Государственный долг и дефицит Бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РК на современном этапе экономического развития.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МАКРО.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

реальные  экономические   (распределительные)   процессы,   происходящие   в

обществе, получают свое выражение  в  потоках  мобилизуемых  и  используемых

государством   денежных   средств.   Бюджетный   фонд   -   это   объективно

обусловленная экономическая форма движения той части общественного  продукта

и  национального  дохода,  которая  прошла  известные  стадии   стоимостного

распределения и поступила государству  для  удовлетворения  потребностей  по

расширенному  воспроизводству, социально-культурному обслуживанию  населения,

обороне  и  управлению.  Формирование  и  использование   бюджетного   фонда

выражают  процесс  движения  стоимости  в  связи  с  ее   распределением   и

перераспределением.

        Как экономическая  категория  государственный  бюджет  выражает  денежные

отношения,   возникающие   между   государствам   и   другими    участниками

общественного производства  в  процессе  распределения  и  перераспределения

стоимости общественного продукта путем образования  централизованного  фонда

денежных  средств  государства  и  его  использования  на  цели  расширенного

воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.

       Государственный бюджет как экономическая категория выполняет функции,

соответствующие  категории  финансов   в   целом   -   распределительную   и

контрольную. Действие данных функций определяется  рассмотренной  спецификой

бюджетных отношений.  Вместе  с  тем,  как  основное  звено  государственных

финансов,  государственный  бюджет  в   рамках   распределительной   функции

выполняет   характерные   подфункции,   как-то:    размещения    (ресурсов),

перераспределительную, стабилизации.

        Бюджет  воздействует  ни  экономику  через  бюджетный   механизм.   В   этом

проявляется роль бюджета как  инструмента  влияния  на  экономику  в  целом.

       Бюджетный  механизм  -  это  совокупность  форм  и  методов  образования   и

использования  централизованного   фонда   денежных   средств   государства.

Регулирование экономики  осуществляется  путем  установления  количественных

размеров  централизованного фонда  денежных  средств,  регламентации  форм  и

методов  его  образования  и  использования,  перераспределения   финансовых

ресурсов  в процессе становления и исполнения бюджета.

       Разнообразие форм собственности предполагает  прогнозно-плановое  ведение

хозяйства, что предопределяет  такую  же  форму  функционирования  бюджетных

отношений. Стабильный характер бюджетных  связей,  плановая  форма  движения

централизованного фонда денежных средств государства приводят  к  тому,  что

бюджетные  связи  отражаются  в  соответствующем  финансовом   документе   —

основном  финансовом плане страны. В нем  предусмотрены  те  распределительные

процессы,   которые    составляют    экономическое    содержание    бюджета;

специфические  статьи  доходов  и  расходов  основного   финансового   плана

показывают    источники    формирования    и    направления    использования

централизованного фонда денежных средств  государства.  Основной  финансовый

план  является продуктом плановой деятельности государства;  в  нем  выражена

воля  государства, отражающего  интересы  всех  членов  общества.  Показатели

основного  финансового  плана  страны  подлежат  безусловному  выполнению  в

соответствии  с  ежегодно  принимаемым  Парламентом  республики  Законом  «О

республиканском бюджете».

        Таким образом, многообразие понятия «государственным бюджет» сводится к  его

трактованию в следующих составляющих:

  -   как относительно самостоятельная  экономическая категория;

  -   как централизованный фонд денежных средств государства;

  -   как инструмент воздействия на  экономику (через бюджетный механизм);

  -   как основной финансовый план  государства;

  -   как юридический закон, положения  которого обязательны  для   выполнения

всеми участниками отношений и членами общества. 
 
 

    1.2 Экономическая  сущность и роль государственного  долга  

В соответствии с Законом «О государственном  и гарантированном государством заимствовании и долге» государственный  долг - сумма правительственного долга, долга Национального Банка Республики Казахстан и местных исполнительных органов на определенную дату. Таким образом, государственный долг в Республике Казахстан состоит из трех составляющих:

1. Правительственный  долг;

2. Долг  Национального Банка Республики Казахстан;

3. Долги  местных исполнительных органов  на определенную дату.

Рассмотрим  каждое из этих составляющих.

