Если инвестирование иностранного
капитала разрешено в отрасли,
где происходит истощение природных
ресурсов, то проблема компенсации
за их использование решается
в виде уплаты дополнительных
налогов, в соответствии с законодательством.
Во всех случаях участие иностранного
капитала должно быть представлено акциями,
квотами, долями, номинальным капиталом
в Акционерных обществах. Передача акций
одних иностранных инвесторов другим
не может быть осуществлена без предварительного
разрешения государственных органов.
Предоставление
привилегий и льгот осуществляется
Министерством экономики. Они
предоставляются только тем инвесторам,
которые кроме выполнения указанных
выше условий осуществляют важные
для экономики страны мероприятия:
- использование
незанятой национальной рабочей
силы и организация подготовки
кадров;
- использование
национальных технологий, разработанных
в стране;
- использование национального сырья,
полуфабрикатов, основных средств производства;
- содействие
географической децентрализации
в размещении производственных
сил и отраслей экономики;
- обязательство производить вклады
прибылей в Национальный банк
развития или другие аналогичные
банковские учреждения страны;
- обязательство
реинвестировать часть полученной прибыли
в развитии производства.
Привилегии и льготы фиксируются
в контракте о капиталовложениях
как обязательства государства
в лице уполномоченного органа.
Закон определяет капитал, подлежащий
репатриации как сумму первоначально
разрешенную к инвестированию и действительно
вложенную в стране и зарегистрированную
в валюте происхождения или другой валюте,
плюс реинвестиции, разрешенные в соответствии
с Законом. Пересчет на валюту происхождения
осуществляется по курсу, действующему
на момент определения суммы подлежащего
репатриации капитала.
Репатриация капитала происходит
в соответствии с положениями
контракта о капиталовложении. Этот
процесс не должен влиять на
функционирование предприятия и
ежегодная квота репатриации не должна
превышать 20% инвестированного капитала.
Начало репатриации возможно лишь по истечении
5 лет с момента одобрения контракта о
капиталовложениях. Репатриация осуществляется
под руководством и контролем Министерства
экономики. Каждая квота репатриации определяется
государственными органами на основе
документов, которые представляет иностранный
инвестор. перевод сумм производится в
валюте, в которой был зарегистрирован
капитал по курсу на момент перевода.
Иностранные инвесторы могут
переводить прибыль за границу в размере,
оговоренном в контракте о капиталовложениях.
Сумма, однако, не должна превышать 12,5%
прибыли от инвестиций . Перевод осуществляется
в валюте зарегистрированного капитала
после уплаты всех налогов и сборов. Можно
реинвестировать прибыль в то же предприятие,
что осуществляется на тех же условиях,
что и первоначальное инвестирование.
Ежегодные прибыли за исключением 12,5%
считаются окончательно инвестированными
в стране и не могут быть переведены за
границу. Эти прибыли могут быть инвестированы
или реинвестированы как местный капитал
без права репатриации и перевода полученных
от таких инвестиций прибыли.
Общий режим правового регулирования
иностранных инвестиций зафиксирован
в Законе как режим не более
благоприятный, чем тот, который применяется
к национальным инвесторам. Кроме того,
Закон включает положения, регламентирующие
вопросы регистрации иностранных инвестиций,
кредитовании и ответственности за нарушение
Закона.
Закон "Иностранные капиталовложения"
детально регламентируется декретом
N 413. В нем содержатся положения и нормы,
необходимые для организации инвестирования
иностранных капиталов в экономику страны,
относящиеся к технике применения основного
Закона.
Декрет включает 50 статей и разделен
на 6 глав:
1) "Определения и разъяснения
положений" - дает необходимые
уточнения и разъяснения терминов
и определений, применяемых в
основном Законе.
2) Вторая глава посвящена непосредственным
вопросам инвестирования, тут содержаться
требования к основным средствам
производства и финансово-бухгалтерским
документам.
3) и 4) главы регулируют отношения,
складывающиеся между иностранными
инвесторами и другими субъектами,
участвующими в процессе инвестирования.
5) "Орган, осуществляющий применение
Закона" - тут регламентируется деятельность
Государственного секретариата при Министерстве
экономики, его функции, компетенция и
структура.
