Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 15:13, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РК на современном этапе экономического развития.
До утверждения местных бюджетов соответствующими маслихатами исполнение бюджета первого квартала осуществляется в размере 25% от проекта годового бюджета на соответствующий финансовый год.
Вмешательство Правительства Республики Казахстан, вышестоящих государственных органов и местных исполнительных органов областей в процесс разработки и исполнения нижестоящих бюджетов не допускается (за исключением случаев, предусмотренных Законом «О бюджетной системе»).
Исполнение республиканского бюджета обеспечивает Правительство Республики Казахстан. Государственные учреждения в пределах утвержденных администраторами программ, смет производят расходы на основании разрешений, выдаваемых Комитетом казначейства Министерства финансов Республики Казахстан; оно вправе отзывать, приостанавливать финансирование в случае использования выделенных средств на цели, не предусмотренные казначейскими разрешениями.
Министерство финансов Республики Казахстан вправе размещать временно свободные бюджетные деньги со счетов органов Казначейства во вклады (депозиты) в Национальном банке Республики Казахстан в порядке, определяемом Правительством.
Правительство Республики Казахстан имеет право в ходе исполнения бюджета вносить изменения в перечень государственных органов, реализующих программы, в пределах сумм по программам, утвержденным Законом о республиканском бюджете, и изменить источники покрытия дефицит республиканского бюджета.
Местные
исполнительные органы обеспечивают исполнение
бюджетом соответствующих административно-
Если в ходе исполнения бюджета местными исполнительными органами принимаются нормативные правовые акты, в соответствии с которыми увеличиваются расходы либо уменьшаются доходы нижестоящих бюджетов, этим бюджетам возмещаются средства из вышестоящих бюджетов. Нормативные правовые акты Правительства и центральных исполнительных органов, в соответствии с которыми увеличиваются расходы бюджетов областей, городов Астаны и Алматы. принимаются с установлением вступления их в силу не ранее следующею финансовою года.
Свободные остатки бюджетных средств, полученные на начало финансового года, не подлежат изъятию в вышестоящий бюджет. Они используются на погашение основного долга местного исполнительного органа, погашение кредиторской задолженности местного бюджета, а при отсутствии таковых - на финансирование местных бюджетных программ.
Применяется порядок изменения расходов бюджета, состоящий в следующем: при превышении установленною уровня дефицита бюджета либо снижении поступлений доходных источников в ходе его исполнения, Правительством Республики Казахстан, а также местными исполнительными органами принимается решение о сокращении расходов бюджета по каждой программе, но не более чем на 10% от утвержденных сумм: а свыше 10% - путем внесения изменений в Закон о республиканском бюджете и в соответствующие решения маслихатов о местных бюджетах.
Перечень программ, не подлежащих секвестированию, определяется Парламентом Республики Казахстан и местными представительными органами в законе и решениях о бюджетах на соответствующий год.
Операции республиканского и местных бюджетов отражаются на кассовой основе через Единый Казначейский счет; при отражении расходов счет дебетуется, доходов - кредитуется. Операции по поступлениям и налогам за счет государственных внешних займов и грантов отражаются на основе месячных отчетов по поступлениям и расходованию этих средств в национальной валюте по курсу, установленному Национальным Банком на дату совершения операций. Натуральные гранты в операции республиканского бюджета не включаются.
Для функции
расходов, не обеспеченных финансированием
в истекшем финансовом году по утвержденным
суммам, а также по зачислению в
бюджеты официальных
Годовой отчет об исполнении республиканского бюджета представляет Правительство Республики Казахстан Парламенту и Счетному комитету по контролю за исполнением республиканского бюджета не позднее 1 июля года, следующего за отчетным. Министерство финансов представляет в Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета месячные отчеты об исполнении республиканского бюджета на уровне подпрограмм. Местные исполнительные органы ежемесячно представляют отчеты об исполнении бюджетов вышестоящему исполнительному органу и соответствующему представительному органу - маслихату. Областные исполнительные органы и городов Астаны и Алматы представляют ежемесячные отчеты Министерству финансов. Министерство финансов ежемесячно составляет сводный отчет об исполнении республиканского и местных бюджетов за отчетный период нарастающим итогом и представляет его Правительству Республики Казахстан.
Контроль за правильностью исполнения и утверждения смет расходов государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета, а также за использованием бюджетных средств в соответствии с казначейскими разрешениями, осуществляется Министерством финансов и его территориальными подразделениями, а государственных учреждений, финансируемых из местных бюджетов, а также за использованием бюджетных средств в соответствии с финансовыми разрешениями, осуществляется местными исполнительными органами.
Контроль
за исполнением республиканского бюджета
осуществляется Счетным комитетом
по контролю за исполнением республиканского
бюджета, а местных бюджетов - ревизионными
комиссиями представительных органов
соответствующего уровня, а также Министерством
финансов Республики Казахстан и его территориальными
органами с обязательным информированием
соответствующих местных исполнительных
и представительных органов.
2.3 Пути
совершенствования и развития государственного
бюджета
Относительно арендной платы за
использование космодрома Байконур.
В соответствии с Соглашением от 8 октября
1998 года между Казахстаном и Россией об
урегулировании взаимных финансовых вопросов
оплата арендной платы за использование
Российской Федерацией комплекса "Байконур"
в 1999 году была предусмотрена в размере
115 млн. долл. США, из них: 65 млн. долл. США
– поставками товаров, 50 млн. долл. США
– в денежной форме, которые своевременно
поступили в бюджет.
Недопоступление связано с тем, что указанные
выше поставки товаров на сумму 65 млн.
долл. США в 1999 году не производились. В
настоящее время соответствующие государственные
органы определяют и согласовывают с российской
стороной перечень товаров.
По вопросу недополучения доходов от операций
с капиталом. В соответствии с проектом
Концепции управления государственным
имуществом и приватизации в Республике
Казахстан, внесенной на рассмотрение
Правительства Республики Казахстан,
необходимо смещение акцента с приватизации
государственного имущества на обеспечение
его эффективного управления с целью улучшения
финансово-экономических показателей
государственных предприятий.
Приоритетом при обеспечении эффективного
управления государственного имущества
будет являться классификация объектов
государственной собственности по признакам,
определяющим специфику управления и
определение цели государственного управления
по каждому объекту управления (или группе
объектов).
Отмечаемое автором невыполнение плана
по приватизации (составившего за шесть
месяцев 15,3% к намеченному на полугодие
объему) связано с тем, что из десяти объектов,
относящимся к так называемым "голубым
фишкам", четыре объекта выведены из
программы в соответствии с решениями
Правительства: "ССГПО", "Алюминий
Казахстана", "ТНК Казхром", "Корпорация
Казахмыс". Из предполагаемых госпакетов
продан госпакет акций, соответствующий
16,7% уставного капитала ОАО "Народный
Сберегательный Банк Казахстана". Кроме
того, из пяти оставшихся объектов реальна
(учитывая заинтересованность инвесторов)
продажа только пакетов акций двух объектов
– ОАО "Мангистаумунайгаз" и ОАО
"Казахтелеком".
По вопросу расширения доходной базы местных
бюджетов. Во внесенных Правительством
на рассмотрение Парламента Республики
Казахстан предложениях о внесении некоторых
изменений и дополнений в Закон Республики
Казахстан "О бюджетной системе"
уже учтены упоминаемые автором предложения
по расширению перечня поступлений, включаемых
в местный бюджет, путем передачи им некоторых
источников поступлений. Это очень широкий
перечень, начиная от сборов за проезд
по платным государственным автомобильным
дорогам местного значения заканчивая
поступлениями изъятых доходов, полученных
от безлицензионной деятельности казино,
тотализаторов и игорного бизнеса.
По децентрализации бюджетной системы.
Одним из показателей децентрализации
государственных функций является отношение
расходов республиканского бюджета к
расходам местных бюджетов. Анализ расходов
государственного бюджета с 1998 года по
первое полугодие 2000 года свидетельствует,
о том, что отношение расходов республиканского
бюджета к расходам местных бюджетов сократилось
с 1,98 в 1998 году до 1,56 по состоянию на 1 июня
2000 года.
Вышеназванной децентрализации предшествовала
реализация следующих мероприятий. В рамках
подготовки проекта Закона Республики
Казахстан "О республиканском бюджете
на 1999 год" был проведен функциональный
анализ расходов государственного сектора
Республики Казахстан.
С целью рационализации функций государственных
органов и исключения дублирующих функций
в процессе административной реформы
государственного управления была осуществлена
попытка устранения излишних уровней
и звеньев управления путем передачи подведомственных
организаций государственных органов,
выполняющих функции управления, надзора
и контроля государственных органов в
состав государственных органов. В рамках
реформирования административной и бюджетной
системы были определены государственные
органы, ответственные за выполнение вышеперечисленных
государственных функций.
Роль государственного сектора в настоящее
время ограничивается только теми видами
деятельности, которые не могут эффективно
реализовываться частным сектором. Учитывая,
что виды деятельности, относящиеся к
частному сектору, все еще будут осуществляться
государственными предприятиями, существует
необходимость дальнейшая работа по определению
границы бюджетной сферы для разделения
государственного и частного секторов.
Функция выплаты пенсий по солидарной
системе и государственным социальным
пособиям, по инвалидности, потере кормильца
и по возрасту принята на республиканский
бюджет. При этом Правительство исходило
из принципа обязательности и равномерности
социальных выплат на территории всей
страны.
Другим моментом децентрализации является
предоставление права местным исполнительным
органам осуществлять заимствование.
В 1999 году местными исполнительными органами
привлечено в виде займов 4,2 млрд. тенге
и эти деньги нужно вовремя отдать, не
допуская просроченных долгов. Избежать
местных дефолтов поможет система инвентаризации
и мониторинга задолженности, оценка эффективности
региональных инвестиционных программ
и прогнозирование денежных потоков.
