Инновации как фактор обеспечения конкурентоспособности экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Проблема конкурентоспособности фирм, отраслей, стран — одна из наиболее актуальных и динамичных в мировой экономике, так как на ее анализ влияют многие факторы, прежде всего изменения темпов экономического роста стран, инновации, уровень безработицы, место страны или фирмы в мировой экономике и т.п.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….……………….3
1. Теоретические сведения об инновациях и конкурентоспособности национальной экономики……………………………………………. ………...…5
1.1 Определение понятия «инновации». Инновационный процесс………....5
1.2 Определение понятия «конкурентоспособность». Национальная конкурентоспособность. Теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности.................................................................………………...10
2. Анализ развития и применения инноваций в экономике РБ. Конкурентоспособность Республики Беларусь…………………………….…..14
2.1 Тенденции развития научно-инновационной сферы в Республике Беларусь…………………………………………………………………………...14
2.2 Конкурентоспособность и бизнес среда в Беларуси…………….…….…17
3. Способы повышения конкурентоспособности национальной экономики. Перспективы развития инноваций в РБ. …………………………………...…...23
3.1 Пути повышения конкурентоспособности национальной экономики Республики Беларусь. Инновации как фактор обеспечения конкурентоспособности национальной экономики …...…………………...……23
3.2 Перспективы развития инноваций в Республике Беларусь. Основные направления государственной политики по формированию и развитию перспективной модели НИС (национальной инновационной системы) и укрупненные меры по их реализации…………………………………...……...25
Заключение………………………….………………………………………….….29
Список использованных источников………………………………………….....30
Приложения………………………………………………………….……………32

Файлы: 1 файл

текст курсовой.docx

— 423.07 Кб (Скачать)

    Прикладные  исследования включают:

  • научно-исследовательскую работу (НИР) – решение технических проблем, уточнение неясных теоретических результатов, которые могут быть в дальнейшем использованы при выполнении НТР;
  • информационные работы (ИР) – направлены на улучшение поиска и совершенствование анализа научно-технической информации;
  • организационно-экономические работы (ОЭР) – направлены на совершенствование организации, управления и планирования производства, классификации и оценки эффективности научных работ и т.д.;
  • научно-учебные работы (НУР) – осуществляются с целью подготовки кандидатских и докторских диссертаций, монографий, учебных пособий и т.д.

      Научно-технические разработки (НТР) включают опытно-конструкторские (ОКР) и опытно-технологические работы (ОТР).

    Главная цель осуществления ОКР – практическое применение научных исследований для  создания модернизации или усовершенствования образцов новой техники, материала.

    ОТР направлены на модернизацию, совершенствование  и разработку новой технологии производства. На их базе осуществляется серийное производство экономических благ, необходимых  потребителю.

    Стадия  «техника» является переходной от науки  к производству. На данном этапе  происходит внедрение нового образца  в производство, т.е. происходит освоение промышленного производства новой  технологии или новой продукции.

    Далее на смену стадии «техника» приходит стадия промышленного производства (ПП). В производстве знания материализуются, а исследования находят своё логическое завершение.

    Процесс промышленного производства (ПП) осуществляется в два этапа:

     - собственное производство новой  техники в масштабах, определяемых  запросами потребителей;

     - доведение и реализация новой  продукции до потребителей.

    За  процессом промышленного производства инноваций (ПП) следует их сбыт (СБ) и  эксплуатация.

    В различные периоды времени учёные-экономисты по-разному интерпретировали инновационный  процесс.

    Так, в 50-е годы 20 века инновационный процесс  рассматривался в рамках линейной модели, так называемой концепции инновационной цепи. Согласно этой концепции, инновации начинаются с фундаментальных исследований и завершаются внедрением в сферу производства. Это показано на рисунке 1.1. 
 

      
 

    Рисунок 1.1 - Схема линейной модели инновационного процесса

    Источники: 1, 4 

    В. С. Рубашный считает, что инновационный  процесс создания нововведения можно  условно представить в виде линейно  и параллельно протекающих стадий цепи «наука (НИОКР) – техника (Ос) –  производство (ПП)». Схема представлена на рисунке 1.2. 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1, 2, 3 – стадия «наука»: 1 – ФИ, 2 –  ПИ, 3 – ОКР, ОТР; 4 – стадия «техника» (Ос); 5, 6, 7 – стадия «производство» (ПП), за которой следует сбыт (СБ) и эксплуатация (Э) нововведения.

