Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является теоретическое исследование влияния глобализации на государственное регулирование экономики.
При этом в ходе работы предполагается выполнить ряд задач:
- определить сущность глобализации;
- рассмотреть функционирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов;
- оценить конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке;
- проанализировать систему мер белорусского государства по повышению национальной конкурентоспособности и обеспечения национальной безопасности.

Оглавление

Введение 3
Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов
5
1.1. Понятие глобализации. Факторы развития глобализации
1.1.1. Позитивные последствия глобализационных процессов
1.1.2. Негативные последствия, потенциальные проблемы и опасности глобализации
1.2.1 Конкурентоспособность национальной экономики в условиях глобальных вызовов
1.2.2. Теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности
1.3. Обеспечение национальной безопасности в условиях мировых вызовов
5
10
11

17

19

22


2. Система мер Республики Беларусь по обеспечению национальной безопасности и конкурентоспособности национальной экономики
31
2.1. Показатели экономической безопасности белорусского государства
2.2. Меры белорусского государства по повышению национальной конкурентоспособности
31

39
3. Модернизация системы мер по повышению эффективности государственного воздействия на национальную экономику
52
Заключение 63
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 331.50 Кб (Скачать)

      В научной экономической литературе приводится огромное число показателей состояния экономической безопасности государства.

К важнейшим  показателям экономической безопасности Республики Беларусь можно отнести:

  • Степень обновления основных производственных средств;         
  • Доля инвестиций в основной капитал в ВВП ;                                                              
  • Затраты  на научные исследования и разработки к ВВП;                                          
  • Доля  новой  продукции  в  общем объеме промышленной продукции;
  • Доля  собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива государства;
  • Производство зерна на душу населения;
  • Доля импорта продовольственных товаров  в  общем объеме их розничного товарооборота ;                                                  
  • Дефицит консолидированного бюджета к ВВП;               
  • Отношение внешнего государственного долга к ВВП;                                                        
  • Отношение  внутреннего государственного долга к ВВП;                                                    
  • Уровень  золотовалютных резервов в месяцах импорта;                                           
  • Уровень безработицы к активной части населения;                                                         
  • Доля  населения  с доходами ниже бюджета прожиточного минимума;             
  • Сальдо внешней торговли, включая услуги (по данным платежного баланса) к ВВП.                              

      Пороговые значения являются важнейшим инструментом системного анализа, прогнозирования  и социально-экономического планирования. Они должны приобрести статус одобренных или утвержденных на государственном уровне количественных параметров, соблюдение которых должно стать непременным элементом правительственных экономических программ.

      Так, Министерство экономики установило следующие пороговые значения для  приведенных выше экономических  показателей.

      Данные  о пороговых и фактических  значений вышеперечисленных показателях  за 2011 год представлены ниже в таблице.

      Таблица 2.1 Пороговые и фактические значения важнейших экономических показателей безопасности Беларуси за 2011 год.*

Показатель  Пороговое значение Фактическое значение
Степень обновления основных производственных средств  на конец года Не менее 5% 4,7%
Доля  инвестиций в основной капитал в ВВП Не менее 25% 35%
Затраты  на научные исследования и разработки к  ВВП Не менее 1% 1,3%
Доля  новой  продукции  в  общем объеме промышленной продукции Не менее 20% 12%
Доля  собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного  топлива государства Не менее 30 22,2%

таблица 2.1 продолжение 

Производство  зерна на душу населения Не менее 0,6 тонн 0,737 тонн
Доля  импорта продовольственных  товаров  в  общем  объеме их розничного товарооборота Не более 25% 28,2%
Дефицит консолидированного бюджета к ВВП Не более 3% 2,4%
Отношение внешнего государственного долга к ВВП Не более 25% 29%
Отношение  внутреннего государственного долга к ВВП Не более 20 19,6%
Уровень  золотовалютных резервов в месяцах импорта Не меньше уровня импорта за 3 месяца На уровне 2,4 месяцев импорта
Уровень безработицы к  активной части населения Не более 8% 0,6%
Доля  населения  с доходами ниже бюджета прожиточного минимума Не более 10% 6,1%
Сальдо  внешней торговли, включая услуги, к  ВВП Не более 5% 9,5%

*составлено автором. 

Таким образом, здесь имеется ряд параметров, по которым фактические значения выходят за рамки пороговых значений:

  • сальдо внешней торговли, включая услуги, к ВВП;
  • отношение внешнего государственного долга к ВВП;
  • уровень  золотовалютных резервов;
  • доля импорта продовольственных товаров  в  общем объеме их розничного товарооборота;
  • доля собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива государства;
  • доля  новой  продукции  в  общем объеме промышленной продукции;
  • степень обновления основных производственных средств на конец года.
 

Приведение к  нормам данных показателей должно стать  приоритетным направлением проводимой социально-экономической политики.

     Также важно подчеркнуть, что наивысшая  степень экономической безопасности достигается при условии, что весь комплекс общих макроэкономических показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим.

      Важнейшим фактором укрепления экономической  безопасности страны являются высокие темпы роста экономики.

      За  последние годы по темпам роста ВВП, промышленности, сельского хозяйства, инвестициям в основной капитал страна стабильно занимала лидирующие позиции не только среди стран СНГ, но и Европы в целом.

        Так, в настоящее время доля Беларуси в мировом производстве составляет: тракторов – 8–10%, большегрузных автомобилей – около 30, калийных удобрений – около 10, картофеля – более 3, животного масла – более 2, молока – более 1% и т. д. По производству мяса и молока на душу населения Беларусь не только превосходит все страны СНГ, но и находится на уровне таких развитых стран как ФРГ, Великобритания, Франция.

      Эти цифры свидетельствуют не только об укреплении экономической безопасности страны за последние годы, но и о  том, что роль и значение Беларуси в мировом производстве многих важнейших видов продукции значительно превосходят ее удельный вес в численности населения мира (0,18%).

      Значительные  показатели достигнуты и в текущем году. За январь–апрель 2011 г. ВВП вырос на 12,3%, промышленное производство – на 12,9, продукция сельского хозяйства – на 4,2, инвестиции в основной капитал – на 23,4%.

      Вместе  с тем традиционные экономические угрозы сохраняются. К ним относятся: высокая степень зависимости от поставок энергоресурсов, значительный износ основных фондов, высокая энерго- и материалоемкость продукции, низкая наукоемкость ВВП и доля инновационной продукции, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами и др.

      В результате жесточайшей конкуренции  на мировых рынках, негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса, изменений в геополитической ситуации возникают новые реальные или потенциальные экономические угрозы.

      В Концепции национальной безопасности, в связи с этим, выделены блоки угроз, связанные с устойчивостью национальной финансовой и денежно-кредитной системы, ростом внешнего долга, относительно низкой диверсификацией белорусского экспорта и импорта, необходимостью ускоренного привлечения прямых иностранных инвестиций для структурной перестройки экономики и ее модернизации.

      В роли внешних источников угроз экономической безопасности потенциально могут выступать: ухудшение условий внешней торговли, привлечения кредитных и инвестиционных ресурсов; принятие зарубежными государствами протекционистских мер; развитие транзитных коридоров, систем транспортировки энергоресурсов, альтернативных имеющимся в нашей стране; дискриминация Республики Беларусь в рамках международных союзов и образований.

      В научно-технологической  сфере основными внешними источниками угроз национальной безопасности могут выступать ограничение доступа белорусских исследователей и субъектов хозяйствования к новейшим технологиям и целенаправленная политика иностранных государств и компаний, стимулирующая эмиграцию высококвалифицированных ученых и специалистов из  
Республики Беларусь.

      Концепцией  разработаны основные направления нейтрализации внутренних источников угроз и защиты от внешних угроз экономической безопасности.

      Главная роль в решении этих задач отводится  структурной перестройке экономики. В связи с этим предполагается ускоренно развивать высокотехнологичные конкурентоспособные сектора экономики, производства на местных ресурсах, сферу услуг. Предприятия с традиционными и низкими технологиями, высокой импортоемкостью и материалоемкостью подлежат реструктуризации, в том числе, путем продажи активов частным инвесторам.

      Основными факторами роста производительности труда станет повышение его капиталовооруженности и качества рабочей силы, наращивание инновационной активности субъектов хозяйствования.

      Большое значение отводится последовательному  стимулированию деловой активности, нацеленному на преодоление монополизма и развитие конкуренции.

      С целью привлечения прямых иностранных инвестиций значительное внимание будет уделено формированию благоприятного инвестиционного климата. Это позволит стране уже в текущей пятилетке войти в число 30 стран с лучшими условиями ведения бизнеса.

      Особую  роль в решении этих задач призвана сыграть Директива № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

      Защита  от реальных и потенциальных внешних  экономических угроз будет осуществляться путем выгодной интеграции экономики страны в глобальное экономическое пространство, осуществления многовекторной экономической политики, диверсификации импорта сырьевых и энергетических ресурсов, расширения товарной номенклатуры и географии экспорта.

      Важное  направление минимизации внешних угроз – включение белорусских предприятий в цепочки транснациональных корпораций, создание отечественных ТНК с размещением сервисных центров и сборочных производств за рубежом (по этому пути уже пошли такие крупнейшие белорусские предприятия как МАЗ, МТЗ, «Гомсельмаш» и др.).

      Нейтрализация внутренних и внешних источников угроз предполагает, прежде всего, завершение формирования эффективной национальной инновационной системы.

      С этой целью особое внимание будет  уделено развитию рынка научно-технической  продукции и его инфраструктуры, расширению экспорта объектов интеллектуальной собственности, существенному обновлению материально-технической базы науки, организации технологических парков мирового уровня.

      В целом можно сказать, что в  основе качественного роста отечественной экономики на ближайший и среднесрочный периоды будет привлечение новых перспективных технологий и использование собственного научного потенциала.

      Особую  роль в развитии научно-технологической  
сферы предстоит сыграть Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг., в которой запланирована реализация 223 проектов по созданию новых предприятий и производств. Помимо этого около 900 инновационных проектов будет реализовано на отраслевом и региональном уровнях.

Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов