Инвестиционная политика Республики Беларусь и ее особенности на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть инвестиционную политику в Республике Беларусь на современном этапе.
Задачи работы:
- описать нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности Республики Беларусь;
- проанализировать инвестиционную политику Республики Беларусь, рассмотреть инвестиционный климат Республики Беларусь, анализ поступления иностранных инвестиций в Республику Беларусь, развитие свободных экономических зон в Республике Беларусь, развитие фондового рынка Республики Беларусь,
- описать совершенствование инвестиционной политики Республики Беларусь.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Инвестиции и инвестиционная политика 5
1.1 Инвестиции: понятия, виды и источники 5
1.2 Понятие инвестирования 8
1.3 Инвестиционная политика и ее основные направления 9
Глава 2. Инвестиционная политика Японии и Армении 11
2.1 Инвестиционная политика Японии 11
2.2 Инвестиционная политика Армении 16
Глава 3. Инвестиционная политика Республики Беларусь 21
3.1. Предпосылки для инвестирования 21
3.2 Проблемы инвестирования и пути их решения 27
3.3 Основные макроэкономические показатели Республики Беларусь за последний период 29
Заключение 34
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

KUrsovaya0.docx

— 2.18 Мб (Скачать)

По результатам данных, взятых из Национального статистического  комитета, в 2011 г. иностранными инвесторами вложено в реальный сектор экономики (без банков) валовых иностранных инвестиций – 18,9 млрд. долл. США, в том числе 13,2 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций (ПИИ) (с учетом задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги), что более, чем в 2 раза, превышает объем 2010 года (5,6 млрд. дол. США) и в 17 раз больше, чем объем поступивших ПИИ в начале пятилетки (в 2006 году объем поступивших ПИИ составил 748,6 млн. дол. США) (см. Рисунок 6-7).

Рисунок 6. Поступление иностранных инвестиций.

Источник [6].

 

Рисунок 7. Общий объем поступивших ПИИ

[6]

Зарегистрирован рост валового объема иностранных инвестиций, и что более знаково, увеличение в них доли прямых иностранных инвестиций. Так, в сравнении, например, с 2006 г., когда эта цифра составляла 18,5%, в 2011 г. удельный вес ПИИ составил порядка 70%.

Топ-10 2011 года стран-доноров ПИИ  в Республику Беларусь: Россия 54%, Великобритания 30,4%, Украина 4,2%, Кипр 2,6% , Италия 1,5%, Германия 1,1%, США 0,8%, Литва 0,7%, Нидерланды 0,6%, Польша 0,6%, (см. Рисунок 8).

Рисунок 8. Страновая структура поступления ПИИ в Республику Беларусь

Источник [6]

 

Структура прямых иностранных  инвестиций (ПИИ) (с учетом задолженности  прямому инвестору за товары, работы, услуги) направленных в 2011 году в организации  по видам экономической деятельности:

  • оптовая торговля и торговля через агентов, кроме торговли автомобилями и мотоциклами (более 40%),
  • транспорт и связь (более 40%),
  • промышленность (более 7%),
  • операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям (2,5%),
  • строительство (0,6%),
  • сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (0,2%),
  • гостиницы и рестораны (0,1%) и др.

Прямые иностранные  инвестиции (ПИИ) на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) за 2011 год составили порядка 4 млрд. дол. США (3,97 млрд. дол. США), из них 2,5 млрд. дол. США – за счет продажи пакетов акций, принадлежащих государству (объектов, в которых государству принадлежит более 10% в уставном фонде), (см. Рисунок 9).

 

Рисунок 9. Предприятия с иностранными инвестициями

Источник [6]

Инвестиции из Республики Беларусь за рубеж. За январь-сентябрь 2012 г. организациями республики (кроме банков) направлено за рубеж инвестиций на сумму 4,5 млрд. долларов США, что на 14,5% больше, чем за январь-сентябрь 2011 г.

Значительные объемы инвестиций организации  республики направили субъектам  хозяйствования России (33,8% от всех направленных инвестиций), Соединенного Королевства (17,4%), Украины (14,3%), Нидерландов (9,3%), Германии (8,6%), Швейцарии (5%), Австрии (4,5%).

Наибольшие суммы инвестиций за рубеж направили организации  торговли (55,2% от всех направленных инвестиций), промышленности (34%), транспорта (9,2%), (смотри Приложение 1.)

На долю прямых инвестиций приходилось 67,2% всех направленных инвестиций за рубеж. По сравнению с январем-сентябрем 2011 г. объем направленных прямых инвестиций за рубеж увеличился в 1,5 раза. Основной формой направления прямых инвестиций были долговые инструменты (98,5% от общего объема прямых инвестиций за рубеж).

В объем направленных за рубеж прямых и, соответственно, в общий объем  направленных инвестиций, включена задолженность  за товары, работы, услуги прямому инвестору  – резиденту Республики Беларусь, которая за январь-сентябрь 2012 г. составила 2,9 млрд. долларов США, или в 1,5 раза больше, чем за январь-сентябрь 2011 г.

Наибольшие суммы прямых инвестиций за рубеж были направлены организациями  торговли (46,1% от всех направленных прямых инвестиций за рубеж), промышленности (40,5%), транспорта (12%).

Значительные объемы прямых инвестиций с учетом задолженности за товары, работы, услуги организации республики направили субъектам хозяйствования России (43,3% от общего объема направленных прямых инвестиций), Соединенного Королевства (25,8%), Украины (20,9%), Казахстана (2,6%) и  Литвы (2,2%).