    Рисунок 1.2 - Схема линейно-параллельной модели инновационного процесса

    Источник: 1 

    Сущность  данной модели заключается в том, что на первой предпроизводственной стадии «наука» (ФИ, ПИ, ОКР, ОТР) происходит генерация перспективной новой  идеи, которая находит отражение  в результатах научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работах (НИОКОР), начинается процесс воплощения идеи в практику; создается опытный  образец и анализируются потребительские  возможности рынка.

    Вторая  стадия «техника» (Ос) связана с технологической  подготовкой производства. Её главная задача – минимизация потерь материальных ресурсов на одну единицу продукции.

    Стадия  «производства» (ПП) начинается с подготовки к широкомасштабному продвижению  товаров на рынок (создание соответствующих  мощностей для резкого увеличения объёмов производства и предоставления услуг; проведение сильной рекламной  компании новшества, организация сбытовой сети). На завершающем этапе стадии производства происходит снижение объёмов  производства и реализации. Процесс  эксплуатации нововведения зависит  от нормативного срока службы изделия  и завершается его утилизацией.

    1. Определение понятия «конкурентоспособность». Национальная конкурентоспособность. Теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности
 
 
 

    Термин  «конкурентоспособность» различными авторами часто интерпретируется по-разному. Зарубежная экономическая наука уделяла больше внимания пониманию конкурентоспособности и определяла это понятие более широко. Например, по определению гарвардского словаря «Field Guide to Business Terms» основой конкурентоспособности являются товары и услуги, которые могут успешно конкурировать на мировых рынках.

    IMD (Международный институт развития  менеджмента), один из ведущих  центров по изучению конкурентоспособности, ориентируется на следующие 2 определения, краткое и академическое:

  1. конкурентоспособность анализирует то, как страны и предприятия используют весь спектр своих компетенций для увеличения благосостояния населения или роста прибыли;

    2) конкурентоспособность нации – это область экономической теории, которая изучает факты и политику, формирующие способность нации воспроизводить и сохранять такую среду, которая способствует более интенсивному созданию ценностей предприятиями и большему благосостоянию народа.

    Среди других интерпретаций определения  конкурентоспособности можно выделить следующие варианты:

  • способность страны достигать устойчиво высоких темпов роста ВВП на душу населения (World Economic Forum (1996));
  • текущая и будущая способность и возможность предпринимателей создавать товары, чьи ценовые и неценовые характеристики формируют более привлекательный набор, чем у их местных и зарубежных конкурентов (European Management Product and Market);
  • конкурентоспособность это степень, в которой страна в рамках свободной торговли и справедливых рыночных отношений может производить товары и услуги, которые проходят тест международных рынков, и одновременно при этом сохранять и увеличивать реальные доходы населения в долгосрочном периоде (OECD). [7, 9]

    Российские экономисты обратили более пристальное внимание на проблему конкурентоспособности в кризисный 1998 г. Так, М. Гельвановский, В. Жуковская, И. Трофимова в 1998 г. дали следующие определения конкурентоспособности: «Конкурентоспособность — обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования» ; «Микроконкурентоспособность — соотношение цены и качества конкретных товаров, производимых отдельными предприятиями и фирмами, или оказываемых ими услуг»; «Мезоконкурентоспособность — эффективность работы отдельных отраслей национального хозяйства, оцениваемая, помимо традиционных критериев, по показателям, характерным для данной отрасли и описывающим степень ее живучести и динамичности при различных вариантах развития экономики данной страны и мира в целом». В основу разделения на уровни был положен отраслевой подход.

    В 1999 г. А. З. Селезнев использовал территориальный подход и дал определение конкурентоспособности  региона: «Конкурентоспособность региона — обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положения региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешних рынках, отражаемые через показатели, адекватно характеризующие такое состояние и его динамику».

