Инновационность как фактор конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:57, курсовая работа

Краткое описание

В результате инновационных процессов появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Инновация - это конечный результат внедрения новшества с целью улучшения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Задачей инновационного менеджмента является изучение закономерностей инновационных процессов организационно-экономических аспектов нововведений. Без инноваций невозможно стратегическое планирование, прогнозирование возможных катаклизмов и нахождение путей их преодоления. Именно инновации обеспечивают качество управления на всех уровнях. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Управление инновационными процессами имеет свои особенности и сложности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3

ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ТУРИЗМЕ……………....6

1.1 Понятие «инновация», виды и функции инноваций………………...…6

1.2. Государственное регулирование инновационной деятельностью.….10

1.3. Роль инновационной деятельности в конкурентоспособности туристического предприятия………………………………………………………13

ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННОСТЬ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ………………………………………………...16

2.1. Общая характеристика ЧУП «Гулливер-тур»………………………...16

2.2. Анализ конкурентоспособности ЧУП «Гулливер-тур»……………..20

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЧУП «ГУЛЛИВЕР-ТУР» ЗА СЧЕТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...………32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МЕНЕДЖМЕНТ ВИКА.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3

ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ТУРИЗМЕ……………....6

     1.1 Понятие «инновация», виды и  функции инноваций………………...…6

     1.2. Государственное регулирование  инновационной деятельностью.….10

     1.3. Роль инновационной деятельности в конкурентоспособности туристического предприятия………………………………………………………13

ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННОСТЬ  КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ………………………………………………...16

     2.1. Общая характеристика ЧУП «Гулливер-тур»………………………...16

     2.2. Анализ конкурентоспособности ЧУП «Гулливер-тур»……………..20

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ЧУП «ГУЛЛИВЕР-ТУР» ЗА СЧЕТ ИННОВАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...………32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 
 

     Переход к рыночной экономике диктует  необходимость освоения новейших методов  и процедур современного менеджмента. Инновационный менеджмент является одним из важнейших его направлений  и имеет огромное значение для  повышения эффективности функционирования экономики. Его появление продиктовано требованиями жизни. Однако внедрение нововведений трудный и болезненный процесс для любой туристической организации. Современные инновационные процессы достаточно сложны и неизбежны. Они имеют место в любой области управления (совершенствование планирования, структуры, функций органов управления, системы работы с кадрами и организация их постоянной учебы).

     Совершенствование системы организации и управления современной экономикой на различных уровнях обусловливают необходимость использования достижений НТР. Научно-техническая революция сопровождается коренными преображениями в науке, технике, производстве, открывает новые возможности развития новых форм организации и управления. Новейшие научные открытия и их технологическое применение способствуют развитию новых отраслей промышленности. Новые технологии в производстве, образовании, туризме и других сферах обеспечивают повышение качества товаров и услуг [2, с. 63].

     Туристические фирмы, функционирующие в условиях рыночной экономики, широко используют возможности, созданные НТР, для укрепления своих позиций на рынке. Для рыночной экономики также характерна конкуренция самостоятельных фирм, заинтересованных в обновлении продукции, наличии рынка нововведений, конкурирующих друг с другом [4, с. 43].

     В результате инновационных процессов  появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Инновация - это конечный результат внедрения  новшества с целью улучшения  объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Задачей инновационного менеджмента является изучение закономерностей инновационных процессов организационно-экономических аспектов нововведений. Без инноваций невозможно стратегическое планирование, прогнозирование возможных катаклизмов и нахождение путей их преодоления. Именно инновации обеспечивают качество управления на всех уровнях. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Управление инновационными процессами имеет свои особенности и сложности. Как правило, поиск новых идей и подходов к организации и управлению требует специальных технических и экономических знаний [8, с. 37].

     Объектом  изучения курсовой работы является инновационность.

     Целью данной курсовой работы является изучение конкурентоспособности туристической организации за счет внедрения инноваций, ее особенностей в условиях рыночной экономики, а также совокупности принципов, методов и форм управления инновационными процессами в условиях конкуренции.

     Поставленная  цель конкретизируется рядом задач:

  1. рассмотреть сущность инновационной деятельности;
  2. рассмотреть влияние нововведений на эффективность туристического бизнеса;
  3. выявить основные проблемы внедрения инноваций;
  4. проанализировать эффективность внедрения инноваций в туризме;
  5. предложить комплекс мероприятий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности туристской организации за счет инновационной деятельности.

     Тема  курсовой работы достаточно актуальна  в условиях современной рыночной экономики, т. к. инновационность занимает значительное место в решении текущих и стратегических задач туристического предприятия.

     Предметом изучения данной курсовой работы является инновационность как фактор конкурентоспособности.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1

     ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ТУРИЗМЕ 
 

    1. Понятие «инновация», виды и  функции инноваций
 

     Инновации и инновационная деятельность традиционно представляются как направление научно-технического прогресса (высокотехнологичной его составляющей) и как процесс, связанный с внедрением результатов научных исследований и разработок в практику. Однако смысл и содержание понятия «инновация» более широк. Сфера инноваций всеобъемлюща, она не только охватывает практическое использование научно-технических разработок и изобретений, но и включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации. Инновация выступает в качестве явного фактора перемены, как результат деятельности, воплощенный в новый или усовершенствованный продукт, технологические процессы, новые услуги и новые подходы к удовлетворению социальных потребностей [14, с. 28].

     Термин  «инновация» (от анг. innovation-нововведение) характеризует качественные сдвиги в процессе производства. Несмотря на то, что понятие «инновация» является широко употребляемым, до сих пор не существует общепринятого его определения. Различные автор, в основном зарубежные (П. Друкер, Н. Мончев, Э. Мэнсфилд, И. Перлаки, М. Портер, Й. Шумпетер и др.), трактуют его в зависимости от объекта и предмета исследования - как результат и как процесс.

     Так, в современном словаре иностранных  слов (в соответствии со сводом международных  стандартов «Руководство Фраскати») инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам [8, с. 79].

     В оксфордском толковом словаре понятие  «инновация» разъясняется следующим  образом: «Любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в  результате чего новатор или его  компания получают преимущество перед конкурентами».

     Термин  «инновация», в современном его  понимании, первым стал применять Й. Шумпетер, который подчеркивал, что  инновация – это существенная смена функции производимого, состоящая  в новом соединении и коммерциализации всех новых комбинаций, основанных на использовании новых материалов и компонентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм.

     Нововведения (инновации) возможны во всех сферах деятельности человека. Исходя из многовариантных возможностей, инновации различаются по сфере приложения, масштабам распространения и по характеру. По сфере приложения инновации подразделяются на научно-технические, организационно-экономические, социально-культурные и государственно-правовые. По масштабам распространения различают глобальные, национальные, региональные, отраслевые и локальные (на предприятии, компании) инновации. По характеру они могут быть эволюционными и радикальными [14, стр. 30].

     Основные  функции инноваций:

     - они вовлекают в производство новые производительные силы, способствуют повышению производительности труда и эффективности производства, сокращают различного рода затраты;

     - повышают уровень жизни каждого  человека и общества в целом  за счет разнообразия и качества  производимой продукции и услуг, удовлетворения потребностей населения;

     - помогают привести в соответствие  структуру производства со структурой  изменившихся потребностей, способствуют  поддержанию равновесия между  спросом и предложением, между  производством и потреблением;

     - являются результатом применения  творческих возможностей и знаний  конкретной личности, человеческого  интеллекта, что, в свою очередь,  стимулирует дальнейший рост творческой деятельности [9, стр. 37].

     Изучение  тенденций и закономерностей  комплексного освоения инноваций, планирование положительных результатов и управление ими – сложная методологическая проблема в сфере туризма, связанная прежде всего с классификацией нововведений. В качестве значимых для определения сути инноваций в туризме выделяют следующие классификационные признаки:

     - источник идеи (потребности туристов, открытия, изобретения);

     - вид инновации (аттракторы, инфраструктура  туризма, турпродукт, способы и  средства распределения турпродукта/услуги, управление, факторы производства);

     - степень новизны (улучшающие, прорывные);

     - широта воздействия, масштабность, связность (локальные, глобальные, системные);

     - инвестиционное наполнение (некапиталоемкие,  малокапиталоемкие, капиталоемкие) [20, стр. 121].

     Инновации в туризме следует рассматривать  как системные мероприятия, имеющие качественную новизну и приводящие к позитивным сдвигам, обеспечивающим устойчивое функционирование и развитие отрасли в регионе. Так, идея создания и реализация туристских проектов, даже не приносящих вначале существенной прибыли, может дать толчок развитию туризма и тем самым активно способствовать созданию дополнительных рабочих мест и росту доходов населения.

     Инновационный процесс в туризме достаточно специфичен. Он получает, как правило, свое признание, с одной стороны, через туристский рынок и степень удовлетворенности клиента, а с другой стороны, в основном благодаря принятию совместных решений туристскими организациями, органами управления отраслью в регионе, органами местного самоуправления и общественными организациями, деятельность которых связана с туризмом, а также благодаря оценке отрасли местным населением. Только такое взаимодействие всех элементов (субъектов и объектов) инновационного процесса может привести к появлению существенного синергетического эффекта, выраженного в качестве роста (развития) сферы туризма. Комплексность и трансформируемость открытий, когда внедрение нового в одной области дает эффект (и возможно, более сильный) в другой, составляющий их сущность в отрасли, потому нуждаются в научно обоснованной организации и управлении [12, стр. 122].

     К основным принципам инноваций в  туризме относят:

     1. Принцип научности, заключающийся  в использовании научных знаний  и методов для реализации инноваций,  соответствующих потребностям туристов.

     2. Принцип системности. Разрабатываемая стратегия инновационного развития сферы туризма в регионе должна учитывать факторы и условия, необходимые для удовлетворения потребностей людей в отдыхе; ресурсные возможности региона (экономические, финансовые, кадровые и другие); социальное воздействие на общество; факторы внешней среды.

     3. Принцип соответствия инновации  потребностям туристов. Предлагаются  только те новшества, которые  действительно нужны клиенту,  а не те, которые может произвести  и внедрить туристская организация.

Информация о работе Инновационность как фактор конкурентоспособности