Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 08:24, курс лекций
Предметом истории рыночной экономики является изучение процесса исторического развития рыночных форм общественного производства на примере отдельных стран в различные эпохи.
Изучение развития рыночной экономики помогает правиль¬нее осознать причины и значение поворотных соци¬ально-экономических явлений в мировой истории, логику взаимосвязи экономической и социальной сфер жизни общества.
Тема 1 Предмет и задачи изучения истории экономики
Тема 2. Последствия Великих географических открытий.
Тема 3. Становление индустриальной хозяйственной системы
Тема 4. Особенности перехода к индустриальной экономике в России.
Тема 5. Эволюция промышленного капитализма во второй половине XIX-начале XX века
Тема 6. Формы собствен¬ности, сформировавшиеся во второй половине XIX века.
Тема 7. Монополистический капитализм.
Тема 8. Экономика России во второй половине XIX-начале XX века
Тема 8.1. Реформы Александра II.
Тема 8.2. Реформы П. А. Столыпина
Тема 8.3.Цикличность развития экономики России на рубеже XIX - XX веков.
Тема 9. Становление регулируемого капитализма
Тема 9.1. Экономические итоги Первой мировой войны.
Тема 9.2. Либерально – реформистская модель регулируемого капитализма. США.
Тема 9.2.1. Экономический подъем 1924 – 1929гг.
Тема 9.2.2. Экономический кризис 1929—1933 гг.
Тема 9.2.3. «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта.
Тема 10. Послевоенное развитие мировой экономики.
Тема 11. Международная экономическая интеграция.
Тема 12. История развития международной валютной системы.
Особенности российского абсолютизма и прочность дворянского землевладения
Национальная буржуазия, крепко связанная с крепостническим самодержавием и феодальными устоями и не имеющая четковыраженных интересов
Поэтому кризис феодализма обозначился в России гораздо позже, чем на Западе и отмена крепостного права последовала лишь в 1861 г., в то время как в Европе этот процесс происходил в 14-15 вв.
5. Роль церкви в Средние века.
Роль церкви – а если мы говорим о церкви во времена раннего средневековья и Возрождения, то имеется в виду всегда только римско-католическая, т.к. принципы евангелически-лютеранской или протестантской церкви лишь позднее стали фактором, ощутимо влиявшим на общество и экономику – была значительна. Римско-католическая церковь представляла собой социальную организацию, равной которой никогда не существовало в европейской культуре. Это влияние длилось еще несколько столетий после зарождения первых реформационных попыток, пока сначала небольшие круги и секты, а потом и целые государства начали освобождаться от ее огромного влияния. А в Средние века это влияние было крайне велико. Христианское учение оказало существенное влияние на всю теорию и практику экономики Средневековья.
Главным оплотом римской церкви были монахи и монастыри. При помощи этих институтов она господствовала над христианским миром. И достигалось это не при помощи молитв и песнопений, а чисто экономическим путем.
Уже с середины 8 века была введена церковная десятина - налог в размере 10% валового дохода крестьянина в пользу церкви, что весьма укрепило ее экономическое положение и власть. Монастыри и церкви были не только оплотами против дьявола, но и надежной защитой против земных врагов. Укрепленные стены монастырей были первыми крепостями, в которых окрестные жители могли укрыть себя и свое добро, когда жадный до добычи неприятель врывался в страну. Монастыри были первыми и долгое время единственными очагами и культурными центрами Европы, сосредоточием учености, знаний, книг.
Здесь впервые возникло профессиональное ремесло. Здесь были первые ткачи, пивовары, врачи, учителя. В монастырях всегда можно было получить все, притом самого лучшего качества. Этому тоже была рациональная экономическая причина: в монастыре человек был не просто безличным средством накопления прибыли. Таков всегда результат труда, построенного на коммунистических основах: связывая личный интерес с поставленной задачей, он облагораживает как процесс работы, так и ее продукт. Не следует забывать тот факт, что церковь была крупным феодалом, владеющим 30-50 % всех сельскохозяйственных угодий, и никогда не упускала случай расширить свои владения при помощи пожертвований, завещаний и пр. И монастыри первые ввели рациональную обработку земли. Став сосредоточием учености, включая и практические знания, они брали на себя хозяйственные функции: наблюдение за ходом сельскохозяйственных работ, организацию судопроизводства, становились центрами ремесла и обмена, хранилищами продовольствия и товаров. Начиная с конца 9 века, монастыри взяли на себя еще одну важную функцию - инвесторско-кредиторскую. Они ссужали крестьян семенами, племенным скотом, орудиями труда, а феодалов - деньгами.