    А. А. Дынкин и Ю. В. Куренков дали развернутое  определение конкурентоспособности  на национальном уровне как результирующего  показателя, вложив в него такие  составляющие, как эффективное производство, эффективное распределение и  эффективные продажи, а также  разумное использование экспортных преимуществ в целях повышения  экономического потенциала: «Конкурентоспособность страны — результирующий показатель того, насколько эффективно по сравнению с другими странами она производит, распределяет и продает создаваемые в ней товары и насколько разумно она использует свои экспортные преимущества для неуклонного повышения собственного экономического потенциала в самом широком смысле этого понятия»; «Национальная конкурентоспособность — способность национальной экономики производить и потреблять товары и услуги в условиях конкурентной борьбы с товарами и услугами, производимыми в других странах».

    Подобное  же определение национальной конкурентоспособности  дали в 2005 г. М. Дерябина и С. Колчин, но в более сжатом виде: «Национальная конкурентоспособность — способность национальной экономики в рыночной системе производить и потреблять товары и услуги в условиях конкурентной борьбы с товарами и услугами, производимыми в других странах» [5, 21].

    Так изменялось понятие конкурентоспособности  в российской экономической науке.

    Что касается белорусских ученых-экономистов, то В. В. Козловский и Э. А. Лутохина определяют понятие национальной экономики как способность страны производить и реализовать товары и услуги на внутренних и внешних рынках и обеспечивать на этой основе высокий уровень доходов населения. Конкурентоспособность во многом определяется структурой экономики, уровнем развития отраслей и производств других сфер функционирования экономики. Структура экономики, базирующаяся на принятых в больших открытых экономиках макроэкономических пропорциях, современных институциональных и технологических решениях, использовании специфических природных, экономических, демографических и других ресурсов, а также ориентированная на удовлетворение спроса внутреннего и внешних рынков, является основой устойчивого развития страны и обеспечения её национальной безопасности. [6]

    В условиях усиления процессов интернационализации  и глобализации особую актуальность приобретает международная конкурентоспособность, то есть способность страны выдерживать  конкуренцию в международной  торговле.

    Правительство любой страны стремится разрабатывать  свою концепцию устойчивого социально-экономического развития и поддерживать конкурентоспособность  национальной экономики. Этот подход характерен и для Республики Беларусь. В нашей стране было разработано несколько Национальных стратегий устойчивого развития, первая из которых (НСУР – 1997) была утверждена 25 марта 1997 года Президиумом Совета министров Республики Беларусь, вторая (НСУР - 2020) – опубликована в 2004 году и проект (НСУР до 2025 года), находящийся на стадии рассмотрения и утверждения (стал доступен для рассмотрения в июне 2009 года) [20].  

    Попытаемся  выяснить, какие факторы определяет конкурентоспособность фирмы, отрасли  и страны. На этот счет имеется много  теорий.

    Согласно  модели стадий экономического развития, экономика на первой стадии развития опирается на факторы производства, обеспечивающие преимущества по издержкам, на второй стадии — на инвестиции, обеспечивающие эффективность производства, а на третьей — на инновации, создающие уникальную стоимость. Таким образом, важность инноваций для конкурентоспособности установлена относительно давно, однако до недавнего времени они рассматривались лишь как один из источников конкурентоспособности.

    Скандинавские исследователи утверждают, что именно инновации являются источником экономического роста и успешной торговли. Я. Фагерберг  изучал, как влияют на конкурентоспособность  инвестиции в исследования и разработки, а Б. Верспаген дополнил его работу, рассмотрев результаты подобных инвестиций, выраженных в количестве патентов. Общим результатом этих исследований стал вывод о том, что инновации значительно увеличивают конкурентоспособность и влияют на отраслевую специализацию[22].

Таким образом, из всего  выше написанного  можно сделать  следующие выводы:

  1. инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта;
  2. инновационный процесс (ИП) – это последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии, структуры или услуги и распространяется в хозяйственной практике и общественной деятельности;
  3. инновационный процесс можно представить как последовательную цепь событий: «наука – техника - производство»;
  4. анализ научной литературы показывает, что единой точки зрения определения понятий «конкурентоспособность», «национальная конкурентоспособность» нет, т.е. различными авторами «конкурентоспособность» интерпретируется по-разному;
  5. важность инноваций для конкурентоспособности установлена относительно давно, многими учёными был сделан вывод о том, что именно инновации значительно влияют на конкурентоспособность и отраслевую специализацию.

Информация о работе Инновации как фактор обеспечения конкурентоспособности экономики