Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 14:39, контрольная работа
О состоянии дел в экономике весьма уверенно можно судить по характеру процессов, происходящих в инвестиционной сфере. Она является индикатором, указывающим на общее положение внутри страны, размер национального дохода, привлекательность для других государств.
21. Инвестиции
в АПК. Экономическая
О состоянии дел в экономике весьма уверенно можно судить по характеру процессов, происходящих в инвестиционной сфере. Она является индикатором, указывающим на общее положение внутри страны, размер национального дохода, привлекательность для других государств. Термин "инвестиции" имеет несколько значений. Он означает покупку акций или облигаций с расчетом на некоторые финансовые результаты; им обозначаются также реальные активы, например, машины, которые требуются для производства и продажи некоего товара. В самом широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования, роста и развития экономики страны.
Инвестиция — это любой инструмент, в который можно поместить деньги, рассчитывая сохранить или умножить их стоимость и (или) обеспечить положительную величину дохода. Свободные денежные средства — это не инвестиция, так как ценность наличных денег может быть "съедена" инфляцией, и они не могут обеспечить никакого дохода. Если ту же сумму денежных средств поместить на сберегательный счет в банке, то их можно назвать инвестицией, так как счет гарантирует определенный доход. Целью данной работы является рассмотрение инвестиций в сельское хозяйство, методов инвестиций и перспектив. Так как тема инвестиций в сельское хозяйство очень обширная, рассмотрим лишь некоторые аспекты данной проблемы: инвестиционный кризис, пути его преодоления и перспектив денежных вливаний. Эта тема меня заинтересовала своей актуальностью, т. к. в такой стране как Россия инвестиции играют важную роль в развитии среднего и крупного бизнеса. Предприятия не могут самостоятельно выбраться из кризиса, а государство не имеет средств на субсидирование и инвестирование в эти предприятия. Таким образом, если государство заинтересовано в стабильной и сильной экономике, то оно должно на законодательном и исполнительном уровнях создать благоприятный инвестиционный климат. Ведь сельское хозяйство — основополагающая отрасль в любой экономике, которая изначально является малоприбыльной и малопривлекательной для инвестиций, но от развития сельского хозяйства зависит развитие всей экономики. Поэтому вопрос инвестиций в с/х является ключевым в развитии экономики нашей страны.
Место и роль инвестиций в развитии и повышении эффективности сельского хозяйства
Сегодня финансовые, кредитные, товарные, лизинговые инвестиции должны направляться туда, где от них будет получен наиболее быстрый и максимальный эффект. Очевидно, что в условиях острой конкурентной борьбы на рынке инвестиций между государствами, регионами, предприятиями победит тот, кто сумеет привлечь их достаточную массу и с наибольшим эффектом их использовать. Задача местных региональных органов власти, отраслевых, хозяйственных органов — правильно определить приоритеты инвестирования, придать им инновационно - производственную направленность, умело используя при этом экономические и налоговые рычаги. Поиск инвестиций является трудной задачей, но еще более трудным делом является обеспечение их эффективного использования.
Доля нашей страны в привлечении мировых инвестиционных ресурсов ничтожно мала — всего 0,5%.Оставляет желать лучшего и структура привлекаемых в Россию ресурсов: удельный вес прямых и портфельных капиталовложений в производственную сферу весьма скромен при высоком уровне вложений в приобретение государственных ценных бумаг, финансово-банковский сектор. Явно неудовлетворительна региональная структура зарубежных инвестиций: 60% приходится на Москву, еще 20% — на девять других регионов и последние 20% — на всю остальную территорию России, охватывающую почти 80 субъектов Федерации.
Главной причиной такой ситуации является отсутствие в России действенной системы стимулирования привлечения иностранных инвестиций, их защиты, гарантий и страхования. Это выражается в неуважении к договорной дисциплине, высоком уровне и непредсказуемости налогообложения, неразвитости социальной, транспортной и коммуникационной инфраструктур, отсталой системе учета, нестабильности политической, правовой и нормативной систем в целом.
В условиях глубокого кризиса, переживаемого агропромышленным комплексом, особую ценность представляют иностранные инвестиции в эту сложную, с длительным сроком окупаемости сферу экономики. Однако, как известно, инвестиции идут туда, где имеется гарантия их высокоэффективного использования и максимальной отдачи.
Особый интерес,
на наш взгляд, вызывают система
организации и стимулирования производства,
механизм экономической ответственности,
которые позволяют обеспечивать
высокую эффективность
Зарубежная практика и отечественный опыт рыночных преобразований позволяют сделать вывод, что "запуск" инвестиционного процесса, создающего основу для устойчивого роста отечественного производства, может и должен начаться с отраслей, ориентированных на конечный потребительский спрос, в первую очередь, как это ни парадоксально, с сельскохозяйственного производства, пищевой и легкой промышленности, то есть именно с тех отраслей, которые испытывают наибольший спад производства.