Организации республики направили  за рубеж прочих инвестиций на сумму 1,5 млрд. долларов США, или на  20,9% меньше, чем за январь-сентябрь 2011 г. На их долю приходилось 32,8% всех направленных инвестиций за рубеж.

За январь-сентябрь 2012 г. наибольшие суммы инвестиций направили за рубеж  организации г. Минска (69,4%), Минской (11,6%) и Могилевской областей (7,9%).

При подготовке данного материала, был найден содержательный ресурс, отражающий информацию о привлечении  иностранных инвестиций в Беларусь. По словам ресурса http://ex-press.by, цифры иностранных инвестиций в Беларуси высасывают из пальца. А именно, в 2011 году в реальный сектор было инвестировано 18,9 млрд. долларов валовых иностранных инвестиций, в том числе 13,2 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций. Этот показатель превышает объем ПИИ в начале пятилетки (2006) в 17 раз!

С таким объемом ПИИ Беларусь, казалось бы, не должна была испытывать важных экономических потрясений. Но это лишь в том случае, когда под прямыми иностранными инвестициями понимаются именно они. Но, если судить по официальной методике подсчета, в расчет ПИИ включается задолженность перед прямым инвестором за товары, объем работы, услуг. Иными словами, к инвестициям приравняли различного вида кредиты. Подавляющее число это товарные кредиты, которые выдаются иностранными компаниями отечественным продавцам.

Если говорить в общем, то получается, что Беларусь в 2011 году привлекла только 3,97 млрд. долларов. Если выделить продажу второй половины «Белтрансгаза» российской компании «Газпром» за 2,5 млрд. долларов, остается всего 1,47 млрд. долларов (2,7% ВВП).

Указом президента установлен минимальный  размер ПИИ в 3,7 млрд. долларов. 30 декабря 2011 года было подписано постановление  Совета министров №1779, в котором  говорится, что в 2012 году привлечение  ПИИ на чистой основе (без учета  задолженности прямому инвестору  за товары, работы, услуги) должно составить  не менее 1,2 млрд. долларов. План по ПИИ в 3,7 млрд. долларов этим постановлением никто не отменял. Совмин своим постановлением установил минимальную планку по привлечению инвестиций для учреждений государственной подчиненности.

Подкорректированная цель в 1,2 млрд. долларов казалось реалистичной, но по итогам двух месяцев в Беларусь было привлечено всего 140,5 млн. долларов. Причем из этого объема 83,7% (117,6 млн. долларов) привлечено не государственными ведомствами, а юридическими лицами без ведомственной подчиненности. А это подтверждает не достаточную эффективность работы государственных органов в качестве инвестиционных агентов страны.

В целом, по итогам двухмесячной работы чиновники сумели выполнить свою задачу-минимум всего лишь на 1,9%. В целом по экономике план выполнен на 3,7%.

В стороне же – неспособность чиновников самостоятельно привлечь даже минимальный объем инвестиций в отечественную современную экономику, которая в сегодняшнем виде не выглядит манящей для иностранных инвесторов.

Единственное, что остается делать, это продолжать утешать себя стабильной и положительной тенденцией валового объема иностранных инвестиций, которые по сути таковыми не являются. Реальная картина иная – снижение объема иностранного капитала, приходящего в страну на протяжении последних трех лет.

Плачевными кажутся дела, если судить из всего выше сказанного. Не взирая на официальные благоприятные условия для инвестирования, созданные в Беларуси, мы до сих пор считаемся страной, в которой по неофициальным данным нет доверия, мешают и вообще не дают возможности свободно действовать иностранным инвесторам.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Добившись поставленной в  работе цели, исследовав и оценив текущее  состояние инвестиционной ситуации в Белоруссии, в заключение скажем немного и о том, зачем Белоруссии необходима благоприятная инвестиционная ситуация. 
Экономика страны находится именно на той стадии, когда постоянный спад в инвестиционной сфере стал одной из самых негативных тенденций, которая грозит полным экономическим крахом. В этой связи осуществление комплекса мероприятий по интенсификации инвестиционной деятельности в производственной сфере, привлечение внутренних и внешних источников финансирования являются чрезвычайно актуальными. 

От развития коллективных инвестиций в Беларуси выигрывает все  население, поскольку с их помощью  увеличится приток капиталовложений в  экономику, что создаст условия  для экономического роста. Вырастут и налоговые поступления, а значит — улучшится финансирование социальных программ и бюджетных организаций. Возрастет спрос на государственные  ценные бумаги при одновременном  снижении цены заимствования.

Кроме того, расширятся возможности  граждан сохранять и приумножать  свои сбережения. Разнообразие возможностей удовлетворения инвестиционных потребностей людей само по себе способно защитить их интересы и повысить доверие к  рыночной экономике.

На экономическом развитии страны положительно скажется и обострение конкурентной борьбы коллективных инвесторов и коммерческих банков за деньги населения  — финансовые ресурсы станут доступнее  предприятиям. А если, как ожидается, повысятся цены на акции предприятий, выгоду от этого получат не банки, а миллионы собственников — акционеров. Они станут реально богаче.

Чтобы этого всего добиться, перед нашим государством стоит  сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный  капитал, не лишая его собственных  стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный  капитал, нельзя допускать дискриминации  в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые  льготы, которых не имеют белорусские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически  не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к  возникновению на месте бывших отечественных  производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

Нужно стремиться создать  благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И  речь не о том, чт


Информация о работе Инвестиционная политика Республики Беларусь и ее особенности на современном этапе