Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 08:24, курс лекций
Предметом истории рыночной экономики является изучение процесса исторического развития рыночных форм общественного производства на примере отдельных стран в различные эпохи.
Изучение развития рыночной экономики помогает правиль¬нее осознать причины и значение поворотных соци¬ально-экономических явлений в мировой истории, логику взаимосвязи экономической и социальной сфер жизни общества.
Тема 1 Предмет и задачи изучения истории экономики
Тема 2. Последствия Великих географических открытий.
Тема 3. Становление индустриальной хозяйственной системы
Тема 4. Особенности перехода к индустриальной экономике в России.
Тема 5. Эволюция промышленного капитализма во второй половине XIX-начале XX века
Тема 6. Формы собствен¬ности, сформировавшиеся во второй половине XIX века.
Тема 7. Монополистический капитализм.
Тема 8. Экономика России во второй половине XIX-начале XX века
Тема 8.1. Реформы Александра II.
Тема 8.2. Реформы П. А. Столыпина
Тема 8.3.Цикличность развития экономики России на рубеже XIX - XX веков.
Тема 9. Становление регулируемого капитализма
Тема 9.1. Экономические итоги Первой мировой войны.
Тема 9.2. Либерально – реформистская модель регулируемого капитализма. США.
Тема 9.2.1. Экономический подъем 1924 – 1929гг.
Тема 9.2.2. Экономический кризис 1929—1933 гг.
Тема 9.2.3. «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта.
Тема 10. Послевоенное развитие мировой экономики.
Тема 11. Международная экономическая интеграция.
Тема 12. История развития международной валютной системы.
41
Тема 1 Предмет и задачи изучения истории экономики
Тема 2. Последствия Великих географических открытий.
Тема 3. Становление индустриальной хозяйственной системы
Тема 4. Особенности перехода к индустриальной экономике в России.
Тема 5. Эволюция промышленного капитализма во второй половине XIX-начале XX века
Тема 6. Формы собственности, сформировавшиеся во второй половине XIX века.
Тема 7. Монополистический капитализм.
Тема 8. Экономика России во второй половине XIX-начале XX века
Тема 8.1. Реформы Александра II.
Тема 8.2. Реформы П. А. Столыпина
Тема 8.3.Цикличность развития экономики России на рубеже XIX - XX веков.
Тема 9. Становление регулируемого капитализма
Тема 9.1. Экономические итоги Первой мировой войны.
Тема 9.2. Либерально – реформистская модель регулируемого капитализма. США.
Тема 9.2.1. Экономический подъем 1924 – 1929гг.
Тема 9.2.2. Экономический кризис 1929—1933 гг.
Тема 9.2.3. «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта.
Тема 10. Послевоенное развитие мировой экономики.
Тема 11. Международная экономическая интеграция.
Тема 12. История развития международной валютной системы.
Тема 1 Предмет и задачи изучения истории экономики
1. Предмет истории рыночной экономики.
2. Методы, применяемые при изучении развития рыночной экономики.
3. Задачи изучения истории рыночной экономики.
4. Функции истории рыночной экономики.
5. Источники знаний об экономическом развитии.
1. Предмет истории рыночной экономики.
Предметом истории рыночной экономики является изучение процесса исторического развития рыночных форм общественного производства на примере отдельных стран в различные эпохи.
Изучение развития рыночной экономики помогает правильнее осознать причины и значение поворотных социально-экономических явлений в мировой истории, логику взаимосвязи экономической и социальной сфер жизни общества.
История экономики тесно связана и с экономическими, и с историческими дисциплинами. Однако она не повторяет все эти науки, а имеет свой собственный предмет изучения. Находясь на стыке двух совокупностей социально-гуманитарных наук — экономических и исторических, история экономики, естественно, имеет в своем арсенале методы исследований, присущие обеим этим наукам.
2. Методы, применяемые при изучении развития рыночной экономики.
В арсенале методов, которыми пользуется экономическая история, присутствуют как общенаучные методы познания: описательные, логические, компаративистские, так и специальные: исторические, психологические, математические, экономические.
Методы экономического анализа являются основным, применяемым при изучении данного курса.
1 наблюдение и сбор фактов;
2 метод научных абстракций. Он состоит в очищении исследования объекта от случайного, временного и определении постоянных, типичных, характерных черт. С помощью метода научных аабстракций формулируются научные категории, выражаются сущностные стороны исследуемых объектов и стоятся экономические модели.
3 синтез и анализ. Первый структурирует события с учетом выбранной перспективы, тогда как второй основан на их детализации, т. е. после уточнения какой-либо проблематики следует переходить к анализу для выделения наиболее значимых фактов и явлений. Получается следующая логика исследования:
1. Представление наиболее существенных тенденций и фактов с расстановкой акцентов на особо значимых в экономическом отношении понятиях. Это позволяет выявить долговременные тенденции и основные точки перегиба.
2. Совмещение этих элементов с логикой экономического регулирования исторического развития посредством социальных институтов и организаций. Это обусловлено постепенным изменением экономической роли государства, возрастанием необходимости и значимости практического воплощения институционального направления в экономической теории.
3. Независимо от принадлежности к той или иной категории стран — социалистических или капиталистических — разные государства обладают специфическими чертами, которые также должны быть предметом изучения для представления обобщенной картины историко-экономического развития мира.
1 индукция и дедукция. Индукция- это движение мысли от частных фактов к общему выводу. Дедукция- это движение мысли от общих положений к частным определениям.
2 графический метод основан на использовании различных чертежей, схем, таблиц, графиков, диаграмм и т. д.
3. Задачи истории рыночной экономики:
1. Рассмотрение эволюции форм общественного производства;
2. Изучение экономического развития стран и регионов в различные периоды времени;
3. Анализ альтернативности (поливариантности) развития экономики.
4. Функции истории рыночной экономики:
1. Мировоззренческая (историзм, масштабность, реализм хозяйственного мышления);
2. Познавательная (составление целостной картины историко-экономического развития стран и народов);
3. Аналитическая (теоретическое осмысление имеющегося эмпирического материала и поиск закономерностей историко-экономического развития);
4. Критическая (научное обоснование новых экономических теорий и экономической политики);
5. Прогностическая (формирование базы данных для научных прогнозов экономического развития);
6. Практическая (аккумуляция хозяйственного опыта и выдача практических рекомендаций).
5. Источники знаний об экономическом развитии.
Источниками знаний об экономическом развитии являются:
1 археологические раскопки;
2 летописи. В них отразились вопросы экономики (размеры дани, сборов, налогов), торговой политики, пошлин, чеканки монет, социального статуса населения и характера землевладения.
3 государственные документы;
4 правовые акты;
5 договоры.
Тема 2. Экономика Древнего мира. Зарождение хозяйства и товарной экономики.
1. Рыночная экономика – закономерность истории.
Экономику начали изучать сравнительно недавно. Однако интересы экономистов – создание и распределение богатств, собственность и т.п.- оказывали определяющее воздействие на состояние общества с самого начала цивилизации. До появления постоянных правительств, экономических теорий и обществ, в основе которых лежат денежные системы, т.е. того, что мы называем экономикой, потребности человечества были связаны прежде всего с добыванием пищи, жилища и топлива для поддержания жизнедеятельности семьи, индивидуального домашнего хозяйства или поселения. Этот интерес просматривается в этимологии самого слова «экономика». Оно происходит от двух греческих слов «ойкос» - «дом», и «номос» - «закон, управление».
Рыночная система формировалась на протяжении нескольких тысяч лет в результате постепенного разложения натурального хозяйства. В основе этого процесса лежало развитие общественного разделения труда и экономическое обособление производителей в рамках частной формы собственности на средства производства. В результате необходимой и единственно возможной формой связи между экономическими субъектами стал обмен результатами хозяйственной деятельности – рынок - в его простейшем понимании.
Поскольку рыночная экономика возникла не сразу, в экономической истории общества можно условно выделить три ступени развития:
«производство»,
«экономика»,
«рыночная экономика».
1. «Производство». На первой стадии становления хозяйства экономика действительно была сведена к производству, исчерпывалась им. Это было царство натурального хозяйства – замкнутой социальной единицы, в которой производство непосредственно перерастало в потребление. В натуральном хозяйстве экономические связи производителей ограничивались процессом непосредственного производства. С течением времени натуральное хозяйство видоизменялось, так как увеличивалось число участников натурального хозяйствования, усложнялись процесс производства и орудия труда, повышалась роль индивидуального производителя. Постепенно возникла система общественного разделения труда, которая и обособляет, и объединяет производителей. Это «вклинивает» между производством и потреблением сначала распределение, а затем и перераспределение (предобмен). Возникает экономика – единство сфер производственного и внепроизводственного взаимодействия производителей.
2. «Экономика». Переход от «производства» к «экономике» ознаменовал переход от перераспределения к обмену. В экономической теории это понятие обозначает эквивалентно-возмездный обмен продуктами труда между экономически обособленными производителями. Только такой обмен превращает продукты труда в «товары», а сам обмен – в «рынок». Но от этого «рынка» как особой сферы экономики до возникновения «рыночной экономики» еще длинный путь, потому что в рамках второй ступени рынок продолжает подчиняться производству, это по-прежнему Рынок продавца, диктующего свои цены потребителю.
3. «Рыночная экономика» означает качественный скачок в экономической истории человечества. Это рынок покупателя, в котором производитель утрачивает диктаторский статус. Диалог вместо монолога – вот что такое «рыночная экономика». И такое становится возможным только с появлением свободного, имеющего возможность выбора своей потребительской выгоды покупателя.
За всю историю развития человеческого общества возникло несколько типов экономических организмов. Они развивались в определенной последовательности - в порядке перехода от простейших хозяйственных структур к все более сложным.
Изначальной и самой длительной была эпоха первобытно-общинного строя, которая завершилась 7-9 тысяч. лет тому назад и из которой не вышли еще отдельные племена, проживающие в труднодоступных местах Азии, Африки и Латинской Америке. В этой эпохе выделяются два этапа: период собирания и присваивания дарованных природой жизненных средств и второй период, когда люди стали создавать полезные продукты своим трудом. Человек в то время находился в полной зависимости от окружающей природной среды. Примитивность орудий труда исключала возможность борьбы за выживание в одиночку. Естественной была совместная деятельность, а единственно возможной и необходимой коллективная собственность. Совместно присваивались и охранялись занятый общиной участок земли, орудия коллективного труда, общее жилище. Плоды совместного труда присваивал весь родовой коллектив. Минимум результатов диктовал уравнительное распределение.
Совершенствование орудий труда и форм ведения хозяйства расширяли потребности первобытных людей и вносили изменения в экономический организм общины. Появление лука и стрел создало возможность добыть зверя в одиночку и положило начало распаду уравнительных форм распределения.
С развитием земледелия и скотоводства общины специализируются на производстве определенных продуктов, происходит их экономическое обособление, возникает межобщинный обмен продуктами труда.
Внутри общины стал развиваться новый тип хозяйства, начинается индивидуальное (семейное) присвоение, а сама родовая организация постепенно превращается в общину. В большинстве стран Азии, Африки и Латинской Америки и сейчас община - составная часть их общественного устройства. Общинная собственность имела большое значение в жизни крестьянства и казачества в России.
На рубеже IV и III тысяч. до н.э. возникло рабовладельческое общество. Его основу составляла частная собственность на землю и на раба. Она и предопределяла существо социально-экономических отношений этого общества. Захватнические войны обеспечивали массовый приток пленных, - дешевой рабочей силы для рабовладельческих латифундий. Со временем малопроизводительный труд рабов при повышении рыночных цен на них в результате ослабления военной мощи рабовладельческих государств, сделали невыгодным покупку и содержание рабов. Крупные земельные собственники стали дробить свои поместья на мелкие участки и отдавать их для обработки рабам и потерявшим свои земли свободным крестьянам. Подневольные крестьяне были вынуждены отдавать своим хозяевам значительную часть производимой продукции. Отношения собственности претерпели очередное изменение, совершился переход к феодальному экономическому устройству.
