Государственное регулирование международной миграции трудовых ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 17:13, контрольная работа

Краткое описание

Проблема миграции очень актуальна сейчас, так как у многих есть возможность беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. По большей части люди выезжают на территорию другой страны (или города своей) в попытках найти хотя бы временную или более высокооплачиваемую работу. Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…3
1. Международная миграция рабочей силы в системе международного регулирования мировой экономики …………………………………..…..…4
2. Основные направления государственного регулирования международных миграционных процессов……………………...……….…10
3. Проблемы государственного регулирования международной миграции трудовых ресурсов в России..………………………………………….……19
Список использованной литературы……………………..………..………….24

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Государственное регулирование международной миграции трудовых ресурсов.docx

— 47.66 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Саратовский государственный  университет имени Н.Г. Чернышевского»

 

Кафедра: «Экономической теории и национальной экономики»

Контрольная  работа по дисциплине «Мировая экономика»

на тему: «Государственное регулирование международной миграции трудовых ресурсов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               Выполнил студент  2-го курса,

                                                                    группы   264      .заочного

                                            отделения.

                                                                          Идобаев Александр Юрьевич

 

 

 

Саратов 2011год.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………….…3

1. Международная миграция рабочей силы в системе международного регулирования мировой экономики …………………………………..…..…4

2. Основные направления государственного регулирования международных миграционных процессов……………………...……….…10

3. Проблемы государственного регулирования международной миграции трудовых ресурсов в России..………………………………………….……19

Список использованной литературы……………………..………..………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Международная трудовая миграция - это  перемещение трудоспособного населения  между государствами под влиянием сугубо экономических причин, то есть в поисках заработка. В отличие  от переселенческой миграции, она  предполагает сохранение постоянной связи  мигранта со своей родиной.

Проблема миграции очень актуальна  сейчас, так как у многих есть возможность беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. По большей части люди выезжают на территорию другой страны (или города своей) в попытках найти хотя бы временную  или более высокооплачиваемую работу. Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала  частью международных экономических  отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в  другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные  преимущества странам, принимающим  рабочую силу и поставляющим ее.

Целью данной контрольной работы является предоставление цельного и системного понимания процессов государственного регулирования международной  миграции трудовых ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Международная миграция рабочей силы в системе международного регулирования мировой экономики.

Организационные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования  позволяют мировому сообществу постепенно ослаблять остроту в сфере  международной миграции населения  и нормализовать миграционные потоки.

Межстрановая миграция трудовых ресурсов возникает при наличии значительного  контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую  силу.

Географическими центами иммиграции являются наиболее развитые страны, такие, как США, Канада, Австралия, большинство  западноевропейских стран, а также  страны с высокими доходами от продажи  нефти и бурным экономическим  ростом (Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, и Объединенные Арабские Эмираты  и т. д.).

Мировой опыт свидетельствует, что  трудовая миграция обеспечивает несомненные  преимущества странам, как принимающим  рабочую силу, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические проблемы.

Для нейтрализации отрицательных  последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в  результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию  в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В  этой области особенно очевидны неэффективность  жестких, директивных мер и необходимость  косвенных, координирующих воздействий  со стороны государств и правительств.

Учитывая, что правительство каждой страны суверенно в своем праве  определять направления и цели миграционной политики, при разработке комплекса  мер, регулирующих процессы внешней  трудовой миграции, признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных  организаций.

Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права нуждаются в защите.

Во многих аспектах интересы стран  – экспортеров и импортеров рабочей  силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляются в форме  двух- или многосторонних международных  соглашений по вопросам миграции.

«Ведущая роль в регулировании  процессов международной миграции принадлежит МОТ (Международная  организация труда), имеющей статус специализированного учреждения ООН. Она была создана в 1919 году, согласно версальскому мирному договору в  рамках Лиги Наций, как Международная  комиссия для выработки конвенций  и рекомендаций по вопросам трудового  законодательства и улучшения условий  труда.

В 1949 году МОТ была принята Конвенция 97 о трудящихся-мигрантах. Положения  этой Конвеции сохраняют свою актуальность до сих пор.

Например, следующие два положения  этой конвенции:

Она распространяется на иммигрантов, законно пребывающих на территории страны;

В ней предусмотрено право трудящихся-мигрантов  на постоянное жительство в “принимающей”  стране после определенного срока  работы.

В 1955 году МОТ принимает еще один важный документ – Рекомендацию 100 – о защите трудящихся-мигрантов  развивающихся стран. Этот документ направлен на регулирование миграции в интересах экономического и  социального развития развивающихся  стран, ограничения нежелательной  для этих стран потери трудовых ресурсов.

В числе предлагаемых мер – принятие специальных программ экономического развития в странах эмиграции, создание новых рабочих мест. Одновременно предусматриваются административные меры, направленные на “ограничение вербовки в районах, где отлив рабочей  силы может иметь отрицательное  влияние, как на экономическую организацию, так и на здоровье, благосостояние и развитие соответствующего населения”.

В 1947 и 1975 годах были приняты два  Документа о трудящихся-мигрантах  – Конвенция 143 и рекомендация 151, которые предлагали государствам-членам принять меры – от административных, гражданских вплоть до тюремного  заключения – по пресечению нелегальной  миграции и незаконного найма (к  вербовщикам, работодателям и др.). Документы включали принципиально  новое положение о том, что  если трудящийся-мигрант, находящийся  в стране на законных основаниях, потерял  работу, то он не может рассматриваться, как нелегально проживающий, и продолжает пользоваться всеми правами.

