Государственное регулирование международной миграции трудовых ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 17:13, контрольная работа

Краткое описание

Проблема миграции очень актуальна сейчас, так как у многих есть возможность беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. По большей части люди выезжают на территорию другой страны (или города своей) в попытках найти хотя бы временную или более высокооплачиваемую работу. Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…3
1. Международная миграция рабочей силы в системе международного регулирования мировой экономики …………………………………..…..…4
2. Основные направления государственного регулирования международных миграционных процессов……………………...……….…10
3. Проблемы государственного регулирования международной миграции трудовых ресурсов в России..………………………………………….……19
Список использованной литературы……………………..………..………….24

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Государственное регулирование международной миграции трудовых ресурсов.docx

— 47.66 Кб (Скачать)

До недавнего времени стать  гражданином Германии было практически  невозможно при отсутствии немецких корней. Поэтому как иммигранты первого  поколения, так и их потому, прожив всю жизнь в Германии, все равно  не считались гражданами. Такая политика привела к сегрегации, то есть отделению  населения иммигрантского происхождения  от немецких граждан.

Изначально британское правительство  сдерживало приток мигрантов и стремилось их ассимилировать. Однако со временем организации мусульман в Великобритании стали приобретать влияние и  оказывать давление на власти. В 1962 г. была основана Исламская миссия Соединенного Королевства, через четыре года создавшая  “Образовательный мусульманский трест”, который стал выдвигать требования по сохранению мусульманской идентичности у детей, чего в итоге и удалось добиться. А в 1985 г. было введено понятие “многокультурный уклад”. Суть новой политики заключалась в признании государством в рамках национального сообщества многочисленных общин, которые имеют право жить в своем кругу, сохраняя культурное наследие, национальные черты, обычаи, семейные связи, а также отстаивать свои права на национальном уровне. Благодаря такой государственной политике общины в Великобритании пользуются широкими правами. Потомки иммигрантов в разных поколениях остаются не включенными в британское общество и воспринимаются не как отдельные индивиды и британские подданные, а как члены этих групп, по отношению к ним используется этнический подход.

Несмотря на то, что Франция, Германия и Великобритания избрали различные  стратегии поведения по отношению  к иммигрантам, результат оказался примерно одинаковым: во всех этих странах  образовались параллельные общества в  виде устойчивых общин иммигрантов, как правило, на национальной основе.

В качестве одной из причин препятствия  на пути социального интегрирования нередко называется культурный фактор. Особенно это актуально в отношении  мусульманских иммигрантов. Ислам  и светское государство несовместимы. Государство требует, чтобы религия  не выходила из сферы частной жизни  и не проявлялась в публичной, характеризующейся всеобщим равенством. Однако ислам – это больше чем  религия, это образ жизни, он охватывает все области жизни верующего и, следовательно, не поддается изоляции в частной сфере. Это порождает практически неразрешимое противоречие. В любой стране можно найти “умеренных” мусульман, готовых до определенной степени к компромиссу; но там всегда найдутся и радикальные группировки, которые попытаются убедить выходцев из мусульманского мира в необходимости вести замкнутую жизнь в своей общине и не поступаться верой.

3. Проблемы  государственного регулирования международной миграции трудовых ресурсов в России.

Россия не осталась в стороне  от миграционных процессов. Распад СССР, переход к рыночным отношениям, экономические  и политические перемены и неурядицы, межэтнические столкновения и войны  привели к тому, что на территории России оказалось в середине 90-хх гг. около трех миллионов беженцев. Эти потоки беженцев, прежде всего  из стран СНГ и Балтии, продолжаются.

Рост безработицы подтолкнул тысяч  российских граждан, в том числе  высококвалифицированных специалистов, трудоустраиваться за рубежом. Это  один из крупнейших исходов населения  в последние десятилетия 20-ого  столетия. Об этом говорилось, и была признана безотлагательная необходимость  международной помощи на Конференции  стран СНГ в Женеве по проблемам беженцев и эмигрантов. На территории России оказались сотни тысяч перемещенных лиц не только из стран СНГ и Балтии, но и других регионов.

