Инновационность как фактор конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:57, курсовая работа

Краткое описание

В результате инновационных процессов появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Инновация - это конечный результат внедрения новшества с целью улучшения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Задачей инновационного менеджмента является изучение закономерностей инновационных процессов организационно-экономических аспектов нововведений. Без инноваций невозможно стратегическое планирование, прогнозирование возможных катаклизмов и нахождение путей их преодоления. Именно инновации обеспечивают качество управления на всех уровнях. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Управление инновационными процессами имеет свои особенности и сложности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3

ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ТУРИЗМЕ……………....6

1.1 Понятие «инновация», виды и функции инноваций………………...…6

1.2. Государственное регулирование инновационной деятельностью.….10

1.3. Роль инновационной деятельности в конкурентоспособности туристического предприятия………………………………………………………13

ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННОСТЬ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ………………………………………………...16

2.1. Общая характеристика ЧУП «Гулливер-тур»………………………...16

2.2. Анализ конкурентоспособности ЧУП «Гулливер-тур»……………..20

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЧУП «ГУЛЛИВЕР-ТУР» ЗА СЧЕТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...………32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МЕНЕДЖМЕНТ ВИКА.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

     4. Принцип позитивности результатов,  состоящий в предупреждении неразумного,  не продуманного создания и  внедрения новшества, которое  может быть опасно, во-первых, для  туриста; во-вторых, для конкретного  предприятия; в-третьих, для биосферы  и общества в целом.

     5. Принцип имманентности инвестиционным  процессам. Для проведения необходимых  исследований, разработки и материализации  инноваций используются инвестиционные  ресурсы, эффективность которых  определяется степенью значимости  и масштабностью нововведений.

     6. Соответствие инновационной деятельности  и ее результатов (новшеств) уровню  развития общества.

     7. Принцип связности. Процесс нововведения  заканчивается появлением на  рынке продукта, который должен  на определенном этапе своего  жизненного цикла вызывать потребность (стимулировать идею) создания следующего новшества и обеспечивать финансовую поддержку этого процесса.

     8. Принцип безопасности. Любое нововведение  должно гарантировать отсутствие  вреда для человека и окружающей его среды [15, стр. 124]. 

    1. Государственное регулирование инновационной деятельностью
 

     Инновационная деятельность – комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые приводят к  инновациям. Деятельность является инновационной, если в нее приносятся новые знания, технологии, приемы, подходы для получения результата, который широко востребован в обществе.

     Инновационную деятельность предприятия можно  определить как совместную работу всех работников, направленную на создание и внедрение новшества. Инновационная деятельность носит системный характер, систему образуют общество и субъекты инновационной деятельности [17, с. 74].

     Основные  направления инновационной деятельности в сфере туризма и гостеприимства:

     - выпуск новых видов туристского  продукта, ресторанного продукта, гостиничных услуг и т.д.;

     - использование новой техники  и технологии в производстве  традиционных продуктов;

     - использование новых туристских  ресурсов, ранее не использовавшихся. Уникальный пример – путешествия  туристов на космических кораблях;

     - изменения в организации производства  и потребления традиционного  туристского, ресторанного продукта, гостиничных услуг и т.д.; новый  маркетинг, новый менеджмент;

     - выявление и использование новых  рынков сбыта продукции (гостиничные  и ресторанные цепи) [10, с. 85].

     Туристская  деятельность – это не только предоставление услуг по организации путешествий, но и источник доходов государства, многих секторов его экономики.

     Туризм  оказывает огромное влияние на такие  ключевые секторы экономики, как  транспорт, услуги гостиниц и ресторанов, торговля, строительство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития.

     Туризм  является сложным межотраслевым  комплексом, требующим системного подхода к регулированию социально-экономического взаимодействия многих отраслей хозяйства на государственном федеральном и региональном уровнях [6, с. 108].

     Основными задачами государства являются:

     - определение и разработка принципов  политики в области туризма, программ их реализации, механизма контроля и исследования результатов деятельности (организация статистики, ведомственных исследований);

     - создание благоприятных условий  для туризма, координация действий  различных компаний, организаций  и обществ для формирования соответствующей инфраструктуры, дружественной окружающей среды;

     - поддержка туризма и маркетинга  через стимулирование инноваций  и кооперации, формирование привлекательного  образа страны.

     В связи с тем, что создание и  внедрение нововведений требуют объединенных усилий различных экономических и социальных сфер, инновационный путь развития невозможен без осуществления государственной поддержки. Для этого используются три схемы.

     1. Прямое участие государства в  реализации специальных целевых  программ и ассигнованиях региональных, местных органов власти; создание крупных национальных центров (лабораторий), находящихся на бюджетном финансировании и бесплатно предоставляющих полученные знания широкому кругу потенциальных пользователей.

     2. Предоставление субсидий и грантов для осуществления конкретных проектов в области науки, культуры, образования.

