Инвестиционные проекты предприятий и организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:43, курсовая работа

Краткое описание

При отсутствии проекта капитальных вложений лучший способ — это хранить деньги на депозитах надежного банка или (что может оказаться еще более выгодным делом) приобрести контрольный пакет акций перспективного предприятия, благодаря чему можно оказывать прямое влияние на работу этого предприятия и направлять его инвестиции с выгодой для себя. Параллельно с приобретением акций целесообразно:
заключить договор о долгосрочной кооперации и других формах сотрудничества;
получить доступ к новым технологиям;
организовать совместный выход на зарубежные рынки;
добиться повышения конкурентоспособности продукции и др.

Оглавление

Введение
3
Теоретическая часть
4
1. Понятие, состав и структура инвестиций.
4
1.1. Характеристика инвестиций.
4
1.2. Разновидности и структура капитальных вложений.
4
2. Определение необходимого объема и источников финансирования производственных инвестиций.
7
2.1. Исчисление необходимого объема производственных инвестиций.
7
2.2. Источники финансирования производственных инвестиций.
9
3. Формирование и регулирование финансовых инвестиций (ценных бумаг).
10
3.1. Общая характеристика ценных бумаг.
10
3.2. Формирование и функционирование фондового рынка.
14
4. Привлечение иностранных инвестиций для развития и усиления эффективности деятельности субъектов хозяйствования.
18
4.1. Необходимость привлечения, виды, формы и структура иностранных инвестиций.
18
4.2 Государственное регулирование и эффективность привлечения иностранных инвестиций.
22
5. Факторы повышения эффективности использования капитальных вложений.
25
5.1 Основные факторы повышения эффективности капитальных вложений.
25
5.2. Рычаги повышения эффективности обращения ценных бумаг.
27
Практическая часть
31
1. Оценка эффективности производственных и финансовых инвестиций.
31
1.1 Методика оценки эффективности производственных инвестиций (капитальных вложений).
31
1.2 Особенности оценки эффективности выпуска и реализации ценных бумаг.
39
2. Инвестиционные проекты предприятий и организаций.
42
2.1. Цикл, фазы и этапы обоснования инвестиционного проекта.
42
2.2.Финансовый план и оценка эффективности инвестиционного проекта.
45
Заключение
50
Список литературы

Файлы: 1 файл

investicionnye_resursy_i_faktory_ih_ispolzovaniya.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

в) заключение лицензионных соглашений с отечественными фирмами;

г) приобретение неконтрольных  пакетов акций отечественных фирм-эмитентов;

д) покупка контрольных  пакетов акций у выпускающих  и реализующих их предприятий.

Совместные  предприятия создаются и управляются совместно иностранными инвесторами и местными партнерами. В роли последних выступают чаще всего частные фирмы, но таковыми могут быть и государственные предприятия. Несколько иностранных инвесторов из различных стран могут создать совместное предприятие в третьей стране с целью уменьшения стартовых инвестиционных затрат. Совместные предприятия позволяют зарубежным инвесторам занять большую нишу на местном рынке с меньшим предпринимательским риском по сравнению с вариантом прямой покупки местной фирмы на аукционе или создания дочернего предприятия (филиала).

Создание собственных дочерних предприятий (филиалов) как разновидность вложения является наиболее рискованным и связанным с наибольшими обязательствами со стороны иностранного инвестора. Такой вариант, как правило, применяется в стране, на рынках которой можно достичь наибольшего потенциала для получения прибыли (дохода).

Лицензионное  соглашение местная фирма заключает в большинстве случаев с соответствующей транснациональной корпорацией. По такому соглашению корпорация передает право на использование новой технологии местной фирме, которая становится ответственной за маркетинг и производство определенного товара. Лицензионное соглашение дает иностранному партнеру возможность выходить на рынок с минимальным предпринимательским риском. Кроме того, иностранные инвесторы могут приобрести акции местной (отечественной) фирмы, с которой заключено лицензионное соглашение.

Приобретение  неконтрольных пакетов акций местных фирм осуществляется иностранным инвестором путем прямой покупки на местном фондовом рынке. Поскольку иностранные партнеры вследствие приобретения такого количества акций не обладают правом контролировать деятельность местной фирмы, то такие инвестиции принято называть, как


 


уже отмечалось, портфельными (пассивными). Такой способ инвестирования используется преимущественно в процессе приватизации местных предприятий (организаций) или при обмене долговых обязательств частных, а также государственных субъектов хозяйствования на их акции.

Контрольный пакет акций местных фирм иностранные инвесторы могут приобрести разными способами (в процессе прямой покупки, приватизации, обмена долгов на акции и т. п.). Этот вариант инвестирования отечественных фирм (предприятий, организаций) предоставляет право контроля за их деятельностью. В то же время он предусматривает большие обязательства иностранного инвестора и более длительное время для получения им ожидаемой прибыли. Впрочем, такая форма инвестирования обеспечивает значительные выгоды и местным предприятиям: ускоряет обновление номенклатуры продукции, увеличивает общий объем производства и др.

Иностранный инвестор перед  принятием решения о целесообразности инвестирования объекта (объектов) в данной стране должен располагать информацией о степени привлекательности вложений капитала, а также о возможных видах и формах иностранных инвестиций в данной конкретной стране. Основные признаки, которыми обычно пользуются для оценки степени привлекательности инвестирования, а также возможные виды и формы зарубежных инвестиций показаны на рис. 1.4 и 1.5 соответственно.

За последние несколько  лет заметно изменилась отраслевая структура иностранных инвестиций в Украину. Если в 1995 г. их удельный вес  в производственных отраслях составлял около 90 % общего объема, то в 2000 г. — приблизительно 78 %. При этом в промышленности Украины он снизился с 51,2 до 35 %. В 3 раза сократились иностранные инвестиции в черную и цветную металлургию (с 7,4 до 2,4 %); в 2,5 раза — в легкую промышленность (с 5,5 до 2,1 %); в 1,7 раза — в машиностроение и металлообработку (с 16,9 до 10 %). За этот же период объем прямых иностранных инвестиций увеличился в торговлю (с 22 до 35 %), непроизводственную сферу в целом (с 7,5 до 20 %), в том числе в здравоохранение — более чем в 50 раз.

 

4.2 Государственное регулирование и эффективность привлечения иностранных инвестиций.

 

Законодательное регулирование иностранных инвестиций в национальную экономику осуществляется несколькими законами Украины, принятыми в течение 1991—1996 годов, и декретом Кабинета Министров Украины.

Закон Украины «О защите иностранных  инвестиций в Украине» (1991 г.) содержит такие принципиальные положения: а) инвестиции, прибыль, законные права и интересы иностранных инвесторов защищаются законами Украины; б) государство не может реквизировать иностранные инвестиции за исключением случаев стихийного бедствия; в) иностранным инвесторам гарантируется возможность перевода за границу их прибыли и других сумм, полученных на законных основаниях.

Национальный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности в отношении иностранных инвестиций установлен Законом Украины «Об иностранных инвестициях» (1992 г.). Этим законом предусмотрено, что: 1) иностранные инвестиции в Украине не подлежат национализации; 2) иностранные инвестиции имеют гарантии на 10 лет на случай изменений законодательства Украины об иностранных инвестициях; 3) устанавливается ряд налоговых льгот для предприятий с иностранными инвестициями.

Декретом Кабинета Министров Украины «О режиме иностранного инвестирования» (1993 г.) иностранным инвесторам после оплаты налогов, сборов и других обязательных платежей гарантируется беспрепятственный и без задержки перевод за границу их доходов (прибыли) и других средств в иностранной валюте, полученных на законном основании. В случае установления законодательными актами Украины новых видов налогов функционирующие предприятия с иностранными инвестициями освобождаются от них на 5 лет. Относительная величина привлекаемых иностранных инвестиций должна составлять не менее 20% уставного капитала предприятия.

Закон Украины «О государственной  программе поощрения инвестиций в Украине» (1994 г.) определяет: приоритетные сферы для иностранного инвестирования; требования к инвесторам, претендующим на получение дополнительных льгот; льготы, которые предоставляются инвестиционным проектам в приоритетных сферах. При этом к приоритетным сферам для иностранного инвестирования в Украине отнесены: агропромышленный, лесопромышленный, топливно-энергетический и металлургический комплексы; машиностроение; медицинская, легкая, химическая и нефтехимическая промышленность; связь; транспортная и социальная инфраструктуры.

Предъявляемые к иностранным инвесторам требования состоят в следующем:

• иностранные инвестиции должны способствовать созданию новых рабочих мест;

• они должны быть направлены на внедрение  современных или перспективных  ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;

• привлекаемые  иностранные  ресурсы  должны  ориентироваться на более рациональное использование сырьевой базы Украины и способствовать снижению энергопотребления на единицу продукции;

• продукция, изготовленная  с привлечением иностранных инвестиций, должна быть конкурентоспособной на международных рынках.

Иностранным инвестиционным проектам в приоритетных сферах предоставляются  определенные льготы. Основными из них являются: применение норм ускоренной амортизации; увеличение периода освобождения от налога на прибыль и добавленную стоимость; возвращение 50 % экспортной пошлины на товары производственного назначения и 100 % на детали, узлы и агрегаты, импортируемые по кооперации; предоставление кредита на льготных условиях; страхование инвестиционных рисков.

В Законе Украины «О режиме иностранного инвестирования» (1996 г.) четко определены разновидности иностранных инвестиций и формы их осуществления в Украине, описаны государственные гарантии защиты иностранных инвестиций (те же самые, что и в ранее принятых законодательных актах Украины). Кроме того, в законе оговорено, что иностранными инвесторами в Украине могут быть:                                         

1) юридические лица, учрежденные  в соответствии с законодательством других стран;

2) физические лица  — иностранцы, не имеющие постоянного  места жительства в Украине;

3) иностранные государства,  международные правительственные и неправительственные организации;

4) другие иностранные  субъекты инвестиционной деятельности.

