Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 08:24, курс лекций
Предметом истории рыночной экономики является изучение процесса исторического развития рыночных форм общественного производства на примере отдельных стран в различные эпохи.
Изучение развития рыночной экономики помогает правиль¬нее осознать причины и значение поворотных соци¬ально-экономических явлений в мировой истории, логику взаимосвязи экономической и социальной сфер жизни общества.
Тема 1 Предмет и задачи изучения истории экономики
Тема 2. Последствия Великих географических открытий.
Тема 3. Становление индустриальной хозяйственной системы
Тема 4. Особенности перехода к индустриальной экономике в России.
Тема 5. Эволюция промышленного капитализма во второй половине XIX-начале XX века
Тема 6. Формы собствен¬ности, сформировавшиеся во второй половине XIX века.
Тема 7. Монополистический капитализм.
Тема 8. Экономика России во второй половине XIX-начале XX века
Тема 8.1. Реформы Александра II.
Тема 8.2. Реформы П. А. Столыпина
Тема 8.3.Цикличность развития экономики России на рубеже XIX - XX веков.
Тема 9. Становление регулируемого капитализма
Тема 9.1. Экономические итоги Первой мировой войны.
Тема 9.2. Либерально – реформистская модель регулируемого капитализма. США.
Тема 9.2.1. Экономический подъем 1924 – 1929гг.
Тема 9.2.2. Экономический кризис 1929—1933 гг.
Тема 9.2.3. «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта.
Тема 10. Послевоенное развитие мировой экономики.
Тема 11. Международная экономическая интеграция.
Тема 12. История развития международной валютной системы.
3. Последствия
На фоне общего экономического подъема ряд отраслей испытывал серьезные трудности, многие рынки были перенасыщены, формировавшееся общество потребления отторгало продукцию судостроения, угольной, текстильной, швейной промышленности. В тяжелом положении находилось сельское хозяйство. Эти обстоятельства стали причиной нараставшей несбалансированности между производством и потреблением. Необходимо было начать перестройку не испытывавших подъем секторов экономики. Застой производства рассматривался как временное явление, процветание казалось вечным.
Тема 9.2.2. Экономический кризис 1929—1933 гг.
1. Причины экономического кризиса.
2. Проявления экономического кризиса.
а) промышленность
б) сельское хозяйство
в) социальная напряжённость
1. Причины экономического кризиса.
24 октября 1929 г. начался самый сильный в истории капитализма мировой экономический кризис. Общие потери были огромными. Курсы акций ведущих компаний в 1929—1932 гг. катастрофически упали. Общая цена акций, котировавшихся на бирже, за годы кризиса уменьшилась в 4,5 раза.
Биржевая паника была вызвана волной массовых продаж акций. В 20-е годы биржевая спекуляция базировалась на кредитных средствах. Покупатели акций в широких масштабах пользовались ссудами коммерческих банков и других специализированных учреждений. Когда курсы акций, оторвавшись от номинала, начали идти вниз, кредиторы потребовали возврата ссуд. Спекулянты с целью получения необходимых средств начали продавать акции, ускоряя этим их падение.
Обвал курсов ценных бумаг на Нью-Йоркской бирже вызвал панику и аналогичные явления во всех странах Запада. Гигантская волна финансово-экономических потрясений прокатилась по всему западному миру. Кризис принимал всеохватывающий характер. Однако наибольшие потрясения выпали на долю США.
2. Проявления экономического кризиса.
а) промышленность
Страна вступила в полосу краха финансовой и кредитной системы, который выражался в массовой волне банкротств. За 1929—1933 гг. разорилось 135 тыс. торговых, промышленных и финансовых фирм, 5760 банков. Убытки корпораций только в 1932 г. составили 3,2 млрд. долл. Национальный доход уменьшился приблизительно в 1,5 раза. В результате девальвации курс доллара снизился с января по декабрь 1933 г. на 36%.
Практически во всех отраслях промышленности наблюдалось падение производства. В результате ухудшения экономического положения в стране сократились капиталовложения в производство, что в большой степени повлияло на снижение его объемов. Промышленное производство в целом сократилось почти наполовину. Выпуск автомобилей уменьшился на 80%, выплавка чугуна — на 79, стали — на 76%.
б) сельское хозяйство
Промышленный кризис переплетался с аграрным. Сбор пшеницы упал к 1934 г. на 36%, кукурузы — на 45%. Цены на сельскохозяйственные продукты снизились на 58%, а более 40% фермерских доходов шло на погашение задолженности и налоги. Для сдерживания падения цен и сокращения предложения продуктов на рынке их уничтожали — пшеницу сжигали в топках паровозов и пароходов, молоко выливали в водоемы, картофельные и хлопковые поля заливали керосином и запахивали.
