Инвестиционная политика Республики Беларусь и ее особенности на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть инвестиционную политику в Республике Беларусь на современном этапе.
Задачи работы:
- описать нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности Республики Беларусь;
- проанализировать инвестиционную политику Республики Беларусь, рассмотреть инвестиционный климат Республики Беларусь, анализ поступления иностранных инвестиций в Республику Беларусь, развитие свободных экономических зон в Республике Беларусь, развитие фондового рынка Республики Беларусь,
- описать совершенствование инвестиционной политики Республики Беларусь.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Инвестиции и инвестиционная политика 5
1.1 Инвестиции: понятия, виды и источники 5
1.2 Понятие инвестирования 8
1.3 Инвестиционная политика и ее основные направления 9
Глава 2. Инвестиционная политика Японии и Армении 11
2.1 Инвестиционная политика Японии 11
2.2 Инвестиционная политика Армении 16
Глава 3. Инвестиционная политика Республики Беларусь 21
3.1. Предпосылки для инвестирования 21
3.2 Проблемы инвестирования и пути их решения 27
3.3 Основные макроэкономические показатели Республики Беларусь за последний период 29
Заключение 34
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

KUrsovaya0.docx

— 2.18 Мб (Скачать)

Сегодня, в стране на долю государственного сектора приходится порядка 70% примышленного производства. В отличие от России, других стран СНГ и Восточной Европы, Беларусь сохранило наиболее крупные национальные предприятия в государственной собственности, сто позволило обеспечить им полноценную поддержку и, как результат, существенно повысить их производственный потенциал и международную конкурентоспособность.

В настоящее время, с целью еще большего повышения эффективности национальной экономики Беларусь, выбрав тактику «точечной» приватизации, заинтересована в развитии взаимовыгодного сотрудничества с крупными стратегическим инвесторами. Примеры успешных приватизационных сделок последних лет (продажа государственных долей акций ОАО «Белтрансгаз», СП «Мобильная цифровая сеть» и др.) вошли в число крупнейших в Европе сделок по слияниям и поглощениям.

Сегодня, Национальным агентством инвестиций и приватизации совместно с Всемирным Банком внедряются современные подходы  и инструменты, соответствующие  наиболее передовой международной  практике. Они направлены на создание в Беларуси еще более открытых и понятных зарубежным компаниям условий приватизации.

  1. Высококвалифицированные трудовые ресурсы.

Беларусь обладает одним  из самых образованных, высококвалифицированных  и трудолюбивых народов. Более 90% населения  имеют высшее, среднее и базовое  образование. Прекрасно налаженная система профессиональной подготовки, а также высокий уровень развития промышленности и сферы услуг, позволяют белорусским специалистам успешно работать в компаниях любых отраслей, будь то швейное производство, сельское хозяйство, биотехнологии или разработка программного обеспечения.

  1. Достойное «качество» жизни.

В рейтинге стран мира по уровню жизни, опубликованным в докладе  ООН о человеческом развитии в 2011 году Беларусь заняла 65 место (из 187) и  признана лидером среди стран  СНГ. Стоимость жизни, жилья, образования  и разнообразных культурных мероприятий  в Беларуси ниже, чем в большинстве  западно- и восточноевропейских  стран. Наряду с развитой социальной инфраструктурой, Беларусь сохранила  уникальную для полноценной и  разнообразной жизни людей экосреду. В 2010 году учеными Йельского и Колумбийского университетов Беларуси присвоен лучший экологический индекс всех стран СНГ.

Решая проблемы, используя  эти достойные качества по улучшению  инвестиционного климата в стране, Республика Беларусь стала более открытой страной, привлекательной для иностранного инвестора, стали налаживаться связи со многими странами. Одна из самых главных стран, с которыми мы сотрудничаем, это, конечно, Россия. Я вообще считаю эту страну уникальной для нас. Ведь благодаря ее поддержке, благодаря ее кредитам, ее помощи в улучшении инвестиционного климата, Беларусь продолжает держаться, быть страной, в которую можно инвестировать.

Рассмотрим такую страну как Китай. За последнюю пятилетку с этой страной Беларусь наладила многочисленные контакты, были заключены контракты на серьезные суммы.

Республика Беларусь и  Армения имеют схожие взгляды в вопросах ведения экономической политики, имеют также схожие проблемы экономического развития. Страны обмениваются опытом между собой.

