Инновации как фактор обеспечения конкурентоспособности экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Проблема конкурентоспособности фирм, отраслей, стран — одна из наиболее актуальных и динамичных в мировой экономике, так как на ее анализ влияют многие факторы, прежде всего изменения темпов экономического роста стран, инновации, уровень безработицы, место страны или фирмы в мировой экономике и т.п.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….……………….3
1. Теоретические сведения об инновациях и конкурентоспособности национальной экономики……………………………………………. ………...…5
1.1 Определение понятия «инновации». Инновационный процесс………....5
1.2 Определение понятия «конкурентоспособность». Национальная конкурентоспособность. Теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности.................................................................………………...10
2. Анализ развития и применения инноваций в экономике РБ. Конкурентоспособность Республики Беларусь…………………………….…..14
2.1 Тенденции развития научно-инновационной сферы в Республике Беларусь…………………………………………………………………………...14
2.2 Конкурентоспособность и бизнес среда в Беларуси…………….…….…17
3. Способы повышения конкурентоспособности национальной экономики. Перспективы развития инноваций в РБ. …………………………………...…...23
3.1 Пути повышения конкурентоспособности национальной экономики Республики Беларусь. Инновации как фактор обеспечения конкурентоспособности национальной экономики …...…………………...……23
3.2 Перспективы развития инноваций в Республике Беларусь. Основные направления государственной политики по формированию и развитию перспективной модели НИС (национальной инновационной системы) и укрупненные меры по их реализации…………………………………...……...25
Заключение………………………….………………………………………….….29
Список использованных источников………………………………………….....30
Приложения………………………………………………………….……………32

Файлы: 1 файл

текст курсовой.docx

— 423.07 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ  РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  
 

2.1 Тенденции развития научно-инновационной сферы в Республике Беларусь

 
 
 
 

    В последние годы в Республике Беларусь проводилась целенаправленная работа по сохранению и развитию научно-технического и инновационного потенциалов. Совершенствовалась система управления наукой, расширялась  и укреплялась законодательная  и нормативная правовая база научно-инновационной  деятельности, принимались меры по повышению уровня инновационности  производства, развитию инфраструктуры, малых инновационных предприятий.

    По  ряду направлений Республика Беларусь удерживает позиции среди лидеров  в разработке фундаментальных проблем  в области физики, математики, новых  материалов. Фонд идей и концепций, традиционные и новые научные  заделы позволяют сегодня белорусской  науке и экономике успешно  сотрудничать с мировым научным  сообществом многим направлениям.

    Однако  негативные тенденции в научной  и инновационной сферах сохраняются.

    По данным Комитета по науке и технологиям и Национальной академии наук Беларуси, общее количество определяющих технологий (относящихся к способу производства продукции и формирующих ее технические характеристики), используемых в 2000 г. при производстве основных видов продукции, работ и услуг, составляло почти 6 тысяч. Из них свыше 80 % применяются в промышленности, 11 % — в сельском и лесном хозяйстве. Однако уровень этих технологий крайне низок. Половина из них разработана еще до1985 г. Почти 80 % относятся к традиционным, около 16 % — к новым и лишь 5,2 % — к высоким. Период использования технологий в производстве равен 20—30 годам (в США замена оборудования в приоритетных наукоемких производствах происходит каждые 5, а зданий и сооружений — каждые 10 лет) [11, с. 111-113].

    Инновационно-активными  в промышленности в 2004 году были только 13 процентов предприятий, в 2007 – 17,8 процента, в 2008 – 17,6 процента, в 2009 году – 12,1 процента (234 предприятия). В 2010 году среди крупных и средних организаций промышленности  республики 324 являлись инновационно-активными (осуществляли затраты на технологические инновации), что составляет 15,4% от общего числа организаций промышленности [8,9] (ПРИЛОЖЕНИЕ А). Это существенно ниже, чем в странах с высоким уровнями экономического развития (Ирландия – 75 процентов, Канада, Германия, Австрия – 60 процентов и выше) и средним (Мексика – 46 процентов, Эстония – 38 процентов, Латвия – 35 процентов, Словения, Венгрия – 28 процентов).

