Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 15:13, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РК на современном этапе экономического развития.
реальные экономические (распределительные) процессы, происходящие в
обществе, получают свое выражение в потоках мобилизуемых и используемых
государством денежных средств. Бюджетный фонд - это объективно
обусловленная экономическая форма движения той части общественного продукта
и национального дохода, которая прошла известные стадии стоимостного
распределения и поступила государству для удовлетворения потребностей по
расширенному воспроизводству, социально-культурному обслуживанию населения,
обороне и управлению. Формирование и использование бюджетного фонда
выражают процесс движения стоимости в связи с ее распределением и
перераспределением.
Как экономическая категория государственный бюджет выражает денежные
отношения, возникающие между государствам и другими участниками
общественного производства в процессе распределения и перераспределения
стоимости общественного продукта путем образования централизованного фонда
денежных средств государства и его использования на цели расширенного
воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.
Государственный бюджет как экономическая категория выполняет функции,
соответствующие категории финансов в целом - распределительную и
контрольную. Действие данных функций определяется рассмотренной спецификой
бюджетных отношений. Вместе с тем, как основное звено государственных
финансов, государственный бюджет в рамках распределительной функции
выполняет характерные подфункции, как-то: размещения (ресурсов),
перераспределительную, стабилизации.
Бюджет воздействует ни экономику через бюджетный механизм. В этом
проявляется роль бюджета как инструмента влияния на экономику в целом.
Бюджетный механизм - это совокупность форм и методов образования и
использования централизованного фонда денежных средств государства.
Регулирование экономики осуществляется путем установления количественных
размеров централизованного фонда денежных средств, регламентации форм и
методов его образования и использования, перераспределения финансовых
ресурсов в процессе становления и исполнения бюджета.
Разнообразие форм собственности предполагает прогнозно-плановое ведение
хозяйства, что предопределяет такую же форму функционирования бюджетных
отношений. Стабильный характер бюджетных связей, плановая форма движения
централизованного фонда денежных средств государства приводят к тому, что
бюджетные связи отражаются в соответствующем финансовом документе —
основном финансовом плане страны. В нем предусмотрены те распределительные
процессы, которые составляют экономическое содержание бюджета;
специфические статьи доходов и расходов основного финансового плана
показывают источники формирования и направления использования
централизованного фонда денежных средств государства. Основной финансовый
план является продуктом плановой деятельности государства; в нем выражена
воля государства, отражающего интересы всех членов общества. Показатели
основного финансового плана страны подлежат безусловному выполнению в
соответствии с ежегодно принимаемым Парламентом республики Законом «О
республиканском бюджете».
Таким образом, многообразие понятия «государственным бюджет» сводится к его
трактованию в следующих составляющих:
-
как относительно
- как централизованный фонд денежных средств государства;
-
как инструмент воздействия на
экономику (через бюджетный
- как основной финансовый план государства;
-
как юридический закон,
всеми
участниками отношений и членами общества.
1.2 Экономическая
сущность и роль
В соответствии с Законом «О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге» государственный долг - сумма правительственного долга, долга Национального Банка Республики Казахстан и местных исполнительных органов на определенную дату. Таким образом, государственный долг в Республике Казахстан состоит из трех составляющих:
1. Правительственный долг;
2. Долг Национального Банка Республики Казахстан;
3. Долги
местных исполнительных
Рассмотрим каждое из этих составляющих.
Правительственный долг
1. В
соответствии с Законом
Государственный долг - это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты). Следует отметить, что понятие государственного долга различными теоретиками дается различное. При этом в конечном итоге для полноценного понимания понятия государственный долг применительно к конкретной стране следует искать, прежде всего, официального толкования этого понятия в различных нормативных правовых актах.
Например,
в Законе Республике Казахстан «О
государственном и
«государственный долг» его нельзя рассматривать
в отрыве от официального определения,
данного в законодательстве страны, чей
долг рассматривается.
При этом, хотелось бы отметить, что в любом определении всегда присутствуют центральные исполнительные органы власти.
Государственный
долг вызван использованием государственных
займов в качестве одной из форм привлечения
денежных ресурсов для расширения воспроизводства
и удовлетворения общественных потребностей.
Причиной возникновения и нарастания
государственного долга является постоянный
дефицит государственного бюджета, который
составил в 1991 году 20,4 % (к расходной части
бюджета), в 1992 году - 8,6 %, в 1993 году - 11,9 %,
в 1994 году - 10,4 %, в 1995 году - 17,4 %, в 1996 году
- 15,4 %, в 1997 году - 16,1 %, в 1998 году - 15,6 %, в 1999
году - 14,3 %. При этом, наличие государственного
долга не является исключением в экономике,
скорее правилом: экономические развитые
страны имеют значительный внутренний
долг. Однако существует значительная
разница в причинах, способах образования
и особенностях функционирования этого
вида долга в зависимости от страны. В
развитых странах государственный долг
и вызвавшие его дефициты бюджета представляют
собой встроенные в экономический цикл
факторы стабилизации экономики и ее развития.
Взятые займы у населения, корпораций,
банков, других финансовых и кредитных
учреждений денежные средства используются
производительно и рассматриваются как
активы перечисленных заемщиков.
Государственный долг рассматривается
как «заем нации самой себе» и не влияет
на общие размеры совокупного богатства
нации.
В связи
с вышеизложенным невозможно сказать
однозначно, что появление государственного
долга связано исключительно
с ухудшением экономической ситуации
в стране, более того грамотно распорядившись,
возможность привлечения
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
Внешний
государственный долг - это составная
часть государственного долга по
внешним займам и другим долговым
обязательствам перед кредиторами
- нерезидентами. Наличие внешнего долга
у страны является нормальной мировой
практикой. Однако существуют границы,
за пределами которых увеличение государственного
внешнего долга становится опасным. Масштабное
привлечение займов может привести страну
к зависимости от кредиторов. Для относительной
характеристики величины государственного
долга в мировой практике используются
специальные показатели - относительные
параметры внешнего долга. Они включают
отношение долговых платежей (по погашению
и обслуживанию долга) к экспорту товаров
и услуг. По классификации
Международного банка реконструкции и
развития низким уровнем внешней задолженности
считается отношение меньше 18 %; умеренным
- 18-30 %. Другими показателями также являются:
- отношение валового внешнего долга к ВВП (менее 48 % - низкая; 48-80 % - умеренная задолженность);
- отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 132 % - низкая; 132-220 % - умеренная);
- отношение платежей вознаграждения к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 12 % - низкая; 12-20 % - умеренная).
По сути,
наличие внешнего долга предполагает,
что передачу части созданного продукта
за пределы страны. Рост внешнего долга
снижает международный
Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются:
- другие государства;
- международные финансовые организации (такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.);