Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 08:24, курс лекций
Предметом истории рыночной экономики является изучение процесса исторического развития рыночных форм общественного производства на примере отдельных стран в различные эпохи.
Изучение развития рыночной экономики помогает правиль¬нее осознать причины и значение поворотных соци¬ально-экономических явлений в мировой истории, логику взаимосвязи экономической и социальной сфер жизни общества.
Тема 1 Предмет и задачи изучения истории экономики
Тема 2. Последствия Великих географических открытий.
Тема 3. Становление индустриальной хозяйственной системы
Тема 4. Особенности перехода к индустриальной экономике в России.
Тема 5. Эволюция промышленного капитализма во второй половине XIX-начале XX века
Тема 6. Формы собствен¬ности, сформировавшиеся во второй половине XIX века.
Тема 7. Монополистический капитализм.
Тема 8. Экономика России во второй половине XIX-начале XX века
Тема 8.1. Реформы Александра II.
Тема 8.2. Реформы П. А. Столыпина
Тема 8.3.Цикличность развития экономики России на рубеже XIX - XX веков.
Тема 9. Становление регулируемого капитализма
Тема 9.1. Экономические итоги Первой мировой войны.
Тема 9.2. Либерально – реформистская модель регулируемого капитализма. США.
Тема 9.2.1. Экономический подъем 1924 – 1929гг.
Тема 9.2.2. Экономический кризис 1929—1933 гг.
Тема 9.2.3. «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта.
Тема 10. Послевоенное развитие мировой экономики.
Тема 11. Международная экономическая интеграция.
Тема 12. История развития международной валютной системы.
б) мировоззренческая основа реформы
В основе его мировоззрения лежало убеждение в необходимости строительства социального рыночного хозяйства.
Теория социального рыночного хозяйства исходила из того, что каждый человек склонен действовать таким образом, чтобы результаты этих действий оборачивались ему и его семье на благо. Рост же благосостояния человека невозможен, если свобода в выборе товаров, свобода предпринимательства, свобода в выборе места работы и места жительства. Все эти свободы носят экономический характер, но экономическая свобода может существовать только при наличии свободы политической. Поэтому наиболее эффективной экономика может быть только в демократическом государстве с либеральной рыночной средой.
Однако подобная экономика не отвергает экономическую роль государства, а предполагает ее реализацию в качестве необходимого элемента. Государство должно обеспечивать наилучшие условия для работы рыночного хозяйства, защищать его субъектов и устанавливать справедливые правила игры. Государство не должно вмешиваться в свободное ценообразование, но обязано следить за исполнением антимонопольного законодательства; государство не должно диктовать предпринимателям, что и как им производить, но обязано защищать внутренних производителей от иностранных конкурентов и т.д. Именно такое мировоззрение позволило к концу 50-х годов выйти ранее разрушенной и побежденной Германии на второе место в мире после США. К началу 1950 г., т.е. через полтора года после начала реформ, Германия почти восстановила довоенный объем промышленного производства.
3. Транснациональные корпорации.
В послевоенный период стремительно развиваются международная торговля. Любая быстрорастущая фирма в скором времени наталкивается на узость национального рынка для реализации своей продукции и пытается выйти за его границы. Такой выход первоначально происходит за счет массированного наращивания экспорта произведенной в стране продукции. Компания выходит на международный рынок, продавая там свои товары и тем самым расширяя объемы международной торговли. Через некоторое время наступает следующий этап, когда компания начинает строить заводы в других странах, экспортируя туда уже не товары, а капитал.
Современные крупнейшие компании мира являются вертикально интегрированными концернами: различные стадии создания продукта располагаются в различных странах. В этом случае компания превращается в транснациональную корпорацию (ТНК).
Деятельность ТНК существенно ограничивает свободу действий национальных правительств. ТНК требуют от правительств унифицировать правила международной игры и ликвидировать барьеры на пути вывоза товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а к их требованиям приходится прислушиваться. Унификации и либерализации подвергаются все сектора, обслуживающие деятельность этих международных «монстров». ТНК привносят в развивающиеся страны новые знания, новую культуру, в первую очередь новые отношения в производство.