     Грант является поддержкой или стимулированием  государством научных исследований и разработок финансами, собственностью или услугами. Особенно часто грант  используется в том случае, если результаты работ неопределенны или не могут в ближайшем будущем принести полезного результата.

     Для приобретения результатов исследований и разработок, которые могут принести государству непосредственную выгоду, заключается государственный контракт. Он дает право представителю государства контролировать и корректировать ход выполнения разработок [18, с. 63].

     Государственные субсидии предоставляются и на других условиях. В некоторых странах  они выделяются с условием возмещения затрат государства только в случае достижения коммерческого успеха или составляют до 50 % стоимости конкретных проектов. Безвозмездные субсидии бывают при отказе автора от особых прав на полученное знание - он регулярно отчитывается о ходе исследований, а все полученные результаты открыто публикуются.

     3. Обеспечение частным предприятиям  и лицам благоприятных условий  для научно-технологических разработок. Частному бизнесу, вкладывающему  средства в научные исследования  и приобретение необходимого  для этого оборудования, предоставляются разнообразные налоговые льготы, государственные кредиты и гарантии, а также финансирование через участие государства в акционерном капитале [23, с. 118].

     В ряде случаев заключается кооперативное  соглашение, которое не требует, как  и грант, заранее жестко заданного и сиюминутно полезного результата. От гранта это соглашение отличается тем, что это - форма совместного инвестирования, а затем раздела полученного результата между частным и государственным секторами. Соглашением четко определяются вклады участников соглашения и права, в том числе и право контроля со стороны государства.

     Государство должно сосредоточить свои усилия и  имеющиеся свободные ресурсы  на развитии перспективных для всей национальной экономики наукоемких отраслей, т.е. таких отраслей, которые активно влияют и способствуют развитию других секторов экономики. В связи с этим государственная поддержка стала более избирательной и концентрируется на конкретных направлениях, прежде всего имеющих важное значение для повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке, развития малого и среднего бизнеса, совершенствования инфраструктуры научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ [14, с. 97].

     Таким образом, в каждой стране регулирование инновационной деятельности осуществляется по-своему, с учетом возможностей развития экономики, природных и интеллектуальных ресурсов.  

    1. Роль  инновационной деятельности в конкурентоспособности туристического предприятия
 

     Специфика инновации как нового продукта и  как товара, реализуемого на рынке, определяется следующим: высокой степенью неопределенности при получении  конечного научно-технического результата или услуги, особым характером финансирования, связанного с риском временного разрыва между затратами на создание инновации и доходами, получаемыми в результате ее реализации; неопределенным характером спроса, в силу чего предложение инноваций должно играть активную роль. Побудительные мотивы к созданию и предложению инноваций в общем случае следует делить на внутренние мотивы инновационной деятельности, которые связаны с интересами повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, и внешние мотивы инновационной активности, которые в основном обусловлены экономической политикой государства (опять-таки в аспекте повышения его конкурентоспособности) [21, с. 72].

     Стратегическая  потребность-это потребность в  инновациях на перспективу. Целью инноваций  является повышение конкурентоспособности.

     Конкурентоспособность – это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных, и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет динамику рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов [19, с. 132].

     Инновационная деятельность в туристской сфере  развивается по трем направлениям.

     1. Внедрение нововведений (организационные  инновации), связанных с развитием предприятия и туристского бизнеса в системе и структуре управления, включая реорганизацию, укрупнение, поглощение конкурирующих субъектов на основе новейшей техники и передовых технологий; кадровой политики (обновление и замена кадрового состава, система повышения квалификации, переподготовка и стимулирование работников); рациональной экономической и финансовой деятельности (внедрение современных форм учета и отчетности, обеспечивающих устойчивость положения и развития предприятия).

     2. Маркетинговые инновации, позволяющие охватывать потребности целевых потребителей или привлекать не охваченных на данный период времени клиентов.

     3. Периодические нововведения (продуктовые  инновации), направленные на изменение  потребительских свойств туристского  продукта, его позиционирование и дающие конкурентные преимущества.

     Инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание нового или изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности [22, с. 13].

     В современной экономике роль инноваций  значительно возросла. Это вызвано  тем, что в рыночной экономике  инновации представляют собой метод конкуренции, так как инновация ведет к снижению себестоимости, цен и росту прибыли, к созданию новых потребностей, к притоку денег, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2

     ИННОВАЦИОННОСТЬ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 
 

     2.1 Общая характеристика ЧУП «Гулливер-тур» 

     ЧУП «Гулливер-тур» является юридическим лицом по законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс и действует на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости.

     Основными целями деятельности предприятия являются: извлечение прибыли; удовлетворение общественных потребностей в товарах, работах  и услугах.

     В соответствии с целями деятельности и законодательством Республики Беларусь ЧУП «Гулливер-тур» осуществляет следующие виды деятельности:

     -туристическая  деятельность;

     -розничная  торговля (включая алкогольные напитки  и табачные изделия) и общественное питание);

     -ремонт  электробытовых товаров;

Информация о работе Инновационность как фактор конкурентоспособности