Социально-экономические отношения феодализма имели ряд крупных отличий и преимуществ по сравнению с рабством. Принадлежащая феодалам земля делилась на господскую и крестьянскую. Последняя во многих странах поступала в пользование сельских общин и затем дробилась на наделы, которые давались крестьянам для ведения хозяйства. Крестьяне и ремесленники имели личную собственность, переходящую по наследству. Она распространялась на сельскохозяйственные орудия, рабочий и продуктивный скот, птицу, жилой дом, хозяйственные постройки. Экономическая зависимость крепостного крестьянства от помещика реализовалась в форме барщины, оброка и денежной ренты. Постепенно отношения крепостного с феодалом превращались в договорные и оброчно-денежные. Зависимый работник все больше начинал походить на арендатора.
Более прогрессивной по сравнению со всеми предшествующими системами является капиталистическая экономика. Здесь не только земля, но и все основные средства производства находятся в частной собственности у буржуазии. Капитализм кладет конец внеэкономическому принуждению к труду, личной зависимости работника от хозяина средств производства. Новая система основывается на свободном труде наемных работников и свободе предпринимательской деятельности. Стремление к получению большего дохода послужило и служит мощным стимулом развития и совершенствования производства. Частная капиталистическая собственность не исчерпала своих возможностей к обеспечению прогресса общества в целом.
Капитализм в промышленной сфере начался с простой кооперации труда, когда под одной крышей, под началом одного хозяина-собственника объединяется много людей для выполнения однородной работы. На втором этапе на смену простой кооперации пришла более сложная форма организационно-экономических отношений - мануфактура. Эта форма хозяйственной деятельности основана на преимущественно ручных орудиях труда и разделении труда внутри мастерской. Она началась в Европе с середины XVI в. и продолжалась до последней трети XVIII в. Специализация труда, его раздробление при создании готового продукта на составные части развивало у рабочих мастерство, вело к росту производительности труда. Мануфактура подготовила необходимые предпосылки для перехода к машинной стадии производства.
Переход к машинному производству (конец XVIII середина XIX в.) подвел под капиталистическую экономику качественно новую техническую основу, что не могло не внести изменения в содержание и отношения собственности. Научно-технический прогресс усилил концентрацию производства, привел к рождению крупных заводов, фабрик. Единоличных капиталов для освоения новых производств стало недоставать. Вторая половина XIX в. ознаменовалась крупнейшими открытиями в науке и технике, быстрым развитием машинного производства. Происходят структурные изменения в капиталистической экономике, быстро развивается паровозостроение, железнодорожный, речной и морской транспорт, а к концу века - автомобилестроение, самолетостроение. Индивидуальным капиталам освоения новых капиталоемких отраслей хозяйства оказалось не под силу, получает ускоренное развитие коллективная, акционерная форма ведения хозяйства.
Из концентрации производства рождаются монополии, которые сосредотачивают в своих руках производство и сбыт значительной части той или иной продукции, а, следовательно, и экономическую власть.
В нынешнем столетии формы капиталистической собственности неоднократно изменялись под воздействием непрерывного усиления общественного характера производства. В западных странах самой распространенной стала смешанная форма собственности, в которой могут принимать участие широкие слои населения. Дальнейшая более высокая ступень обобществления экономики привела к огосударствлению части национального хозяйства. В 80-е годы доля государства в национальном богатстве страны составила в США и Японии около 20%, в странах Западной Европы - 35-40%.
В современных условиях наибольшая степень обобществления экономики в интернациональном масштабе вызвана тем, что образуется и развивается не только транснациональный капитал, но и экономическая интеграция капиталистических государств.
Таким образом, долговечность и сила частной собственности заключается в ее подвижности. Она изменяется в соответствии с новыми масштабами обобществления экономики, открывает простор развитию производительных сил и повышению эффективности хозяйственной деятельности. Сравнивая, каким капитализм был в далеком прошлом и каким он стал сейчас, мы замечаем, что эта система развивается путем самоотрицания ее исходных экономических устоев. Это естественно - исторический процесс. В его основе лежат внутренние объективные законы, которые реализуются через хозяйственную деятельность и определяют ее направленность.