Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 19:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретическое исследование влияния глобализации на государственное регулирование экономики.
При этом в ходе работы предполагается выполнить ряд задач:
- определить сущность глобализации;
- рассмотреть функционирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов;
- оценить конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке;
- проанализировать систему мер белорусского государства по повышению национальной конкурентоспособности и обеспечения национальной безопасности.
Введение 3
Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов
5
1.1. Понятие глобализации. Факторы развития глобализации
1.1.1. Позитивные последствия глобализационных процессов
1.1.2. Негативные последствия, потенциальные проблемы и опасности глобализации
1.2.1 Конкурентоспособность национальной экономики в условиях глобальных вызовов
1.2.2. Теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности
1.3. Обеспечение национальной безопасности в условиях мировых вызовов
5
10
11
17
19
22
2. Система мер Республики Беларусь по обеспечению национальной безопасности и конкурентоспособности национальной экономики
31
2.1. Показатели экономической безопасности белорусского государства
2.2. Меры белорусского государства по повышению национальной конкурентоспособности
31
39
3. Модернизация системы мер по повышению эффективности государственного воздействия на национальную экономику
52
Заключение 63
Список использованных источников
Правительство Республики Беларусь, учитывая высокую насыщенность промышленного комплекса страны предприятиями-монополистами, прилагает усилия к их разукрупнению и тем самым созданию конкурентной ситуации. Это сложный процесс перестройки внутренних и внешних хозяйственный связей между производителями, поставщиками и потребителями. К 2005 году преобразовано в общей сложности 4100 предприятий республики. Среди них 543 (13,2%) объекты промышленности, 282 (7,1%) – строительства, 81 (2%) – транспорта и связи, 1521 (37,1%) – торговли и общественного питания, 459 (11,2%) –бытового обслуживания, 763 (18,6%) – агропромышленного комплекса, 441 (10,8%) – прочих отраслей народного хозяйства.
По
всей вероятности, обеспечение
Выделим
также основные стратегические направления
повышения
С
целью повышения международной
конкурентоспособности
На международном уровне усилия должны будут направлены на обеспечение признания Республики Беларусь страной с рыночной экономикой, получение странового кредитного рейтинга, развитие отношений с международными финансовыми организациями, вступление в ВТО на условиях, отвечающих национальным интересам и учитывающих приоритеты внутренней и внешней политики белорусского государства, снижение торговых барьеров на пути белорусской продукции.
Перед Республикой Беларусь стоит задача не только сделать экспорт более эффективным и увеличить приток валюты, но и повысить народнохозяйственную отдачу импорта. Обе эти стороны более активного включения страны в глобальную экономику взаимосвязаны и должны быть подчинены ускорению экономического развития. А это, как известно, невозможно без крупных капитальных вложений для замены устаревших и создания новых производственных мощностей. Чтобы наверстать упущенное за годы реформ в обновлении и строительстве основных фондов экономики, недостаточно собственных накоплений, не обойтись без привлечения средств извне. И то, и другое предполагает импорт новейшего оборудования и техники, приобретение лицензий и ноу-хау. До 60%необходимых для модернизации экономики технологий, по мнению экспертов, необходимо будет приобретать за границей.
Дело это крайне выгодное. Один доллар на закупку лицензий экономил Японии 16 долл., в США – 6.3, Франции -5.4 долл., которые нужно было бы израсходовать на собственные научные разработки, притом ёщё с неизвестным результатом.
Иными словами, от международного разделения труда, состоящего в обмене сырья и полупродуктов на готовую продукцию ( по большей части на предметы потребления), РБ предстоит перейти к разделению труда преимущественно в производстве готовых изделий, особенно наукоёмких и высокотехнологичных, идя на кооперацию в производстве узлов и деталей. Белорусская экономика должна стать привлекательной для прямых иностранных капиталовложений. Только в этом случае наращивание экспорта и импорта становится мощным средством модернизации экономики.
Анализ
результатов теоретических
В
контексте текущих проблем
3 Модернизация системы мер по повышению эффективности государственного воздействия на национальную экономику
Основной целью модернизации экономических институтов и механизмов государственного регулирования является придание новых импульсов и создание стимулов для экономического роста на основе либерализации условий экономической деятельности субъектов хозяйствования всех форм собственности, формирования благоприятного бизнес-климата, отказа от преимущественно административных методов управления.
На основе анализа и оценки развития национальной экономики за 2006–2010 годы, включая оценку последствий мирового финансово-экономического кризиса, а также внешних вызовов, отражающих тенденции мировых экономических процессов, можно определить цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь.
Для обновления, нацеленного на повышение эффективности развития Беларуси необходимо осуществить переход страны на инновационный путь развития, модернизацию экономики на базе высокоэффективных технологий и техники, повышение эффективности инвестиций и уровня конкурентоспособности продукции, отраслей, регионов и страны в целом на основе максимального использования и развития конкурентных преимуществ страны. Для этого требуется либерализация и широкомасштабные системные преобразования в экономике при одновременном соблюдении критериев национальной безопасности.
Основной целью мер государственного воздействия является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
С учетом преемственности направлений экономического развития и роли важнейших факторов в достижении социально-экономических целей, предлагаются следующие приоритетные направления социально-экономического развития страны:
Исходя из оценки современного состояния экономики и внешних угроз-вызовов, отражающих противоречивые тенденции мирового экономического развития, целей, приоритетов и задач, основных параметров эффективности развития национальной экономики, обосновывается система мер и механизмов их достижения.
При разработке Системы мер необходимо предусмотреть:
модернизацию организационно-экономических механизмов и институтов, направленную на раскрепощение возможностей отечественного бизнеса, предприятий и организаций в поиске резервов, разработке мер и путей их реализации;
ускорение структурной перестройки и реструктуризация предприятий за счет приоритетного развития наукоемких высокотехнологичных производств с высокой долей добавленной стоимости, а также прогрессивных видов услуг;
развитие и поддержку малых и средних частных предприятий, повышение роли частного капитала в модернизации экономики;
повышение эффективности управления государственной собственностью путем внедрения системы доверительного управления правами собственности, формирование механизмов частно-государственного партнерства;
структурную диверсификацию экономики на основе интегрированных корпоративных структур – высокотехнологичных кластеров, экспортоориентированных холдингов, системной приватизации государственного имущества, интеграции существующих в республике производств традиционных технологических укладов в ТНК, создания механизма селективной поддержки высокотехнологичных предприятий;
активизацию инвестиционных процессов, направленных на создание новых и модернизацию действующих рабочих мест, обладающих высокой производительностью, в том числе за счет увеличения доли внешних инвестиций, увязывая это с благоприятным изменением инвестиционного климата в стране;
создание механизмов мотивации к эффективной работе предприятий и повышению ответственности работников (прежде всего менеджеров) за результаты своего труда;
формирование новой профессионально-кадровой структуры, соответствующей потребностям новой экономики, реализация системы мер по эффективному использованию трудовых кадров, создание условий стимулирования творческого мышления (креативного сознания), развитие системы «образование в течение жизни».