Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 23:47, контрольная работа
Цель данной работы - проследить за особенностями инвестиционного процесса в России в переходный период. Общеизвестно, что низкий уровень инвестирования - одна из наиболее печальных экономических реалий наших дней. В этой связи особенно важным представляется рассмотреть пути активизации инвестирования, в первую очередь - возможные законодательные положения, призванные переломить эту негативную ситуацию.
Введение……………………………………………………….......……………........ 3 стр.
1. Виды инвестиций и их динамика в экономике РФ............................................. 4 стр.
1.1 Источники финансирования инвестиций................................................…..… 5 стр.
1.2 Роль собственных средств предприятий в
инвестиционных вложениях................................................................................… 6 стр.
1.3 Значение банковского капитала и бюджетных средств в увеличении
общего объема инвестиций в государстве……....................................……...........7 стр.
2. Роль инвестиций в развитии экономики страны ...............................................7 стр.
2.1 Государственная инвестиционная политика как составная
часть общей экономической политики.....................................................................8 стр.
2.2 Причины, приведшие к снижению размеров
инвестиций в РФ в 90-е гг………………...…………………….……….......…...... 9 стр.
3. Характеристика и особенности современного
инвестиционного климата………….........…………..................……….......…...... 9 стр.
3.1 Дифференциация регионов России по уровню инвестиционных
вложений…................................................................................................................. 10 стр.
3.2 Влияние механизма налогообложения прибыли на инвестиционный
климат государства...........……………………………………….……….......…...... 11 стр.
3.3 Использование иностранного опыта в формировании
внутреннего инвестиционного климата в России............…….……….......…...... 12 стр.
3.4 Вопросы совершенствования современного законодательства
по улучшению инвестиционного климата в РФ...................….……….......…...... 12 стр.
Заключение……………………………………………………….……….......…...... 14 стр.
Список литературы…………………………………………….…...............
Фаза стабильного развития предполагает минимальную государственную поддержку.
Государственная инвестиционная политика строится на основе социально-экономических и научно-технических прогнозов и служит базой для выбора инвестиционной стратегии, разработки инвестиционных программ и проектов, предлагая критерии для их оценки и отбора.
Экономическая ситуация в России в результате происходившего в 1990-е годы беспрецедентного спада производства, образования хронического бюджетного дефицита, острого платежного кризиса в значительной мере предопределила постоянный недостаток инвестиционных ресурсов, необходимых для развития экономики.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что происходящий в России инвестиционный кризис обусловлен целым рядом разноплановых причин. Каждая из них имеет определенное самостоятельное значение, но все они взаимосвязаны. В числе этих причин и те, что в той или иной мере отражают особенности воспроизводственного и инвестиционного процессов и негативные тенденции в экономике, сложившиеся еще в 1970 - 1980-е годы. Это, прежде всего преобладание экстенсивного развития в сочетании с низкой эффективностью производства, ослабление возможностей осуществления структурных сдвигов и внедрения достижений научно-технического прогресса.
Другой ряд причин связан с тем, как проводились и проводятся в настоящее время рыночные реформы, с многочисленными просчетами в государственной экономической политике 1990-х годов. Именно в этот период имели место такие негативные процессы, как резкое падение производства, сокращение абсолютных объемов накоплений, существенное уменьшение их удельного веса в национальном доходе, постоянное снижение централизованных ассигнований, уменьшение доли прибыли предприятий, направляемой на развитие производства.
Инвестиционная деятельность тесным образом связана с формированием инвестиционного климата - важнейшей составной частью в институциональной системе экономики, призванной создать предпосылки для наилучшего использования общественных экономических отношений в развитии и научно-технологическом обновлении производительных сил через активную инвестиционную деятельность.
Инвестиционный климат - совокупность социальный, экономический, правовых, политических, культурных и других условий, предопределяющих целесообразность инвестирования и оказывающих влияние на эффективность инвестиций и степень риска.
Инвестиционный климат любой хозяйственной системы характеризуется чрезвычайным динамизмом и постоянно меняется в лучшую или худшую сторону, что особенно справедливо применительно к современным российским условиям. В работе приведена схема структуры инвестиционного климата и определяются факторы его формирования.
Во время переходного периода инвестиции в основной капитал в России характеризовались отрицательными темпами роста. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил в 1999 году к 1990 году только 23.3% (против 59.5% по ВВП и 49.8% по объему промышленного производства). 1999 г. явился первым годом с начала реформ, по итогам которого отмечен рост инвестиций в основной капитал к предыдущему году: на 4.5%. В 2000 году эта тенденция получила развитие: в I квартале прирост к соответствующему периоду 1999 года составил свыше 13 процентов.
