Государственное управление топливно-энергетическим комплексом

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. В течение многих лет топливно-энергетический комплекс России является основой энергоснабжения страны и одним из ее важнейших народно-хозяйственных комплексов. Топливно-энергетический комплекс - совокупность отраслей промышленности, осуществляющих до-бычу и переработку различных видов первичных топливных и энергетиче-ских ресурсов (угольных, нефтяных, газовых, гидравлических, ядерных, геотермальных, биол. и др.), a также преобразующих эти первичные энергоресурсы в тепловую и электрическую энергию или в моторное топливо. Роль топливно-энергетического комплекса для российского государства особенно значима, т.к. во многом социально-экономическое состояние зависит от специфических климато-географических условий, при которых обеспечение топливом и электроэнергией экономики и населения является жизненно важным фактором существования целых регионов страны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
Глава 1. Государственное управление топливно-энергетическим
комплексом........................................................................................................5
1.1 Задачи государственного управления экономикой..............................5
1.2 Стратегические цели Минэнерго России..............................................7
Глава 2. Топливно-энергетический комплекс отраслей..............................11
2.1 Структура нефтегазового комплекса...................................................11
2.2 Угольная промышленность..................................................................15
2.3 Электроэнергетика................................................................................18
Глава 3. Развитие отраслей топливно-энергетического комплекса...........21
3.1 Энергетическая стратегия.....................................................................21
3.2 Государственная политика в области энергосбережения.................28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................35

Файлы: 1 файл

Курсовая Т-Э компл.doc

— 350.50 Кб (Скачать)

     В 2010 году добыча угля осуществлялась 137 разрезами и 91 шахтой общей годовой  производственной мощностью более 380 млн. тонн. Обогащение угля производится на 49 обогатительных фабриках и 2 обогатительных установках общей мощностью по переработке угля выше 170 млн. тонн.

     Среднемесячная  производительность труда рабочего по добыче угля в 2010 году составляла более 200 тонн в месяц (115% к 2009 году).

     Добыча угля по итогам 2010 г. составила 323,0 млн. тонн, что на +20,4 млн. т больше 2009 г. (+6,8 %) и на -6,0 млн. тонн (-1,8 %) ниже результатов наиболее удачного для угольной отрасли 2008 г. (329,0 млн. тонн), в том числе энергетических углей добыто 257,9 млн. тонн, углей для коксования – 65,1 млн. тонн. Открытым способом добыто 220,9 млн. тонн, подземным способом – 102,1 млн. тонн угля.

     Прогноз добычи угля на 2011 г. составляет 350 млн. т. За первый квартал 2011 г. было добыто 81,7 млн. т.

     В 2010 г. цены на угольную продукцию на внутреннем рынке продолжали свой рост. Так, по данным Росстата цена производства угля в декабре 2010 г. составила (к цене декабря 2009 г.) :

     каменный  энергетический уголь – 820 руб./т (114,5% );

     бурый уголь – 400 руб./т, (110,1%);

     уголь для коксования – 1481 руб./т (144,3%).

     При этом цена приобретения угля на внутреннем рынке согласно данным Росстата в конце 2010 г. составила:

     каменный  энергетический уголь – 1350 руб./т (115,2%);

     бурый уголь – 863 руб./т (105,9%);

     уголь для коксования – 5800 руб./т (153,2%).

     С начала 2011 года на сбалансированном внутреннем российском рынке значительных изменений не произошло и уровень цен на энергетический уголь соответствовал показателям 4 квартала 2010 года.

     Начало 2011 года было отмечено ростом экспортных цен на российские энергетические угли в портах Дальнего Востока и по состоянию на 14 января 2011 года цена на энергетический уголь составляла 126 $/тонна.