С нашей точки зрения, Республике Беларусь не мешало бы последовать опыту послевоенной Японии. Условия ее экономического развития, ее показатели, которых в результате достигло это государство, во многом могут стать определяющими для развития экономики нашей страны. Это, в частности, касается высокого уровня инфляции; зависимости предприятий от банковских кредитов; повышения доли самофинансирования предприятий в условиях отсутствия больших запасов полезных ископаемых, особенно нефти и газа; наличия дешевых рабочих ресурсов; низкого уровня сбережений населения; неразвитости фондового рынка и отсутствия альтернатив вложения в банковские депозиты и, что особенно важно, недостатка финансовых ресурсов в экономике.

Во-первых, наибольшее значение придавалось  экспортной ориентации экономики. Причем к экспортной продукции предъявлялись  требования наукоемкой, высокотехнологичной  продукции, для производства которой  необходимо было пойти по пути:

    • разработки собственных технологий;
    • покупки зарубежных технологий (патентов);
    • замены техники (обновление основных фондов, оборудования);
    • привлечения иностранных инвестиций.

Правительство Японии сразу же отказалось от иностранных инвестиций. Экономисты этой страны пришли к выводу, что  иностранный инвестор никогда не вкладывает средства в те отрасли  экономики, которые являются «локомотивом» развития государства, и отвергли такой вариант. В то же время Япония испытывала острый недостаток финансовых ресурсов, поэтому, дорогой вариант разработки собственных технологий также был отложен. В итоге правительство остановилось на закупке патентов за рубежом и замене (обновлении) техники, то есть закупке единичной партии оборудования (например, новых станков) и изготовлении аналогичного, но собственными силами и в массовом порядке.

Во-вторых, поскольку Япония полностью  лишена полезных ископаемых, в том  числе энергоносителей, правительство  приняло решение импортировать  нефть. При этом имеющийся в избытке  ресурс (дешевая рабочая сила) должен был использоваться в полной мере. Таким образом, вначале внимание правительства направлялось на развитие трудоемких производств.

В целях достижения быстрого экономического роста в нашей республике необходимо, чтобы проведение промышленной политики направлялось на получение максимальной отдачи от трудоемких производств, а  по мере накопления финансовых ресурсов развивались капиталоемкие и  наукоемкие производства. Промышленная политика должна содействовать развитию предприятий, самостоятельно зарабатывающих прибыль. Ввиду больших начальных  затрат и длительного производственного  цикла на предприятиях, обеспечивающих “прорыв” в развитии экономики, получение  долгосрочных и стабильных доходов, государству нужно обеспечить (через  сеть государственных банков и финансовых институтов) льготное кредитование именно таких предприятий, производящих продукцию:

    • с высокой добавленной стоимостью (космическая техника и спутники, реактивные самолеты, другая сложная военная техника, суперкомпьютеры, программные продукты);
    • жизненный цикл, которой находится на этапе внедрения («выведения» на рынок).

Опыт Японии четко показывает, что  обеспечение максимально быстрого роста в приоритетных отраслях экономики, разработки и внедрения достижений научно-технического прогресса возможно лишь при невысоком уровне ссудного процента, который равен в Японии  0,0-0,1%. Поскольку в условиях недостаточного накопления финансовых ресурсов в трансформирующейся экономике свободное рыночное определение процента приводит к его установлению на очень высоком уровне, а кредиты для нуждающихся в них предприятий становятся недосягаемыми. В настоящее время кредиты выдаются под 30-40% годовых, а рентабельность реального сектора экономики не превышает 10,3%.

Следовательно, это значит, что  подход к процентной политике в банковской системе требует коренного изменения. Получается, что размер ссудного процента, зависящий в первую очередь от ставки рефинансирования, устанавливаемой  центральным банком, диктует условия  для развития реального сектора. При этом известен тот факт, что приращение капитала не может происходить в сфере денежного оборота. Основу приращения капитала должны составлять сделки, касающиеся реально существующих товаров и услуг. Деньги сами по себе не могут приносить новые деньги, а капитал должен использоваться в производительных целях. Поэтому именно уровень прибыльности, формирующийся в производственном секторе в процессе его развития, определяет ставку дохода в банковской системе, а не наоборот.

Таким образом, в денежно-кредитной  сфере также следует провести изменения, направленные на поддержку  промышленной политики. Необходимо, чтобы  не банки задавали темп развития реальной экономике, а производственный сектор начал создавать благоприятный  для себя инвестиционный климат. Уровень  рентабельности народного хозяйства  должен определять размер ссудного процента.

Из этого можно сделать простой, но очень важный вывод, что необходимо снижать ставку рефинансирования, нужно снижать стоимость кредитов, увеличивать госрасходы, увеличивать эмиссию обычных денег (если их количество в  экономике  ниже нормы). У нас же поступают с точностью наоборот.