Особое значение сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности для стимулирования инвестиционной активности обусловлено тем, что, во-первых, эти отрасли имеют сильную межотраслевую "сцепку", в результате чего инвестиции в их развитие создают наибольший кумулятивный эффект, стимулируя спрос на продукцию смежных отраслей и формируя в них собственный инвестиционный потенциал. Во-вторых, благодаря наиболее низкой капиталоемкости и наименьшим срокам окупаемости капитальных вложений. В-третьих, для продукции этих отраслей характерен массовый и устойчивый спрос на внутреннем рынке. В-четвертых, большинство видов продукции легкой и перерабатывающей промышленности, в отличие от сложной бытовой техники, вполне конкурентоспособны не только на внутреннем, но и на некоторых зарубежных рынках.
Это направление
государственной структурной
Приоритетным направлением инвестиционной политики на ближайшую перспективу должна стать и поддержка инвестиций в секторе малого и среднего предпринимательства. Объем инвестиций в этот сектор сегодня оценивается в 7% всех вложений в основной капитал. Для этого не требуется крупных государственных средств. При этом важно инвестиционный спрос, создаваемый при государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, ориентировать на отечественных производителей специализированного оборудования для малых форм бизнеса.
В условиях инвестиционного кризиса, несомненно, оправданна установка на формирование мощных вертикально-интегрированных промышленных конгломератов во главе с банками при сохранении определенных масштабов государственного участия. Такая организационная структура повышает возможности аккумулирования финансово-кредитных ресурсов и их концентрации в приоритетных точках роста, создает инвестиционную базу активной структурной политики.
Однако сложившиеся
формы организации финансово-
Оживление инвестиционной активности является непременным условием выхода предприятий АПК на устойчивую траекторию экономического роста. Как мировой опыт, так и российская действительность свидетельствуют, что без активизации роли государства, местных органов власти в инвестиционном процессе путем его прямого и косвенного регулирования преодоление депрессивного состояния экономики, восстановление и рост экономического потенциала России и ее регионов невозможны.
Перспективы инвестирования развития АПК
Основными методами планирования и прогнозирования инвестиций, формирования и разработки инвестиционных проектов для агропромышленных предприятий, отраслей и подкомплексов являются абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, статистико-экономический, нормативно-ресурсный и нормативно-балансовый, программно-целевой с использованием экономико-математического программирования, имитационного моделирования и др.
На уровне сельскохозяйственных предприятий объем инвестиций целесообразно определять на основе отчетных и плановых балансов. С их помощью устанавливается разница между намечаемыми и возможными объемами производства, храпения, переработки, транспортирования зерна во ввозящие субъекты Российской Федерации.
При расчете потребности и инвестициях на производственные цели на региональном уровне за основу могут быть приняты научно обоснованные нормативы потребности в основных производственных фондах, необходимых для производства намеченных объемов зерна, дифференцированные в зависимости от урожайности зерновых культур. Путем умножения прогнозируемых объемов производств зерна на соответствующие нормативные коэффициенты рассчитываются предварительные размеры основных производственных фондов (полная потребность). После этого определяется нормативная потребность в инвестициях по следующей методике.
Полная потребность в инвестициях:
После определения общего объема инвестиций производится расчет по их рациональному распределению по группам средств производства. При этом оцениваются сложившиеся в последние годы межотраслевые пропорции и определяются необходимые структурные сдвиги. Обосновывая рациональное соотношение фондов по группам, необходимо учитывать, что эффективное функционирование и дальнейшее развитие производства в первую очередь зависят от обеспеченности техникой. Определение структуры инвестиций проводится для увязки их размеров с возможными источниками финансирования и другими направлениями социально-экономического развития. Выработку рационального варианта отраслевой структуры инвестиции следует начинать с обоснования направлений бюджетных средств. Эту работу целесообразно проводить в такой последовательности:
После определения
потребности в инвестициях на
расширенное воспроизводство
Поскольку в ближайшие годы развитие производства зерна невозможно без бюджетных средств, возникает необходимость разработки научных подходов к их правильному использованию и выделению субъектам Российской Федерации. Рассмотрим варианты подходов.
Первый вариант: для всех субъектов устанавливается одинаковая сумма бюджетных средств на гектар посевной площади черновых культур независимо от условий производства. Такой подход ставит всех товаропроизводителей в равные психологические и социальные условия. Что же касается экономических аспектов, то они относительно позитивно решаются в хозяйствующих структурах с хорошими и удовлетворительными природно-экономическими условиями и негативно — с плохими условиями производства. Этот недостаток можно устранить, если за основу взять худшие условия производства.
Основой второго варианта подхода должны быть замыкающие условия производства. Несмотря на указанные выше преимущества этого подхода, им нужно пользоваться, прежде всего, в субъектах, ввозящих зерно. Обусловлено это дополнительными затратами на ввоз зерна из вывозящих субъектов. Однако это целесообразно, если затраты, связанные с ввозом зерна, ниже или равны затратам на его производство.
Наряду с этим не следует сбрасывать со счетов социальный фактор. Он весьма весом и политически, и нравственно. Не выделение бюджетных средств для производства зерна во ввозящие субъекты с худшими условиями вызовет уменьшение рабочих мест в сельскохозяйственном производстве, отток трудоспособного населения, сокращение рождаемости, рост смертности и обнищание сельского населения, что в итоге завершится исчезновением нескольких тысяч сельских населенных пунктов (деревни, села и др.).
Информация о работе Инвестиции в АПК. Экономическая эффективность инвестиций