Государственное управление промышленным комплексом

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 01:38, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, недостаточная разработанность теоретических проблем управления промышленным комплексом как экономической системой с учётом его конкурентных преимуществ, а также и практическая значимость подобных исследований.
Целью работы является разработка новых методов и соответствующего инструментария для управления промышленным комплексом как экономической системой и факторов, влияющих на его эффективное функционирование.

Оглавление

Введение
1. Понятие, состав и структура промышленного комплекса Российской Федерации
2. Государственный контроль и надзор в промышленности
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Государственное управление промышленным комплексом.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФГОУ ВПО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени адмирала Ф.Ф.Ушакова.

ФАКУЛЬТЕТ МОРСКОГО ПРАВА И ТАМОЖЕННОГО  ДЕЛА

Кафедра «Истории государства  и права»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Теория государства и права»

 

на  тему «Государственное управление промышленным комплексом»

 

 

 

 

Выполнил курсант группы: 19__гр.

Допущен к защите:

Защищена_________________                                                   Оценка__________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новороссийск 2012 г.

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

1. Понятие, состав и структура  промышленного комплекса Российской  Федерации

2. Государственный контроль и  надзор в промышленности

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Промышленность как ведущая  отрасль материального производства, занимает особое место в экономике  Российской Федерации и играет ключевую роль в процессе возрождения экономического потенциала страны.

В принятой Правительством РФ «Концепции промышленной политики до 2010 года» поставлена цель: повысить эффективность и конкурентоспособность российской промышленности. Однако достижение этой цели невозможно без технологических, организационных и управленческих изменений обеспечивающих развитие и конкурентное преимущество перспективных обрабатывающих отраслей промышленного комплекса.

Развитие промышленности способствует рациональному размещению производительных сил, всестороннему развитию субъектов  Российской Федерации, целесообразному  использованию имеющихся природных ресурсов. Являясь основой национальной экономики, промышленный комплекс, как целостная экономическая система, объективно нуждается в развитой и хорошо скоординированной системе государственного регулирования, направленной на сохранение и развитие промышленного и научно-технического потенциала Российской Федерации.

Система государственного воздействия  в условиях рыночных отношений должна стать основной тенденцией современного управления промышленным комплексом субъекта Федерации. При этом важно определить допустимые границы вмешательства государства в промышленную деятельность, дать исчерпывающий перечень методов государственного регулирования в целях обеспечения устойчивого функционирования промышленного комплекса субъекта Федерации, как экономической системы. В этой связи представляется принципиально важным закрепление основных принципов, направлений и механизма реализации промышленной политики направленной на регулирование промышленного комплекса как экономической системы с целью формирования его конкурентоспособности.

Современная промышленная политика должна быть направлена на последовательное и поэтапное формирование в субъектах  Федерации отраслей, использующих наукоёмкие технологии, обеспечивающие конкурентоспособность  не только производства, но и конкурентные преимущества конкретному региону. Формы и методы государственного воздействия на развитие промышленности на региональном уровне имеют существенное различие, что во многом обусловлено различием в уровнях социально-экономического развития и степенью экономической самостоятельности субъектов Федерации.

В рыночной экономике повышается значимость социальных аспектов, направленных на подъём материального и культурного  уровня жизни населения. Поэтому  взаимосвязь и взаимосогласованность экономической и социальной сторон регионального развития является важным условием современного управления.

Однако, несмотря на большое число  научных публикаций, посвященных  промышленности остаётся нерешённым вопрос о раскрытии сущности управления промышленным комплексом как экономической системой в условиях рыночной экономики, с которой связаны проблемы реализации системного подхода при формировании промышленной политики, разработки механизма её реализации с учётом конкурентных преимуществ промышленного комплекса.

Таким образом, недостаточная разработанность  теоретических проблем управления промышленным комплексом как экономической  системой с учётом его конкурентных преимуществ, а также и практическая значимость подобных исследований.

Целью работы является разработка новых методов и соответствующего инструментария для управления промышленным комплексом как экономической системой и факторов, влияющих на его эффективное функционирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, состав и  структура промышленного комплекса Российской Федерации

Добывающая и перерабатывающая промышленность всегда являлась фундаментом отечественной экономики, обеспечивая первоочередные, индивидуальные и общественные потребности. В системе органов государственного управления в силу этого ведущую роль играли межотраслевые и отраслевые промышленные государственные комитеты и министерства.1

Организация государственного управления промышленностью не утратила своей  значимости в условиях перехода нашей  экономики на рыночные отношения. Тем не менее, произошли и происходят серьезные организационно-правовые изменения, коренным образом затрагивающие, прежде всего административно-правовой статус промышленных предприятий, т.е. объектов управления, а также характер их взаимоотношений с органами государственного управления. Начало этим изменениям было положено Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. В последующие годы процесс реформирования промышленного комплекса и системы управления им нашел свое закрепление в законах: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»; «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР»; в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г.; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) и т.п.

Главными направлениями государственно-управленческой деятельности в области промышленности являются: создание необходимых организационно-правовых условий для выхода отечественного промышленного производства из кризисного состояния обеспечения рынка собственной продукцией; структурные преобразования в промышленности, обеспечивающие рациональное и пользование производственных, материальных и людских ресурсов; реализация программ развития отраслей промышленности - координация и общее направление деятельности промышленных комплексов; установление общих правил хозяйственной деятельности; контроль и надзор.

Правительство РФ: осуществляет управление федеральной собственностью в сфере промышленного производства; решает проблемы государственной промышленной политики, включая развитие государственного сектора; решает общие вопросы управления пакетами акций, закрепленными в федеральной собственности, а также государственными, включая казенные, предприятиями; разрабатывает системы управления государственными предприятиями; осуществляет структурные преобразования и реформирование в промышленности; решает вопросы конверсии и обеспечения промышленной безопасности; организует реализацию государственной политики в промышленных отраслях и в топливно-энергетическом комплексе; учреждает государственные промышленные корпорации, концерны, акционерные общества, утверждает их уставы и формирует руководство ими; определяет особенности приватизации государственных предприятий и т.д.

Органы исполнительной власти субъектов  Федерации решают вопросы, относящиеся  к регулированию деятельности и  промышленных объектов, отнесенных к их собственности или расположенных на их территории.

Вместе с тем функционирует  система специализированных органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления промышленным комплексом, как на федеральном, так и на региональном (территориальном) уровне. Главное в их деятельности состоит в осуществлении общего регулирования, координации и контроля в рамках деятельности по реализации государственной политики в порученной сфере деятельности. При этом учитывается широкомасштабная приватизация промышленных объектов, приведшая к возрастанию удельного веса акционерного (частного) промышленного сектора. Управление промышленным производством на федеральном уровне сосредоточено в настоящее время в основном в трех организационно-правовых формах: в министерствах экономики; топлива и энергетики; по атомной энергии.

Остановимся на характеристике Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.

Министерство промышленности и  энергетики Российской Федерации было создано по постановлению Правительства  Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. №179 в соответствии с указом Президента Российской Федерации в целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Министерству  промышленности и энергетики Российской Федерации, переданы функции по принятию нормативных правовых актов в  установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, за исключением функций в сфере науки, Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по атомной энергии, Российского агентства по боеприпасам, Российского агентства по обычным вооружениям, Российского агентства по системам управления, Российского агентства по судостроению, преобразуемого Федерального горного и промышленного надзора России и Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности, а также преобразуемых Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Российского авиационно-космического агентства.

Министерство  промышленности и энергетики Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, в области использования атомной энергии, космической деятельности и развития авиационной техники, строительства, архитектуры, жилищной политики, жилищно-коммунального комплекса, атомного и технологического надзора, а также функции федерального органа по техническому регулированию и национального органа по стандартизации.

Министерство  промышленности и энергетики Российской Федерации осуществляет координацию  и контроль деятельности находящихся  в его ведении Федеральной  службы по атомному надзору, Федеральной  службы по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службы по технологическому надзору, Федерального агентства по атомной энергии, Федерального космического агентства, Федерального агентства по промышленности, Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и Федерального агентства по энергетике.

Министерство  промышленности и энергетики Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим основным вопросам:

а) основные направления, концепции и комплексные прогнозные оценки развития в областях, входящих в сферу деятельности Министерства;

б) государственное регулирование и структурные преобразования в областях, входящих в сферу деятельности Министерства;

в) государственная  политика в сфере промышленности, оборонно-промышленного комплекса, структурная политика в сфере  промышленного производства;

г) приоритетные направления научно-технического развития и инновационной деятельности в  сфере промышленности, включая определение  перечня промышленных критических  технологий гражданского и двойного назначения, разработку и осуществление  мер по их реализации, формирование механизмов государственной поддержки промышленности, развитие инновационной инфраструктуры рынка наукоемкой продукции и услуг, объектов промышленной собственности;

д) государственная  энергетическая политика, соглашения о разделе продукции, структурная политика в области топливно-энергетического комплекса, включая реформирование естественных монополий, рациональное использование и сбережение энергоресурсов;

е) государственная  политика в области технического регулирования и метрологии, разработка технических регламентов, развитие систем аккредитации и добровольной сертификации, обеспечение единства измерений;

ж) жилищная и  структурная политика в сфере  строительства и жилищно-коммунального  хозяйства, государственная политика в области градостроительства, разработка принципов застройки территорий муниципальных образований, механизмов развития рынка доступного жилья, в том числе развития системы ипотечного жилищного кредитования;

з) государственная  политика в области использования  атомной энергии, утверждение федеральных норм и правил, а также иных нормативных документов, регулирующих ядерную и радиационную безопасность, а также техническую безопасность в области использования атомной энергии.2

Министерство промышленности и  энергетики Российской Федерации состоит из:

Федеральной службе по атомному надзору;

Федеральной службе по техническому регулированию и  метрологии;

Федеральной службе по технологическому надзору;

Федерального  агентства по атомной энергии;

Федерального  космического агентства;

Федерального агентства по промышленности;

Федерального  агентства по строительству и  жилищно-коммунальному хозяйству;

Информация о работе Государственное управление промышленным комплексом