6) "Регистр"
- регламентируется создание при
Государственном секретариате регистра
иностранных капиталовложений, состоящего
из 2-х секций.
Особенностью
регулирования иностранных инвестиций
является то, что наряду с принятием
законов об иностранных инвестициях
в ряде стран Латинской Америки
принимаются специальные отраслевые
кодексы. Например, Нефтяной кодекс 1958
г. и Горный закон 1965 г. (Мексика),
Горный кодекс 1966 г. и Нефтяной кодекс
1967 г. (Аргентина) .
Япония.
После окончания второй мировой войны
разрушенная войной экономика Японии
остро нуждалась в иностранном капитале
для восстановления и развития своего
хозяйства. Для привлечения инвестиций
требовались значительные экономические
и политические реформы, которые и были
проведены под контролем оккупационных
властей США. Эти реформы заложили основы
развития японской экономики и современной
инвестиционной политики, которая была
окончательно сформирована к 1980 г.
В целом политику Японии в
отношении иностранных инвестиций
можно назвать либеральной. Это
не удивительно: бедная природными
ресурсами Япония была вынуждена
делать ставку на развитие
экспортных отраслей, а для того,
чтобы продукция была конкурентноспособной
на мировом рынке необходимо было привлекать
современные промышленные технологии,
привлекать передовой управленческий
опыт, специалистов для обучения квалифицированных
кадров, создавать в стране соответствующую
инфраструктуру. На это и была направлена
политика по привлечению иностранных
инвестиций. Однако надо заметить, что
большая заслуга в успехе Японии принадлежит
американскому капиталу и реформам под
руководством США, давшим хороший стартовый
импульс.
Современная политика в отношении иностранных
инвестиций основывается на том, что все
компании, создаваемые с участием иностранных
инвестиций являются юридическими лицами
Японии и им предоставляется "национальный
режим". Процедура доступа иностранных
инвестиций в экономику Японии весьма
проста. Она основана на принципе уведомления
через банк Японии о содержании сделки
по инвестированию и автоматического
одобрения Министерством финансов и каким-либо
отраслевым министерством в течение 30
дней. Значительную долю иностранных инвестиций
в Японию составляли контракты на передачу
технологии (лицензионные соглашения
о коммерческом использовании патента;
об использовании торговой марки; о передаче
промышленной технологии; о промышленной
кооперации; о предоставлении специальных
технических услуг).
Иностранный частный капитал
Японии предпочитает привлекать
в виде портфельных инвестиций.
К прямым же инвестициям сегодня
законодательство относит и приобретение
акций компании свыше 10%, и предоставление
кредита свыше 200 млн. иен сроком
больше года. Хотя ограничений на прямое
инвестирование не предусматривается.
Сегодня в Японии осуществляется
программа по созданию сети
технополисов. Это центры, где соединяются
наука, образование, бизнес для
наиболее эффективного процесса
создания и внедрения самых современных
технологий, когда бизнес и наука тесно
сотрудничают друг с другом. Для реализации
этих программ привлекаются и иностранные
компании, специалисты, научно-исследовательские
центры.
Инвесторов привлекает в Японию
наличие развитой инфраструктуры в широком
смысле, политическая и экономическая
стабильность, возможность вложений в
высокотехнологичные отрасли, дающие
долгосрочные конкурентные преимущества,
квалифицированная и более дешевая по
сравнению с США и Германией рабочая сила.
Китай.
В конце 1978 г. в КНР была
принята новая инвестиционная
политика, рассчитанная на длительный
период модернизации китайской
экономики с широким использованием
как внутренних, так и иностранных
инвестиций. Привлечение в страну
иностранного капитала является наиважнейшим
аспектом новой инвестиционной и внешнеэкономической
политикой. Китай ставит задачу привлечения
как ссудного, так и предпринимательского
иностранного капитала. Использование
ссудного капитала в виде кредитов и займов
иностранных государств должно повлечь
за собой укрепление государственной
собственности путем создания новых и
обновлена действующих государственных
предприятий. Но особая роль отводится
использованию
преимуществ предпринимательской
формы иностранного капитала в виде
прямых частных инвестиций и созданию
в КНР государственно-капиталистических
предприятий. То есть привлечение ссудного
капитала ведет к созданию национальной
собственности, а прямые инвестиции
- смешанной (совместной) или полностью
иностранной частной собственности в
экономике страны.