    Важной составляющей успеха в развитии инновационной экономики является финансирование научных исследований и разработок. Рассчитанный по методике стран ОЭСР (по сумме внутренних затрат) уровень наукоемкости ВВП в 2009 году составил в Беларуси 0,65%. Например, в России данный показатель на протяжении семи лет (с 2003 по 2009 годы) стабильно был выше 1%, достигнув в 2009 году значения 1,24% [13]. В странах ЕС уровень наукоемкости ВВП поддерживается от 2% и выше [12].

    В структуре затрат на технологические  инновации в Республике Беларусь в 2009 году наибольший удельный вес (66%, см. таблицу 1) занимали расходы на приобретение машин и оборудования, связанных  с технологическими инновациями. Безусловно, только на современном оборудовании можно производить высокотехнологичную  и конкурентоспособную продукцию. Изношенное и морально устаревшее оборудование – одна из самых острых проблем  для белорусской экономики. Так, по данным Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, средний износ активной части основных средств в промышленности составил в 2009 году 60%, в 2010 году он снизился до 57,5% [14]. 

     Таблица 1 – Структура затрат на технологические инновации в  Беларуси в 2009 году

    Источник: [12] 

    Согласно  Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, удельный вес накопленной амортизации активной части основных средств промышленных предприятий к 2015 году не должен превышать 53% [15]. Однако в данном направлении предстоит пройти немалый путь: ведь показатель износа основных фондов в развитых странах редко превышает 20%.

    На  втором месте среди видов инновационной  деятельности – исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов  их производства. На данные цели предприятия  и организации направляли в 2009 году 11,9% средств, использованных на технологические  инновации. Тем не менее, возможности в рамках данного направления используются далеко не в полной мере. Например, в России доля данного вида инновационных затрат в общей структуре составляет 27,3% [16].

    Из  числа инновационно-активных организаций  республики в 2010 году наибольший удельный вес приходился на организации таких  видов экономической деятельности, как

  • производство машин и оборудования (22,2%);
  • производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (17,6%);
  • производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака (11,7%);
  • текстильное и швейное производство (8,3%);
  • химическое производство (7,4%);
  • производство транспортных средств и оборудования (7,1%);
  • металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (6,8%) [10] (см. рисунок 2.1).

        

Рисунок 2.1 – Удельный вес  различных видов  инновационно-активных организаций в 2010 году

Источник: собственная разработка [10] 

    Более полная и подробная информация об инновационной активности предприятий  по видам экономической деятельности в 2009-2010 гг. представлена в ПРИЛОЖЕНИИ Б. 
 

2.2 Конкурентоспособность и бизнес среда в Беларуси 
 
 

    Беларусь  за последние два года существенно  продвинулась вверх в рейтинге условий  ведения бизнеса «Doing Business», однако она до сих пор не фигурирует ни в одном из рейтингов конкурентоспособности. 

    В феврале-марте 2010 г. Исследовательским  центром ИПМ было проведено очередное  исследование проблем малого и среднего бизнеса в Беларуси, в котором  приняло участие 390 руководителей  МСП. Один из разделов исследования касался  факторов конкурентоспособности страны. Для возможностей международных  сопоставлений в работе была использована методология Всемирного экономического форума (World Economic Forum [17]).

    Средние оценки некоторых показателей конкурентоспособности  Республики Беларусь (каждый из факторов конкурентоспособности оценивался по 7-балльной шкале, где «1» – низкая оценка благоприятности фактора, а «7» – самая высока оценка благоприятности фактора) показаны в таблице 2. 

    Таблица 2 - Средние оценки некоторых показателей конкурентоспособности Республики Беларусь

      
Среднее значение
Качество инфраструктуры (энергоснабжение, транспорт, телеком.)     4,1
Связь оплаты труда и производительности     4,0
Качество образования     3,9
Легкость отслеживания изменений бизнес среды     3,8
Эффективность законодательной системы в решении  споров     3,7
Коррупция     3,5
Использование государственных средств (налогов)     3,4
Конкурентное  преимущество на внешних рынках     3,3
Уровень налогообложения  и мотивация к работе и инвестициям     3,2
Инвестиционный  климат     3,2
Тарифные и  нетарифные барьеры для иностранных  товаров     3,2
Защита прав собственности     3,1
Независимость судебной системы     3,1

 

    Источник: 17

    Самые высокие средние оценки получили такие факторы конкурентоспособности Беларуси как:

  • качество инфраструктуры (4,1 баллов),
  • связь оплаты труда и производительности в стране (4,0 баллов),
  • качество образования (3,9),
  • легкость отслеживания изменений бизнес среды (3,8 баллов).