За годы кризиса разорились и были подвергнуты принудительной распродаже за неуплату долгов и налогов около 1 млн. фермерских хозяйств, т.е. 18% общего числа. Тысячи разоренных фермерских семей вынуждены были покидать родные места и пополнять ряды многочисленной армии безработных в городах. Число переселенцев только в 1930—1931 гг. составило 3808 тыс. человек.
в) социальная напряжённость
Неизбежными спутниками кризиса являлись социальные потрясения. Падение курса акций затронуло от 15 до 25 млн. человек. Охваченные паникой люди стремились обменять банкноты на золото. Заработная плата снизилась более чем вдвое.
В конце 1933 г. количество безработных в США достигло 17 млн. человек. С учетом членов семей они составили почти половину всего населения. Бедственное положение безработных усугублялось отсутствием социальной помощи.
Страну охватили массовые выступления различных слоев населения. В 1930 г. состоялась общенациональная демонстрация, в которой участвовали 1,2 млн. безработных. В горной, текстильной, автомобильной, швейной отраслях развернулось стачечное движение. Оно становилось все более массовым. В 1933 г. численность стачечников превысила миллион человек.
Тема 9.2.3. «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта.
1. Банковская и финансовая реформы.
2. Проблема восстановления промышленности.
3. Закон о регулировании сельского хозяйства
4. Закон о торговле
5. Закон о социальном обеспечении.
6. Итоги «Нового курса»
1. Банковская и финансовая реформы.
На проходивших в 1932 г. президентских выборах победу одержала демократическая партия, возглавляемая Ф.Д. Рузвельтом. Он предложил для выхода из кризиса комплекс реформ, вошедших в историю под названием «Новый курс».
Предложенная программа не была заранее обдуманной системой нововведений. В течение первых 100 дней закладывались основы экономической политики правительства. Ее теоретической базой стало учение выдающегося английского экономиста Д.М. Кейнса, обосновавшего необходимость участия государства в регулировании хозяйственной жизни.
В осуществлении нового курса выделяют два этапа: первый -1933—1935 гг., второй — 1935—1938 гг.
Прежде всего были проведены банковская и финансовая реформы. Они начались с закрытия банков (до 9 марта). На этот день была созвана чрезвычайная сессия Конгресса, которому предложили Чрезвычайный закон о банках.
Экспорт золота запрещался. К концу марта 1933 г. было вновь открыто 4/5 банков — членов Федеральной резервной системы. Усилилась концентрация банковской системы — число банков с 25 тыс. сократилось до 15 тыс.
Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию доллара. В январе 1934 г. золотое содержание снизилось на 41%.
В конце 1933 г. было разрешено употребление спиртных напитков и введен значительный налог на их продажу.
Рузвельт нашел оригинальный путь инфляционного развития. США осуществили крупномасштабные закупки золота по ценам, превышающим курс доллара по отношению к золоту. Это искусственно снизило курс доллара. Одновременно золотой запас был изъят из федеральных резервных банков и передан Казначейству. Банкам взамен выдавались золотые сертификаты, приравненные к золоту и обеспечивающие банковский резерв. В начале 1934 г. был принят Закон о золотом резерве, устанавливающий новую цену на золото, которая действовала до 1971 г.
Благодаря девальвации доллара распределение дохода изменилось в пользу промышленного, а не ссудного капитала. Тем самым были предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, уменьшилась задолженность монополий правительству, усилились экспортные возможности США.
2. Проблема восстановления промышленности.
Центральное место в «Новом курсе» отводилось проблеме восстановления промышленности. В июне 1933 г. был принят закон «О восстановлении национальной промышленности». Он вводил систему государственного регулирования промышленности и включал три раздела.
Первый предусматривал меры, способствовавшие оживлению экономики и выводу ее из бедственной ситуации. Основной упор делался на кодексы «честной конкуренции», в которых устанавливались правила относительно объема производства, применения однотипных технологических процессов, техники безопасности, конкуренции, занятости и найма. При найме на работу не допускалась дискриминация членов профсоюза, рабочим предоставлялось право на их организацию, определялись низший предел заработной платы (минимум) и максимально допустимая продолжительность рабочей недели, устанавливались объемы производства, рынки сбыта продукции, единая политика цен.
Во втором и третьем разделах закона определялись формы налогообложения с указанием порядка использования средств фонда общественных работ. Для оказания помощи безработным Конгресс создал Администрацию общественных работ, которой выделялась невиданная по тем временам сумма — 3,3 млрд долл.
В числе других мер борьбы с безработицей было создание трудовых лагерей для безработной молодежи в возрасте 18—25 лет. Уже в начале лета были созданы лагеря, рассчитанные на 250 тыс. молодых людей из семей, получавших помощь, а также безработных ветеранов. Трудом безработных на юге США создавалась современная инфраструктура — строились автострады, аэродромы, мосты, гавани и т.п.
3. Закон о регулировании сельского хозяйства.
Вторым важным законом стал Закон о регулировании сельского хозяйства, принятый Конгрессом США в начале 1933 г. В целях преодоления аграрного кризиса закон предусматривал повышение цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909—1914 гг.
