода, то кривая спроса на товар низшей категории будет иметь ту же форму, что и нормальный товар. Таким образом, закон спроса выполняется. Если же эффект дохода действует сильнее эффекта замещения, то объем спроса на товар низшей категории падает при снижении цены этого товара. Иными словами, закон спроса здесь не выполняется. Товары, для которых не выполняется закон спроса, называются товарами Гиффена, по имени английского экономиста XIX в., теоретически обосновавшего подобное явление. Кривая спроса на товары Гиффена представлена на рисунке 1. [10]

Рисунок 1.Кривая спроса на товары Гиффена

Источник: по материалам [10]

Для товаров Гиффена эффект дохода перевешивает эффект замещения. Иными словами, когда начинают расти цены на товары первой необходимости во время дефицита, спрос на них не то что остается неизменным, он планомерно и быстрыми темпами растет. Такая реакция потребителя объясняется тем, что товары Гиффена по сути удовлетворяют первичные потребности, и их потребление не уменьшается даже с ростом цены. Например, если картофель или хлеб начинают дорожать, люди все равно продолжают их покупать, а в условиях кризисности вообще начинается ажиотаж.

 

Глава 2

Эффект дохода и эффект замещения по Слуцкому

2.1

Слуцкий Е.Е. Краткая биография

Евге́ний Евге́ньевич Слу́цкий (7 апреля 1880, с. Новое — 10 марта 1948, Москва) — выдающийся российский и советский математик, статистик и экономист.

Рисунок 2.Портрет  Слуцкого

Источник: http://www.yandex.ru/

C 1901 по 1902 год учился в Киевском университете, в связи с политической деятельностью был исключён из него в 1902 г. С 1902 по 1905 год учился в Мюнхенском политехникуме на машиностроительном отделении. После революции 1905 года, осенью 1905 года вновь поступил на юридический факультет Киевского университета, который окончил с золотой медалью. В 1913 году был приглашен на работу в Киевский коммерческий институт народного хозяйства. С 1926 года работал в Центральном статистическом управлении, в том же году переехал на постоянное место жительства в Москву. С 1939 года работал в Математическом институте АН СССР.

Вывел уравнение Слуцкого. Слуцкий — один из создателей современной теории случайных функций (распределений в функциональных пространствах). Он также вёл работы по параметрам корреляции, а в последние годы жизни работал над составлением таблиц функций от нескольких переменных. [10]

 

2.2

Два подхода  к определению реального дохода: Хикс и Слуцкий.

На самом  деле существуют два подхода к определению реального  дохода , связанные с именами английского экономиста Дж. Хикса  и  русского математика  и  экономиста Е.Е. Слуцкого. Согласно Хиксу, разные уровни денежного дохода , обеспечивающие один  и  тот же уровень удовлетворения, т.е. позволяющие достигнуть одной  и той же кривой безразличия, представляют одинаковый уровень реального  дохода . Согласно  Слуцкому ,лишь тот уровень денежного  дохода , который достаточен для приобретения одного  и  того же набора или комбинации товаров, обеспечивает и неизменный уровень реального дохода. Подход Хикса в большей мере соответствует основным положениям порядковой теории полезности, тогда как подход Слуцкого имеет то преимущество, что позволяет дать количественное решение задачи на основе статистических материалов.

Разложение  общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по Хиксу показано на рис.3. Бюджетная линия KL соответствует денежному доходу I и ценам Рх и Ру. Ее касание с кривой безразличия U1определяет оптимум потребителя Е2, которому соответствует объем потребления товара в количестве X1. В случае снижения цены X до Рх1  и  неизменном денежном доходе I бюджетная прямая займет положение KL1. Она касается более высокой кривой безразличия Uв точке Е2, которой соответствует потребление товара X в объеме Х2.

Информация о работе Эффект дохода и замещения. Уравнение Слуцкого