География основных прямых иностранных инвестиций достаточно предсказуема: Москва, Сахалинская область, Санкт-Петербург, Московская область, Краснодарский край, Татарстан и Тюменская область, т.е. регионы со значительным ресурсным потенциалом или емким рынком. Деформированность региональной структуры иностранных инвестиций все возрастает. Одна из причин заключается в недостаточной разработанности региональной политики по привлечению иностранных инвестиций - прежде всего в части страхования, залога, обеспечения инвесторов информацией об инвестиционных проектах, неразвитостью информационно-транспортной инфраструктуры. Сегодня нужна действенная политика привлечения иностранных инвестиций в депрессивные регионы, т.к. успешность данных инвестиций в первую очередь способствует формированию социальных гарантий осуществления проводимых правительством экономических реформ. Для инвестиционного климата регионов России характерна правовая нестабильность, выражающаяся в регулярных изменениях соответствующих норм права, не обеспечивающих полного регулирования отдельных экономических процессов. В этой связи активность иностранных инвесторов в некоторых регионах обусловлена как созданными там достаточно благоприятными условиями для инвестиций, так и направленной политикой местных администраций именно на привлечение мировых управленческих и производственных технологий.
Регионам необходимо разработать стратегии привлечения инвестиций:
создание условий, способствующих привлечению инвестиций в регион, определение перспективных направлений и приоритетных объектов для инвестирования;
экспертную оценку ключевых инвестиционных проектов, определение источников и механизмов привлечения инвестиций в регион, реализацию механизма привлечения инвестиций.
Одним из важнейших вопросов, рассматриваемых при принятии инвестиционных решений, является структура налогообложения, необходимыми характеристиками которой являются простота и стабильность. Рационально организованная структура налогообложения должна благоприятствовать инвестиционной деятельности.
По отзывам представителей иностранных инвестиционных компаний, современная российская налоговая система отличается запутанностью, агрессивностью по отношению к прибыли и крайней неустойчивостью (к примеру, многие из вносимых изменений имеют обратную силу).
Важное значение имеет также создание благоприятных условий для иностранных инвесторов в России. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за исключением определенных изъятий, устанавливаемых федеральными законами.
Например, льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с российским таможенным законодательством и законодательством о налогах и сборах.
В зарубежной практике собственным источникам финансирования предприятий отводится важная роль. Так, на долю амортизационных отчислении приходится порядка 40% общего объема текущих и капитальных затрат предприятий, осуществляемых из внебюджетных источников; за счет прибыли в странах финансируется примерно 30% всех текущих и капитальных затрат.
В России эти показатели существенно ниже. Согласно статистическим данным, в 1995 г. за счет амортизационных отчислений было профинансировано 23% инвестиций в основной капитал, а в первой половине 1996 г. - свыше 31%. Хотя роль амортизационных отчислений в инвестициях постепенно повышается, одновременный рост цен на капитальные товары сужает ее функции до рамок простого воспроизводства. За счет прибыли в 1995 г. было профинансировано чуть больше 20% инвестиций в основной капитал, а в первой половине 1996 г. - 17%.
Для большинства западных стран, добившихся наиболее высокого на сегодняшний день уровня экономического развития, характерно преобладание негосударственных форм собственности и источников финансирования в инвестиционном процессе, в основном капитале и ВВП. Государственные же инвестиции сосредоточены в отдельных отраслях. Отмечая это, нельзя забывать, что в западных странах действующая модель инвестирования формировалась в течение длительного периода времени.
Российский опыт переходного периода свидетельствует о том, что роль государства в переходной экономике должна оставаться значительной. Экономика, в течение длительного времени пребывающая в условиях кризиса, при любом уровне развития рыночных отношений не имеет автоматических регуляторов инвестиционной активности и концентрации необходимых ресурсов для преодоления его негативных последствий.
Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любой страны, является существующая система законодательства, определяющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами.
Основу законодательства составляют следующие нормативные акты:
Регулирование на национальном, внутригосударственном уровне тесно связано с регулированием на международном уровне. По данным центра ООН по транснациональным корпорациям, по состоянию на 31 декабря 1997г. было заключено 265 международных договоров по вопросам инвестиций.
Первыми шагами для совершенствования и стимулирования инвестиционной деятельности в России должны быть развитие инструментария в виде процедурных норм прямого действия, снижающих коррупционные риски; как введение инвестиционных режимов поощрения небольших капвложений, направленных на инновационное развитие; как создание благоприятного климата для массированного роста отечественных инвестиций (сохраняя для иностранных инвестиций как катализаторов развития, национальный режим), и, наконец, введение форм публичной отчётности исполнительной власти перед законодателями о реализации законов, направленных на поощрение инвестиций. Эти меры могут быть реализованы на основе разработки модельных законов для регионов, а также при такой доработке норм на уровне федеральных законов, чтобы через них дать образцы для регионального законотворчества
Заключение
Во время переходного периода в России наблюдался экономический спад производства, что в свою очередь было напрямую взаимосвязано с инвестированием, размеры и масштабы которого в тот момент существенно сократились.
Активная инвестиционная деятельность представляет собой постоянно возобновляющийся циклический процесс. Создавая условия для позитивных сдвигов в экономике любого индустриального или развивающегося государства, этот процесс является "локомотивом" технического, а следовательно, и социально-экономического развития всего общества. На основе инвестиций создаются новые предприятия, а уже существующие - расширяются, разрабатываются новые, самые современные виды продукции, что, в свою очередь, приносит выгоду не только потребителям инвестиций, их партнерам по бизнесу и самим инвесторам, но и государству, которое получает от успешно работающих предприятий больше доходных поступлений в виде налогов.
Список литературы
Информация о работе Инвестиционная политика РФ в условиях переходной экономики