Инновация, их виды и роль в деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Инновационная деятельность предприятия есть система меро­приятий по использованию научного, научно-технического и интел­лектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовле­творения как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

 

По степени новизны инноваций выделяют:

- нестандартные группы инноваций, включающие новый товар, произведенный на основе впервые разработанного технического решения, не имеющего аналога;

- улучшающие - новые товары или технологические процессы, разработанные на основе использования достижений научно-технического процесса и обеспечивающие совершенные технико-эксплуатационные характеристики в сравнении с действующими аналогами;

- модификационные - нововведения, расширяющие эксплуатационные возможности товара или технологического процесса.

Инновация же - это зарождение, диффузия, рутинизация (стадия, когда инновация "реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов").

- крупнейшие (базисные) инновации - реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой революционных переворотов в технике, формирования новых ее направлений, создания новых отраслей. Такие инновации требуют длительного времени и крупных затрат для своего освоения, но зато обеспечивают значительный по уровню и масштабу народно-хозяйственный эффект, однако происходят они не каждый год;

- крупные инновации (на базе аналогичного ранга изобретений) - формируют новые поколения техники в рамках данного направления. Они реализуются в более короткий срок и с меньшими затратами, чем крупнейшие (базисные) инновации, но скачок в техническом уровне и эффективности сравнительно меньше;

- средние инновации реализуют такого же уровня изобретения и служат базой для создания новых моделей и модификаций данного поколения техники, заменяющих устаревшие модели более эффективными либо расширяющих сферу применения этого поколения;

- мелкие инновации - улучшают отдельные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники на основе использования мелких изобретений, что способствует либо более эффективному производству этих моделей, либо повышению эффективности их использования.

М. Уолкер выделяет семь типов инноваций в зависимости от степени использования в них научных знаний и широкого применения:

1) основанные на использовании фундаментальных научных знаний и широко применяющиеся в различных сферах общественной деятельности (например, ЭВМ и др.);

2) также использующие научные исследования, но имеющие ограниченную область применения (например, измерительные приборы для химического производства);

3) разработанные с использованием уже существующих технических знаний новшества с ограниченной сферой применения (например, новый тип смесителя для сыпучих материалов);

4)  входящие в комбинации различных типов знаний в одном продукте;

5)  использующие один продукт в различных областях;

6) технически сложные новшества, появившиеся как побочный результат крупной исследовательской программы (например, керамическая кастрюля, созданная на основе исследований, проводившихся в рамках космической программы);

7) использующие уже известную технику или методы в новой области.

Обобщенная классификация инноваций по признакам:

   В зависимости от степени использования научных знаний:

Основанные на:

- фундаментальных научных знаниях;

- научных исследованиях с ограниченной областью применения;

- существующих технических знаниях;

- комбинации различных типов знаний;

- использовании одного продукта в различных областях;

- побочных результатах крупных программ;

- уже известной технологии;

   С точки зрения увязки с отдельными сферами деятельности:

- Технологические;

- Производственные;

- Экономические;

- Торговые;

- Социальные;

   С точки зрения назначения:

- Для потребления в качестве товара массового спроса;

- Для промышленного потребления в гражданских отраслях;

- Для потребления в оборонном комплексе;

   В зависимости от размера экономического эффекта:

- Обнаружение новых областей применения (повышает эффективность в 10-100 и более раз);

- Использование новых принципов функционирования (повышает эффективность в 2-10 раз);

- Создание новых конструктивных решений (повышает эффективность на 10-50%);

- Расчет и оптимизации параметров (повышает эффективность на 2-10%);

   По источнику планирования:

- Централизованные;

- Локальные;

- Спонтанные;

   По результативности:

- Внедренные и полностью используемые;

- Внедренные и слабо используемые;

 

 

 

   По уровню новизны:

- Радикальные и изменяющие или создающие вновь целые отрасли;

- Системные;

- Модифицирующие.

Безусловно, данная классификация не является исчерпывающей, но при этом следует отметить, что различные виды инноваций тесно взаимосвязаны между собой.

Классификация дает специалистам базу для выявления максимального количества способов реализации инноваций, тем самым создавая вариантность выбора решений.

 

2.3 Роль инноваций в развитии предприятия.

 

Инновационная деятельность предприятия направлена, прежде всего, на повышение конкурентоспособности выпускаемой продук­ции (услуг).

Конкурентоспособность - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соот­ветствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовле­творение. Два элемента - потребительские свойства и цена - явля­ются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или не­удачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.

Вместе с тем обслуживание на высшем уров­не создает большую привлекательность. Исходя из этого, формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:

Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.

Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оп­тимальное соотношение названных составляющих, направлять ос­новные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение эконо­мичности и уровня обслуживания. По существу, основа современной "философии успеха" заключа­ется в подчинении интересов фирмы целям разработки, производст­ва и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ста­вится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Руководители ком­паний рассматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, конкурентоспособности.

Одновременная рабата с товарами, находящимися на различных стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компаниям. Не­большие фирмы вынуждены идти по пути специализации, т.е. выби­рают себе одно из следующих "амплуа":

• фирма-новатор, занимающаяся, прежде всего вопросами ново­введений;

•инжиниринговая: фирма, разрабатывающая оригинальные мо­дификации товара и его дизайн;

•узкоспециализированный изготовитель - чаще всего субпос­тавщик относительно и несложных изделий массового выпуска;

• производитель традиционных изделий (услуг) высокого качества.

Как показывает опыт, небольшие фирмы особенно активно дейст­вуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образовавшейся фирмы.

Обеспечение конкурентоспособности товара требует новатор­ского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

 

 

 

III глава. Общая характеристика предприятия

 

3.1 Инновационный план ОАО «Северсталь»

 

Рассмотрим инновационную деятельность на примере предприятия  города Череповца  ОАО «Северсталь».

Металлургический комплекс - ОАО «Северсталь» выступает основой экономики области. В рейтинге крупнейших компаний Восточной Европы ОАО "Северсталь" - единственное из предприятий чёрной металлургии - вошло в первую 20, поднявшись на 10 строчек по сравнению с рейтингом 2004 года.

Он дает более 58% объема промышленного производства, 73% экспорта, 75% прибыли промышленности и около 40% доходов консолидированного бюджета области.

Среди наиболее эффективных мероприятий, включённых в тематический план, станет разработка технологии восстановления участков кладки коксовых печей, подверженных сильным температурным колебаниям,  методом керамической наплавки. Ожидаемый экономический эффект составит 831,7 тыс. рублей.   Помимо этого, план НИОКР включает такие мероприятия, как разработка состава и технологии производства листовой высокопрочной стали повышенной вязкости с пределом текучести 690 Н/мм2, разработка технологии производства листов из трубных и конструкционных сталей на стане 5000,  исследование технологии и разработка режимов ультразвуковой упрочняющей обработки валков ПХЛ, которое позволит повысить их эксплуатационные свойства и износостойкость, разработку технологических принципов и освоение производства трубных сталей стойких против локальной коррозии различных классов прочности и т.д.

Стратегии развития ОАО "Северсталь" на 5-10 лет находят отражение в стратегическом бизнес-плане и сбалансированных показателях:

                       Увеличение объемов производства, в том числе продуктов с высокой              добавленной стоимостью;

                       Повышение средней цены продаж;

                       Оптимизация затрат;

                       Создание условий для раскрытия творческого потенциала работников;

                       Повышение капитализации компании;

                       Повышение социальной значимости и ответственности компании;

С первых лет создания акционерного общества  развитие компании определяют  шесть стратегических программ, в реализацию которых  вовлечены все работники предприятия. Работа по программам -  развитие персонала, сбытовой и  коммерческой,  организационно-экономической и организационно-технической, стратегическому бизнес-плану - позволила ОАО  "Северсталь" изменить подходы к основным направлениям своей деятельности,  нацелив свое движение к  повышению эффективности производства,   мобилизации всех внутренних  ресурсов для вхождения в группу  лучших мировых сталелитейных компаний.

 

3.2 Производство металлопроката

 

Производство и сбыт металлопроката является преобладающей и имеющей приоритетное значение для эмитента хозяйственной деятельностью. В результате, по итогам работы за 2004 год объем производства стали составил 9миллионов 888 тысяч тонн, товарного проката - 8 миллионов 810 тысяч тонн. Это на 1,1 и 3,2 процента соответственно выше показателей 2003 года. По мнению большинства аналитиков (IISI, WSD, CRU, MB), рост производства металлопроката в мире будет продолжать расти так же, как и его потребление. О среднесрочной перспективе можно сказать, что по прогнозам к 2006 году производство металлопроката в мире вырастет до 927,4 млн. тонн, а потребление - до 887,7 млн. тонн. В долгосрочной перспективе, к 2010 году, производство металлопроката в мире вырастет до 1 051 млн. тонн, а потребление до 1 010 млн. тонн. В России к 2006 году прогнозируется рост производства проката до 49 млн. тонн, а к 2010-до 51 млн. тонн. Таким образом, основываясь на данный прогноз можно сказать, что услуги ОАО "Северсталь", обладающие рыночным потенциалом, будут востребованы в течение нескольких лет.
Руководство компании не собирается останавливаться на достигнутом. В настоящий момент планы ОАО "Северсталь" предусматривают последовательную реализацию инвестиционных проектов. Серьезные инвестиции предполагаются в начало технологической цепочки: коксохимическое производство и доменный цех. Помимо этого, в бизнес-плане выделены две программы - это программа энергосбережения и программа ввода автоматизированных систем контроля и учета электроэнергии. Задача компании - приблизиться по уровню потребления энергетических ресурсов на тонну жидкой стали к лучшим мировым производителям. Снижение затрат станет одной из первоочередных целей.
Эффект в работе над повышением  качества металлопроката и увеличением выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью обеспечили стратегические программы - в области производства и сбыта, технического перевооружения и коммерческой деятельности, дальнейшей реструктуризации предприятия.

 

3.3 Производственная программа

 

Производственная программа ОАО "Северсталь" нацелена на реализацию стратегии увеличения объемов производства, в том числе продуктов с высокой добавленной стоимостью.

Серьезные инвестиции предусматриваются в начало технологической цепочки: коксохимическое производство и доменный цех. При этом в центре внимания остаются сталеплавильный и прокатный переделы. Помимо этого, в бизнес-плане важным является направление по снижения затрат, составной частью которого являются программа энергосбережения и программа ввода автоматизированных систем контроля и учета электроэнергии. Задача компании - приблизиться по уровню потребления энергетических ресурсов на тонну жидкой стали к лучшим мировым производителям. Снижение затрат станет одним из первоочередных направлений.

Информация о работе Инновация, их виды и роль в деятельности предприятия