Монастыри сделались и были на протяжении многих столетий самыми могущественными и богатыми купцами.Все это шло несколько вразрез с христианской доктриной. Экономические идеи римско-католической церкви были изложены в каноническом законе, согласно которому коммерция в морально-этическом отношении ценилась ниже сельскохозяйственного труда. Церковный закон осуждал и ростовщичество (или взимание процентов по долгам). Это постепенно привело к активному участию евреев в средневековом банковском деле и коммерции – еврейскими религиозными догмами это не осуждалось. Главная основа монашеской жизни – институт безбрачия так же способствовал обогащению монастырей, ибо концентрировало в одном месте все результаты труда множества людей, не имеющих к тому же наследников. Безбрачие обитателей монастырей доказывает, что экономические условия порой бывают сильнее законов природы. Разумеется, это была не простая случайность, что именно монастыри сделались очагами технического прогресса. Это - последствие концентрации труда – основной причины технического прогресса. Так как монастыри практиковали ее
впервые, причем в самом интенсивном размере, то они и пришли раньше других к товарному производству.
В монастырях возникла женская эмансипация, известно множество ученых игумений, аббатис-писательниц. Она тоже возникла здесь лишь потому, что здесь впервые были налицо благоприятствовавшие ей экономические условия. По той же причине в монастырях расцветали и различные искусства. Очень долго монастыри были главными меценатами искусства, по их заказу возникло большинство художественных произведений созданных в Средние века, и самые грандиозные и великолепные творения той эпохи.
Совокупность этих факторов объясняет продолжавшееся столетия господство монахов и церквей.
И, говоря о роли церкви в Средневековье, нельзя не вспомнить о крестовых походах, затеянных Папой Римским, и оказавших влияние на ход мировой истории и развитие экономики.
Объявленные цели первого похода: освобождение Гроба Господня, завоевание Иерусалима, изгнание неверных со святой земли и т.п. были лишь поводом, прикрытием для настоящих, конечно же, экономических причин. Экономика ислама процветала – арабские купцы контролировали доходные торговые пути через Сахару в Африке, импортируя золото и рабов на Средний Восток, торговали по морю с Индией. Оттоманские турки контролировали сухопутные маршруты в Восточную Азию. Торговый баланс Западной Европы с Азией был отрицательный, что приводило к постоянному оттоку золота и серебра из Европы. Необходимость постоянного получения из Азии и Китая пряностей, соли и специй создавала угрозу попасть в экономическую зависимость от этого региона, где господствующей религией был ислам.
Походов было восемь:
1. 1096-1099 гг. Образование Иерусалимского государства (1099-1187 гг.)
2. 1147-1149 гг. Безрезультатен
3. 1189-1192 гг. завоеван о. Кипр
4. 1202-1204 гг. взятие Константинополя. Образована Латинская империя (1204-1261)
5. 1217-1221 гг. Безрезультатен
6. 1228-1254 гг. Безрезультатен
7. 1248-1254 гг. Безрезультатен
8. 1270 г. Безрезультатен
В 1291 г. все завоевания на Востоке были потеряны, у христиан остался только о. Кипр. Таковы видимые результаты, так сказать, в территориальном смысле. Экономические последствия этих «вылазок на Восток» гораздо значительнее.
Экономические последствия крестовых походов
Захват купцами Западной Европы торговых путей по Средиземному морю на Восток, что значительно ослабило значение пути «из варяг в греки»
Знакомство с новыми земледельческими культурами: рис, арбузы, лимоны, шелковица
Введение в обиход новых орудий труда (например, ветряных мельниц из Сирия)
Были заимствованы более высокие технологии производства тканей, обработки металлов
Крестоносцы получили опыт более высокого уровня жизни, что привело к расширению их потребительского кругозора (дорогое оружие, изысканные украшения, роскошная одежда, обувь, посуда), и как следствие, к «денежному голоду» феодалов и замене натуральной ренты денежной (коммутация) и развитию товарных отношений внутри Европы
6. Коммунальные революции
По мере развития ремесла и торговли появляются новые города и возрождаются античные Рим, Афины, Марсель) - только в Европе их стало более 1500. Город интересовал людей как удобное место для занятий, связанных с рынком. Ремесленники и торговцы часто селились по берегам рек, на пересечении торговых путей, вблизи вотчин, замков и монастырей, где могли приобретать их товары.
Города в раннем средневековье были такими же сеньоральными владениями, как и деревня и принадлежали тому феодалу, на чьей земле они располагались. Сеньор вершил суд, собирал налоги, покровительствовал ремеслам.
Уже с начала 11 в. экономически окрепшие города стремились освободиться от власти земельных магнатов. Движение началось со стремления уменьшить и стабилизировать ренту, а затем перешло в борьбу за самоуправление. Борьба эта продолжалась около двухсот лет и результаты были впечатляющие: горожане добились права выбора должностных лиц (мэра, стражников, магистратов, установление особого городского права и суда, неподвластного феодальному праву и церкви; право иметь свои налоги, финансы; беглый крестьянин мог стать свободным, проведя в городе 1 год и 1 день.
Это постепенно возрождало рыночную экономику, способствовало развитию городов, ремесел, становлению независимого городского рынка, росту третьего сословия, в особенности купечества.
Общественная система, состоящая из двух классов – господ и крестьян, постепенно размывалась. Города навязывали сельской округе свои правила игры: высокие цены на изделия городских ремесленников и редкие, дефицитные, чаще всего импортные товары (соль, перец, пряности), низкие цены на сельскохозяйственное сырье и продукты питания. Город разрывал замкнутость натурального хозяйства, создавая открытую экономику, втягивая производителей аграрного сектора в товарно-денежные отношения.
В городах постепенно формируется и товарообмен в виде регулярных торжищ на особых площадях и в виде сезонных ярмарок. Ярмарки уже с 11-12 вв. имели правовую защиту в законодательных актах различных стран, в хартиях городов.
Но, несмотря на это внутренняя торговля в Средневековье была развита довольно слабо. Низкая покупательная способность основной массы населения, феодальная раздробленность, в силу которой на территории каждой сеньории взимались многочисленные пошлины, плохие и небезопасные дороги – все это сдерживало ее развитие.
Для взаимной защиты в пути и на рынках, в целях устранения конкуренции посредством соглашений по поводу условий сбыта купцы объединялись в гильдии – своеобразные цеховые организации.
Функции купеческой гильдии практически аналогичны цеховым функциям:
1. защита и охрана собственности
2. ограничение внутренней конкуренции
3. создание монопольных условий во внешней торговле
4. упорядочение мер и весов
5. борьба против феодалов
6. политическое влияние – внутреннее и внешнее
Наиболее влиятельными были объединения купцов, монополизировавших торговлю сукном. Существовали гильдии мелочных торговцев и многие другие. Гильдии строили в городах торговые дворы – фактории, обеспечивающие безопасность купцов. А в середине 14 в. для охраны и регламентации торговли была организована Ганза – международный купеческий союз, куда входили до 150 торговых североевропейских городов с центром в Любеке.
Внешняя торговля в 11-15 вв. достигла наибольшего размаха и процветала. С этим явлением мы уже сталкивались в истории Древней Греции. Сосредоточена она была в бассейнах Средиземного, Балтийского и Северного морях.
По Средиземному морю везли предметы роскоши: шелка, дорогое оружие, ткани, украшения, пряности, масло, зерно. Средиземноморская торговля объединяла Испанию, Францию, Италию, торговавшими между собой, а также с Византией и Востоком. Норма торговой прибыли составляла 25-40%. Итальянские города Генуя, Венеция, Флоренция стали играть ведущую роль благодаря своему географическому положению и раньше других вошли в полосу экономического подъема.
Северный путь через Балтийское и Северное моря соединял Восточную и западную Европу. Это было вторым важным направлением международной торговли. Здесь преобладали «товары производственного назначения», такие как воск, лес, лен, пенька, скот, сукно, зерно, шерсть, рыба, металлические изделия. Эта торговля монополизирована набравшим силу в 13 в. союзом северонемецких купцов, известных под названием Ганза. Норма торговой прибыли здесь была около 8%, зато торговые обороты больше и существенно ниже риск.
На пересечении северного и южного торговых путей организовывались ярмарки, где встречались восточные и европейские товары. Наиболее значительные и известные были во Франции и Фландрии. Эти международные ярмарки стали основой появления товарных бирж. Первая из них в 1406 г. в голландском городе Брюгге, затем – в Венеции, Генуе, Флоренции.
Становление кредитной системы происходило в это время на фоне многообразия монетных систем и роста товарообмена на внешних рынках. Профессиональные менялы - банкиры (от слова «банко» - скамья, стол. На котором работал меняла) появились в 12 в. в Италии.
Техника меняльного дела была проста: сначала обмен одних монет на другие, затем обмен наличных монет на безналичные (разменное письмо или вексель).
Постепенно операции банкиров расширялись: они брали деньги на хранение, выплачивали за это проценты, предоставляли ссуды. Однако кредит попадал в производственную сферу в минимальной степени, так как существовали цехи,
ограничивающие ее. Преимущественной формой денежного капитала в средневековый период являлся непроизводительный, ростовщический капитал.
7. Кризис феодальной системы
Развитие городов влияло на динамику товарно-денежных отношений и привело к кризису барщинной системы. Продукция поместного производства уже не удовлетворяет нужды феодала. Нужны более качественные средства труда и потребительские продукты. Возникает насущная потребность в таких формах феодальной ренты как продуктовая (натуральная) и денежная. В 14 в. французские феодалы осуществляли массовый перевод крестьян с барщины на натуральный оброк. Затем, в 14-15 в. начался процесс коммутации - превращение продуктовой ренты в денежную. На основе этих процессов феодальная вотчина все более утрачивала замкнутый, натуральный характер, поскольку товарный обмен стал объективно не обходим. Крестьянин должен был не только создавать прибавочный продукт, но и реализовывать его на рынке, с целью уплаты феодалу ренты в денежной форме.
Для резкого увеличения денежной ренты в Западной Европе, начиная с 15 в. происходит постепенная раздача земли феодалов (домениальной земли) крестьянам и одновременно идет процесс повсеместной отмены личной зависимости крестьянина от феодала, необходимость которой диктовалась барщиной. Личную свободу получали участники крестовых походов, крестьяне, осваивающие целинные земли, многие феодалы освобождали своих крепостных за выкуп.