В отдельном разделе  изложены основы деятельности иностранных инвесторов в соответствии с концессионными договорами (контрактами), регламентирован порядок производственной кооперации, совместного производства и других видов общей инвестиционной деятельности.

Предприятиями с иностранными инвестициями считаются такие, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют не менее 10 %. Имущество, ввозимое в Украину как взнос иностранного инвестора в уставной фонд отечественного предприятия (кроме товаров для реализации или личного потребления), освобождается от обложения пошлиной. Для всех иностранных инвесторов на территории Украины устанавливается национальный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности.

Целенаправленные и умело использованные иностранные инвестиции в большинстве  случаев являются высокоэффективными как для самого иностранного инвестора, так и для предприятия страны — получателя инвестиций. При условии политической стабильности и экономически благоприятного инвестиционного климата иностранный инвестор всегда будет иметь прибыль от вложения собственного капитала в то или другое местное предприятие.

Эффективность иностранных инвестиций характеризуется, прежде всего, размером дивидендов или прибылью (доходом) на единицу вложенных финансовых средств и сроком окупаемости последних. В Украине, например, упомянутые показатели реально имеют высокие значения и этим самым подтверждают эффективность иностранных инвестиций.

Важно отметить, что иностранные  инвестиции, привлеченные отечественными предприятиями, должны активно способствовать освоению последними новых видов продукции, существенному увеличению ее производства, а иногда — даже и решению прочем неплатежей.

 

5. Факторы повышения  эффективности использования капитальных  вложений.

5.1 Основные факторы повышения эффективности капитальных вложений.

 

На уровень эффективности  использования капитальных вложений, их результативность (отдачу) влияет большая группа разнообразных организационно-экономических факторов. Без тщательного учета их в практике современного хозяйствования невозможно достичь максимальной прибыльности инвестирования производства и других сфер деятельности предприятий. Наиболее существенное влияние на эффективность капитальных вложений оказывают группы факторов, определяющих структуру и длительность инвестиционно-воспроизводственных процессов, эффектообразующую способность экономических методов управления, применяемых соответствующими субъектами хозяйствования (рис. 1.6).


 

Высокий уровень эффективности  производственных инвестиций в значительной мере объясняется прогрессивностью элементно-технологической и воспроизводственной их структуры. По мере увеличения части, направленной на создание или обновление активной части основных фондов увеличивается отдача капитальных вложений. Это вызывает необходимость тщательного экономического обоснования размера капитальных затрат на приобретение производственного (технологического) оборудования для каждого проекта (варианта) инвестирования действующего или сооружаемого предприятия. Особенно активными и целенаправленными должны быть действия по оптимизации воспроизводственной структуры капитальных вложений. Практическое осуществление таких действий связано с решением двух главных задач:

1) увеличение относительного  объема инвестиций, направленных на возмещение (простое воспроизводство) стоимости машин и оборудования по сравнению с общей суммой накопленного амортизационного (реновационного) фонда;

2) установление рациональных пропорций  чистых капитальных вложений в различные формы расширенного воспроизводства основных фондов и формирование необходимых производственных мощностей предприятий.

Едва ли не наибольшие возможности  повышения эффективности проектных  решений, а тем самым и использования  капитальных вложений, связаны с современной организацией проектно-сметного дела. Именно в процессе разработки проектов расширения и реконструкции, действующих и сооружения новых производственных объектов (предприятий) должны быть использованы новейшие достижения в области технико-технологических и организационных решений, создания новых строительных материалов, современных принципов конструирования и пространственного размещения зданий (сооружений) с тем, чтобы реально уменьшить сметную стоимость всего объема работ.

Большим и до сих пор слабо  используемым резервом повышения эффективности  капитальных вложений является значительное сокращение длительности всех стадий инвестиционного цикла — от проектирования до освоения введенных в действие производственных объектов и объемов социальной инфраструктуры. Как свидетельствует анализ фактического состояния дел на предприятиях многих отраслей народного хозяйства Украины, длительность реконструкции (расширения) действующих и строительство новых производственных объектов превышает существующие нормативы в среднем в два раза, а проектирование и освоение — приблизительно в полтора раза. К этому нужно добавить, что действующие в Украине нормативы длительности отдельных стадий инвестиционного цикла уже и так значительно выше, чем во многих зарубежных странах с развитой рыночной экономикой.

Осуществляемые целью увеличения отдачи каждой денежной единицы капитальных вложений технические, технологические и организационные мероприятия не могут обеспечить достижение ожидаемых результатов, если они не будут сопровождаться действенными экономическими методами управления инвестиционными процессами в целом. При этом нужно подчеркнуть, что эти методы не применяются изолированно (самостоятельно), а являются составной частью общего механизма взаимоотношений между всеми субъектами хозяйствования. Однако совершенствования требуют прежде всего методы определения необходимого объема и оценки экономической целесообразности капитальных вложений, прогнозирования реальной длительности инвестиционного процесса для функционально одинаковых объектов, система мотивации интенсивного инвестирования производства.

Информация о работе Инвестиционные проекты предприятий и организаций