3.2 Проблемы инвестирования и пути их решения

Повышение инвестиционной активности в настоящее время стало ключевой проблемой экономического развития Республики Беларусь.

По опыту Японии, о котором говорилось ранее, основной проблемой является неразвитость в республике институтов долгосрочных накоплений. В странах с рыночной экономикой основой инвестиционной деятельности является развитие инфраструктуры инвестиций — создание финансовых фондов “длинных денег”. К ним относятся, прежде всего, фонды накопительных пенсий, страховые, паевые фонды, в которых население хранит свои основные, рассчитанные на длительный срок, сбережения. При этом банки как финансовый институт в странах с рыночной экономикой занимают четвертое место.

Учитывая эти обстоятельства, должны быть приняты альтернативные меры по расширению долгосрочных накоплений в республике и увеличению источников инвестиций в стране. Следует также предпринять следующие шаги:

— обеспечить развитие института ипотеки; 

— усовершенствовать залоговое законодательство в части определения порядка залога земли;

— обеспечить создание и функционирование системы жилищно-строительных сбережений, интегрированной в ипотечную систему;

— усовершенствовать действующую систему гарантирования возврата банковских вкладов;

— возможно, принять закон об амнистии капитала;

— обеспечить организацию заимствований на внутреннем и внешнем денежных рынках посредством выпуска облигационных займов (субъектов хозяйствования, банков), в том числе под гарантии Правительства Республики Беларусь.

Очень важную роль в формировании инвестиционного климата играет государство.

Государству и бизнесу надо совместно выработать правила игры, потому что предприниматель сегодня не может работать, не понимая требований государства и порядка взаимоотношений с ним. По существу, эта проблема сводится лишь к налоговым ставкам или налоговым стимулам. Зарубежный опыт показывает, что в экономически развитых странах решению проблем, связанных со стимулированием инвестиционной деятельности придается большое значение, им придаётся статус государственной важности. Например, в США иностранные инвестиции не остаются без внимания со стороны федеральных властей и общественных организаций. Однако тут нет специального закона и органа, регулирующего иностранные инвестиции.

Безусловно, одним из катализирующих факторов  в процессе притока иностранного капитала  в экономику Беларуси является деятельность Консультативного совета по иностранным инвестициям, который возглавляет премьер-министр РБ Михаил Мясникович. На заседании рабочих групп консультативного совета обсуждаются вопросы и вносятся предложения по совершенствованию законодательства в  банковской сфере, в сфере страхования, таможенных процедур, налоговой системы.

Очень важно Беларуси сотрудничать с международными организациями. Нужно продолжить последовательную работу по унификации таможенно-тарифных систем Беларуси и России, либерализации внешнеторговых связей республики, связанной с вхождением в ВТО. Факт принятия Республики Беларусь в ВТО, несомненно, повысит привлекательность страны для иностранных компаний.

Как говорилось ранее, Беларусь имеет уникальное географическое положение, т.е. через её территорию проходят мировые транспортные коридоры.  Но при этом пока в Беларуси отсутствуют современные транспортно-логистические центры, которые могли бы  на высоком уровне обслуживать транзитные потоки.

Законодательную базу нужно совершенствовать, развивать и принимать законы, реально  отражающие  цели и задачи государственного развития общества. Необходимо исключить неоднозначное толкование, противоречивость в применении законов.

Надо признать, что Беларусь выпадает из числа стран, куда иностранные  инвестиции потекут рекой. Открытость экономики сама по себе не означает привлекательность для инвесторов. В большей степени она характеризуется  зависимостью от конъюнктуры внешних  рынков. Открытость белорусской экономики - неизбежность, поскольку емкость  внутреннего рынка слишком мала для имеющегося уровня развития промышленности.

Это не означает, что инвестиции в белорусскую экономику исключены. Можно назвать ряд направлений, где привлекательность инвестиций достаточно велика. Это транзит грузов и связанная с ним инфраструктура, пищевая и фармацевтическая промышленность.

Основой выживаемости других отраслей сегодня является низкая, по сравнению с остальными странами Европы, цена на энергоносители, что  позволяет удерживаться на минимальном уровне конкурентоспособности большинству экспортеров в дальнее зарубежье.

3.3 Основные макроэкономические показатели Республики Беларусь за последний период

Вследствие работы, проводимой Правительством республики, идет постоянное увеличение притока иностранных инвестиций в Республику Беларусь.

Информация о работе Инвестиционная политика Республики Беларусь и ее особенности на современном этапе