Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:44, курсовая работа
Проблема конкурентоспособности фирм, отраслей, стран — одна из наиболее актуальных и динамичных в мировой экономике, так как на ее анализ влияют многие факторы, прежде всего изменения темпов экономического роста стран, инновации, уровень безработицы, место страны или фирмы в мировой экономике и т.п.
Введение…………………………………………………………….……………….3
1. Теоретические сведения об инновациях и конкурентоспособности национальной экономики……………………………………………. ………...…5
1.1 Определение понятия «инновации». Инновационный процесс………....5
1.2 Определение понятия «конкурентоспособность». Национальная конкурентоспособность. Теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности.................................................................………………...10
2. Анализ развития и применения инноваций в экономике РБ. Конкурентоспособность Республики Беларусь…………………………….…..14
2.1 Тенденции развития научно-инновационной сферы в Республике Беларусь…………………………………………………………………………...14
2.2 Конкурентоспособность и бизнес среда в Беларуси…………….…….…17
3. Способы повышения конкурентоспособности национальной экономики. Перспективы развития инноваций в РБ. …………………………………...…...23
3.1 Пути повышения конкурентоспособности национальной экономики Республики Беларусь. Инновации как фактор обеспечения конкурентоспособности национальной экономики …...…………………...……23
3.2 Перспективы развития инноваций в Республике Беларусь. Основные направления государственной политики по формированию и развитию перспективной модели НИС (национальной инновационной системы) и укрупненные меры по их реализации…………………………………...……...25
Заключение………………………….………………………………………….….29
Список использованных источников………………………………………….....30
Приложения………………………………………………………….……………32
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ
РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ
ИННОВАЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В
последние годы в Республике Беларусь
проводилась целенаправленная работа
по сохранению и развитию научно-технического
и инновационного потенциалов. Совершенствовалась
система управления наукой, расширялась
и укреплялась законодательная
и нормативная правовая база научно-инновационной
деятельности, принимались меры по
повышению уровня инновационности
производства, развитию инфраструктуры,
малых инновационных
По ряду направлений Республика Беларусь удерживает позиции среди лидеров в разработке фундаментальных проблем в области физики, математики, новых материалов. Фонд идей и концепций, традиционные и новые научные заделы позволяют сегодня белорусской науке и экономике успешно сотрудничать с мировым научным сообществом многим направлениям.
Однако негативные тенденции в научной и инновационной сферах сохраняются.
По данным Комитета по науке и технологиям и Национальной академии наук Беларуси, общее количество определяющих технологий (относящихся к способу производства продукции и формирующих ее технические характеристики), используемых в 2000 г. при производстве основных видов продукции, работ и услуг, составляло почти 6 тысяч. Из них свыше 80 % применяются в промышленности, 11 % — в сельском и лесном хозяйстве. Однако уровень этих технологий крайне низок. Половина из них разработана еще до1985 г. Почти 80 % относятся к традиционным, около 16 % — к новым и лишь 5,2 % — к высоким. Период использования технологий в производстве равен 20—30 годам (в США замена оборудования в приоритетных наукоемких производствах происходит каждые 5, а зданий и сооружений — каждые 10 лет) [11, с. 111-113].
Инновационно-активными в промышленности в 2004 году были только 13 процентов предприятий, в 2007 – 17,8 процента, в 2008 – 17,6 процента, в 2009 году – 12,1 процента (234 предприятия). В 2010 году среди крупных и средних организаций промышленности республики 324 являлись инновационно-активными (осуществляли затраты на технологические инновации), что составляет 15,4% от общего числа организаций промышленности [8,9] (ПРИЛОЖЕНИЕ А). Это существенно ниже, чем в странах с высоким уровнями экономического развития (Ирландия – 75 процентов, Канада, Германия, Австрия – 60 процентов и выше) и средним (Мексика – 46 процентов, Эстония – 38 процентов, Латвия – 35 процентов, Словения, Венгрия – 28 процентов).
Важной составляющей успеха в развитии инновационной экономики является финансирование научных исследований и разработок. Рассчитанный по методике стран ОЭСР (по сумме внутренних затрат) уровень наукоемкости ВВП в 2009 году составил в Беларуси 0,65%. Например, в России данный показатель на протяжении семи лет (с 2003 по 2009 годы) стабильно был выше 1%, достигнув в 2009 году значения 1,24% [13]. В странах ЕС уровень наукоемкости ВВП поддерживается от 2% и выше [12].