Во-первых, предполагалось сокращение посевных площадей и поголовья скота. За каждый незасеянный гектар фермеры получали компенсацию и премию.
Во-вторых, предполагалось финансирование государством фермерской задолженности.
. В-третьих, правительство получило право девальвировать доллар, выпустить на 3 млрд. долл. казначейских билетов и государственных облигаций. В результате фермеры за 1933—1935 гг. получили кредиты на сумму более 2 млрд. долл. Продажа разорившихся ферм с аукционов прекратилась.
Проведение этого закона в жизнь привело к тому, что была уничтожена '/4 всех посевов. За один год действия закона было забито 23 млн. голов крупного рогатого скота и 6,4 млн. голов свиней. Мясо убитых животных превращали в удобрения. Таким образом, удалось удержать цены и улучшить положение в аграрном секторе — доходы фермеров к 1936 г. выросли на 50%. Благодаря займам многие фермерские хозяйства справились с кризисом.
4. Закон о торговле
Крупной инициативой правительства в области внешней политики явилось принятие Закона о торговле 2 марта 1934 г., предусматривавшего при подписании торговых договоров взаимное снижение тарифов на 50% по усмотрению президента «в интересах американской промышленности и сельского хозяйства». Цель закона — увеличить экспорт, открыть для США иностранные рынки.
5. Закон о социальном обеспечении.
По Закону о социальном обеспечении (август 1935 г.) была введена система пенсий по старости и пособий по безработице. Пенсии выплачивались с 65 лет; оказывалась помощь больным и инвалидам. Пенсионные фонды формировались из взносов трудящихся и предприятий. Нормы пенсионного обеспечения были едиными по всей стране. Круг получателей пенсий, размеры и сроки выплат определялись законодательством штатов. Однако закон распространялся лишь на рабочих крупных промышленных предприятий и не охватывал рабочих и служащих торговли, сферы обслуживания. Тем не менее рабочее законодательство 30-х годов было серьезным успехом американских рабочих.
6. Итоги «Нового курса»
«Новый курс» соответствовал исторической эпохе становления экономической системы регулируемого капитализма. Благодаря вмешательству государства в экономику и социальные отношения страна смогла выбраться из кризиса.
Политическая активность рабочих, фермеров, городской мелкой буржуазии, негритянского населения вынудили правительство при проведении реформ проявлять гибкость, маневрирование, учитывать интересы различных слоев населения, делать им уступки.
В то же время «Новый курс» нельзя расценивать как угрозу устоям капиталистического общества, поскольку частная собственность оставалась незыблемой, не было национализировано ни одного предприятия или банка.
В «Новом курсе» Рузвельта воплотились черты либерально-реформистского варианта регулируемого капитализма. Важнейшим инструментом правительственных мероприятий стал государственный бюджет, за счет средств которого осуществлялось финансирование расширенного воспроизводства и социальных программ.
Тема 10. Послевоенное развитие мировой экономики.
1. План Маршалла
2. Реформа Людвига Эрхарда
а) схема реформы
б) мировоззренческая основа реформы
4. Транснациональные корпорации.
5. Всемирная торговая организация (ВТО)
1. План Маршалла
Восстановлению европейских экономик в послевоенный период во многом способствовали США, оказав им помощь в рамках Плана Маршалла. За четыре года действия плана (1948—1951) помощь была оказана на 17 млрд. долл., причем 2/3 этой суммы достались всего четырем ведущим державам: Великобритании, ФРГ, Франции, Италии. За первый год ФРГ получила 2,422 млрд. долл., почти столько же, сколько Англия (1,324 млрд. долл.) и Франция (1,13 млрд. долл.), вместе взятые. Италия получила 0,704 млрд. долл. Продовольствие, топливо, удобрения составили 70% помощи.
2. Реформа Людвига Эрхарда
а) схема реформы
Оккупационные власти США также оказали поддержку реформаторам либерального толка. Эта поддержка позволила Людвигу Эрхарду (1897—1977) провести свою знаменитую экономическую реформу.
Реформа в Германии началась с замены старых рейхсмарок на новые — дойчмарки. Утром 21 июня 1948 г. рейхсмарки были объявлены недействительными и вместо них каждый житель получал сначала 40 новых марок, а затем еще 20.
Пенсии и заработная плата в новых марках подлежали выплате в соотношении 1:1. Половину наличности и сбережений можно было обменять по курсу 1:10. Временно замороженная вторая половина обменивалась впоследствии в соотношении 1:20. Денежные обязательства предприятий пересчитывались также в соотношении 1:10. Для выплаты первой зарплаты предприятия получили наличность, а затем должны были функционировать за счет сбыта продукции. Обязательства банков и других учреждений старой Германии по большей части аннулировались. Через три дня после начала преобразований приступили к реформе цен, и они были отпущены на свободу.