По планированию бюджета. Бюджетная комиссия
образована Указом Президента Республики
Казахстан в марте 2000 года. Она интенсивно
работает над закреплением финансовой
стабильности в стране, расширением финансирования
социальной сферы, соблюдением бюджетного
рационализма в планируемых расходах.
В основу разработки бюджета на 2001 год
заложен принцип среднесрочного бюджетного
планирования, основные параметры государственного
бюджета определяются на основе Индикативного
плана социально-экономического развития
Казахстана на предстоящий среднесрочный
период.
Правительством определены следующие
приоритеты расходов и кредитования:
1) в части обеспечения национальной безопасности:
выполнение обязательств Республики Казахстан
по обслуживанию и погашению правительственного
долга, направление средств на оборонные
расходы в объеме не менее одного процента
от прогнозного объема ВВП на 2001 год, а
также направление средств на борьбу с
терроризмом, наркоманией и наркобизнесом;
2) в части социального развития: направление
средств на выплату пенсий и государственных
социальных пособий; на информатизацию,
учебники, подготовку кадров; централизованный
закуп противодиабетических, противотуберкулезных
препаратов и других необходимых медицинских
препаратов.
3) в части обеспечения экономического
роста: направление средств на погашение
кредиторской задолженности республиканского
бюджета, по итогам предыдущих финансовых
лет; на инвестиционные проекты; на сельскохозяйственные
нужды.
4) в части инфраструктуры, транспорта
и связи – направление средств на строительство
и обеспечение функционирования автомобильных
дорог;
5) в части формирования профессионального
Правительства – направление средств
на административные расходы центральных
государственных органов.
Заключение
Решение проблем бюджетных расходов в условиях переходного периода связано, прежде всего, с последовательным сокращением прямого участия государства в сфере производства. Передача соответствующих функций частному сектору позволит существенно сократить текущие расходы бюджета, а также создаст предпосылки для увеличения будущих доходов в результате повышения эффективности работы приватизированных хозяйственных объектов.
Важным инструментом стабилизации становится проведение политики жесткого ограничения бюджетных расходов и повышения эффективности использования государственных средств. Для этого необходимо перейти к системе бюджетного планирования, в рамках которой каждой группе (программе) государственных расходов будет выделяться определенная часть в виде квоты расходов в процентах от ВВП. Задачей Министерства Финансов и его бюджетных органов в такой системе становится поиск наиболее эффективных вариантов использования выделенных ассигнований.
В целях постоянного контроля за размерами бюджетного дефицита, источниками его финансирования и видами финансируемых за счет бюджетного дефицита расходов целесообразно бюджет разделить на регулярный и чрезвычайный. Регулярный охватывал бы, в основном, текущие расходы, финансируемые за счет стабильных текущих доходов, а чрезвычайный включал бы инвестиционные расходы, финансирование которых допускается за счет государственной задолженности. Важным условием решения проблемы эффективного управления бюджетным дефицитом должно стать разделение кредитной и бюджетной системы страны и соответствующее изменение функций Министерства Финансов и Национального Банка, направленное на исключение возможностей автоматического кредитования государственных расходов. В случае же нехватки бюджетных средств могут допускаться краткосрочные кассовые кредиты для финансирования сезонного колебания доходов.
Наличие государственного долга является нормальным для активно развивающегося государства. Государственный долг сам по себе не является положительным или отрицательным фактором для экономики страны, если ее экономика стабильна, законодательная база четко регламентирует эту сферу отношений государства и не влияет отрицательно на международный имидж страны. К примеру, США, являясь лидером по многим показателям экономики по сравнению с другими странами, тем не менее имеет государственный долг.
В Республики Казахстан
эта сфера государственных
Развитие национальной экономики невозможно без иностранных кредитов, инвестиций в сырьевые отрасли, привлечения передовых технологий в экспортные и импортозамещающие отрасли, в аграрный сектор и производство потребительских товаров.
Но вместе с тем, государству никогда не следует забывать о том, что привлечение иностранного капитала и валютных ресурсов требует обоснованного подхода в части высокоэффективного их использования, должной отдачи заемных средств. Увеличение значительно внешнего долга может привести к долговременным отрицательным экономическим последствиям, связанным с изменением курса национальной валюты, соотношения экспорта и импорта, затруднениями в развитии отечественной экономики
Проблема бюджетного дефицита и вытекающая из нее проблема государственного долга чрезвычайно важны для сегодняшнего Казахстана. Что же можно сделать, и можно ли вообще как-то изменить такое положение?
В настоящее
время сложилось две основные
теории по преодолению бюджетного кризиса
и кризиса государственной
Такой подход аргументируется недостатком в Казахстанской экономики наличных денег. По словам Шмелева, «в экономике должно быть наличных и безналичных денег примерно 80 % стоимости ВВП.
Другая же точка зрения, напрочь отрицает возможность эмиссии как средства преодоления бюджетного дефицита. «Работа печатного станка, приводящая к эмиссии, не обусловленной потребностями товарооборота, должна расцениваться как мера, грубо нарушающая законы денежного обращения, а потому недопустимая. Дефицит может покрываться только на заемной основе путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг».