Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является теоретическое исследование влияния глобализации на государственное регулирование экономики.
При этом в ходе работы предполагается выполнить ряд задач:
- определить сущность глобализации;
- рассмотреть функционирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов;
- оценить конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке;
- проанализировать систему мер белорусского государства по повышению национальной конкурентоспособности и обеспечения национальной безопасности.

Оглавление

Введение 3
Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов
5
1.1. Понятие глобализации. Факторы развития глобализации
1.1.1. Позитивные последствия глобализационных процессов
1.1.2. Негативные последствия, потенциальные проблемы и опасности глобализации
1.2.1 Конкурентоспособность национальной экономики в условиях глобальных вызовов
1.2.2. Теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности
1.3. Обеспечение национальной безопасности в условиях мировых вызовов
5
10
11

17

19

22


2. Система мер Республики Беларусь по обеспечению национальной безопасности и конкурентоспособности национальной экономики
31
2.1. Показатели экономической безопасности белорусского государства
2.2. Меры белорусского государства по повышению национальной конкурентоспособности
31

39
3. Модернизация системы мер по повышению эффективности государственного воздействия на национальную экономику
52
Заключение 63
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 331.50 Кб (Скачать)
 

          Правительство Республики Беларусь, учитывая высокую  насыщенность промышленного комплекса страны предприятиями-монополистами, прилагает усилия к их разукрупнению и тем самым созданию конкурентной ситуации. Это сложный процесс перестройки внутренних и внешних хозяйственный связей между производителями, поставщиками и потребителями. К 2005 году преобразовано в общей сложности 4100 предприятий республики. Среди них 543 (13,2%) объекты промышленности, 282 (7,1%) – строительства, 81 (2%) – транспорта и связи, 1521 (37,1%) – торговли и общественного питания, 459 (11,2%) –бытового обслуживания, 763 (18,6%) – агропромышленного комплекса, 441 (10,8%) – прочих отраслей народного хозяйства.

          По  всей вероятности, обеспечение конкурентоспособности  белорусской экономики лежит  на путях непрерывного поиска ответов  на следующие вопросы глобальной экономики: что, как и где производить и что, как и по каким ценам продавать, с учётом национальных и интернациональных издержек?

          Выделим также основные стратегические направления  повышения конкурентоспособности  товаропроизводителей Республики Беларусь на мировом рынке. Так, конкурентоспособность будет обеспечиваться за счёт:

    1. Упрощения процедур во внешней торговли в рамках рекомендаций международных организаций, в том числе порядка таможенного оформления грузов на пограничных пропускных пунктах и электронного обмена данными;
    2. Развитие экспорта национального капитала и корпоративных связей с ведущими мировыми фирмами и участия в реализации транснациональных проектов;
    3. Обеспечения правовой защиты технических решений и патентной чистоты объектов экспортных поставок на основе осуществления патентования отечественных разработок;
    4. Развития систем сертификации и качества экспортной продукции, признаваемых зарубежными партнёрами, установления требований к её потребительским и экологическим характеристикам, а также безопасности применения; разработки государственных стандартов в области экологической сертификации продукции и производств на базе международных стандартов серии ИСО 14000;
    5. Проведения научно-технической политики и разработки инновационных механизмов с целью повышения технологического уровня, наукоёмкости и эффективности производств на предприятиях;
    6. Совершенствование механизма стимулирования эффективного использования предприятиями прироста валютной выручки на закупку новых технологий и «ноу-хау» из экономически развитых стран;
    7. Привлечение инвестиций для модернизации технологий и снижения энергоёмкости и материалоёмкости производства;
    8. Совершенствования нормативно-правовой базы с целью формирования конкурентоспособной транспортной системы на международном рынке транспортно-экспидиционных услуг;
    9. Улучшение качества управления предприятиями, в том числе путём поиска эффективного собственника;
    10. Создание дополнительных условий для стимулирования производства экспортной продукции с использованием опережающих технических идей и решений, наукоёмких, энерго- и ресурсосберегающих технологий, в том числе в рамках беспроцентного кредитования проектов за счёт средств Фонда поддержки экспорта, Инновационного фонда и др.;
    11. Обеспечение соответствия белорусской экспортной продукции международным стандартам, в том числе создания на предприятиях систем управления качеством на базе международных стандартов ИСО 9000-9002.
 

          С целью повышения международной  конкурентоспособности национальной экономики следует решить ряд  задач:

    • Повысить эффективность использования факторов производства, что предполагает приведение в действие института банкротства в отношении хронически убыточных и низко рентабельных предприятий (через депрессивные комиссии в составе представителей соответствующих концернов, Министерства экономики, Министерства труда и соцзащиты, профсоюзов, учёных, руководителей проблемных предприятий). Определить очерёдность их банкротства и меры по переквалификации работников ликвидируемых предприятий, оценить имущество, определить объёмы финансирования процедур, связанных с ликвидацией, и т.д. необходимость такой политики в отношении заведомо неконкурентоспособных предприятий диктуется не только чисто экономическими соображениями (прекращение неэффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов) или социальными императивами (ликвидация предприятий с низкой зарплатой, существующих за счёт эффективного сектора экономики, постепенная переквалификация высвобождаемых работников). Необходимо учитывать и перспективы вступления в ВТО, а также удорожание импортных товаров вследствие высоких таможенных барьеров, приводящих к повышению цен для населения на ряд более качественной продукции иностранного происхождения;
    • Стимулировать формирование конкурентной среды для малого и среднего бизнеса (включая смежные и поддерживающие отрасли) в рамках приоритетных направлений экспортной специализации;
    • Приобрести и использовать прогрессивные ресурсосберегающие технологии, включая импорт патентов, лицензий, другие формы трансфера технологий;
    • Привлечь иностранных инвесторов, прежде всего, в науко- и капиталоёмкие сферы экономики;
    • Развить дилерские и сервисные сети для продвижения белорусских товаров за  рубежом;
    • Повысить эффективность менеджмента и маркетинга предприятий-экспортёров.
 

          На  международном уровне усилия должны будут направлены на обеспечение признания Республики Беларусь страной с рыночной экономикой, получение странового кредитного рейтинга, развитие отношений с международными финансовыми организациями, вступление в ВТО на условиях, отвечающих национальным интересам и учитывающих приоритеты внутренней и внешней политики белорусского государства, снижение торговых барьеров на пути белорусской продукции.

          Перед Республикой Беларусь стоит задача не только сделать экспорт более  эффективным и увеличить приток валюты, но и повысить народнохозяйственную отдачу импорта. Обе эти стороны более активного включения страны в глобальную экономику взаимосвязаны и должны быть подчинены ускорению экономического развития. А это, как известно, невозможно без крупных капитальных вложений для замены устаревших и создания новых производственных мощностей. Чтобы наверстать упущенное за годы реформ в обновлении и строительстве основных фондов экономики, недостаточно собственных накоплений, не обойтись без привлечения средств извне. И то, и другое предполагает импорт новейшего оборудования и техники, приобретение лицензий и ноу-хау. До 60%необходимых для модернизации экономики технологий, по мнению экспертов, необходимо будет приобретать за границей.

          Дело  это крайне выгодное. Один доллар на закупку лицензий экономил Японии 16 долл., в США – 6.3, Франции -5.4 долл., которые нужно было бы израсходовать на собственные научные разработки, притом ёщё с неизвестным результатом.

          Иными словами, от международного разделения труда, состоящего в обмене сырья и полупродуктов на готовую продукцию ( по большей части на предметы потребления), РБ предстоит перейти к разделению труда преимущественно в производстве готовых изделий, особенно наукоёмких и высокотехнологичных, идя на кооперацию в производстве узлов и деталей. Белорусская экономика должна стать привлекательной для прямых иностранных капиталовложений. Только в этом случае наращивание экспорта и импорта становится мощным средством модернизации экономики.

      Анализ  результатов теоретических исследований и приоритетных направлений экономического развития Беларуси позволяет сделать вывод о том, что наиболее важными факторами роста конкурентоспособности Беларуси являются рост доли частного сектора в ВНП и создании новых рабочих мест; внедрение инноваций; разработка политики, нацеленной на защиту потребителей и поддержку конкуренции на рынке; развитие институциональной системы (законодательные и социальные институты) в рыночном направлении; улучшение организации и управления предприятиями; рост производительности труда, особенно в сфере производства; приток капитала на предприятия, включая прямые иностранные и внутренние инвестиции; расширение внутреннего и внешнего рынка.

