Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:58, курсовая работа
Цель данной работы - дать определение рынка труда, рассмотреть его специфику и особенности, механизм функционирования, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования.
Введение
1. Теоретические основы рынка труда
1.1 Сущность и теории рынка труда
1.2 Классификация рынков труда
1.3 Механизм функционирования рынка труда
1.4 Специфика рынка труда
2. Государственное регулирование рынка труда
2.1 Исторический опыт регулирования рынка труда
2.2 Предложение труда как объект государственного регулирования
2.3 Основные задачи государственного регулирования на рынке труда
2.4 Программа занятости как механизм реализации на рынке труда
2.5 Способы регулирования рынка труда
2.6 Инструменты государственного регулирования
Заключение
Список литературы
Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, государственные закупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное - на спрос.
Государство
должно прогнозировать ситуацию на рынке
труда, находить и поддерживать, либо
формировать «точки роста» в экономике,
проводить соответствующую
2.4 Программа занятости как механизм реализации на рынке труда
Государственное
регулирование рынка труда
· трудоустройство незанятого населения и оказание помощи по профподготовке (биржи труда);
· стимулирование образования гибкого рынка труда;
· социальная защита от безработицы.
Мировой опыт выработал два основных типа воздействия на уровень занятости: 1.активный (стимулирование создания новых рабочих мест и предложения труда, меры по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях); 2. пассивный (выплата пособий безработным).
Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и др.) Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают нестабильность рынка.
Социальная защита населения в условиях рынка осуществляется через механизм перераспределения доходов на основе введения «черты бедности» в России, как и в других странах, на уровне «прожиточного минимума».
Значительная и посреднически - вспомогательная роль государства на рынке труда. Она частично берет на себя функции поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации к меняющимся требованиям рынка.
Многие
государства предпринимают
1.
Сокращают законодательно
2.
Рекомендуют осуществлять на
предприятиях «разделение
3.
Досрочно увольняют на пенсию
работников государственного
4.
Создают новые рабочие места
и организуют общественные
5.
Сокращают предложение рабочей
силы на рынке труда;
Видное
место на сегодняшний день в регулировании
занятости занимает биржа труда.
Биржа труда - учреждение, осуществляющее
посредничество между рабочими и
предпринимателями при
Основными направлениями деятельности бирж труда являются:
1) регистрация безработных;
2) регистрация вакантных мест;
3) трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;
4)
изучение конъюнктуры рынка
5)
тестирование лиц, желающих
6)
профессиональная ориентация и
профессиональная
7) выплата пособий.
Законодательное
регулирование занятости и
В соответствии с российским законодательством центр занятости, где зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения по возможности предложить ему два варианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии - два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.
В случае невозможности предоставления указанным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации им может быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости. Кроме того, гражданам, ищущим работу, может быть предложено участие в общественных работах на добровольной основе.
Решение
о признании граждан
1)
уволенным с предприятий по
любым поводам, имевшим до
2) уволенным с предприятий на любых основаниях, но не имевшим за последний год 12 недель оплачиваемой работы пособие выплачивается в размере минимальной заработной платы;
3)
гражданам, ищущим работу
Продолжительность
периода выплаты пособия по безработице
не может превышать двенадцати календарных
месяцев в суммарном
Государственное
регулирование проблем
Большинство
экономистов полагают, что проблема
безработицы и других диспропорций
на рынке труда может быть смягчена
только с помощью комбинации различных
средств: стимулирования экономического
роста, сокращения рабочей недели, создания
эффективной системы
Рынок
труда представляет собой с социальной
стороны систему общественных отношений,
отражающих уровень развития и достигнутый
на данный период баланс интересов
между выступающими на рынке силами:
предпринимателями, трудящимися и
государством. Степень развитости рынка
труда характеризуется
В широком смысле механизм госрегулирования включает экономические, юридические, социальные и психологические факторы, определяющие функционирование рынка труда. Они осуществляются через систему трудоустройства - широкую сеть бюро занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы переподготовки.
Меры
косвенного регулирования рабочей
силы: налоговая, денежно-кредитная
и бюджетная политика правительства,
совершенствование
Меры
косвенного регулирования рынка
рабочей силы одновременно являются
и мерами общеэкономического регулирования
и воздействуют на динамику занятости
и безработицы посредством
Менять ситуацию на рынке труда в нужную сторону, т.е. регулировать его можно, воздействуя на отдельные факторы. Несоответствие спроса и предложения рабочей силы может быть вызвано несоответствием:
· Профессионально - квалификационного состава рабочих требованиями к их профессиональному уровню, которое предъявляется на вакантном рабочем месте.
· Характеристик рабочих мест (условия труда и содержание, заработная плата и т.д.) и возросших запросов незанятой части экономически активного населения.
Территориального размещения свободных рабочих мест и незанятой части экономически активного населения.
Есть два типа регулирования рынка труда:
1.
Пассивное регулирование - когда
объектом внимания становится
рабочая сила, уже по1авшая на
рынок труда и активно ищущая
перемещение, т.е. мероприятия,
2.
Активное регулирование - направленно
на предупреждение безработицы,
Ведущая роль в регулировании рынка труда принадлежит федеральной службе занятости, совместно с местными органами служба занятости заботится о выработке региональной программе занятости.
Регулирующая
функция государства
· Пересмотр важнейших норм государственного, трудового и административного права, регулирующих наем и увольнение, рабочее время, условия труда, формы трудоустройства и т.д.;
· Установление минимальной заработной платы;
· Организация системы подготовки и переподготовки населения;
· Социальная защита малоимущих слоев населения и высвобождаемых с производства работников;
· Контроль над управлением безработицы;
· Разработка федеральной программы занятости.
2.5 Способы регулирования рынка труда
Для
ограничения уровня безработицы
составляются среднесрочные и долгосрочные
прогнозы занятости населения по
отдельным территориям и
Методы
территориального регулирования подразделяются
на методы регулирования спроса и
методы регулирования предложения
рабочей силы, которые в свою очередь
делятся на методы увеличения спроса
и методы сокращения спроса. Выбор
метода для практического
Для
регулирования рынка труда
Государственная
система управления трудовыми ресурсами
РФ включает совокупность органов законодательной,
исполнительной и судебной власти,
централизованно регулирующих основные
социально-экономические
Основными задачами государственной системы управления трудовыми ресурсами являются: принятие законов, контроль над их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда.
В
условиях развития рыночной экономики
государственное регулирование
социально-экономических
Законодательная
власть осуществляет принятие законов,
содержащих обязательные правила поведения,
в том числе в области
Федеральные
законы в области трудового
Информация о работе Государственное регулирование рынка труда