Согласно программе действий, принятой в 1976 г. на всемирной конференции  по занятости в рамках МОТ, организация  набора рабочей силы должна производиться  на основе двух- или многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран – экспортеров и импортеров рабочей силы.

Одной из основных идей Конвенции  МОТ о трудящихся мигрантах является признание государствами, ратифицирующими  данный документ, равенства в отношении  мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т. п. Защита прав трудящихся-мигрантов  по содержанию конвенции должна обеспечиваться:

организацией бесплатных служб  для помощи мигрантам и обеспечения  их необходимой информацией;

принятием мер, облегчающих все  стадии миграции: отъезд, перемещение  и прием мигрантов;

организацией соответствующих  медицинских служб;

разрешением переводить на родину заработок  и сбережения трудящихся – мигрантов.

В названной конвенции подчеркивается также необходимость письменного  оформления трудовых контрактов и соблюдения права трудящихся - мигрантов на получение данных документов с указанием  сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.

Документы МОТ провозглашают равенство  мигрантов с гражданами страны пребывания также и в уровне минимальной  заработной платы, а в тех странах, где это предусмотрено национальными  законодательствами, - возможность  участвовать в процедурах по установлению размера заработной платы. При этом оговаривается, что заработная плата  трудящимся – мигрантам должна выплачиваться  регулярно и наличными деньгами.

Международными стандартами предусматривается  также возможность для трудящихся-мигрантов  получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания. Так, в Рекомендациях МОТ для мигрантов оговаривается равный с гражданами принимающей страны доступ к получению образования.

Помимо МОТ, на международном уровне также действует Международная  организация по миграции (МОМ). Эта  организация разрабатывает программы, направленные на упорядочение миграционных потоков, оказание практической помощи в организации миграции. В функции  МОМ входит:

    • способствовать упорядочению и планированию миграции граждан;
    • способствовать перемещению квалифицированной рабочей силы и членов их семей, которые могут содействовать развитию принимающей страны;
    • организовывать перемещение беженцев и др.

Ряд международных договоров, принятых ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), содержит специальные нормы, которые  касаются физического состояния  трудящихся мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов  и членов их семей. В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимается Межправительственный комитет  по вопросам миграции (СИМЕ).

Ратификация заинтересованными государствами  международных конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции, является необходимым условием для их осуществления.

Подвижность населения и трудовых ресурсов – одна из важных особенностей современных МЭО.

Страны-экспортеры и страны-импортеры  трудовых ресурсов, международные организации  по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.

В области международной миграции повышенный интерес представляет опыт Испании, превратившейся с 2005 г. в рекордсмена среди государств европейского союза по приему переселенцев (она принимает примерно 30% оседающих здесь). Заметное ускорение роста населения страны (с 40,5 млн. в 2000г. до 44,1 млн. в 2004г.) на фоне низкой рождаемости в решающей степени связано с невиданным притоком чужеземцев.

Авторы показывают, что для Испании  массовый приток чужеземцев – принципиально  новое явление и серьезный, стратегический вызов. Ведь многие века она была резервуаром  эмиграции. Переселенческая парадигма  сменилась лишь в середине 70-х  годов XX в., когда страна превратилась в вожделенный плацдарм иммиграции.

В иммигрантской среде долгое время  преобладали выходцы из Евросоюза, что отличало Испанию от других государств этой группировки, в которых доминировали переселенцы не из стран – членов ЕС.

Увеличение темпов экспансии на полуостров выходцев из слабо- и среднеразвитых стран отнюдь не случайно. В результате ускоренного политико-экономического развития последних десятилетий  Испании столкнулась с проблемой, с которой до этого раньше или  позже сталкивались развитые государства  Европы и Северной Америки, - стремлением  большого числа чужеземцев проникнуть в страну и обосноваться в ней  по причине более высокого жизненного уровня, чем на их собственной родине. Пути проникновения иммигрантов  в Испанию различны.

Кажется парадоксальным, что иммигранты находят работу, в то время как  уровень безработицы в Испании  с конца 70-х годов один из самых  высоких в западной Европе. Дело в том, что коренные жители, даже числящиеся безработными, не спешат становиться  домашней прислугой, занимать непрестижные и плохо оплачиваемые мета в строительстве, сельском хозяйстве.

Для эффективной интеграции переселенцев недостаточно лишь законодательных  актов: необходимы еще и поддержка  общества, и соответствующий настрой  их самих. Интеграция иммигрантов в  новый для них социум, как справедливо  замечает М. Пахарес, - двусторонний процесс, предполагающий и желание приезжих стать частью общества, и готовность последнего сделать их своими полноправными  членами. Она невозможна как без  восприятия переселенцами определенных этико-политических ценностей принимающего их общества, так и без адаптации  последним своих структур к тем изменениям, которые несет с сбой иммиграция. Если часть чужестранцев ориентируется на “геттоизацию”, а не на интеграцию, то принимающей стороне следует задуматься о своей ответственности за это.

Информация о работе Государственное регулирование международной миграции трудовых ресурсов