      В контексте текущих проблем развития внешнеэкономических связей и обеспечения  экономической безопасности основное внимание уделено реализации следующих направлений: расширение импорта капитала в различных видах их проявления, сокращение объемов "бегства" капитала из страны; поиск форм участия зарубежного капитала в развитии новых технологий в республике и в процессе приватизации государственной собственности, законодательное регулирование способов такого участия; научно техническое и технологическое сотрудничество Беларуси с зарубежными странами, трансферт технологий, развитие национального рынка технологии и уменьшение импортной зависимости; привлечение к сотрудничеству международных экономических организаций разной направленности и уровня, др.[24] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Модернизация системы мер по повышению эффективности государственного воздействия на национальную экономику

     Основной  целью модернизации экономических институтов и механизмов государственного регулирования является придание новых импульсов и создание стимулов для экономического роста на основе либерализации условий экономической деятельности субъектов хозяйствования всех форм собственности, формирования благоприятного бизнес-климата, отказа от преимущественно административных методов управления.

     На  основе анализа и оценки развития национальной экономики  за 2006–2010 годы, включая оценку последствий мирового финансово-экономического кризиса, а также внешних вызовов, отражающих тенденции мировых экономических процессов, можно определить цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь.

     Для обновления, нацеленного на повышение эффективности развития Беларуси необходимо осуществить переход страны на инновационный путь развития, модернизацию экономики на базе высокоэффективных технологий и техники, повышение эффективности инвестиций и уровня конкурентоспособности продукции, отраслей, регионов и страны в целом на основе максимального использования и развития конкурентных преимуществ страны. Для этого требуется либерализация и широкомасштабные системные преобразования в экономике при одновременном соблюдении критериев национальной безопасности.

     Основной  целью мер государственного воздействия является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

     С учетом преемственности направлений  экономического развития и роли важнейших  факторов в достижении социально-экономических  целей, предлагаются следующие приоритетные направления социально-экономического развития страны:

    • развитие человеческого потенциала;
    • предпринимательство и инициатива;
    • инновационное развитие и структурная перестройка экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств;
    • рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;
    • устойчивое развитие регионов;
    • качественное и доступное жилье;
    • эффективный агропромышленный комплекс.
 

     Исходя  из оценки современного состояния экономики  и внешних угроз-вызовов, отражающих противоречивые тенденции мирового экономического развития, целей, приоритетов и задач, основных параметров эффективности развития национальной экономики, обосновывается система мер и механизмов их достижения.

     При разработке Системы мер  необходимо предусмотреть:

     модернизацию  организационно-экономических механизмов и институтов, направленную на раскрепощение возможностей отечественного бизнеса, предприятий и организаций в поиске резервов, разработке мер и путей их реализации;

     ускорение структурной перестройки  и реструктуризация предприятий за счет приоритетного развития наукоемких высокотехнологичных производств с высокой долей добавленной стоимости, а также прогрессивных видов услуг;

     развитие  и поддержку малых  и средних частных  предприятий, повышение роли частного капитала в модернизации экономики;

     повышение эффективности управления государственной собственностью путем внедрения системы доверительного управления правами собственности, формирование механизмов частно-государственного партнерства;

     структурную диверсификацию экономики  на основе интегрированных корпоративных структур – высокотехнологичных кластеров, экспортоориентированных холдингов, системной приватизации государственного имущества, интеграции существующих в республике производств традиционных технологических укладов в ТНК, создания механизма селективной поддержки высокотехнологичных предприятий;

     активизацию инвестиционных процессов, направленных на создание новых и модернизацию действующих рабочих мест, обладающих высокой производительностью, в том числе за счет увеличения доли внешних инвестиций, увязывая это с благоприятным изменением инвестиционного климата в стране;

     создание  механизмов мотивации  к эффективной  работе предприятий и повышению ответственности работников (прежде всего менеджеров) за результаты своего труда;

     формирование  новой профессионально-кадровой структуры, соответствующей потребностям новой экономики, реализация системы мер по эффективному использованию трудовых кадров, создание условий стимулирования творческого мышления (креативного сознания), развитие системы «образование в течение жизни».

Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов