Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:28, курсовая работа
Прокуратура как государственный институт впервые возникла во Франции 25 марта 1302 г. А 12 января 1722 г. своим Указом Петр I повелел «быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны рапортовать генерал-прокурору». Последующими указами были учреждены прокуроры в провинциях, при надворных судах и прокурор при Святейшем Синоде. (в ред. Федерального закона от 10.02. 1999 № 31-ФЗ)
Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры и директора (ректоры) научных и образовательных учреждений прокуратуры имеют право налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначаемых ими на должность, за исключением лишения нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации».
Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры имеют право налагать дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, а также увольнения работников, назначаемых ими на должность.
Наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов прокуратуры работников, награжденных нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», может быть применено только с согласия Генерального прокурора Российской Федерации.
Дисциплинарное взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске.
Дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни работника либо в период его пребывания в отпуске.
Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - двух лет со дня его совершения.
Работник, совершивший проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц) до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания отстранен от должности с сохранением денежного содержания. Отстранение от должности производится по распоряжению руководителя органа или учреждения прокуратуры, имеющего право назначать работника на соответствующую должность. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет.
О порядке привлечения тех же лиц к уголовной ответственности.
Настоящий ФЗ (ст.17), гл.52 УПК РФ, Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 29 июля 2002 г. № 46 «О порядке проверки сообщений о правонарушениях прокуроров и следователей» с учетом особого правового статуса прокурорских работников устанавливают особый порядок проверки сообщений о правонарушениях, возбуждения уголовного дела, применения мер принуждения, направления в суд и судебного рассмотрения в отношении прокуроров и следователей органов прокуратуры. Законодательством предусмотрен и особый порядок привлечения их к административной и уголовной ответственности. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела, производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры. Прокурорской проверке подлежат заявления (сообщения) граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, сообщения средств массовой информации и иных источников о совершенном или готовящемся преступлении, административном правонарушении со стороны прокуроров и следователей. Обстоятельствам, содержащимся в сообщениях и заявлениях о правонарушениях, обеспечивают тщательную проверку, при этом руководствуются принципом законности, не допуская как необоснованного наказания прокуроров и следователей, так и попыток увода их от предусмотренной законом ответственности. В ходе данной работы пресекаются попытки сбора сведений о частной жизни прокуроров и следователей, не имеющих отношения к проводимой проверке.
Проверке также подлежат данные о нарушении Присяги прокурора (следователя) либо совершении ими проступков, порочащих честь прокурорского работника, которые влекут за собой применение мер дисциплинарного взыскания.
Решение о проведении проверки обстоятельств административного правонарушения (дисциплинарного проступка) в субъектах РФ принимает руководитель прокуратуры, к компетенции которого относится назначение на занимаемую должность прокурора, следователя, а в отношении прокуроров городов и районов, приравненных к ним военных прокуроров гарнизонов и иных специализированных прокуроров - прокурору субъекта Федерации и приравненному к нему военному прокурору.
В отношении прокуроров и следователей аппарата Генеральной прокуратуры, а также прокуроров субъектов РФ и их заместителей проверки и служебные расследования проводятся по указанию Генерального прокурора или его заместителей управлением кадров.
Проверки и служебные расследования в отношении военных прокуроров округов, флотов, приравненных к ним прокуроров, а также прокуроров и следователей Главной военной прокуратуры проводятся по указанию Главного военного прокурора.
При наличии установленных УПК РФ оснований решение о возбуждении уголовного дела в отношении прокурора или следователя может быть принято на основании заключения судьи районного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, в отношении следователя - прокурором, а в отношении прокурора - вышестоящим прокурором, за исключением случаев возбуждения уголовного дела в отношении Генерального прокурора или его заместителя.
В соответствии с ч.1 ст.450 УПК РФ избрание прокурору или следователю, задержанному на месте преступления, меры пресечения в виде заключения под стражу осуществляется в общем порядке, предусмотренном ст. ст.97, 99 - 101, 108 УПК РФ. В ст.448 УПК РФ отмечены особенности порядка возбуждения уголовного дела в отношении прокурора и следователя, привлечения их в качестве обвиняемых. Оно может быть возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления; принятия в ходе предварительного расследования решения об изменении квалификации деяния, влекущей ухудшение положения лиц. При этом полномочия прокурора по принятию процессуальных решений носят персонифицированный характер, т.е. эти решения в предусмотренном порядке принимает исключительно руководитель прокуратуры того уровня, который указан применительно к конкретной норме. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении следователя прокуратуры либо о привлечении его в качестве обвиняемого принимает прокурор соответствующего уровня, а в отношении прокурора - вышестоящий прокурор в следующем порядке.
Сообщение о преступлении, совершенном прокурорским работником, принятое в соответствии со ст. ст.140 - 143 УПК РФ, немедленно передается в отношении следователя прокурору района (города), а в отношении прокурора - вышестоящему прокурору, который поручает проведение проверки должностному лицу прокуратуры или проводит ее лично. О принятом решении прокурор выносит мотивированное постановление. О поступлении сообщения незамедлительно информируется прокурор субъекта РФ (приравненный к нему прокурор).
В ходе рассмотрения сообщения прокурор или следователь вправе в соответствии с ч.4 ст.146, ч.4 ст.21, ст.144 производить осмотр места происшествия, освидетельствование, назначать экспертизу, получать объяснения, требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов, проводить другие проверочные действия. При отсутствии поводов и оснований для возбуждения уголовного дела прокурор или следователь выносит постановление об отказе в возбуждении и одновременно рассматривает вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.
Судебное решение о производстве следственных действий и иных процессуальных действий в отношении следователя, прокурора принимается судьей районного суда. При этом в отношении следователя ходатайство в суд направляет прокурор соответствующего уровня, а в отношении остальных лиц - прокурор субъекта РФ.
либо привлечения его в качестве обвиняемого закреплен п.2 ч.1 ст.448 УПК РФ. Проверка сообщения о преступлении, совершенном Генеральным прокурором РФ, является исключительной компетенцией органов прокуратуры и осуществляется прокурором, на которого может быть возложено исполнение обязанностей Генерального прокурора РФ в случае отстранения его от должности. При установлении достаточных данных, указывающих на признаки преступления в действиях Генерального прокурора РФ, материалы проверки представляются Президенту РФ для принятия решения. Конституционный суд РФ в Постановлении от 1 декабря 1999 г. № 17-П указал, что, исходя из Конституции РФ и в отсутствие иного законодательного регулирования, акт о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности обязан издать Президент РФ.
При рассмотрении представления Президента РФ в судебном заседании Верховного Суда РФ вправе участвовать отстраненный от должности Генеральный прокурор РФ, а также его защитник.
Исполняющий обязанности Генерального прокурора РФ после получения заключения Верховного Суда РФ о наличии в действиях Генерального прокурора РФ признаков преступления выносит постановление о возбуждении уголовного дела и поручает предварительное расследование следователю прокуратуры или прокурору.
Вопрос о привлечении Генерального прокурора РФ в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, решается так же, как и при возбуждении УД в отношении самого Генерального прокурора РФ.
Надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия по уголовным делам, расследуемым в отношении прокуроров и следователей, осуществляется в пределах компетенции прокурорами субъектов Федерации, приравненными к ним военными прокурорами и прокурорами иных специализированных прокуратур, а по поручению Генерального прокурора или его заместителей - также иными прокурорами.
На период расследования уголовного дела, возбужденного в отношении прокурора или следователя, либо служебного расследования обстоятельств совершения проступка, порочащего честь прокурорского работника, в каждом случае необходимо рассматривать вопрос о необходимости отстранения их от занимаемой должности.
Не позднее суток с момента завершения проверки письменно необходимо уведомлять прокурора или следователя, в отношении которых оно проводилось, о результатах проверки, а при наличии ходатайства - знакомить их со всеми проверочными материалами.
В случае прекращения уголовного дела в отношении прокурора или следователя мотивированное заключение о законности и обоснованности принятого решения в 10-дневный срок представляется соответственно в Генеральную прокуратуру и Главную военную прокуратуру.
Библиографический список
Размещено на Allbest.ru
Информация о работе Государственная служба в органах и учреждениях прокуратуры