В
структуре затрат на технологические
инновации в Республике Беларусь
в 2009 году наибольший удельный вес (66%,
см. таблицу 1) занимали расходы на приобретение
машин и оборудования, связанных
с технологическими инновациями. Безусловно,
только на современном оборудовании
можно производить
Таблица 1 – Структура затрат на технологические инновации в Беларуси в 2009 году
Источник:
[12]
Согласно
Государственной программе
На
втором месте среди видов
Из
числа инновационно-активных организаций
республики в 2010 году наибольший удельный
вес приходился на организации таких
видов экономической
Рисунок 2.1 – Удельный вес различных видов инновационно-активных организаций в 2010 году
Источник:
собственная разработка [10]
Более
полная и подробная информация об
инновационной активности предприятий
по видам экономической
2.2 Конкурентоспособность
и бизнес среда в Беларуси
Беларусь
за последние два года существенно
продвинулась вверх в рейтинге условий
ведения бизнеса «Doing Business», однако
она до сих пор не фигурирует ни
в одном из рейтингов
В феврале-марте 2010 г. Исследовательским центром ИПМ было проведено очередное исследование проблем малого и среднего бизнеса в Беларуси, в котором приняло участие 390 руководителей МСП. Один из разделов исследования касался факторов конкурентоспособности страны. Для возможностей международных сопоставлений в работе была использована методология Всемирного экономического форума (World Economic Forum [17]).
Средние
оценки некоторых показателей
Таблица 2 - Средние оценки некоторых показателей конкурентоспособности Республики Беларусь
|
Источник: 17
Самые
высокие средние оценки получили
такие факторы
В действительности, качество инфраструктуры в Беларуси в последнее время существенно повысилось. За последний год достигнут значительный прогресс в энергосбережении, телекоммуникационная инфраструктура плотно распределена по стране, а тарифы на связь постоянно снижаются. К тому же, качество дорог существенно превышает их качество в странах-соседях.
В то же время, реформы бизнес среды в последние годы в Беларуси проводятся достаточно активно, и этот процесс широко освещается, как в прессе, так и самими государственными органами, что объясняет достаточно высокую среднюю оценку параметра легкости отслеживания изменений бизнес среды – эта информация вполне доступна. Качество образования в стране также довольно высокое, хотя и средняя оценка его респондентами, как и оценки других факторов, существенно ниже максимальной оценки в 7 баллов.
Самые
низкие оценки из предложенных показателей
конкурентоспособности
Для
того, чтобы оценить
По
качеству инфраструктуры оценки белорусскими
менеджерами выставлены на уровне среднемировых,
это достаточно высокий показатель. Среди
транзитивных стран по качеству инфраструктуры
Беларусь опережают Латвия, Чехия, Венгрия,
Эстония – наиболее развитые страны группы,
в большинстве других транзитивных стран,
в том числе во всех странах СНГ кроме
Азербайджана, качество инфраструктуры
хуже. По этому показателю Беларусь могла
занять ориентировочно 60-е место в глобальном
рейтинге конкурентоспособности (см. рисунок
2.2).
Рисунок 2.2 – Качество инфраструктуры
Источник:
17 и собственная разработка
Права собственности в Беларуси напротив, защищены слабо, средняя оценка уступает не только транзитивным странам, но и средней оценке по всему рейтингу, включающей как развитые, так и развивающиеся страны. Среди 25 исследуемых транзитивных стран хуже, чем в Беларуси, защита прав собственности только в России, Кыргызстане, Украине и Боснии и Герцеговине. По данному показателю Беларусь могла бы занять место не выше 120го в общемировом рейтинге (см. рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 – Защита прав собственности
Источник:
17 и собственная разработка
Вслед за слабой защитой прав собственности Беларусь характеризуется и низкими оценками независимости судебной системы от правительства, отдельных граждан и компаний. По этому показателю Беларусь снова существенно отстает от среднемирового показателя (по развитым и развивающимся странам – 4,1 балла), но находится на среднем уровне среди транзитивных стран, что говорит о недостаточном уровне развития правозащитных институтов в этих странах. Беларусь могла бы находиться по данному показателю на 90м месте в рейтинге Всемирного экономического форума (см. рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 – Независимость судебной системы
Источник:
17 и собственная разработка
Позиции Беларуси по другим показателям представлены в ПРИЛОЖЕНИИ В.
В частности, белорусские менеджеры оценили соответствие качества образования требованиям современной конкурентной экономики в среднем в 3,8 балла, общемировой показатель – 3,9 балла. По качеству образования Беларусь опередила практически все транзитивные страны.
Легкость отслеживания изменений бизнес среды оценивается в 3,8 балла, что выводит Беларусь на средний показатель по транзитивным странам, в то время как общемировой показатель существенно выше – 4,3 балла.
Эффективность законодательной базы в решении хозяйственных споров в Беларуси относительно высокая, средняя оценка соответствует среднемировой и опережает практически все транзитивные страны, что не удивительно, принимая во внимание высокую степень зарегулированности белорусской экономики.
Информация о работе Инновации как фактор обеспечения конкурентоспособности экономики