Государственное управление топливно-энергетическим комплексом

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. В течение многих лет топливно-энергетический комплекс России является основой энергоснабжения страны и одним из ее важнейших народно-хозяйственных комплексов. Топливно-энергетический комплекс - совокупность отраслей промышленности, осуществляющих до-бычу и переработку различных видов первичных топливных и энергетиче-ских ресурсов (угольных, нефтяных, газовых, гидравлических, ядерных, геотермальных, биол. и др.), a также преобразующих эти первичные энергоресурсы в тепловую и электрическую энергию или в моторное топливо. Роль топливно-энергетического комплекса для российского государства особенно значима, т.к. во многом социально-экономическое состояние зависит от специфических климато-географических условий, при которых обеспечение топливом и электроэнергией экономики и населения является жизненно важным фактором существования целых регионов страны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
Глава 1. Государственное управление топливно-энергетическим
комплексом........................................................................................................5
1.1 Задачи государственного управления экономикой..............................5
1.2 Стратегические цели Минэнерго России..............................................7
Глава 2. Топливно-энергетический комплекс отраслей..............................11
2.1 Структура нефтегазового комплекса...................................................11
2.2 Угольная промышленность..................................................................15
2.3 Электроэнергетика................................................................................18
Глава 3. Развитие отраслей топливно-энергетического комплекса...........21
3.1 Энергетическая стратегия.....................................................................21
3.2 Государственная политика в области энергосбережения.................28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................35

Файлы: 1 файл

Курсовая Т-Э компл.doc

— 350.50 Кб (Скачать)

     5) Обеспечение стабильных поступлений  в доходную часть консолидированного бюджета страны.

     Тактический уровень заключается в реализации:

     1) Увеличение производства нефтепродуктов  с высокой добавленной стоимостью.

     2) Улучшение качественных характеристик  выпускаемой продукции. 

     3) Развитие инфраструктуры транспорта  нефтепродуктов.

     Производственный  уровень заключается в реализации:

     1) Реализация проектов в сфере  переработки нефти. 

     2) Реализация проектов в сфере транспортировки нефтепродуктов.

     Минэнерго России в рамках своей компетенции  принимает следующие меры по решению  стратегических задач развития нефтепереработки в Российской Федерации:

     Реализация  положений технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 118, в частности: поэтапный переход к выпуску нефтепродуктов, соответствующих по своим потребительским свойствам мировым экологическим стандартам – класс 3 до 2011 г., класс 4 до 2014 г., класс 5 с 2015 г.

     Законодательное закрепление мер ответственности  за нарушение требований Технического регламента путем внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

     Законодательное установление норм, регламентирующих деятельность по производству нефтепродуктов путем внесения соответствующих  изменений в федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ.

     Актуализация  действующих и принятие новых  национальных стандартов, норм и правил, регламентирующих требования к процессам по выпуску нефтепродуктов, а также контроль и надзор за их реализацией.

     Совершенствование таможенного и налогового регулирования  оборота нефтепродуктов, направленное на стимулирование производства нефтепродуктов с высокими потребительскими свойствами и сокращение выпуска нефтепродуктов, являющихся сырьем для переработки на зарубежных НПЗ:

     - поэтапное повышение вывозных  таможенных пошлин на мазут,  прямогонный бензин и вакуумный газойль с их одновременным снижением на товарные виды нефтепродуктов (бензины, дизельное топливо), соответствующих требованиям конечных потребителей на внешних рынках;

     - дифференциация акцизных ставок  на нефтепродукты в зависимости  от их качественных характеристик  (низкие акцизы на высококачественные  нефтепродукты и высокие акцизы  на низкокачественные нефтепродукты);

     - создание «прозрачных» механизмов ценообразования на нефтепродукты путем принятия нормативных правовых актов, регламентирующих обязательную реализацию не менее 10% нефтепродуктов на отечественных товарно-сырьевых биржах;

     - государственное стимулирование  развития инфраструктурных коммуникаций для развития нефтеперерабатывающих мощностей (пример – Нижнекамский НПЗ) и магистральных нефтепродуктопроводов.

     В соответствии с планами развития отрасли, облик отечественной нефтепереработки и нефтехимии в среднесрочной перспективе (к 2015 году) заключается в следующих результатах:

     - достижение европейского технологического  уровня глубины переработки нефтяного сырья на отечественных нефтеперерабатывающих заводах (до 87-90%);

     - выпуск высококачественных и  конкурентоспособных нефтепродуктов, соответствующих общемировым экологическим стандартам;

     - прекращение оборота на внутреннем  рынке контрафактных нефтепродуктов;

     - существенное сокращение экспорта  сырьевых нефтепродуктов: мазута, газойля, прямогонного бензина, увеличение экспорта продуктов нефтехимии и нефтепереработки с высокой добавленной стоимостью;

     - высокая (свыше 95%) степень утилизации  попутного нефтяного газа;

     - высокая бюджетная эффективность  нефтеперерабатывающих заводов  и нефтехимических комплексов  со сложной конфигурацией технологических процессов переработки;

     - конкурентный внутренний рынок  нефтепродуктов и продуктов нефтехимии;

     - создание крупных конкурентоспособных  нефтехимических мощностей и развитие спроса на нефтехимические продукты на территории России. 

     В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2010 года № ВП-П9-35 пр разработана Долгосрочная Программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года. В разработке Программы приняли участие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, представители региональных органов исполнительной власти и крупнейших угольные компаний.

     Программа является конкретизацией основных положений Энергетической стратегии России на период до 2030 года (ЭС-2030), относящихся к развитию угольной промышленности, в части уточнения задач, сроков и ожидаемых результатов их реализации, системы необходимых мер и механизмов государственной энергетической политики в данной сфере с учетом дальнейшего развития партнерства государства и бизнеса.

     Целью Программы является реализация потенциальных  конкурентных преимуществ российских угольных компаний в рамках осуществления долгосрочной государственной энергетической политики и перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны.

Показатели Ед.

Изм.

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011  
I кв.
Добыча угля  млн. т 254,8 266,9 256,1 276,9 284,4 299,8 309,4 314,1 328,8 302,6 323,0 81,7
 
 
 
 

3.2 Государственная политика в области энергосбережения 

     Государственная программа Российской Федерации  «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» (далее - Программа) разработана в соответствии с планом подготовки актов по реализации в 2009 - 2010 годах Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1996-р.

     Программа направлена на обеспечение повышения  конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности российской экономики, а также роста уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов.

     Энергоемкость валового внутреннего продукта России в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5 - 3,5 раза выше, чем в развитых странах. Более 90 процентов мощностей действующих электростанций, 83 процентов жилых зданий, 70 процентов котельных, 70 процентов технологического оборудования электрических сетей и 66 процентов тепловых сетей было построено еще до 1990 года. Около четверти используемых в настоящее время бытовых холодильников было приобретено более 20 лет назад. В промышленности эксплуатируется 15 процентов полностью изношенных основных фондов.

     Длительное  сохранение разрыва в уровнях  энергетической эффективности с передовыми странами недопустимо. Сохранение высокой энергоемкости российской экономики приведет к снижению энергетической безопасности России и сдерживанию экономического роста. Выход России на стандарты благосостояния развитых стран на фоне усиления глобальной конкуренции и исчерпания источников экспортно-сырьевого типа развития требует кардинального повышения эффективности использования всех видов энергетических ресурсов.

     В 2000 - 2008 годах после долгого отставания Россия вырвалась в мировые лидеры по темпам снижения энергоемкости валового внутреннего продукта. За эти годы данный показатель снизился на 35 процентов, то есть в среднем снижался почти на 5 процентов в год. Основной вклад в снижение энергоемкости валового внутреннего продукта внесли структурные сдвиги в экономике, поскольку промышленность и жилой сектор развивались медленнее, чем сфера услуг, а в промышленности опережающими темпами росло производство менее энергоемких продуктов. «Восстановительный» рост в промышленности позволил получить эффект «экономии на масштабах производства» (экономии на условно-постоянных расходах энергии по мере роста загрузки старых производственных мощностей), но сохранил высокоэнергоемкую сырьевую специализацию и технологическую отсталость российской экономики.

     В перспективе на первый план выдвигается  технологическая экономия энергии, в отношении которой успехи России пока недостаточны. В 2000 - 2008 годах за счет внедрения новых технологий при новом строительстве и модернизации энергоемкость валового внутреннего продукта снижалась в среднем только на 1 процент в год, или примерно так же, как и во многих развитых странах, что не позволило существенно сократить технологический разрыв с этими странами. Эффект от внедрения новых технологий частично перекрывался деградацией и падением эффективности старого изношенного оборудования и зданий.

     Уровни  энергоемкости производства важнейших  отечественных промышленных продуктов выше среднемировых в 1,2 - 2 раза и выше лучших мировых образцов в 1,5 - 4 раза. Низкая энергетическая эффективность порождает низкую конкурентоспособность российской промышленности. При приближении внутренних цен на энергетические ресурсы к мировым российская промышленность может выжить в конкурентной борьбе только при условии значительного повышения энергетической эффективности производства.

     Высокая энергоемкость при росте тарифов  на энергоносители затрудняет борьбу с инфляцией. Рост тарифов на энергоносители необходим для обеспечения развития топливно-энергетического комплекса. Однако рост нагрузки по оплате энергоносителей, выходящий за пределы платежной способности населения, затрудняет борьбу с бедностью, не позволяет обеспечить высокую собираемость платежей и порождает недовольство граждан. Низкая энергетическая эффективность жилищно-коммунального комплекса и бюджетной сферы ведет к высокой нагрузке коммунальных платежей на местные бюджеты, бюджеты субъектов Российской Федерации и федеральный бюджет, что снижает финансовую стабильность.

     Формирование  в России энергоэффективного общества - это неотъемлемая составляющая развития экономики России по инновационному пути. Переход к энергоэффективному варианту развития должен быть совершен в ближайшие годы, иначе экономический рост будет сдерживаться из-за высоких цен и снижения доступности энергетических ресурсов.

     Российская  Федерация располагает одним  из самых больших в мире технических  потенциалов энергосбережения и  повышения энергетической эффективности, который составляет более 40 процентов уровня потребления энергии, приведенного в приложении № 2. Оценка дана к уровню 2007 года, как базового для Указа Президента Российской Федерации от 4  июня 2008 г. № 889. В абсолютных объемах этот потенциал составляет 403 млн. тонн условного топлива, а с учетом сокращения сжигания попутного газа в факелах - 420 млн. тонн условного топлива. Это выше, чем предусмотренный в Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р, прирост производства первичной энергии в России в 2008 - 2020 годах на 244 - 270 млн. тонн условного топлива.

     Энергосбережение  и повышение энергетической эффективности  следует рассматривать как один из основных источников будущего экономического роста. Однако до настоящего времени этот источник был задействован лишь в малой степени.

Информация о работе Государственное управление топливно-энергетическим комплексом