Государственный долг и дефицит Бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РК на современном этапе экономического развития.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МАКРО.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

Либерализация налогового законодательства и как  следствие - снижения величины налоговых  ставок без соответствующей корректировки  статей расходов госбюджета;

Возрастание объема внешней задолженности страны.

Состояние госбюджета и уровень его сбалансированности определяются 3 основными факторами:

долгосрочная  тенденция в динамике налоговых  поступлений и гос. расходов

стадия  экономического цикла, в которой  находится экономика страны в  рассматриваемый период

текущая политика государства в области бюджетных доходов и расходов

Достаточно  часто Правительство искусственно либо завышает, либо занижает искусственную  цену бюджетного дефицита. Искусственное  занижение может осуществляться с помощью следующих инструментов:

«налоговая  амнистия»: государство позволяет налогоплательщикам, ранее уклонявшимся от уплаты налогов, внести за один раз сумму, равную определенной части общего налогового сбора;

Проведение  мероприятий по сбору просроченных налоговых платежей;

Введение  дополнительных или временных налогов;

Отсрочка  по выплате з/п работникам гос. сектора;

Отсрочка  по обязательной индексации з/п в  связи с ростом уровня инфляции;

Распродажа  гос. активов.

Искусственное завышение размеров дефицита может, происходит в результате следующих  обстоятельств:

При оценке величины гос. расходов не всегда учитывается  амортизация в госсекторе экономики;

Зачастую  величина% выплат по гос. долгу завышается за счет инфляционных выплат. При высоких  темпах инфляции, когда различия в  динамике номинальных и реальных% ставок весьма значительны, это завышение гос. расходов также может быть очень существенным. Возможны ситуации, когда реальный дефицит и долг уменьшаются, а номинальный (официальный) дефицит и долг растут, что существенно затрудняет оценку проводимой Правительством политики, поэтом при измерении бюджетного дефицита обязательно необходима поправка на инфляцию, с учетом которой определяют

Реальный  бюджетный дефицит, т. е. разницу между номинальным дефицитом и величиной% по гос. долгу, умноженной на темп инфляции.

Операционный дефицит - общий дефицит бюджета, за вычетом инфляционной части% платежей.

Кредитно-денежная эмиссия (монетизация). Монетизация - способ увеличения количества денег в обращении, в т.ч. за счет банковского финансирования. Используется в исключительных случаях, т. к. является чисто инфляционным способом. Монетизация дефицита бюджета может сопровождаться непосредственно эмиссией наличных денег, а может проявляться в других формах: в виде расширения кредитов ЦБ го. Предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей, т. е. Правительство покупает товары и услуги, вовремя их не оплачивая; отсроченные платежи накапливаются, увеличивая общий дефицит бюджета; теоретически отсроченные платежи являются неинфляционным способом финансирования дефицита, но на практике это разделение условно.

Монетизация - высокорисковый способ финансирования, т. к. оказывает отрицательное воздействие на состояние платежного баланса: в результате роста предложения денег на руках у населения накапливается наличность, увеличивается спрос на товары и услуги, что неизбежно приводит к росту цен и давлению на платежный баланс.

Негативные  инфляционные последствия монетизации  могут смягчаться мерами жесткой  денежно-кредитной политики. Если ЦБ сокращает кредитные возможности  коммерческих банков путем повышения ставки рефинансирования, либо норма резервирования, и одновременно расширяет кредиты госсектору на финансирование дефицита бюджета, то внутренние рыночные ставки растут, сдерживая активность, в результате частных инвестиции и экспорт снижаются, и инфляция уже не оказывает такого негативного воздействия на экономику.

В целом  монетизацию можно применять  в следующих случаях:

Имеется очень большой внешний долг, что  исключает финансирование дефицита из внешних источников;

Возможности внутреннего долгового финансирования практически исчерпаны;

Валютные  резервы ЦБ истощены, следовательно, регулирование платежного баланса - главная задача;

Экономика способна выдержать высокую инфляцию и население уже привыкло к  постоянному росту цен.

Долговое  финансирование (внутреннее и внешнее) бюджета является более предпочтительным и управляемым. В результате него возникает внутренний и внешний долг государства. Необходимость долгового финансирования обусловлена постоянным ростом расходов на различные социальные нужды общества. Долговое финансирование приводит к значительно меньшим отрицательным последствиям для экономики.

Повышение налоговых поступлений в бюджет, также доходов от приватизации и  продажи имущества (используется зачастую просто для привлечения доходов в бюджет).

Избыток  бюджета – это превышение  доходов  федерального  правительства

над  его  общими  расходами.  Увеличение  в  доходах  увеличивает  бюджетный

избыток и сокращает бюджетный дефицит. Таким образом,  бюджетный  избыток  и

бюджетный дефицит зависят не только от государственной  политики,  касающейся

расходов  и налогообложения, но также и  от уровня активности в  экономике.  И

государственные  расходы   и   подоходные   налоги   оказывают   не   только

непосредственное  воздействие  на  бюджетный   избыток,   но   и   косвенное

воздействие, влияя на объем производства и  доходы.

[pic], где

    BS     – бюджетный избыток

    t      – налоговая ставка

    Y      – выпуск (производство, доход)

    G      – государственные  закупки

    TR     – трансфертные платежи 

  Из  этой  формулы  мы  видим,  что  увеличение  государственных   расходов

сокращает бюджетный избыток на сумму расходов,  но  оно  часто  компенсирует

это сокращение ростом налогов, которое вытекает  из  увеличения  в  доходах,

вызванного  увеличением в совокупном спросе.

  Хотя  вполне  вероятно,  что  увеличение  налоговой  ставки,  сохраняющей

государственные расходы на  постоянном  уровне,  может  увеличить  бюджетный

избыток, возможно,  что  конечный  результат   будет  гораздо  меньшим,  чем

первоначально запланированный, потому что увеличение налоговой ставки  ведет

к снижению уровня доходов.

  Избыток  бюджета при  допущении   полной  занятости  –  это   такой  избыток

бюджета, который может образоваться в  случае,  если  экономика  находится  в

состоянии полной занятости. Это важное понятие  и  лучший  метод  управления

фискальной  политикой, чем метод предусматривающий  простой  учет  бюджетного

избытка и бюджетного дефицита при  любом  уровне  экономической  активности.

Бюджетный избыток при допущении полной  занятости  предусматривает  средства

оценки  политики,  не  зависящие  от  конкретного  состояния  цикла  деловой

активности. Применяя такой подход, вырабатывающие политику  могут  оценивать

уровень избытка или дефицита, вызванного  фискальной  политикой  в  условиях

полной  занятости.  Формула  для  избытка  бюджета  при   допущении   полной

занятости имеет следующий вид:

  [pic], где 

   BS*      - это избыток  бюджета в условиях полной  занятости

   Y* - доход при полной занятости 

     Разница между фактическим бюджетным  избытком и бюджетным  избытком  при

полной  занятости  предоставляет   собой   налог.   Разница   указывает   на

присутствие экономического  спада.  Если  производство  ниже  уровня  полной

занятости,  бюджетный  избыток  при   полной   занятости   будет   превышать

фактический избыток (возможно  также,  что  при  объемах  производства  ниже

уровня  полной занятости будет иметь  место дефицит бюджета). 
 
 

  1.  Практические  аспекты государственного долга и дефицита бюджета Республики Казахстан
 
 

2.1 Баланс  бюджета и дефицит бюджета 

В каждом бюджете желательно уравновесить, то есть сбалансировать, доходную и расходную  части. Баланс - это равновесие, и при составлении бюджета основным вопросом является достижение такого состояния денежных поступлении и расходов государства. Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек - профицит. Он направляется на погашение государственного долга или может составить свободные остатки бюджетных средств (в республиканском и местных бюджетах). Свободные остатки бюджетных средств, образовавшиеся на конец бюджетного периода по завершенному бюджетному году, зачисляются на специальные счета правительства и местных исполнительных органов и используются на прирост оборотной кассовой наличности и на покрытие государственного долга соответствующего органа власти. При отсутствии такой необходимости решения об использовании данных средств принимаются соответствующими администрациями. Превышение расходов над доходами вызывает дефицит государственного бюджета. Наличие значительного и постоянного дефицита характеризует кризисное состояние финансов. Допустимым уровнем дефицита считается 2-3% от величины валового внутреннего продукта страны. В таких случаях дефицит может быть сравнительно легко покрыт с помощью выпуска государственных займов или эмиссии бумажных денег. При значительном и хроническом дефиците бюджета займы не покрывают потребностей государства, которые обеспечиваются дополнительной (то есть сверх потребностей товарооборота) эмиссией денег, что ведет к развитию инфляции, нарушению законов денежного обращения, обесценению денег, снижению реальных доходов и падению жизненного уровня населения.

Бюджетный дефицит отражает состояние экономики, а его наличие вызывается следующими причинами:

1) общим  спадом производства в экономике  страны;

2) ростом  издержек общественного производства;

3) чрезмерным  выпуском в обращение денег,  не покрываемых товарными массами;

4) преобладанием  в расходах бюджета значительных  социальных расходов, не соответствующих уровню развития экономики;

5) большими  объемами финансирования военных  расходов на содержание военно-промышленного  комплекса, на управление;

6) крупномасштабным  оборотом «теневой» экономики;

7) непроизводительными  расходами и потерями в национальном хозяйстве.

Существуют  следующие способы покрытия бюджетного дефицита:

а) государственные  займы;

б) увеличение налогообложения;

в) эмиссия  денег.

В свою очередь эмиссия денег может  выражаться как в прямом выпуске  денежных знаков в обращение, так и косвенно – путем выпуска государственных ценных бумаг и реализации их коммерческим банкам, которые увеличивают свои резервы н посредством банковского мультипликатора увеличивают количество денег в обращении.

Фискальная  политика в отношении бюджетного дефицита основывается на трех концепциях.

1. Ежегодно балансируемый бюджет.

Подобный  бюджет до последнего времени считался целью фискальной политики. Однако такое состояние бюджета уменьшает  стабилизирующую, антициклическую  направленность фискальной политики. Сбалансирование бюджета может даже усугубить колебания экономического цикла. При наличии безработицы и падении доходов населения налоговые поступления автоматически сокращаются. В этом случае для сбалансирования бюджета государству необходимо либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо осуществить оба чти действия. Итогом будет сокращение совокупного спроса и еще большее падение производства.

Политика  сбалансирования бюджета может  также усилить инфляцию. При наличии  инфляции повышение денежных доходов автоматически увеличивает налоговые поступления. Для ликвидации бюджетного излишка государство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. В любом из этих случаев усилится инфляция.

Информация о работе Государственный долг и дефицит Бюджета