Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 19:20, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть инвестиционную политику в Республике Беларусь на современном этапе.
Задачи работы:
- описать нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности Республики Беларусь;
- проанализировать инвестиционную политику Республики Беларусь, рассмотреть инвестиционный климат Республики Беларусь, анализ поступления иностранных инвестиций в Республику Беларусь, развитие свободных экономических зон в Республике Беларусь, развитие фондового рынка Республики Беларусь,
- описать совершенствование инвестиционной политики Республики Беларусь.
Введение 3
Глава 1. Инвестиции и инвестиционная политика 5
1.1 Инвестиции: понятия, виды и источники 5
1.2 Понятие инвестирования 8
1.3 Инвестиционная политика и ее основные направления 9
Глава 2. Инвестиционная политика Японии и Армении 11
2.1 Инвестиционная политика Японии 11
2.2 Инвестиционная политика Армении 16
Глава 3. Инвестиционная политика Республики Беларусь 21
3.1. Предпосылки для инвестирования 21
3.2 Проблемы инвестирования и пути их решения 27
3.3 Основные макроэкономические показатели Республики Беларусь за последний период 29
Заключение 34
Список использованной литературы 35
Законодательство Армении в
области инвестиций весьма либеральное
и практически не уступает международным
стандартам, а по индексу экономической
свободы Армения находится
По отношению к инвестициям Республика Армения осуществляет политику «открытых дверей», что закреплено в законодательстве: в Законе «Об иностранных инвестициях» Армении, принятом в 1994 году, в Концепции Инвестиционной политики, утвержденной в 2005 году, и в регулирующих экономическую среду иных законодательных актах, касающихся инвестиций.
Основными принципами инвестиционной
политики Армении являются применение
либеральных принципов
Продолжается направленное и активное
сотрудничество с диаспорой посредством
формирования доверительной и взаимовыгодной
среды.
По оценкам экспертов инвестиционный
потенциал армянской диаспоры составляет
порядка 10-20 млрд. долларов США. При этом
данные вложения очень пассивно привлекаются
в экономику Армении и составляют всего
10% от общего объема иностранных инвестиций
в стране. Подобная пассивность во многом
обусловлена недостатком доверия со стороны
представителей диаспоры в инвестиционные
возможности Армении и продуктивность
осуществляемых в стране вложений. В числе
основных препятствий, которые мешают
привлечению вложений в Армению, можно
также отметить недобросовестную конкуренцию,
высокие ставки кредитования, уклонение
от налогов, а также проблемы с проведением
маркетинговых исследований местного
рынка.
Основные преимущества инвестирования в Армению
С точки зрения инвестиционной привлекательности следует отметить, что компании-нерезиденты в Армении независимо от законодательства своих стран облагаются налогом на прибыль в размере 10%. Это не относится к странам, с которыми у Армении есть соглашения об исключении двойного налогообложения, к примеру, с Россией будет действовать налог в размере 5%. Напомним, что после принятия закона в 1998 году компании-нерезиденты, получившие прибыль от деятельности в Армении, уплачивали налоги в размере 15% от прибыли, однако в 2000 году ставка была снижена до 10%, а впоследствии для компаний, которые отвечали соответствующим критериям, была установлена нулевая процентная ставка.
Армения подписала двусторонние соглашения «О поощрении и взаимной защите инвестиций» с 37 государствами, в том числе с 15 странами ЕС, с США, с Беларусью и еще с 6 странами СНГ.
Выгодными для инвестиций отраслями остаются:
По состоянию на первое января 2011 года в Армении работает 4213 предприятий с иностранным капиталом. На долю предприятий с капиталом США приходится 13,1% от всех предприятий с иностранным капиталом. В основном деятельность этих компаний ориентированы на экспорт, и инвесторы пытаются найти новые рынки для своей продукции (смотри Рисунок 1).
Большие надежды с точки зрения
повышения инвестиционной привлекательности
страны в Армении связываются
с созданием свободных
В феврале 2011 года Правительство Армении
утвердило на заседании проект создания
свободной экономической зоны на
территории ЗАО "РАО Марс" и
ЗАО «Ереванский научно-
Компания «Ситроникс» намерена создать СЭЗ на территории площадью в около 100 тыс. кв. м, в том числе на заводе «Марс» площадью в 77 тыс. кв.м. и в институте математических машин площадью в 27 тыс. кв.м.
Рисунок 1 - Компании с участием иностранного капитала в Армении
Источник: [11, с.10]
Свободная экономическая зона будет создана в двух направлениях – высоких технологий и производства новых технологий.
По расчетам Министерства экономики, в течение первых двух лет будет создано около 1500 рабочих мест, а до конца программы, которая рассчитана до 2020 года, их количество планируется довести до 5000 рабочих мест
Предварительные договоренности о сотрудничестве достигнуты с несколькими иностранными ИТ-компаниями, в том числе, из США, Ирана, Индии и Англии. Одним из обязательных условий формирования СЭЗ является производство продукции, нацеленной на экспорт.
