Государственное управление топливно-энергетическим комплексом

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. В течение многих лет топливно-энергетический комплекс России является основой энергоснабжения страны и одним из ее важнейших народно-хозяйственных комплексов. Топливно-энергетический комплекс - совокупность отраслей промышленности, осуществляющих до-бычу и переработку различных видов первичных топливных и энергетиче-ских ресурсов (угольных, нефтяных, газовых, гидравлических, ядерных, геотермальных, биол. и др.), a также преобразующих эти первичные энергоресурсы в тепловую и электрическую энергию или в моторное топливо. Роль топливно-энергетического комплекса для российского государства особенно значима, т.к. во многом социально-экономическое состояние зависит от специфических климато-географических условий, при которых обеспечение топливом и электроэнергией экономики и населения является жизненно важным фактором существования целых регионов страны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
Глава 1. Государственное управление топливно-энергетическим
комплексом........................................................................................................5
1.1 Задачи государственного управления экономикой..............................5
1.2 Стратегические цели Минэнерго России..............................................7
Глава 2. Топливно-энергетический комплекс отраслей..............................11
2.1 Структура нефтегазового комплекса...................................................11
2.2 Угольная промышленность..................................................................15
2.3 Электроэнергетика................................................................................18
Глава 3. Развитие отраслей топливно-энергетического комплекса...........21
3.1 Энергетическая стратегия.....................................................................21
3.2 Государственная политика в области энергосбережения.................28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................35

Файлы: 1 файл

Курсовая Т-Э компл.doc

— 350.50 Кб (Скачать)

содержание 

    Введение........................................................................................................3

    Глава 1. Государственное управление топливно-энергетическим

    комплексом........................................................................................................5

    1.1 Задачи  государственного управления экономикой..............................5

    1.2 Стратегические цели Минэнерго России..............................................7

    Глава 2. Топливно-энергетический комплекс отраслей..............................11

    2.1 Структура нефтегазового комплекса...................................................11

    2.2 Угольная промышленность..................................................................15

    2.3 Электроэнергетика................................................................................18

    Глава 3. Развитие отраслей топливно-энергетического комплекса...........21

    3.1 Энергетическая  стратегия.....................................................................21

    3.2 Государственная политика в области энергосбережения.................28

    Заключение...............................................................................................33

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................35 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

     Актуальность  темы. В течение многих лет топливно-энергетический комплекс России является основой энергоснабжения страны и одним из ее важнейших народно-хозяйственных комплексов. Топливно-энергетический комплекс - совокупность отраслей промышленности, осуществляющих добычу и переработку различных видов первичных топливных и энергетических ресурсов (угольных, нефтяных, газовых, гидравлических, ядерных, геотермальных, биол. и др.), a также преобразующих эти первичные энергоресурсы в тепловую и электрическую энергию или в моторное топливо. Роль топливно-энергетического комплекса для российского государства особенно значима, т.к. во многом социально-экономическое состояние зависит от специфических климато-географических условий, при которых обеспечение топливом и электроэнергией экономики и населения является жизненно важным фактором существования целых регионов страны. При исследовании функционирования топливно-энергетического комплекса в реальных условиях необходим учет циклических колебаний в экономике, которым, как и всякая экономическая система, подвержен рассматриваемый комплекс. На основе изучения закономерностей зарождения и распространения циклических колебаний необходимо осуществить формирование системы специальных показателей анализа поведения топливно-энергетического комплекса в сложных рыночных условиях как наиважнейших показателей для профилактики и диагностики возникновения экстремальных состояний, а также для исследования эффективности и стабильности функционирования комплекса в макросреде национальной экономики.

     Ha всех этапах развития цивилизации  энергетика являлась и продолжает оставаться главной составляющей всякого производственного процесса. Ha смену мускульной энергии человека и животных или механического двигателя в виде водяного колеса пришла паровая машина, использовавшая сначала дровяное, a позднее угольное топливо. C конца 19 в. началось развитие техники электрического тока и двигателей внутреннего сгорания. B 20 в. минеральные виды топлива (нефть, газ, уголь, горючие сланцы) и электроэнергетика стали основой мирового промышленного производства и научно-технического прогресса. Cтепень энерго- и электровооруженности - один из главных факторов, определяющих уровень экономического и технического развития каждой страны.     

     Объект  исследования: топливно-энергетический комплекс России.

     Предмет исследования: отношения, возникающие в процессе управления топливно-энергетическим комплексом.

     Цель  курсовой работы – изучение целей и методов управления топливно-энергетическим комплексом современной России.

     Задачи:

  • определить задачи государственного управления экономикой;
  • рассмотреть стратегические цели Минэнерго России;
  • изучить топливно-энергетический комплекс отраслей;
  • определить направления развитие отраслей топливно-энергетического комплекса.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Государственное управление топливно-энергетическим комплексом 

1.1 Задачи государственного управления экономикой 

     Государственное управление экономикой это управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, финансами и некоторыми другими отношениями, примыкающими по ряду вопросов к экономике (например, охрана природных богатств).

     Главная задача государственного управления в  экономической сфере — обеспечение  роста материального производства, продукции. В конечном счете это делается /1ля обеспечения потребностей людей, хотя распределение общественного продукта между ними и их группами может быть самым разным, есть богатые и бедные граждане. Процесс управления экономикой предполагает решение многих вопросов (обеспечение пропорциональности хозяйства, повышение эффективности производства и услуг при меньших затратах и т.д.). Это достигается различными методами, в том числе экономическими (например, создание государством льгот для некоторых отраслей, в результате чего капитал перетекает туда, в этих отраслях растет производство) и административными (властными) методами (выдача и отказ в выдаче лицензий, требования к производителям, например сертификация продукции, и т.д.).

     В Российской Федерации управление экономикой и основа этого — управление собственностью разделены в предметном и функциональном плане. В предметном плане федеральной собственностью (предприятиями, учреждениями, участками земли, принадлежащими Федерации, и т.д.) управляют федеральные органы (например, органы федеральных министерств), собственностью субъектов РФ — их органы. Муниципальной собственностью (она не является государственной) управляют органы муниципальных образований. В функциональном плане управление экономикой связано с профилем деятельности различных федеральных министерств, департаментов в субъектах федерации, специализированных отделов администрации в муниципальных образованиях (в сфере промышленности, сельского хозяйства и т.д.). Отделы администрации муниципальных образований осуществляют не государственное, а муниципальное функциональное управление.

     Высшими федеральными органами государственного управления в сфере экономики являются парламент, Президент РФ, Правительство РФ, центральными органами отраслевого управления — министерства РФ и автономные ведомства, не входящие в состав министерств РФ (например, министерства промышленности и энергетики сельского хозяйства, финансов, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральная служба по тарифам), а также многие федеральные службы и агентства, входящие в состав министерств.

     Парламент осуществляет управление экономикой прежде всего путем целенолагания. Он определяет общую стратегию экономического развития и устанавливает параметры экономической деятельности на год, принимая ежегодный государственный бюджет (роспись дохо/юв и расходов государства) и отчет о его исполнении. Главным способом управления является принятие законов (гражданский, земельный, водный, налоговый, бюджетный кодексы, законы о порядке разрешения коллективных трудовых конфликтов на предприятиях, о недрах, о животном и растительном мире, о континентальном шельфе и его использовании, о морских экономических зонах и т.д.). В законах, которые не относятся непосредственно к экономике, также имеются нормы экономического характера (например, ответственность в уголовном праве за хищение или порчу государственного имущества).

     Глава государства, если он обладает реальными полномочиями (монарх в абсолютных и дуалистических республиках, президент в президентской, президентско-парламентарной и парламентарно-президентской республиках) тоже участвует в управлении экономикой. В России Президент создает министерства и ведомства, в том числе занимающиеся вопросами экономики, осуществляет дополнительное (в дополнение к законам) регулирование экономических отношений.

     Общие принципы управления экономикой относятся  ко всей этой сфере, но ее отдельные отрасли имеют свои особенности. Они определяются положениями о соответствующих министерствах (ведомствах). Управление энергетикой осуществляет прежде всего Министерство энергетики РФ, а также федеральные службы по тарифам, антимонопольная служба, Федеральное агентство по атомной энергии.

     Министерство  энергетики РФ осуществляет руководство топливно-энергетическим комплексом. Оно координирует деятельность предприятий электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, торфяной промышленности, снабжение газом, деятельность магистральных продуктопроводов энергетического сырья, обеспечивает потребности народного хозяйства и населения в различных видах энергии, следит за их рациональным использованием, осуществляет надзор по предупреждению загрязнений среды топливом и его отходами, заботится об охране недр и природных богатств, взаимодействуя в этих отношениях с Министерством природных ресурсов РФ, с другими министерствами и ведомствами. Оно регулирует деятельность естественных монополий (Газпром, РАО ЕЭС и др.) в топливно-энергетическом комплексе. 

1.2 Стратегические цели Минэнерго России 

     Деятельность  Минэнерго России как субъекта управления направлена на обеспечение достижения ряда стратегических целей страны. В соответствии со структурой целей, предусмотренной Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, цели Минэнерго России вносят вклад в достижение таких целей, как новое качество жизни, динамичная инновационная экономика, обеспечение национальной безопасности, сбалансированное региональное развитие и эффективное государство.

     Особенностью  работы Минэнерго России по достижению поставленных целей и задач с точки зрения оценки результативности и бюджетной эффективности исполнения поставленных целей и задач является создание значительных внешних эффектов в результате бюджетных расходов.

     Минэнерго России как субъект бюджетного планирования осуществляет деятельность во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, профессиональным (экспертным) сообществом и саморегулируемыми организациями.

     При определении целей и задач  на очередной период планирования Минэнерго России рассматривает вопросы, отнесенные к его ведению, направления деятельности, закрепленные за Министерством в Сводном докладе Правительства Российской Федерации, и задачи других субъектов бюджетного планирования. Таким образом, для постановки задач и определения целевых значений показателей результативности Минэнерго России необходимо оперативно получать информацию о принимаемых решениях и намерениях субъектов бюджетного планирования, решающих смежные (сопряженные) задачи. В свою очередь, Министерство готово формулировать задачи для других субъектов бюджетного планирования – в вопросах, требующих межведомственной координации при выполнении задач Правительства Российской Федерации. 

     Сегодня развитие экономики заключается  в достижении высоких устойчивых темпов экономического роста при позитивных сдвигах в структуре экономики и обеспечении качественного изменения характера роста — все более за счет производства наукоемкой и инновационной продукции промежуточных и высоких переделов, перехода от торговли товарами и сырьем к торговле технологиями и услугами.

     Структурная политика должна быть дополнена научно-технической  и технологической политикой, направленной на обновление основных фондов и создание научно-технического задела, разработку новых видов технологий, материалов, обеспечение энерго- и ресурсосбережения, усиление технического контроля и внедрение современных систем качества. Особое место должна получить национальная инновационная система и меры по созданию условий для внедрения в энергетику передовых технологий. Ключевое значение уже в ближайшей перспективе получит решение проблемы инфраструктурных ограничений экономического роста — развитие энергетики и соответствующей инфраструктуры.

     Вырабатывая и реализуя государственную энергетическую политику, Министерство ориентируется на достижение трех стратегических целей.

     Цель 1.      Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и функционирования топливно-энергетического комплекса России.

     Данная  цель предполагает эффективное и  надежное обеспечение топливно-энергетическими ресурсами и соответствующими инфраструктурными услугами всех групп потребителей, как на федеральном, так и на региональном уровне.

     Цель 2.      Развитие конкурентоспособности топливно-энергетического комплекса России.

     Эта цель относится, прежде всего, к сфере  конкурентных отношений на внутреннем и внешних энергетических рынках в условиях открытой экономики, и опосредованно (через создание рабочих мест, увеличение доходов работников, развитие «человеческого капитала» и расширение доступного набора товаров и услуг) – к социальной сфере.

     Цель 3. Укрепление позиций России на мировых  энергетических рынках.

     Обозначенная  цель определяет политику создания условий  для достижения Россией лидирующих позиций в глобальной экономике посредством эффективного участия в мировом процессе управления энергетическим сектором.

     Данный  перечень целей определяет, во-первых, место и задачи Минэнерго России с точки зрения определенных в Сводном докладе задач Правительства Российской Федерации и, во-вторых, три основных направления деятельности Министерства – повышение эффективности, развитие конкурентоспособности и укрепление позиций на мировых рынках.

Информация о работе Государственное управление топливно-энергетическим комплексом