Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:45, шпаргалка
Ответы по вопросам к экзамену
Иностранные инвестиции.
1. Сущность и классификация ин.ин. Необходимость и цели их привлечения в экономику РФ,
Ин.ин. – это вложения имущественных и интеллектуальных ценностей ин.инвесторами в объекты предпринимательской и иной деятельности с целью получения прибыли.
Экономический смысл привлечения иностранных инвестиций заключен в том, что вместе с ними в национальную экономику приносятся новые технологии и формы организации производства и бизнеса и именно они обеспечивают принципиально иной и более значительный экономический эффект по сравнению с возможностями отечественного предпринимательства.
Объектом ин.ин. выступают:
- недвижимое и движимое имущество,
- ценные бумаги,
- имущественные права,
- права на
результаты интеллектуальной
- права на осуществление хоз.деят-ти, предоставляемые на основе закона или договора.
Классификация:
1. по отношению к странам:
- ин.ин. – вложение ин.капиталов в экономику данной страны,
- зарубежные ин. – вложение отечественного капитала за рубежом;
2. по источнику происхождения:
- частные,
- государственные,
- смешанные;
3. по характеру использования:
- предпринимательские,
- производственные,
- ссудные (займы, кредиты);
4. по способу учёта:
-
текущие, осуществляемые в
- накопленные, объём ин. за весь период их осуществления;
5. по степени контроля на предприятии:
- прямые,
- портфельные,
- прочие.
В качестве ин.инвестора может выступать:
- ин.юр.лицо,
- ин.гражданин
(гражданское право и
- лицо без
гражданства, проживающее
- международная организация,
- ин.гос-ва.
Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику должно способствовать решению следующих проблем социально-экономического развития:
- освоение невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсионных предприятиях военно-промышленного комплекса;
- продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок;
- содействие расширению и диверсификации экспортного потенциала в развитие импортозамещающих производств в отдельных отраслях;
- содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;
- создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;
- освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;
- содействие развитию производственной инфраструктуры.
2. Особенности
регулирования ин.ин. на двусторонней
основе и основные положения
двусторонних договоров о
Международные договора являются приоритетными и являются частью правовой системы (ст.15 Конституции РФ).
По объекту регулирования двусторонние соглашения о регулировании инвестиционных отношений делятся на две группы:
1) двусторонние
соглашения о взаимном
2) двусторонние
соглашения об избежании
В конце 1990-х годов в мире насчитывалось 1150 двусторонних межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций, заключенные между 84 государствами, причем 2/3 части соглашений были заключены в 1990-х годах (первое в 1981г.). В основном, участниками двусторонних соглашений являются, с одной стороны – развитые страны, и с другой - развивающиеся страны с переходной экономикой, стремящиеся привлечь иностранные инвестиции.
1. Двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций – это соглашения между двумя государствами, направленные на разрешение всех вопросов, возникающих в ходе инвестиционного процесса.
Главная цель: создать более благоприятные условия для взаимных капиталовложений по сравнению с предусмотренными специальными нормативными актами или по сравнению с другими странами.
Основные положения:
- фиксируется готовность государств-партнеров создавать благоприятные условия для частных инвестиций другой стороны с учетом того, что поощрение и взаимная защита инвестиций ведут к развитию всестороннего и взаимовыгодного экономического сотрудничества;
- указано, что инвестиции другой стороны будут осуществляться в соответствии с национальным законодательством принимающей страны;
- гарантируется полная и безусловная правовая защита;
- иностранным инвесторам может предоставляться: национальный режим инвестирования, при котором иностранным инвесторам предоставляется тот же экономический режим, что и местным предприятиям (с установленными законом изъятиями); режим наибольшего благоприятствования, при котором в данной стране представители всех иностранных государств пользуются равными правами, что исключает возможность дискриминации каких-либо инвесторов по сравнению с инвесторами третьих стран; режим справедливого и равномерного обращения, предусматривающий равные условия для иностранных инвесторов между конкретными странами (как вы к нам, так и вы к нам).
Кроме того, в двусторонних соглашениях содержаться гарантии от экспроприации (проводимые государством принудительные, безвозмездные или возмездные изъятия, отчуждения имущества) инвестиций, а в случае их национализации предусматривается справедливая компенсация не только самих инвестиций, но и связанной с ними выгод.
Соглашения гарантируют инвесторам свободный вывоз прибылей от инвестиций, а также возможность репатриации основного капитала, запрет несправедливой конкуренции и т.д. Двусторонние соглашения имеют приоритет над национальным законодательством.
2. Соглашение об избежании двойного налогообложения (более 70 договоров, предусмотрено ст. 232, 311 НК).
Цель: достижение между гос-ми соглашения, устанавливающего их взаимные права и обязанности в налоговых отношениях.
Сферы применения соглашений:
- доходы, получаемые физ. и юр.лицами,
- имущество и доходы от его реализации,
- доходы и
имущество в сфере
- доходы от авторских прав, лицензий, интеллектуальной собственности.
Соответственно договора РФ регулируют отношения по таким налогам:
- налог на доходы физ.лиц,
- налог на прибыль,
- налог на имущество.
Основное содержание положений и соглашений:
1. перечисление
видов налогов, регулируемых
2. определение
круга лиц, на кот.
3. определение
и установление условий
4. определение способов избежания двойного налогообложения:
-
освобождение от
- зачёт налоговых требований,
- предоставление ин.налогового кредита.
5. установление порядка выполнения соглашения сторонами.
3. Гос.политика
принимающей страны по
Система национального
регулирования иностранных
1) законодательная база, включающая в себя две группы законов:
- законы общего характера, регулирующие процессы осуществления предпринимательской дея-тельности (Конституция, законы и кодексы);
- специальные нормативные акты об иностранных инвестициях (Конкретно по России – это ФЗ от 09.07.1999 №160-ФЗ «Закон об иностранных инвестициях в РФ»)
2) определение
режима иностранного
- национальный режим инвестирования,
при котором условия для иностранных инвесторов
являются такими же, как для отечественных
инвесторов;
- режим наибольшего благоприятствования,
при котором условия для иностранных инвесторов
не могут быть хуже, чем режим инвестирования
для инвесторов третьих стран;
- режим справедливого и равноправного обращения предусматривает равные условия для иностранных инвесторов между конкретными странами (как вы к нам, так и мы к вам)
3) система гарантий иностранным инвесторам:
- гарантия собственности предусматривает положение, по которому иностранная собственность не может быть национализирована или реквизирована без определенных компенсаций (в России компенсации установлены в ФЗ №160-ФЗ статьей №8).
Имущество может быть национализировано на основании федерального закона только при условии предварительной и полной компенсации инвестору причиненного убытка.
Реквизиция инвестором
имущества возможна по решению органов государственно
- гарантии на результаты деятельности предусматривают свободный и беспрепятственный перевод средств и доходов, результатов инвестиций на родину или в третьи страны (статьи 11-12 ФЗ №160);
- гарантии на результаты инвестиционных споров, т.е. право рассмотрения споров в арбитражном суде, либо в международном арбитражном суде (статья 10 ФЗ №160);
- гарантия стабильности законодательства («дедушкина оговорка») предусматривает сохранение стартовых условий инвестиционной деятельности на протяжении всего срока окупаемости проекта (но не более 7 лет) при неблагоприятных изменениях законодательства. На примере России данная гарантия распространяется только на приоритетные инвестиционные проекты, т.е. проекты, суммарный объем иностранных инвестиций, в которые составляет не менее 1 млрд. руб. по курсу, и минимальные вклады иностранного инвестора в которые составляют не менее 100 млн. руб.
4) гос.меры, стимулирующие отток или приток ин.ин:
1. меры, связанные с созданием предприятий с ин.инвестициями, в т.ч:
- запрет ин.ин. в отдельных отраслях или секторах экономики,
-
количественное ограничение
-
участие иностранцев в