Все усилия, предпринимаемые армянским
правительством, по привлечению иностранных
инвестиций оказываются не напрасными
и мало того – эффективными. Свободным
доступ к проектам Армении, система
«открытых дверей», либеральное
законодательство по отношению к
инвестициям, умение правильно найти
диалог с будущими партнерами, богатая
история и привлекательный
Республика Беларусь по сути своей еще молодая страна. Поэтому как неопытная, со своими амбициями она допускает много ошибок. Да, есть экономический опыт Советского союза, но СССР - это не только Беларусь, а еще и 14 стран. И после его распада, общий кризис середины 90-х привел и к настоящему инвестиционному кризису. Объем валовых инвестиций снизился тогда более чем на 60%.
С 1996 года ситуация в стране стала немного улучшаться с точки зрения динамики основных макроэкономических параметров, что, безусловно, способствовало некоторой активизации инвестиционной деятельности в Республике. Но, несмотря на все улучшенные показатели, которые были наравне с докризисным периодом в стране, инвестиционный уровень все же оставался очень низким. В числе главных причин, сдерживающих инвестиционную деятельность, можно назвать инфляцию, удорожание ресурсов, высокие налоги и процентные ставки за кредит. Также были такие проблемы как, чрезвычайно низкая рентабельность производства, большие запасы готовой продукции, слабое развитие малого и среднего бизнеса, сокращение объемов централизованных капиталовложений. Конечно, с такими показателями очень сложно выйти хотя бы на средний уровень, и привлечь инвесторов.
Но в последние годы,
появилась положительная
Можно выделить несколько основных причин, которые наше государство считает наиболее важными для привлекательности вложения капитала иностранными инвесторами:
Сегодня компании, инвестирующие в Беларусь, автоматически получают доступ на 170-миллионный рынок трех государств ЕЭП.
ЕЭП – это:
В Беларуси действует целый ряд преференциальных режимов, которые могут быть очень полезны иностранным компаниям, в том числе с точки зрения их налогового планирования и оптимизации. Они включают специальные льготные условия хозяйствования при организации бизнеса в рамках семи свободных экономических зон (0% - налог на прибыль в течение 5 лет, 10 % - НДС), парка высоких технологий (0% - налог на прибыль в течение 15 лет, 0% - НДС) и Беларусско - Китайского индустриального парка (0% - налог на прибыль в течение 10 лет). Зарубежные компании также могут извлечь дополнительную выгоду посредством максимального снижения инвестиционных затрат и налоговой нагрузки при размещении своего бизнеса на территории малых и средних городов Беларуси (0% - налог на прибыль в течение 7 лет; 0% - НДС в течение 5 лет).
Беларусь стремится к созданию открытых и выгодных условий ведения бизнеса на ее территории. Сегодня страна является лидером по совершенствованию законодательства, что подтверждается исследованием Всемирного банка «DoingBusiness– 2012» (DB). По сравнению с 2011 годом Беларусь улучшила свой рейтинг «DB» на 22 пункта. В результате, по условиям ведения бизнеса Беларусь заняла 69 место из 183 стран, существенно опередив Россию и Украину (см. Рисунок 3).
Рисунок 3 - Рейтинг Беларуси по ведению бизнеса
Источник [12]
По таким показателям как «регистрация собственности» (4-е место) и «открытие бизнеса» (9-е место) Беларусь, является одной из наиболее привлекательных стран не только региона, но и мира в целом (смотри Рисунок 4).
Рисунок 4 - Рейтинг Беларуси по «регистрации собственности» и «открытию бизнеса»
Источник [12]
Транспортная инфраструктура Беларуси представлена широкой сетью автомобильных, железных, воздушных дорог. Магистрали, пролегающие в стране, являются важнейшим элементом европейской транспортной системы. Так, Беларусь пересекают 2 трансъевропейских транспортных коридора, по международной классификации № «II» («Запад-Восток» – Берлин-Варшава – Минск-Москва) и № «IX» («Север-Юг» – граница России с Финляндией – Выборг – Санкт-Петербург – Витебск – Гомель – Украина – Молдова – Болгария – Греция) с ответвлением «IXB» – Гомель – Минск – Вильнюс – Клайпеда – Калининград.
Ежегодно через территорию Беларуси следует свыше 100 млн. тонн европейских грузов, из них около 90% - между Россией и ЕС. Вместе с тем, транзитный потенциал Беларуси далеко не исчерпан – белорусские транспортные коридоры имеют загрузку не более чем на 25-40% от их реальной пропускной способности.
Таким образом, Беларусь является наиболее оптимальным связующим элементом между странами СНГ (прежде всего Россией) и странами ЕС, что может быть выгодно использовано зарубежными компаниями при размещении на территории страны своих производственных, логистических и сбытовых подразделений.
Рисунок 5 - Транспортная инфраструктура Беларуси
[12]
Беларусь предлагает зарубежным компаниям уникальные возможности ускоренного развития их бизнеса, связанные с активизацией в стране процесса приватизации.