Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 19:20, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть инвестиционную политику в Республике Беларусь на современном этапе.
Задачи работы:
- описать нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности Республики Беларусь;
- проанализировать инвестиционную политику Республики Беларусь, рассмотреть инвестиционный климат Республики Беларусь, анализ поступления иностранных инвестиций в Республику Беларусь, развитие свободных экономических зон в Республике Беларусь, развитие фондового рынка Республики Беларусь,
- описать совершенствование инвестиционной политики Республики Беларусь.
Введение 3
Глава 1. Инвестиции и инвестиционная политика 5
1.1 Инвестиции: понятия, виды и источники 5
1.2 Понятие инвестирования 8
1.3 Инвестиционная политика и ее основные направления 9
Глава 2. Инвестиционная политика Японии и Армении 11
2.1 Инвестиционная политика Японии 11
2.2 Инвестиционная политика Армении 16
Глава 3. Инвестиционная политика Республики Беларусь 21
3.1. Предпосылки для инвестирования 21
3.2 Проблемы инвестирования и пути их решения 27
3.3 Основные макроэкономические показатели Республики Беларусь за последний период 29
Заключение 34
Список использованной литературы 35
Сегодня, в стране на долю государственного сектора приходится порядка 70% примышленного производства. В отличие от России, других стран СНГ и Восточной Европы, Беларусь сохранило наиболее крупные национальные предприятия в государственной собственности, сто позволило обеспечить им полноценную поддержку и, как результат, существенно повысить их производственный потенциал и международную конкурентоспособность.
В настоящее время, с целью еще большего повышения эффективности национальной экономики Беларусь, выбрав тактику «точечной» приватизации, заинтересована в развитии взаимовыгодного сотрудничества с крупными стратегическим инвесторами. Примеры успешных приватизационных сделок последних лет (продажа государственных долей акций ОАО «Белтрансгаз», СП «Мобильная цифровая сеть» и др.) вошли в число крупнейших в Европе сделок по слияниям и поглощениям.
Сегодня, Национальным агентством инвестиций и приватизации совместно с Всемирным Банком внедряются современные подходы и инструменты, соответствующие наиболее передовой международной практике. Они направлены на создание в Беларуси еще более открытых и понятных зарубежным компаниям условий приватизации.
Беларусь обладает одним из самых образованных, высококвалифицированных и трудолюбивых народов. Более 90% населения имеют высшее, среднее и базовое образование. Прекрасно налаженная система профессиональной подготовки, а также высокий уровень развития промышленности и сферы услуг, позволяют белорусским специалистам успешно работать в компаниях любых отраслей, будь то швейное производство, сельское хозяйство, биотехнологии или разработка программного обеспечения.
В рейтинге стран мира по
уровню жизни, опубликованным в докладе
ООН о человеческом развитии в 2011
году Беларусь заняла 65 место (из 187) и
признана лидером среди стран
СНГ. Стоимость жизни, жилья, образования
и разнообразных культурных мероприятий
в Беларуси ниже, чем в большинстве
западно- и восточноевропейских
стран. Наряду с развитой социальной
инфраструктурой, Беларусь сохранила
уникальную для полноценной и
разнообразной жизни людей
Решая проблемы, используя
эти достойные качества по улучшению
инвестиционного климата в
Рассмотрим такую страну как Китай. За последнюю пятилетку с этой страной Беларусь наладила многочисленные контакты, были заключены контракты на серьезные суммы.
Республика Беларусь и Армения имеют схожие взгляды в вопросах ведения экономической политики, имеют также схожие проблемы экономического развития. Страны обмениваются опытом между собой.
С нашей точки зрения, Республике Беларусь не мешало бы последовать опыту послевоенной Японии. Условия ее экономического развития, ее показатели, которых в результате достигло это государство, во многом могут стать определяющими для развития экономики нашей страны. Это, в частности, касается высокого уровня инфляции; зависимости предприятий от банковских кредитов; повышения доли самофинансирования предприятий в условиях отсутствия больших запасов полезных ископаемых, особенно нефти и газа; наличия дешевых рабочих ресурсов; низкого уровня сбережений населения; неразвитости фондового рынка и отсутствия альтернатив вложения в банковские депозиты и, что особенно важно, недостатка финансовых ресурсов в экономике.
Во-первых, наибольшее значение придавалось экспортной ориентации экономики. Причем к экспортной продукции предъявлялись требования наукоемкой, высокотехнологичной продукции, для производства которой необходимо было пойти по пути:
Правительство Японии сразу же отказалось от иностранных инвестиций. Экономисты этой страны пришли к выводу, что иностранный инвестор никогда не вкладывает средства в те отрасли экономики, которые являются «локомотивом» развития государства, и отвергли такой вариант. В то же время Япония испытывала острый недостаток финансовых ресурсов, поэтому, дорогой вариант разработки собственных технологий также был отложен. В итоге правительство остановилось на закупке патентов за рубежом и замене (обновлении) техники, то есть закупке единичной партии оборудования (например, новых станков) и изготовлении аналогичного, но собственными силами и в массовом порядке.
Во-вторых, поскольку Япония полностью лишена полезных ископаемых, в том числе энергоносителей, правительство приняло решение импортировать нефть. При этом имеющийся в избытке ресурс (дешевая рабочая сила) должен был использоваться в полной мере. Таким образом, вначале внимание правительства направлялось на развитие трудоемких производств.
В целях достижения быстрого экономического
роста в нашей республике необходимо,
чтобы проведение промышленной политики
направлялось на получение максимальной
отдачи от трудоемких производств, а
по мере накопления финансовых ресурсов
развивались капиталоемкие и
наукоемкие производства. Промышленная
политика должна содействовать развитию
предприятий, самостоятельно зарабатывающих
прибыль. Ввиду больших начальных
затрат и длительного
Опыт Японии четко показывает, что
обеспечение максимально
Следовательно, это значит, что
подход к процентной политике в банковской
системе требует коренного
Таким образом, в денежно-кредитной сфере также следует провести изменения, направленные на поддержку промышленной политики. Необходимо, чтобы не банки задавали темп развития реальной экономике, а производственный сектор начал создавать благоприятный для себя инвестиционный климат. Уровень рентабельности народного хозяйства должен определять размер ссудного процента.
Из этого можно сделать
Повышение инвестиционной активности в настоящее время стало ключевой проблемой экономического развития Республики Беларусь.
По опыту Японии, о котором говорилось ранее, основной проблемой является неразвитость в республике институтов долгосрочных накоплений. В странах с рыночной экономикой основой инвестиционной деятельности является развитие инфраструктуры инвестиций — создание финансовых фондов “длинных денег”. К ним относятся, прежде всего, фонды накопительных пенсий, страховые, паевые фонды, в которых население хранит свои основные, рассчитанные на длительный срок, сбережения. При этом банки как финансовый институт в странах с рыночной экономикой занимают четвертое место.
Учитывая эти обстоятельства, должны быть приняты альтернативные меры по расширению долгосрочных накоплений в республике и увеличению источников инвестиций в стране. Следует также предпринять следующие шаги:
— обеспечить развитие института ипотеки;
— усовершенствовать залоговое законодательство в части определения порядка залога земли;
— обеспечить создание и функционирование системы жилищно-строительных сбережений, интегрированной в ипотечную систему;
— усовершенствовать действующую систему гарантирования возврата банковских вкладов;
— возможно, принять закон об амнистии капитала;
— обеспечить организацию заимствований на внутреннем и внешнем денежных рынках посредством выпуска облигационных займов (субъектов хозяйствования, банков), в том числе под гарантии Правительства Республики Беларусь.
Очень важную роль в формировании инвестиционного климата играет государство.
Государству и бизнесу надо совместно выработать правила игры, потому что предприниматель сегодня не может работать, не понимая требований государства и порядка взаимоотношений с ним. По существу, эта проблема сводится лишь к налоговым ставкам или налоговым стимулам. Зарубежный опыт показывает, что в экономически развитых странах решению проблем, связанных со стимулированием инвестиционной деятельности придается большое значение, им придаётся статус государственной важности. Например, в США иностранные инвестиции не остаются без внимания со стороны федеральных властей и общественных организаций. Однако тут нет специального закона и органа, регулирующего иностранные инвестиции.
Безусловно, одним из катализирующих факторов в процессе притока иностранного капитала в экономику Беларуси является деятельность Консультативного совета по иностранным инвестициям, который возглавляет премьер-министр РБ Михаил Мясникович. На заседании рабочих групп консультативного совета обсуждаются вопросы и вносятся предложения по совершенствованию законодательства в банковской сфере, в сфере страхования, таможенных процедур, налоговой системы.
Очень важно Беларуси сотрудничать с международными организациями. Нужно продолжить последовательную работу по унификации таможенно-тарифных систем Беларуси и России, либерализации внешнеторговых связей республики, связанной с вхождением в ВТО. Факт принятия Республики Беларусь в ВТО, несомненно, повысит привлекательность страны для иностранных компаний.
Как говорилось ранее, Беларусь имеет уникальное географическое положение, т.е. через её территорию проходят мировые транспортные коридоры. Но при этом пока в Беларуси отсутствуют современные транспортно-логистические центры, которые могли бы на высоком уровне обслуживать транзитные потоки.
Законодательную базу нужно совершенствовать, развивать и принимать законы, реально отражающие цели и задачи государственного развития общества. Необходимо исключить неоднозначное толкование, противоречивость в применении законов.
Надо признать, что Беларусь
выпадает из числа стран, куда иностранные
инвестиции потекут рекой. Открытость
экономики сама по себе не означает
привлекательность для
Это не означает, что инвестиции
в белорусскую экономику
Основой выживаемости других отраслей сегодня является низкая, по сравнению с остальными странами Европы, цена на энергоносители, что позволяет удерживаться на минимальном уровне конкурентоспособности большинству экспортеров в дальнее зарубежье.
Вследствие работы, проводимой Правительством республики, идет постоянное увеличение притока иностранных инвестиций в Республику Беларусь.