    В действительности, качество инфраструктуры в Беларуси в последнее время  существенно повысилось. За последний  год достигнут значительный прогресс в энергосбережении, телекоммуникационная инфраструктура плотно распределена по стране, а тарифы на связь постоянно  снижаются. К тому же, качество дорог  существенно превышает их качество в странах-соседях.

    В то же время, реформы бизнес среды  в последние годы в Беларуси проводятся достаточно активно, и этот процесс  широко освещается, как в прессе, так и самими государственными органами, что объясняет достаточно высокую  среднюю оценку параметра легкости отслеживания изменений бизнес среды  – эта информация вполне доступна. Качество образования в стране также  довольно высокое, хотя и средняя  оценка его респондентами, как и  оценки других факторов, существенно  ниже максимальной оценки в 7 баллов.

    Самые низкие оценки из предложенных показателей  конкурентоспособности получили:

  • независимость судебной системы (средняя оценка 3,1 балла),
  • защита прав собственности (3,1 балла) – факторы, являющиеся ключевыми для любой свободной рыночной экономики,
  • инвестиционный климат в стране(3,2 балла),
  • уровень налогообложения (3,2 балла),
  • отсутствие свободной конкуренции иностранных товаров на белорусском рынке, что свидетельствует о протекционизме, существующем в стране в отношении национальных товаров (3,2 балла).

    Для того, чтобы оценить конкурентоспособность  Беларуси по ключевым институциональным  и инфраструктурным параметрам, необходимо сделать международные сравнения.

    По  качеству инфраструктуры оценки белорусскими менеджерами выставлены на уровне среднемировых, это достаточно высокий показатель. Среди транзитивных стран по качеству инфраструктуры Беларусь опережают Латвия, Чехия, Венгрия, Эстония – наиболее развитые страны группы, в большинстве других транзитивных стран, в том числе во всех странах СНГ кроме Азербайджана, качество инфраструктуры хуже. По этому показателю Беларусь могла занять ориентировочно 60-е место в глобальном рейтинге конкурентоспособности (см. рисунок 2.2). 
 

    

Рисунок 2.2 – Качество инфраструктуры

    Источник: 17 и собственная разработка 

    Права собственности в Беларуси напротив, защищены слабо, средняя оценка уступает не только транзитивным странам, но и средней оценке по всему рейтингу, включающей как развитые, так и развивающиеся страны. Среди 25 исследуемых транзитивных стран хуже, чем в Беларуси, защита прав собственности только в России, Кыргызстане, Украине и Боснии и Герцеговине. По данному показателю Беларусь могла бы занять место не выше 120го в общемировом рейтинге (см. рисунок 2.3).

    

    Рисунок 2.3 – Защита прав собственности

    Источник: 17 и собственная разработка 

    Вслед за слабой защитой прав собственности  Беларусь характеризуется и низкими  оценками независимости судебной системы от правительства, отдельных граждан и компаний. По этому показателю Беларусь снова существенно отстает от среднемирового показателя (по развитым и развивающимся странам – 4,1 балла), но находится на среднем уровне среди транзитивных стран, что говорит о недостаточном уровне развития правозащитных институтов в этих странах. Беларусь могла бы находиться по данному показателю на 90м месте в рейтинге Всемирного экономического форума (см. рисунок 2.4).

      

    Рисунок 2.4 – Независимость судебной системы

    Источник: 17 и собственная разработка 

    Позиции Беларуси по другим показателям представлены в ПРИЛОЖЕНИИ В.

    В частности, белорусские менеджеры  оценили соответствие качества образования требованиям современной конкурентной экономики в среднем в 3,8 балла, общемировой показатель – 3,9 балла. По качеству образования Беларусь опередила практически все транзитивные страны.

    Легкость  отслеживания изменений  бизнес среды оценивается в 3,8 балла, что выводит Беларусь на средний показатель по транзитивным странам, в то время как общемировой показатель существенно выше – 4,3 балла.

    Эффективность законодательной  базы в решении хозяйственных споров в Беларуси относительно высокая, средняя оценка соответствует среднемировой и опережает практически все транзитивные страны, что не удивительно, принимая во внимание высокую степень зарегулированности белорусской экономики.

Информация о работе Инновации как фактор обеспечения конкурентоспособности экономики