Правительство Российской федерации  вынуждено было в этих условиях формировать и осуществлять активную миграционную политику, искать поддержки – материальной и финансовой – у международных организаций, развивать сотрудничество с другими странами на двусторонней и многосторонней основе по проблемам миграции населения и трудовых ресурсов.

Выход России на внешние рынки труда  предполагает формирование полноценной, обоснованной миграционной политики. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, в основе которой – Конституция  российской федерации, законы и законодательные  акты, постановления Правительства  РФ, определяющие порядок выезда и  въезда в страну, трудоустройство  российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т. д.

Практическому претворению в жизнь  конституционных и законодательных  норм, обеспечивающих права российских граждан на трудоустройство за границей, способствуют заключенные международные  соглашения РФ с Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и рядом  других стран. Формирование правовой и  организационной базы регулирования  миграционных процессов в РФ продолжается.

Так, в области импорта рабочей  силы наиболее важными задачами, как  показывает складывающаяся ситуация и  опыт зарубежных стран, являются: обеспечение  защиты национальной экономики от избыточного  притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработка мер по регулированию  количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России.

В области экспорта рабочей силы при разработке эмиграционной политики России особое внимание уделяется: улучшению  ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечению  валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов  из-за границы; защите прав и обеспечению  поддержки российских граждан, работающих за рубежом; получению мигрантами профессий, предпринимательского опыта и образования.

Принципиальное значение для РФ имеет создание приоритетных условий  возвращающимся мигрантам для инвестирования в сферу экономики. С этой целью  создана специальная структура, занимающиеся консультированием, информационным обеспечением возвращающихся мигрантов и оказывающую им конкретную помощь.

С целью дополнительного привлечения  в страну валютных средств, заработанных мигрантами, и их адаптации к условиям российского рынка, требуется, по опыту  зарубежных стран, принятие ряда мер, например:

    • введение специальных депозитных счетов;
    • продажа земельных участков под строительство;
    • выдача на льготных условиях ссуд на строительство домов под переводы, хранимые в строго определенных банках;
    • открытие валютного счета для беспошлинного провоза машин, товаров длительного пользования;
    • создание специального пенсионного фонда.

Открытие границ после распада  СССР и распространение информации о возможностях миграции за рубеж  на фоне снижения уровня жизни и  свертывания некоторых отраслей экономики заставили часть россиян  искать новые возможности заработков. Формирование стратегий адаптации к новым экономическим условиям привело к значительной трудовой миграции за рубеж – россияне стали активными участниками международного трудового обмена. Наши высококвалифицированные специалисты и ученые, спортсмены и артисты, преподаватели и врачи, технический персонал оказались достаточно востребованными на Западе.

Россия превращается в крупного экспортера рабочей силы на рынки  труда других стран – ежегодно только по контрактам выезжает на работу 45-50 тыс. человек. Основными странами трудоустройства россиян являются Кипр, Великобритания, Германия, Греция, Мальта, Нидерланды и пр. Эти страны сравнительно недалеко расположены, некоторые  из них являются офшорами, позволяют  в упрощенном порядке приобретать  недвижимость и вкладывать заработанный на родине капитал.

Наиболее востребованы россияне со средним специальным (профессиональным) образованием – это примерно 40-50% от всех выехавших по контрактам за рубеж. Работники с высшим образованием составляют примерно треть миграционного  потока. С точки зрения профессионального  состава наиболее востребованными  являются специальности, связанные  с судоходством и рыболовством (это  приблизительно половина всех работающих по контрактам за рубежом россиян  – специалисты в технической  сфере и области искусства  и культуры.