     По  данным ФТС России в 2010 г. объемы поставок российского угля на экспорт составили 115 302,5 тыс. т. (+ 9 297,6 тыс.т. или + 8,8% к 2009 г.). Объемы поставок угля в страны ближнего зарубежья составили 17 140,9 тыс. т. (темп роста 115,5%). Доминирующая часть экспорта российского угля приходится на несколько стран-импортеров, среди которых – Украина, Великобритания, Турция, Китай, Япония, Нидерланды, Польша и Республика Корея (их доля составляет более 70% от всех внешнеторговых отгрузок страны).

     В прошлом году существенно возросли объемы экспорта угля в Китайскую Народную Республику, которые достигли 10,8 млн. тонн.

     За  первый квартал 2011 года Россия уже поставила  на экспорт 23,5 млн. т. угля.

 

2.3 Электроэнергетика 

     Производство  электроэнергии ведется на тепловых, гидро- и атомных электростанциях. Эта отрасль топливно-энергетического комплекса растет быстрее, чем другие, что объясняется все возрастающей потребностью в электроэнергетике.

     Видную  роль в энергетике мира играют ГЭС. Особенно большой резерв для их развития имеют развивающиеся страны, на долю которых приходится 65% гидроресурсов, но используются они здесь еще очень слабо.

     Электроэнергетика является базовой отраслью российской экономики, обеспечивающей электрической и тепловой энергией внутренние потребности народного хозяйства и населения, а также осуществляющей экспорт электроэнергии в страны СНГ и дальнего зарубежья. Устойчивое развитие и надежное функционирование отрасли во многом определяют энергетическую безопасность страны и являются важными факторами ее успешного экономического развития.

     За  последние годы в электроэнергетике  России произошли радикальные преобразования: изменилась система государственного регулирования отрасли, сформировался конкурентный рынок электроэнергии, были созданы новые компании. Изменилась и структура отрасли: было осуществлено разделение естественно монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций; вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, созданы структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.

     Магистральные сети перешли под контроль Федеральной  сетевой компании, распределительные сети интегрированы в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений были переданы общероссийскому Системному оператору (СО ЕЭС).

     Активы  генерации в процессе реформы объединились в межрегиональные компании двух видов: генерирующие компании оптового рынка (ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединили электростанции, специализированные на производстве почти исключительно электрической энергии. В ТГК вошли главным образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК сформированы на базе тепловых электростанций, а одна (РусГидро) – на основе гидрогенерирующих активов.

     Одной из важнейших целей реформы являлось создание благоприятных условий для привлечения в отрасль частных инвестиций. В ходе реализации программ IPO и продажи пакетов акций генерирующих, сбытовых и ремонтных компаний, принадлежавших ОАО РАО «ЕЭС России», эта задача была успешно решена. В естественно монопольных сферах, напротив, произошло усиление государственного контроля.         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. развитие отраслей топливно-энергетического комплекса 

3.1 Энергетическая  стратегия 

     Россия  – страна уникальная не только по масштабу территории, но и по запасам энергоресурсов. Именно эти факты и определяют приоритетное развитие топливно-энергетического комплекса (ТЭК) страны.

     Для развития топливно-энергетического  комплекса характерен ряд особенностей, выделяющих его среди прочих отраслей. К числу основных можно отнести следующие:

    • увеличивающееся во времени производство и потребление энергетических ресурсов;
    • возрастание доли переработанных и преобразованных энергоресурсов в энергобалансе страны;
    • неравномерность размещения энергетических ресурсов по территории страны;
    • высокая капиталоемкость отраслей топливно-энергетического комплекса;
    • высокая степень зависимости от геофизических процессов;
    • тесное взаимодействие энергетики с окружающей средой.

     Современное состояние ТЭК России влечет к необходимости рассмотрения перспективных возможностей развития отрасли, а также к поиску путей решения целого ряда стоящих перед ней проблем, препятствующих интенсивному развитию. Среди таких проблем особо выделяются следующие:

    • высокая степень износа основных фондов (до 70-75%);
    • горное хозяйство большей части угольных предприятий требует глубокой модернизации и, как следствие, инвестиций для интенсификации и концентрации горных работ, необходимых для эффективной работы в условиях рынка;
    • производительность труда в среднем в 3-5 раз ниже передовых мировых показателей для аналогичных условий разработки;
    • недостаточный уровень безопасности горных работ.
    • отсутствие необходимой инфраструктуры для масштабного освоения новых месторождений.

     Целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.

     Энергетическая стратегия России на период до 2030 года определяет цели и задачи долгосрочного развития энергетического сектора страны на предстоящий период, приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной энергетической политики на отдельных этапах ее реализации, обеспечивающие достижение намеченных целей.

     Главными  векторами перспективного развития отраслей топливно-энергетического  комплекса, предусмотренными Энергетической стратегией России на период до 2020 года, являются:

     переход на путь инновационного и энергоэффективного развития;

     изменение структуры и масштабов производства энергоресурсов;

     создание  конкурентной рыночной среды;

     интеграция  в мировую энергетическую систему.

     Одним из главных приоритетов является развитие рыночной инфраструктуры энергетики (рыночные механизмы, институты открытой торговли энергоресурсами, инфраструктура их транспорта). Особое значение придается программе повышения цен на газ и механизмам минимизации негативных социально-экономических последствий общего роста цен на энергоресурсы. Поддержка и стимулирование стратегических инициатив в энергетике являются основой для реализации крупных энергетических проектов в будущем.

     Главной целью Энергетической стратегии России на период до 2030 года является создание инновационного и эффективного энергетического сектора страны, адекватного как потребностям растущей экономики в энергоресурсах, так и внешнеэкономическим интересам России, обеспечивающего необходимый вклад в социально ориентированное инновационное развитие страны.

     Достижение  указанной цели требует последовательного  продвижения в решении следующих  основных задач:

     повышение эффективности воспроизводства, добычи и переработки топливно-энергетических ресурсов для удовлетворения внутреннего и внешнего спроса на них;

     модернизация  и создание новой энергетической инфраструктуры на основе масштабного  технологического обновления энергетического  сектора экономики страны;

     формирование  устойчиво благоприятной институциональной среды в энергетической сфере;

     повышение энергетической и экологической  эффективности российской экономики и энергетики, в том числе за счет структурных изменений и активизации технологического энергосбережения;

     дальнейшая  интеграция российской энергетики в мировую энергетическую систему.

     Одним из приоритетных направлений развития российского топливно-энергетического  комплекса является увеличение глубины  переработки российских энергоресурсов. Переработка нефти (нефтепереработка) заключается в производстве нефтепродуктов, прежде всего, различных топлив (автомобильных, авиационных, котельных и т. д.) и сырья для последующей химической переработки.

     Стратегия развития переработки энергоресурсов включает в себя ряд следующих  целей:

     - переход к новым технологиям добычи и переработки топлива.

     - ввод мощностей, направленных  на углубление вторичных процессов  на ряде действующих предприятий. 

     - совершенствование системы взимания  акцизов и вывозных пошлин  на нефтепродукты в целях стимулирования  производства продуктов высокого передела;

     - модернизации сырьевых и перерабатывающих  производств, увеличения глубины переработки сырья, снижения энергоемкости производства и повышения его экологичности, расширения присутствия на мировых рынках сырьевых товаров.

     Стратегические цели и задачи развития нефтеперерабатывающей отрасли России можно разделить на три уровня: стратегический, тактический и производственный.

     Стратегический  уровень заключается в реализации:

     1) Стабильное, бесперебойное и экономически  эффективное удовлетворение

     2) внутреннего спроса на нефтепродукты. 

     3) Активное, без ущерба для внутренних  потребностей, участие в обеспечении мирового спроса на нефтепродукты.

     4) Инновационное обновление отрасли,  направленное на повышение энергетической, экономической и экологической эффективности ее функционирования.

Информация о работе Государственное управление топливно-энергетическим комплексом