4. Всемирная торговая организация (ВТО)
В послевоенный период начался новый этап развития, основанный на идеологии интернационализации и консолидации.
Поначалу переговорный процесс шел на двусторонней основе, т.е. страны индивидуально договаривались друг с другом и успех готовности каждой стороны идти на уступки. Затем стало ясно, что развитие производительных сил требует все более активного обмена между многими странами и унифицированных правил игры на международном рынке. В 1947 г. 23 страны подписали Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое было направлено на упорядочение международной торговли и максимальное снижение таможенных барьеров и других ограничений.
ГАТТ была неправительственной организацией, где все участники пользовались одинаковыми правами. До 1986 г. в рамках этой организации было проведено семь раундов переговоров, направленных на снятие ограничений в международной торговле. В 1986 г. в Уругвае в местечке Пунта-дель-Эсте начался новый, самый значительный по возможным последствиям раунд. Цель его заключалась в создании единого экономического пространства во всемирном масштабе.
В марте 1994 г. было принято решение о преобразовании ГАТТ во Всемирную торговую организацию (ВТО), в которую автоматически вошли страны—члены ГАТТ.
Необходимость преобразования ГАТТ в ВТО диктовалась изменившимися условиями международной жизни. Высокоразвитые страны, создающие большую часть мирового ВВП, вступили в фазу постиндустриального общества с ускоренным развитием сферы услуги особым вниманием к интеллектуальной собственности. Производители новых интеллектуальных продуктов заинтересованы в том, чтобы окупить свои затраты, в защите своих прав собственности.
Многие спорные вопросы, которые не удалось разрешить в рамках Уругвайского раунда, достались по наследству Всемирной торговой организации.
Тема 11. Международная экономическая интеграция.
1. Содержание международной экономической интеграции.
2. Международные экономические организации
3. Формы международной экономической интеграции.
4. Преимущества международной экономической интеграции.
5. Факторы, определяющие интеграционные процессы.
1. Содержание международной экономической интеграции.
В послевоенный период важным фактором мирового развития стала интеграция в различных формах.
Международная экономическая интеграция это процесс экономического и политического объединения стран на основе развития глубоких, устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными экономиками, взаимодействие производственных структур на различных уровнях и в различных формах.
Ко все более полной интеграции последовательно движется Европейский союз (ЕС), на повестке дня у которого стоит не только отмена всех ограничений на торговлю, но и создание единого парламента и правительства. По отношению к «внешним» странам все члены таких соглашений проводят, как правило, единую таможенную политику, ставя их, тем самым, в менее благоприятные условия. Страны, которые пытаются создать более свободные правила экономической игры друг с другом, вынуждены одновременно договариваться и о единой политике в отношении третьих стран. Если этого не сделать, то некоторые страны-участницы могут снизить внешние таможенные барьеры по сравнению со своими соседями, переключив на себя весь ввоз товаров в зону свободной торговли и собирая за всех таможенные пошлины.
Углубляющаяся экономическая интеграция приводит к необходимости создания наднациональных органов, способных координировать усилия различных стран и формировать механизмы для цивилизованного решения спорных вопросов. Создавая такие органы, национальные государства передают им часть своих полномочий, ограничивая, тем самым, собственную свободу действий.
Необходимость создания наднациональных органов диктуется потребностью унификации правового пространства разных стран и потребностью координации экономической политики. Национальные государства пытаются регулировать экономику мерами экономической (налоговой, таможенной и т.д.), фискальной, монетарной политик. При открытости границ между участниками блока действенность любых предпринимаемых шагов резко снижается.
2. Международные экономические организации
Пока ни один экономический блок в своем развитии не достиг стадии полноценного единого правительства (хотя наиболее близок к этому Европейский союз), поэтому ныне важную роль играют международные организации. Так, Организация Объединенных Наций (ООН) и находящиеся в ее структуре международные организации, наиболее известными из которых являются Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), пытаются решать и международные экономические проблемы. Кроме того, специфическую роль на международной арене играют регулярные совещания глав высокоразвитых стран.
Высокоразвитые страны образуют несколько «клубов», наиболее известным из которых является G-7 (или «Большая семерка»). Целью этого объединения являются ежегодные встречи глав семи (США, Японии, Германии, Великобритании, Франции, Италии, Канады) наиболее промышленно развитых стран мира, на которых обсуждаются мировые валютные проблемы, проблемы равновесия платежных балансов и вопросы взаимной торговли.
Спектр международных экономических организаций в настоящее время чрезвычайно широк. Каждая из них решает свой круг вопросов, касающихся мирового развития. Обычно решения, которые принимают международные организации, носят, так сказать, сетевой характер. Если одна из них решает свой круг вопросов, это является сигналом для вступления в переговоры остальных. Классический пример такого подхода — последовательность в решении вопросов по международной задолженности. Сначала страна договаривается с МВФ, и только после этого с ней могут иметь дело страны Парижского, Лондонского клубов, Мировой банк и т.д. Сам же МВФ зависит в принятии решений и в своих действиях от высокоразвитых стран.
3. Формы международной экономической интеграции.
Существует несколько уровней международной экономической интеграции:
1. Зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участниками, и прежде всего торговые пошлины.
2. Таможенный союз. Предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведения единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.
В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем, чтобы обеспечить для стран участниц одинаковые возможности в развитии валютной торговли и финансовых расчетов.
3. Общий рынок. Обеспечивает его участникам, наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом, свободу передвижения капиталов и рабочей силы, а так же согласование экономической политики.
4. Экономический и валютный союз. Совмещает все вышеуказанные формы с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики.
4. Преимущества международной экономической интеграции.
Международная экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействующих стран.
1.Интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам более широкий доступ к разного рода ресурсам: финансовым, материальным, трудовым, к новейшим технологиям в масштабах всего региона, а так же позволяет производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки.
2. Экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран.
3. Интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие как выравнивание условий развития отдельных наиболее отсталых районов, смягчение положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее развитие системы здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения.
5. Факторы, определяющие интеграционные процессы.
Международная экономическая интеграция имеет в своей основе ряд объективных факторов, среди которых наиболее важными являются следующие.
1. Интернационализация хозяйственной жизни - представляет собой процесс развития устойчивых экономических взаимосвязей между странами и выхода воспроизводства за рамки национального хозяйства
2. Международное разделение труда. Сам термин «международное разделение труда», с одной стороны, традиционно выражает процесс стихийного распределения производственных обязанностей между нациями, специализацию отдельных стран на определенный видах продукции. С другой стороны, производственные обязанности планомерно распределяются внутри и между фирмами. Получает очень широкое распространение внутриотраслевая специализация.
3. Научно-техническая революция. Выступает самостоятельным фактором, обуславливающим возрастание роли внешнеэкономических связей в современном общественном производстве.
4. Повышение степени открытости национальных экономик. Открытая экономика формируется на основе более полного включения страны в мирохозяйственные связи. Значительную роль в формировании открытой экономики играет внешнеэкономическая стратегия государств по стимулированию экспортных производств, содействию кооперации с зарубежными фирмами и созданию правовой основы, способствующей притоку из-за рубежа капиталов, технологий, квалифицированных кадров.
Тема 12. История развития международной валютной системы.
1. Система золотой стандарт.
2. Бреттон – Вудская система.
3. Система управляемых плавающих валютных курсов.
1. Система золотой стандарт.
Исторически международная валютная система сложилась к концу XIX века, когда в большинстве развитых стран получила распространение твердая золотая валюта, применяемая и для обслуживания международных расчетов и платежей. Был введен «золотой стандарт», предусматривавший в международных расчетах обязательное использование золота определенного веса и чистоты, свободную чеканку монет и их обмен на другие валюты, поддержание паритета бумажно-кредитных денег с золотом и т. д.
Основные правила системы «золотой стандарт»:
1 Государство фиксирует цену золота, а, следовательно, и стоимость своей денежной единицы в золотом выражении.
2 Государство поддерживает конвертируемость отечественной валюты в золото. Другими словами обязано по первому требованию покупать или продавать отечественную валюту за золото любому желающему.