Государственное управление топливно-энергетическим комплексом

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. В течение многих лет топливно-энергетический комплекс России является основой энергоснабжения страны и одним из ее важнейших народно-хозяйственных комплексов. Топливно-энергетический комплекс - совокупность отраслей промышленности, осуществляющих до-бычу и переработку различных видов первичных топливных и энергетиче-ских ресурсов (угольных, нефтяных, газовых, гидравлических, ядерных, геотермальных, биол. и др.), a также преобразующих эти первичные энергоресурсы в тепловую и электрическую энергию или в моторное топливо. Роль топливно-энергетического комплекса для российского государства особенно значима, т.к. во многом социально-экономическое состояние зависит от специфических климато-географических условий, при которых обеспечение топливом и электроэнергией экономики и населения является жизненно важным фактором существования целых регионов страны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
Глава 1. Государственное управление топливно-энергетическим
комплексом........................................................................................................5
1.1 Задачи государственного управления экономикой..............................5
1.2 Стратегические цели Минэнерго России..............................................7
Глава 2. Топливно-энергетический комплекс отраслей..............................11
2.1 Структура нефтегазового комплекса...................................................11
2.2 Угольная промышленность..................................................................15
2.3 Электроэнергетика................................................................................18
Глава 3. Развитие отраслей топливно-энергетического комплекса...........21
3.1 Энергетическая стратегия.....................................................................21
3.2 Государственная политика в области энергосбережения.................28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................35

Файлы: 1 файл

Курсовая Т-Э компл.doc

— 350.50 Кб (Скачать)

     Существенное  повышение уровня энергетической эффективности  может быть обеспечено только за счет использования программно-целевых инструментов, поскольку:

     затрагивает все отрасли экономики и социальную сферу, всех производителей и потребителей энергетических ресурсов;

     требует государственного регулирования и  высокой степени координации действий не только федеральных органов исполнительной власти, но и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан;

     требует запуска механизмов обеспечения  заинтересованности всех участников мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в реализации целей и задач Программы;

     требует мобилизации ресурсов и оптимизации  их использования.

     Решение проблемы энергосбережения и повышения  энергетической эффективности носит  долгосрочный характер, что обусловлено  необходимостью как изменения системы отношений на рынках энергоносителей, так и замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе.

     Приоритеты и цели государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации, прогноз развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации Программы

     Указом  Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» установлена задача по снижению к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта не менее чем на 40 процентов по отношению к уровню 2007 года и обеспечению рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов.

     Основной  целью Программы является снижение за счет реализации мероприятий Программы  энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации на 13,5 процента, что в совокупности с другими факторами позволит обеспечить решение указанной задачи при любом сценарии развития российской экономики.

     Основными макроэкономическими показателями по итогам реализации Программы являются:

     обеспечение снижения энергоемкости валового внутреннего  продукта за счет реализации мероприятий  Программы не менее чем на 7,4 процента на I этапе (2011 - 2015 годы) и на 13,5 процента за весь срок реализации Программы (2011 - 2020 годы);

     обеспечение годовой экономии первичной энергии за счет реализации мероприятий Программы в размере не менее 100 млн. тонн условного топлива к концу I этапа (к 2016 году) и 195 млн. тонн условного топлива к концу II этапа (к 2021 году);

     обеспечение суммарной экономии энергии в размере 334 млн. тонн условного топлива на I этапе (2011 - 2015 годы) и 1124 млн. тонн условного топлива за весь срок реализации Программы (2011 - 2020 годы). 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Топливно-энергетический комплекс России — это совокупность отраслей экономики России, связанных с производством и распределением энергии в ее различных видах и формах.

     В настоящее время топливно-энергетический комплекс, как важнейшая структурная  составляющая национальной экономики, является базисом стабилизации функционирования отраслей народного хозяйства и роста производительности труда, оказывая существенное воздействие на формирование основных финансово-экономических показателей государства и обеспечивая консолидацию энергосистем субъектов Российской Федерации, объектно-ориентированную на интегрирование в мировые энергетические рынки.

     Россия  располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой  развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Роль страны на мировых энергетических рынках во многом определяет ее геополитическое влияние.

     Тепловая  энергетика России достаточно хорошо обеспечена запасами органического  топлива. Однако растут издержки добычи органического топлива, постепенно нарастают экологические проблемы. Себестоимость производства электроэнергии на атомных электростанциях примерно в два раза ниже, чем от топливных электростанций.

     Энергетический  сектор обеспечивает жизнедеятельность  всех отраслей национального хозяйства, способствует консолидации субъектов Российской Федерации, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны. Природные топливно-энергетические ресурсы, производственный, научно-технический и кадровый потенциал энергетического сектора экономики являются национальным достоянием России. Эффективное его использование создает необходимые предпосылки для вывода экономики страны на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния и повышение уровня жизни населения. 

     Соответствовать требованиям нового времени может  только качественно новый топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – финансово устойчивый, экономически эффективный и динамично развивающийся, соответствующий экологическим стандартам, оснащенный передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами.

     Для долгосрочного стабильного обеспечения  экономики и населения страны всеми видами энергии необходима научно обоснованная и воспринятая обществом и институтами государственной власти долгосрочная энергетическая политика. Целью энергетической политики, которую проводит Министерство энергетики РФ, является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным  голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ  (ред. от 06.04.2011)// Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, – N 32. – ст. 3301.
  3. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. / Г.В. Атаманчук. – М.: Изд-во "Омега-Л", 2004. – 282 с.
  4. Касаев Э. Энергетическая стратегия России на Ближнем Востоке. // ЭКСПЕРТИЗА – №11, Ноябрь 2010.
  5. Концепция Энергетической стратегии России на период до 2030 г. (проект) // Прил. к научн., обществ.-дел. журналу «Энергетическая политика». – М.: ГУ ИЭС, 2007. – 116 с.
  6. Любвина В.С. Теоретические основы необходимости перехода топливно-энергетического комплекса России на инновационный путь // Научный вестник Московского государственного горного университета. – 2011. – № 1. – С. 48-52.
  7. Уткин, Э.А. Государственное и муниципальное управление/ Э.А. Уткин, А.Ф. Денисов.- М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Издательство "ЭКМОС", 2008. – 383 с.
  8. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: учебник. - М.: Юристъ, 2005. – 379 с.
  9. Энергетика России (1920–2020 гг.). Том 2. Энергетическая политика на рубеже веков. – М.: ИД Энергия, 2008. – 1032 с.
  10. Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России). Официальный сайт. – Режим доступа. – http://minenergo.gov.ru/
  11. ФГБУ «Российское энергетическое агентство». Официальный сайт. – Режим доступа. – http://rosenergo.gov.ru/
 
 
 
 
 
 
 

       

Информация о работе Государственное управление топливно-энергетическим комплексом