Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:04, реферат

Краткое описание

Актуальность данной курсовой работы в том, что успех экономического реформирования в Казахстане в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование системы государственного бюджета республики, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Целью данной курсовой работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.

Оглавление

Введение
1.Теоретические основы государственного бюджета
1.1Экономическая сущность и роль государственного бюджета
1.2Состав доходов и расходов государственного бюджета
1.3Бюджетный дефицит и способы его регулирования
2.Совершенствование и развитие государственного бюджета
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реф эк анализ.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

     Подробный перечень и группировка доходов  и расходов определяется бюджетной  классификацией. Бюджетная классификация  — это систематизированная группировка  доходов и расходов бюджета по однородным признакам, заложенная в основу всей бюджетной деятельности финансовых органов государства.

     Бюджетная классификация обеспечивает тесную связь бюджета с планами, прогнозами и программами экономического и  социального развития государства, с финансовыми планами министерств и ведомств, организаций и учреждений; позволяет объединить индивидуальные сметы и финпланы в сводные сметы и планы, обеспечивает увязку между сводными планами и бюджетной росписью.

     Доходы  классифицируются по четырем подразделениям: категория, класс, подкласс, специфика. Категории включают: налоговые поступления; неналоговые поступления; доходы от операций с капиталом; полученные официальные трансферты; погашение займов и продажа государственных инвестиций; общее финансирование.

     Остальные подразделения характеризуют доходы в порядке все большей детализации доходных источников. Например, в налоговых поступлениях класс означает налоговую группу, подкласс — вид налога, специфика — конкретно плательщика или объект налога.

     В расходах предусмотрена функциональная и экономическая классификация. Согласно функциональной классификации расходы подразделяются на шесть разделов: функциональная группа, функция, подфункция, учреждение, программа, подпрограмма. Предусмотрено 15 групп, 11 функций, 99 подфункций, 696 учреждений, 99 программ и 99 подпрограмм. Функциональная классификация представляет развернутую характеристику видов деятельности, мероприятий и участников бюджетных отношений.

     Экономическая классификация расходов распределяет их по экономическим признакам по четырем разделам: категория, класс, подкласс, специфика. Категория включает: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов, финансирование. Класс, подкласс и специфика уточняют назначение и характер расходов, например, в текущих расходах: расходы на товары и услуги — заработная плата рабочих и служащих — основная заработная плата рабочих и служащих.

     Бюджетная классификация позволяет всесторонне, четко и адресно систематизировать  поступления и расходы для  достижения высокой оперативности  управления с применением средств автоматизации.

        1.3 Бюджетный дефицит и способы его регулирования

       В каждом бюджете желательно уравновесить, то есть сбалансировать доходную и расходную часть. Баланс — это равновесие, и при составлении бюджета основным вопросом является достижение такого состояния денежных поступлений и расходов государства. Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек (профицит). Он направляется на погашение государственного долга или может составить свободные остатки бюджетных средств (в республиканском и местных бюджетах). Свободные остатки бюджетных средств, образовавшиеся на конец бюджетного периода по завершенному бюджетному году, зачисляются на специальные счета правительства республики и местных исполнительных органов и используются на прирост оборотной кассовой наличности, а затем на покрытие государственного долга соответствующего органа власти.

     При отсутствии такой необходимости  решения об использовании данных средств принимаются соответствующими администрациями. Превышение расходов над доходами вызывает дефицит государственного бюджета. Наличие значительного и постоянного дефицита характеризует кризисное состояние финансов. Если уровнем дефицита считается 2—3% от величины валового внутреннего продукта страны. В таких случаях дефицит может быть покрыт с помощью выпуска государственных займов или эмиссии бумажных денег. При значительном и хроническом дефиците бюджета займы не покрывают потребностей государства, которые обеспечиваются дополнительной (то есть сверх потребностей товарооборота) эмиссией денег, что ведет к развитию инфляции, нарушению законов денежного обращения, обесценению денег, снижению доходов и падению жизненного уровня населения.

     Бюджетный дефицит отражает состояние экономики, а его наличие вызывается следующими причинами:

     1) общий спад производства в  народном хозяйстве страны;

     2) рост издержек общественного  производства;

     3) чрезмерный выпуск в обращение  денег, не покрываемых товарными  массами;

     4) преобладание в расходах бюджета  значительных социальных расходов, не соответствующих уровню развития экономики;

     5) большие объемы финансирования  военных расходов, на содержание  военно-промышленного комплекса,  на управление;

     6) крупномасштабный оборот «теневой»  экономики;

     7) непроизводительные расходы и  потери в народном хозяйстве.

     Существуют  следующие способы покрытия бюджетного дефицита:

     1) государственные займы;

     2) увеличение налогообложения;

     3) эмиссия денег.

     В свою очередь эмиссия денег может  выражаться как в прямом выпуске  денежных знаков в обращение, так и косвенно — путем выпуска казначейских обязательств и реализации их через Национальный банк коммерческим банкам, которые увеличивают свои резервы и посредством банковского мультипликатора увеличивают количество денег в обращении.

     Фискальная  политика в отношении бюджетного дефицита основывается на трех концепциях.

     1. Ежегодно балансируемый бюджет.

     Подобный  бюджет до последнего времени считался целью фискальной политики. Однако такое состояние бюджета уменьшает  стабилизирующую, антициклическую  направленность фискальной политики. Сбалансирование бюджета может даже усугубить колебания экономического цикла. При наличии безработицы и падении доходов населения налоговые поступления автоматически сокращаются. В этом случае для сбалансирования бюджета государству необходимо либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо осуществить оба эти действия. Итогом будет сокращение совокупного спроса и еще большее падение производства.

     Политика  сбалансирования бюджета может  также усилить инфляцию. При наличии инфляции повышение денежных доходов автоматически увеличивает налоговые поступления. Для ликвидации бюджетного излишка государство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. В любом из этих случаев усилится инфляция.

     2. Бюджет, балансируемый на циклической  основе. Согласно этой концепции  бюджет балансируется в ходе  экономического цикла, а не ежегодно. Для предотвращения спада производства государство снижает налоги и увеличивает расходы, намеренно создавая дефицит. При последующем подъеме экономики государство увеличивает налоги и сокращает расходы, а возникающие бюджетные излишки направляются на погашение дефицитов в годы спада. Таким образом, проводятся антициклическая фискальная политика и балансирование бюджета в течение экономического цикла. Слабым звеном этой концепции является то, что спады и подъемы могут быть не одинаковы по глубине и длительности, что может нарушить циклическую сбалансированность бюджета.

     3. Концепция функциональных финансов  состоит в том, что их целью  является балансирование экономики  в целом для достижения макроэкономической  стабильности, обеспечение неинфляционной полной занятости. Балансирование бюджета при этой концепции является второстепенной задачей, допускается как наличие дефицитов бюджета и государственного долга, так и бюджетных излишков.

     Таким образом, после изучению теоретического материала по государственному бюджету можно сделать вывод, что государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.

     Бюджет, являясь комплексом документов, разрабатываемых  одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества.

 

       2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

     В целях дальнейшего совершенствования системы государственного бюджета предусматривается принятие Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования бюджетного законодательства Республики Казахстан и деятельности Национального Банка Республики Казахстан".

     Основными задачами данного законопроекта  в сфере совершенствования бюджетного законодательства и в целом бюджетной  системы являются:

     1) постепенный переход к достижению  сбалансированного бюджета за счет ненефтяных поступлений.

     С целью реализации Концепции Национального  фонда вводятся новые понятия - "консолидированный  бюджет" и "ненефтяной дефицит".

     Консолидированный бюджет состоит из республиканского бюджета, бюджета области, бюджетов города республиканского значения, столицы, поступлений от предприятий нефтяного сектора и переводов их в Национальный фонд.

     Нефтяной  дефицит бюджета равен сумме  поступлений в бюджет, кроме поступлений  из Национального фонда, за вычетом  расходов бюджета;

     2) ужесточение требований к разработке  инвестиционных проектов (программ).

     Инвестиционные  проекты (программы) будут включены в перечень приоритетных бюджетных  программ (подпрограмм) в случае, если они соответствуют мероприятиям принятых государственных, отраслевых и региональных программ и положений ежегодных посланий Главы государства. Обязательным условием включения в вышеназванный перечень будет наличие положительного заключения отраслевой экспертизы, соответствие их плану мероприятий утвержденных Программ, наличие технико-экономического обоснования с положительным заключением экономической экспертизы;

     3) соблюдения всеми участниками  бюджетного процесса требований  бюджетного законодательства.

     В реализацию вышеназванного законопроекта  будут внесены соответствующие изменения и дополнения в действующие нормативные правовые акты.

     По  вопросу недополучения доходов  от операций с капиталом. В соответствии с проектом Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Республике Казахстан, внесенной на рассмотрение Правительства Республики Казахстан, необходимо смещение акцента с приватизации государственного имущества на обеспечение его эффективного управления с целью улучшения финансово-экономических показателей государственных предприятий.

     Приоритетом при обеспечении эффективного управления государственного имущества будет  являться классификация объектов государственной  собственности по признакам, определяющим специфику управления и определение  цели государственного управления по каждому объекту управления (или группе объектов).

     По  вопросу расширения доходной базы местных  бюджетов. Во внесенных Правительством на рассмотрение Парламента Республики Казахстан предложениях о внесении некоторых изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О бюджетной системе" уже учтены упоминаемые автором предложения по расширению перечня поступлений, включаемых в местный бюджет, путем передачи им некоторых источников поступлений. Это очень широкий перечень, начиная от сборов за проезд по платным государственным автомобильным дорогам местного значения заканчивая поступлениями изъятых доходов, полученных от безлицензионной деятельности казино, тотализаторов и игорного бизнеса.

     По  децентрализации бюджетной системы. Одним из показателей децентрализации государственных функций является отношение расходов республиканского бюджета к расходам местных бюджетов. Анализ расходов государственного бюджета с 2007 года по первое полугодие 2008 года свидетельствует, о том, что отношение расходов республиканского бюджета к расходам местных бюджетов сократилось с 1,98 в 2007 году до 1,56 по состоянию на 1 июня 2008 года.

Информация о работе Государственный бюджет