С 1979 г. в Китае было принято
множество законов и нормативно-правовых
актов, составивших правовую базу
для привлечения иностранных
инвестиций. При этом совместное предприятие
с китайским и иностранным капиталом определено
как ведущая форма международного экономического
сотрудничества в КНР.
Право иностранных инвесторов
вкладывать средства в экономику
КНР и пользоваться при этом
защитой законов КНР заложено в конституции
1982 г. Надо отметить, что значительная
часть законов, принятых с 1979 г. была направлена
на формирование рыночной экономики, создание
условий становления и развития рынка
инвестиций в Китае.
СП в Китае являются юридическими
лицами КНР, а значит им предоставлен "национальный
режим". Особенностью является то, что
СП должно создаваться в форме общества
с ограниченной ответственностью, где
в уставном капитале иностранному инвестору
принадлежит не менее 25% . Необходимое
сырье, топливо и оборудование СП должны
закупать прежде всего в Китае, а в случае
отсутствия на международном рынке. Закон
поощряет реинвестиции и вклады иностранных
партнеров в Банк Китая в инвалюте. Страхование
предприятий осуществляется китайскими
страховыми компаниями.
Приоритетными отраслями для
привлечения иностранных инвестиций
в КНР являются: энергетика, промышленность
стройматериалов, химия и металлургия;
машино- и приборостроение, производство
оборудования для добычи нефти
на морском дне; электроника,
производство ЭВМ и средств связи; легкая,
пищевая, текстильная, фармацевтическая
промышленность; производство медоборудования;
сельское хозяйство; туризм и сфера услуг.
При этом в экономику Китая
могут быть привлечены только
"надлежащие" инвестиции, т.е. экономически
эффективная деятельность СП должна непременно
базироваться на применении передовой
техники и технологии, научных методах
управления, увеличении объемов и ассортимента
продукции, повышении качества товаров,
экономии энергии, сырья, материалов, расширении
экспортного производства и увеличении
валютных доходов, а также возможности
подготовки высококвалифицированного
технического и управленческого персонала
из числа китайских граждан .
Четко определяется форма организации,
структура уставного капитала СП
и различные виды средств инвестирования,
а также четко регламентированы отношения
между СП, другими субъектами хозяйствования
и государственными органами при создании
и осуществлении деятельности СП, оговорены
права пользования земельными участками
в городской и сельской местности.
Немаловажной является возможность
разрешения различных споров, возникающих
между иностранным инвестором
и местным партнером. Поэтому
в Китае созданы соответствующие
судебные и арбитражные органы,
предусматривается также возможность
рассмотрения споров в стране ответчика
или в третьем государстве.
Среди принятых в Китае законов,
направленных на создание благоприятного
климата для иностранных инвестиций
можно отметить Постановление
Государственного Совета КНР
"О поощрении иностранных инвестиций".
Государство поощряет иностранные юридические
и физические лица создавать в Китае не
только СП, но и кооперативные предприятия
с иностранным и китайским участием, создание
предприятий на 100% принадлежащих иностранцам.
Государство предоставляет особые льготы
всем перечисленным выше категориям предприятий
в отношении налогообложения, таможенных
пошлин, получения кредитов и др. льгот.
Особенностью политики КНР в
отношении иностранных инвестиций
является то, что при стремлении
привлечь иностранный капитал, при предоставлении
разнообразных льгот существует жесткое
административное регулирование иностранных
инвестиций. Оно осуществляется на двух
уровнях: центральном и местном. Центральные
органы: Государственный Совет КНР, Комитет
по контролю за иностранными инвестициями
(занимается регистрацией иностранных
инвестиций; предприятий с иностранным
капиталом), Министерство внешнеэкономических
связей и внешней торговли, другие министерства
и ведомства. Банк Китая осуществляет
строгий контроль за проведением всех
валютных операций. Кроме того, создана
Международная инвестиционно-посредническая
компания Китая, которая занимается поиском
партнеров среди иностранных компаний
и местных предприятий для реализации
конкретных проектов, а также финансированием
некоторых из них. Текущий надзор за деятельностью
иностранных инвесторов осуществляет
Государственное управление промышленности
и торговли.