Правительственный долг

1. В  соответствии с Законом Республики  Казахстан «О бюджетной системе»  правительственный долг - сумма полученных  и непогашенных правительственных займов, а также отнесенных законодательными актами на правительственный долг долговых обязательств на определенную дату. При этом Закон Республики Казахстан «О государственном заимствовании и долге» дано определение «лимита правительственного долга» - т. е. это планируемая в республиканском бюджете на соответствующий год фиксированная сумма полученных и непогашенных правительственных займов, которую не должен превышать фактический долг Правительства Республики Казахстан на заданную дату (на конец финансового года). Таким образом, этот лимит устанавливается Законом о республиканском бюджете на соответствующий год, кроме него там также установлены объемы средств, направляемых на обслуживание правительственного долга.

Государственный долг - это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты). Следует отметить, что понятие государственного долга различными теоретиками дается различное. При этом в конечном итоге для полноценного понимания понятия государственный долг применительно к конкретной стране следует искать, прежде всего, официального толкования этого понятия в различных нормативных правовых актах.

Например, в Законе Республике Казахстан «О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге» от 02 августа 1999 года дается следующее понятие: «государственный долг - это сумма правительственного долга, долга Национального Банка Республики Казахстан и местных исполнительных органов». А в соответствии с принципами национального счетоводства и рекомендациями ЕС в понятие «государственная задолженность» включаются долги центральной государственной администрации и различных ее органов, местных органов власти и различных местных административных структур и системы социального обеспечения. Таким образом, сами понятия, даваемые нормативными правовыми актами различных стран вносят или выносят из структуры государственного долга отдельные элементы. Как видно из определения, данного в казахстанском законе, к государственному долгу относятся долги Национального Банка Республики Казахстан, а в рекомендациях ЕС отдельно выделяются системы социального обеспечения, что свидетельствует о том, что понятие структуры государственного долга начинается с его официального определения. Ведь когда мы говорим о долге, мы всегда говорим о конкретном долге конкретного лица, в данном случае государства. В связи с чем, для полноценного понимания термина 
«государственный долг» его нельзя рассматривать в отрыве от официального определения, данного в законодательстве страны, чей долг рассматривается.

При этом, хотелось бы отметить, что в любом  определении всегда присутствуют центральные  исполнительные органы власти.

Государственный долг вызван использованием государственных  займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета, который составил в 1991 году 20,4 % (к расходной части бюджета), в 1992 году - 8,6 %, в 1993 году - 11,9 %, в 1994 году - 10,4 %, в 1995 году - 17,4 %, в 1996 году - 15,4 %, в 1997 году - 16,1 %, в 1998 году - 15,6 %, в 1999 году - 14,3 %. При этом, наличие государственного долга не является исключением в экономике, скорее правилом: экономические развитые страны имеют значительный внутренний долг. Однако существует значительная разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга в зависимости от страны. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые займы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. 
Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации.

В связи  с вышеизложенным невозможно сказать  однозначно, что появление государственного долга связано исключительно  с ухудшением экономической ситуации в стране, более того грамотно распорядившись, возможность привлечения заемных  средств (и как следствие, увеличив государственный долг) возможно, не только улучшить экономическую ситуацию в стране и решить остро вставшие социальные проблемы, но и просто использовать его как источник финансирования в соответствии с принципами грамотного финансового менеджмента с большой пользой для своей страны.

Государственный долг подразделяется на внутренний и  внешний.

Внешний государственный долг - это составная  часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами - нерезидентами. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может привести страну к зависимости от кредиторов. Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели - относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг. По классификации 
Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности считается отношение меньше 18 %; умеренным - 18-30 %. Другими показателями также являются:

- отношение валового внешнего долга к ВВП (менее 48 % - низкая; 48-80 % - умеренная задолженность);

- отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 132 % - низкая; 132-220 % - умеренная);

- отношение платежей вознаграждения к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 12 % - низкая; 12-20 % - умеренная).

По сути, наличие внешнего долга предполагает, что передачу части созданного продукта за пределы страны. Рост внешнего долга  снижает международный авторитет  страны и подрывает доверие населения  к политике ее правительства.

Основными кредиторами внешнего долга, как  правило, являются:

- другие государства;

- международные финансовые организации (такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.);

Информация о работе Государственный долг и дефицит Бюджета