Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:44, курсовая работа
Проблема конкурентоспособности фирм, отраслей, стран — одна из наиболее актуальных и динамичных в мировой экономике, так как на ее анализ влияют многие факторы, прежде всего изменения темпов экономического роста стран, инновации, уровень безработицы, место страны или фирмы в мировой экономике и т.п.
Введение…………………………………………………………….……………….3
1. Теоретические сведения об инновациях и конкурентоспособности национальной экономики……………………………………………. ………...…5
1.1 Определение понятия «инновации». Инновационный процесс………....5
1.2 Определение понятия «конкурентоспособность». Национальная конкурентоспособность. Теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности.................................................................………………...10
2. Анализ развития и применения инноваций в экономике РБ. Конкурентоспособность Республики Беларусь…………………………….…..14
2.1 Тенденции развития научно-инновационной сферы в Республике Беларусь…………………………………………………………………………...14
2.2 Конкурентоспособность и бизнес среда в Беларуси…………….…….…17
3. Способы повышения конкурентоспособности национальной экономики. Перспективы развития инноваций в РБ. …………………………………...…...23
3.1 Пути повышения конкурентоспособности национальной экономики Республики Беларусь. Инновации как фактор обеспечения конкурентоспособности национальной экономики …...…………………...……23
3.2 Перспективы развития инноваций в Республике Беларусь. Основные направления государственной политики по формированию и развитию перспективной модели НИС (национальной инновационной системы) и укрупненные меры по их реализации…………………………………...……...25
Заключение………………………….………………………………………….….29
Список использованных источников………………………………………….....30
Приложения………………………………………………………….……………32
Прикладные исследования включают:
Научно-технические разработки (НТР) включают опытно-конструкторские (ОКР) и опытно-технологические работы (ОТР).
Главная
цель осуществления ОКР –
ОТР направлены на модернизацию, совершенствование и разработку новой технологии производства. На их базе осуществляется серийное производство экономических благ, необходимых потребителю.
Стадия «техника» является переходной от науки к производству. На данном этапе происходит внедрение нового образца в производство, т.е. происходит освоение промышленного производства новой технологии или новой продукции.
Далее на смену стадии «техника» приходит стадия промышленного производства (ПП). В производстве знания материализуются, а исследования находят своё логическое завершение.
Процесс промышленного производства (ПП) осуществляется в два этапа:
- собственное производство
- доведение и реализация новой продукции до потребителей.
За
процессом промышленного
В
различные периоды времени
Так,
в 50-е годы 20 века инновационный процесс
рассматривался в рамках линейной модели,
так называемой концепции инновационной
цепи. Согласно этой концепции, инновации
начинаются с фундаментальных исследований
и завершаются внедрением в сферу производства.
Это показано на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 - Схема линейной модели инновационного процесса
Источники:
1, 4
В.
С. Рубашный считает, что инновационный
процесс создания нововведения можно
условно представить в виде линейно
и параллельно протекающих
1, 2, 3 – стадия «наука»: 1 – ФИ, 2 – ПИ, 3 – ОКР, ОТР; 4 – стадия «техника» (Ос); 5, 6, 7 – стадия «производство» (ПП), за которой следует сбыт (СБ) и эксплуатация (Э) нововведения.
Рисунок 1.2 - Схема линейно-параллельной модели инновационного процесса
Источник:
1
Сущность
данной модели заключается в том,
что на первой предпроизводственной
стадии «наука» (ФИ, ПИ, ОКР, ОТР) происходит
генерация перспективной новой
идеи, которая находит отражение
в результатах научно-
Вторая стадия «техника» (Ос) связана с технологической подготовкой производства. Её главная задача – минимизация потерь материальных ресурсов на одну единицу продукции.
Стадия
«производства» (ПП) начинается с подготовки
к широкомасштабному
Термин «конкурентоспособность» различными авторами часто интерпретируется по-разному. Зарубежная экономическая наука уделяла больше внимания пониманию конкурентоспособности и определяла это понятие более широко. Например, по определению гарвардского словаря «Field Guide to Business Terms» основой конкурентоспособности являются товары и услуги, которые могут успешно конкурировать на мировых рынках.
IMD
(Международный институт
2) конкурентоспособность нации – это область экономической теории, которая изучает факты и политику, формирующие способность нации воспроизводить и сохранять такую среду, которая способствует более интенсивному созданию ценностей предприятиями и большему благосостоянию народа.
Среди
других интерпретаций определения
конкурентоспособности можно
Российские экономисты обратили более пристальное внимание на проблему конкурентоспособности в кризисный 1998 г. Так, М. Гельвановский, В. Жуковская, И. Трофимова в 1998 г. дали следующие определения конкурентоспособности: «Конкурентоспособность — обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования» ; «Микроконкурентоспособность — соотношение цены и качества конкретных товаров, производимых отдельными предприятиями и фирмами, или оказываемых ими услуг»; «Мезоконкурентоспособность — эффективность работы отдельных отраслей национального хозяйства, оцениваемая, помимо традиционных критериев, по показателям, характерным для данной отрасли и описывающим степень ее живучести и динамичности при различных вариантах развития экономики данной страны и мира в целом». В основу разделения на уровни был положен отраслевой подход.
В 1999 г. А. З. Селезнев
использовал территориальный
А.
А. Дынкин и Ю. В. Куренков дали развернутое
определение
Подобное же определение национальной конкурентоспособности дали в 2005 г. М. Дерябина и С. Колчин, но в более сжатом виде: «Национальная конкурентоспособность — способность национальной экономики в рыночной системе производить и потреблять товары и услуги в условиях конкурентной борьбы с товарами и услугами, производимыми в других странах» [5, 21].
Так изменялось понятие конкурентоспособности в российской экономической науке.
Что
касается белорусских ученых-
В
условиях усиления процессов интернационализации
и глобализации особую актуальность
приобретает международная
Правительство
любой страны стремится разрабатывать
свою концепцию устойчивого
Попытаемся выяснить, какие факторы определяет конкурентоспособность фирмы, отрасли и страны. На этот счет имеется много теорий.
Согласно модели стадий экономического развития, экономика на первой стадии развития опирается на факторы производства, обеспечивающие преимущества по издержкам, на второй стадии — на инвестиции, обеспечивающие эффективность производства, а на третьей — на инновации, создающие уникальную стоимость. Таким образом, важность инноваций для конкурентоспособности установлена относительно давно, однако до недавнего времени они рассматривались лишь как один из источников конкурентоспособности.
Скандинавские исследователи утверждают, что именно инновации являются источником экономического роста и успешной торговли. Я. Фагерберг изучал, как влияют на конкурентоспособность инвестиции в исследования и разработки, а Б. Верспаген дополнил его работу, рассмотрев результаты подобных инвестиций, выраженных в количестве патентов. Общим результатом этих исследований стал вывод о том, что инновации значительно увеличивают конкурентоспособность и влияют на отраслевую специализацию[22].
Таким образом, из всего выше написанного можно сделать следующие выводы:
Информация о работе Инновации как фактор обеспечения конкурентоспособности экономики