В начале 90-х годов за пределами  стран СНГ и Балтии насчитывалось  примерно 2 млн. русских, в том числе  около половины – в США, по 300 тыс. – в Израиле и Германии, почти 150 тыс. – в Латинской Америке, около 100 тыс. – в Канаде, остальные  – в других странах. Большинство  из них были гражданами страны проживания. В данной работе термин “новая российская диаспора” обозначает всех выходцев из России, выехавших после распада  СССР, пребывающих с целью заработков в других странах мира и сохраняющих с ней связь в любой социальной и культурной форме. Многие из них сохраняют российское гражданство.

По сведениям российских источников оценить достоверно и однозначно число наших соотечественников, пребывающих на заработках в различных  странах, довольно сложно. По оценке МОТ, в настоящее время за пределами  России живут свыше 600 тыс. ее граждан  с целью осуществления трудовой деятельности как по своей основной специальности, так и в сфере  мало- и неквалифицированной занятости, получая заработную плату непосредственно  от иностранных работодателей. Оценки, приводимые в публикациях МОМ (Международная  организация по миграции), составляют от 1,5 до 2 млн. человек.

Международная трудовая миграция стала  для многих россиян, особенно в провинции, реальным средством выживания в  новых экономических условиях. На рынке трудоустройства россиян  за рубежом действуют преимущественно  частные посредники – коммерческие фирмы по трудоустройству и туристические  агентства, а также нелегально действующие  частные лица. Часто деятельность посредников носит неофициальный характер из-за несовершенства российского законодательства. Порой бизнес ведется вне всяких этических норм – присутствует прямой обман граждан, выезжающих за рубеж на работу. Стратегия бизнеса многих посредников построена на максимизации прибыли в короткие сроки, они не несут практически никакой ответственности за судьбу россиян, выехавших за границу. Это снижает имидж России и наших соотечественников в глазах иностранцев.

Трудовая миграция из России имеет  самые неоднозначные последствия. Главный экономический эффект, который  получает от трудовой миграции Россия, - значительный объем денежных переводов  мигрантов, работающих за рубежом. По оценке МВФ, официальные размеры денежных переводов от российских гастарбайтеров увеличились с 200 млн. долл. в 1994 г. до 600 млн. в 2000 г. С учетом переводов  по неофициальным каналам ежегодные  поступления валюты в Россию от соотечественников  можно оценивать в 3 млрд. долл.

Для России (в отличие от стран  СНГ) денежные переводы трудовых мигрантов  из-за рубежа не играют принципиальной роли для развития экономики. Как  правило, они тратятся домохозяйствами  мигрантов на текущее потребление, что стимулирует рост некоторых  отраслей национальной экономики в  краткосрочной перспективе.

Среди позитивных социальных последствий  для России можно отменить возможность  приобретения работниками за рубежом  более высокой квалификации, получение  новых знаний, овладение новыми технологиями в сфере профессиональной деятельности. К отложенным эффектам можно отнести экономию на затратах на подготовку и переподготовку персонала, повышение квалификации работников. Негативный аспект – во многих случаях мигранты вынуждены заниматься деятельностью, которая непосредственно не связана с их уровнем образования и профессией (происходит деквалификация специалистов).

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Международные экономические отношения: Учебник / Под общ. ред. В.Е. Рыбалкина, - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО “Бизнес-школа “Интел-Синтез”, Дипломатическая академия МИД РФ, 1998. – 368 стр.
  2. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Юристь, 2003. – 734 с. – (Серия: Homo faber).
  3. Мировая экономика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. И. П. Николаевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 510 с.
  4. Иммигранты в Западной Европе, Г. Сапего, журнал “Мировая экономика и международные отношения”, 2006, №9, с. 50-58
  5. Иммиграционный вызов: испанский случай, С. Хенкин, журнал “Мировая экономика и международные отношения”, 2006, №7, с. 117-123
  6. Трудовая миграция из России и новая российская диаспора за рубежом, С. Рязанцев, журнал “Мировая экономика и международные отношения”, 2006, №9, с. 32-40

 


Информация о работе Государственное регулирование международной миграции трудовых ресурсов