Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 10:13, курсовая работа
Актуальность темы. В течение многих лет топливно-энергетический комплекс России является основой энергоснабжения страны и одним из ее важнейших народно-хозяйственных комплексов. Топливно-энергетический комплекс - совокупность отраслей промышленности, осуществляющих до-бычу и переработку различных видов первичных топливных и энергетиче-ских ресурсов (угольных, нефтяных, газовых, гидравлических, ядерных, геотермальных, биол. и др.), a также преобразующих эти первичные энергоресурсы в тепловую и электрическую энергию или в моторное топливо. Роль топливно-энергетического комплекса для российского государства особенно значима, т.к. во многом социально-экономическое состояние зависит от специфических климато-географических условий, при которых обеспечение топливом и электроэнергией экономики и населения является жизненно важным фактором существования целых регионов страны.
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
Глава 1. Государственное управление топливно-энергетическим
комплексом........................................................................................................5
1.1 Задачи государственного управления экономикой..............................5
1.2 Стратегические цели Минэнерго России..............................................7
Глава 2. Топливно-энергетический комплекс отраслей..............................11
2.1 Структура нефтегазового комплекса...................................................11
2.2 Угольная промышленность..................................................................15
2.3 Электроэнергетика................................................................................18
Глава 3. Развитие отраслей топливно-энергетического комплекса...........21
3.1 Энергетическая стратегия.....................................................................21
3.2 Государственная политика в области энергосбережения.................28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................35
5)
Обеспечение стабильных
Тактический
уровень заключается в
1)
Увеличение производства
2)
Улучшение качественных
3)
Развитие инфраструктуры
Производственный
уровень заключается в
1) Реализация проектов в сфере переработки нефти.
2) Реализация проектов в сфере транспортировки нефтепродуктов.
Минэнерго России в рамках своей компетенции принимает следующие меры по решению стратегических задач развития нефтепереработки в Российской Федерации:
Реализация положений технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 118, в частности: поэтапный переход к выпуску нефтепродуктов, соответствующих по своим потребительским свойствам мировым экологическим стандартам – класс 3 до 2011 г., класс 4 до 2014 г., класс 5 с 2015 г.
Законодательное
закрепление мер
Законодательное установление норм, регламентирующих деятельность по производству нефтепродуктов путем внесения соответствующих изменений в федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ.
Актуализация действующих и принятие новых национальных стандартов, норм и правил, регламентирующих требования к процессам по выпуску нефтепродуктов, а также контроль и надзор за их реализацией.
Совершенствование таможенного и налогового регулирования оборота нефтепродуктов, направленное на стимулирование производства нефтепродуктов с высокими потребительскими свойствами и сокращение выпуска нефтепродуктов, являющихся сырьем для переработки на зарубежных НПЗ:
- поэтапное повышение вывозных таможенных пошлин на мазут, прямогонный бензин и вакуумный газойль с их одновременным снижением на товарные виды нефтепродуктов (бензины, дизельное топливо), соответствующих требованиям конечных потребителей на внешних рынках;
-
дифференциация акцизных
- создание «прозрачных» механизмов ценообразования на нефтепродукты путем принятия нормативных правовых актов, регламентирующих обязательную реализацию не менее 10% нефтепродуктов на отечественных товарно-сырьевых биржах;
-
государственное
В
соответствии с планами развития
отрасли, облик отечественной
-
достижение европейского
-
выпуск высококачественных и
конкурентоспособных
-
прекращение оборота на
-
существенное сокращение
- высокая (свыше 95%) степень утилизации попутного нефтяного газа;
-
высокая бюджетная
-
конкурентный внутренний рынок
нефтепродуктов и продуктов
-
создание крупных
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2010 года № ВП-П9-35 пр разработана Долгосрочная Программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года. В разработке Программы приняли участие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, представители региональных органов исполнительной власти и крупнейших угольные компаний.
Программа является конкретизацией основных положений Энергетической стратегии России на период до 2030 года (ЭС-2030), относящихся к развитию угольной промышленности, в части уточнения задач, сроков и ожидаемых результатов их реализации, системы необходимых мер и механизмов государственной энергетической политики в данной сфере с учетом дальнейшего развития партнерства государства и бизнеса.
Целью Программы является реализация потенциальных конкурентных преимуществ российских угольных компаний в рамках осуществления долгосрочной государственной энергетической политики и перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны.
Показатели | Ед.
Изм. |
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 I кв. |
Добыча угля | млн. т | 254,8 | 266,9 | 256,1 | 276,9 | 284,4 | 299,8 | 309,4 | 314,1 | 328,8 | 302,6 | 323,0 | 81,7 |
3.2 Государственная
политика в области энергосбережения
Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» (далее - Программа) разработана в соответствии с планом подготовки актов по реализации в 2009 - 2010 годах Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1996-р.
Программа направлена на обеспечение повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности российской экономики, а также роста уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов.
Энергоемкость валового внутреннего продукта России в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5 - 3,5 раза выше, чем в развитых странах. Более 90 процентов мощностей действующих электростанций, 83 процентов жилых зданий, 70 процентов котельных, 70 процентов технологического оборудования электрических сетей и 66 процентов тепловых сетей было построено еще до 1990 года. Около четверти используемых в настоящее время бытовых холодильников было приобретено более 20 лет назад. В промышленности эксплуатируется 15 процентов полностью изношенных основных фондов.
Длительное сохранение разрыва в уровнях энергетической эффективности с передовыми странами недопустимо. Сохранение высокой энергоемкости российской экономики приведет к снижению энергетической безопасности России и сдерживанию экономического роста. Выход России на стандарты благосостояния развитых стран на фоне усиления глобальной конкуренции и исчерпания источников экспортно-сырьевого типа развития требует кардинального повышения эффективности использования всех видов энергетических ресурсов.
В 2000 - 2008 годах после долгого отставания Россия вырвалась в мировые лидеры по темпам снижения энергоемкости валового внутреннего продукта. За эти годы данный показатель снизился на 35 процентов, то есть в среднем снижался почти на 5 процентов в год. Основной вклад в снижение энергоемкости валового внутреннего продукта внесли структурные сдвиги в экономике, поскольку промышленность и жилой сектор развивались медленнее, чем сфера услуг, а в промышленности опережающими темпами росло производство менее энергоемких продуктов. «Восстановительный» рост в промышленности позволил получить эффект «экономии на масштабах производства» (экономии на условно-постоянных расходах энергии по мере роста загрузки старых производственных мощностей), но сохранил высокоэнергоемкую сырьевую специализацию и технологическую отсталость российской экономики.
В перспективе на первый план выдвигается технологическая экономия энергии, в отношении которой успехи России пока недостаточны. В 2000 - 2008 годах за счет внедрения новых технологий при новом строительстве и модернизации энергоемкость валового внутреннего продукта снижалась в среднем только на 1 процент в год, или примерно так же, как и во многих развитых странах, что не позволило существенно сократить технологический разрыв с этими странами. Эффект от внедрения новых технологий частично перекрывался деградацией и падением эффективности старого изношенного оборудования и зданий.
Уровни энергоемкости производства важнейших отечественных промышленных продуктов выше среднемировых в 1,2 - 2 раза и выше лучших мировых образцов в 1,5 - 4 раза. Низкая энергетическая эффективность порождает низкую конкурентоспособность российской промышленности. При приближении внутренних цен на энергетические ресурсы к мировым российская промышленность может выжить в конкурентной борьбе только при условии значительного повышения энергетической эффективности производства.
Высокая
энергоемкость при росте
Формирование в России энергоэффективного общества - это неотъемлемая составляющая развития экономики России по инновационному пути. Переход к энергоэффективному варианту развития должен быть совершен в ближайшие годы, иначе экономический рост будет сдерживаться из-за высоких цен и снижения доступности энергетических ресурсов.
Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который составляет более 40 процентов уровня потребления энергии, приведенного в приложении № 2. Оценка дана к уровню 2007 года, как базового для Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889. В абсолютных объемах этот потенциал составляет 403 млн. тонн условного топлива, а с учетом сокращения сжигания попутного газа в факелах - 420 млн. тонн условного топлива. Это выше, чем предусмотренный в Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р, прирост производства первичной энергии в России в 2008 - 2020 годах на 244 - 270 млн. тонн условного топлива.
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности следует рассматривать как один из основных источников будущего экономического роста. Однако до настоящего времени этот источник был задействован лишь в малой степени.
Информация о работе Государственное управление топливно-энергетическим комплексом