Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 23:15, курсовая работа
В настоящее время экономика России претерпевает большие изменения. Мир изменился. Люди стали мобильнее. Конкуренция стала глобальной. Ее уже не ограничишь национальными границами. Товары разрабатываются в той точке мира, где сосредоточен интеллект, производятся там, где более доступны и дешевы средства производства - природные ресурсы, рабочая сила, реализуются там, где есть покупательная способность. Каждая страна или регион постепенно занимает свою ячейку в новом международном разделении труда.
Введение 3
1. Теоретико-методологические подходы к формированию государственной промышленной политики на современном этапе 5
1.1. Понятие инновации, инновационной политики, факторы развития инновационной деятельности ……………………………………………... 5
1.2. Роль государства в формировании инновационной политики... ……………………………………………………………………………..9
2. Основные особенности проведения промышленной политики России 13
2.1. Стратегические аспекты инновационного развития нацитнальной экономики 13
2.2. Характеристика направлений и методов управления государственной инновационной политикой в Российской Федерации 24
3. Промышленная политика в Пермском крае: региональные особенности, проблемы, перспективные направления 30
3.1. Характеристика показателей, отражающих развитие инновационных процессов в Пермском крае 30
3.2. Характеристика направлений и методов управления государственной инновационной политикой на уровне Пермского края 33
3.3. Итоги работы Министерства промышленности, инноваций и науки Пермского края за 2009 год и направления деятельности на 2010 год 43
Заключение 50
Список литературы 52
Приложения 53
б) Формирование благоприятной экономической среды для привлечения венчурных инвестиций в инновационный сектор экономики.
На старте молодые инновационные компании не владеют необходимыми для построения бизнеса ресурсами и, не имея соответствующего обеспечения и гарантий возвратности средств, не в состоянии получить банковский кредит, коммерческий заём или разместить свои ценные бумаги на фондовом рынке. В мировой практике помощь предпринимателям на этом этапе оказывают посевные и стартовые фонды финансовой поддержки молодых технологических компаний. В ближайшие годы начинающим инновационным компаниям такая финансовая поддержка может быть оказана из средств регионального и местных бюджетов в рамках возможностей, имеющихся у министерств, ведомств, местных органов власти и государственных научно-технических фондов.
На
последующем этапе в регионе
необходимо создавать фонды, предоставляющие
финансовую поддержку малым
в)
Обеспечение ликвидности
Для свободного выхода венчурных фондов из проинвестированных предприятий путем продажи пакетов акций необходим развитой фондовый рынок, являющийся важнейшим инструментом обеспечения ликвидности венчурных инвестиций, а также широко используемая на Западе система продажи венчурными инвесторами своих акций стратегическим инвесторам. Стратегический инвестор, в роли которого, как правило, выступают крупные промышленные производители, обеспечивает широкомасштабное тиражирование наукоемкой продукции и освоение значимых сегментов рынка.
В рамках построения инфраструктуры венчурной индустрии и в соответствии с данной стратегией государственная поддержка может оказываться созданию структурных элементов фондового рынка - созданию электронных бирж, проведению венчурных ярмарок, организации апробаций торгов акциями высокотехнологичных компаний на действующих российских и зарубежных фондовых биржах.
г). Повышение престижа предпринимательской деятельности в области малого и среднего технологического бизнеса.
Формированию имиджа национальной венчурной индустрии и повышению привлекательности предпринимательской деятельности в области малого и среднего инновационного технологического бизнеса послужит широкая пропаганда успехов технологических компаний в средствах массовой информации - на телевидении, радио, в печатных изданиях, в сети Интернет.
д)
Повышение эффективности
Особое
место в системе венчурного инвестирования
должны занимать инновационно-ориентированные
корпорации, осуществляющие наступательную
рыночную стратегию. Прежде всего,
они непосредственно финансируют создание
малых фирм. Венчурные операции в этом
случае не отрываются от кругооборота
производительно-
Чтобы
сформировать жизнеспособную систему
инновационного развития Пермского
края, следует ориентироваться на
ряд методологических правил. Во-первых,
система должна создать наиболее благоприятные
условия для бесперебойного протекания
таких процессов, как венчурное инвестирование,
инновационное предпринимательство, инвестиционное
проектирование и других. Во-вторых, она
должна приобрести в ходе формирования
ряд обязательных свойств, по которым
можно будет судить - создана система или
нет. В числе этих свойств: самоорганизация,
относительная устойчивость, пропорциональность,
способность воспроизводить внутренние
факторы саморазвития, целостность, способность
к автономному функционированию и возможность
выстраивать взаимовыгодную связь с экономикой
в целом, информационность, способность
к эволюционному развитию в достижении
основных целевых ориентиров. В-третьих,
формирование системы возможно путем
объединения функциональных элементов
через выявление и оформление из зависимости
друг от друга.
3.3.
Итоги работы Министерства
промышленности, инноваций
и науки Пермского края
за 2009 год и направления
деятельности на 2010
год
Министерство реализует мероприятия и проекты по четырем направлениям: для развития промышленности в регионе, науки, инноваций и для регулирования трудовых отношений. По каждому из четырех направлений работы Министерства были определены цели на 2009 год, показатели эффективности работы, перечень текущих и перспективных проектов и мероприятий. Одним из ключевых показателей был объем инвестиций в основной капитал обрабатывающей и добывающей промышленности. За 2009 год размер вложений составил 44,4 млрд рублей, в рамках целевых программ предприятия Пермского края привлекли из федерального бюджета 1,4 млрд рублей.
Основные результаты текущей работы по направлению «развитие промышленности»:
В 2009 году Министерство разработало проект концепции развития промышленности Пермского края на 2010-2020 гг. Министерство провело оценку текущего состояния промышленности, природно-ресурсного, производственного, кадрового, научно-технического и инновационного потенциала Пермского края. Также специалисты Министерства описали инфраструктурный комплекс региона, динамику и характер инвестиций в обрабатывающую и добывающую промышленность. Основой концепции развития промышленности региона стало выделение двенадцати приоритетных производственных кластеров на территории края, которые в ближайшее десятилетие должны стать опорой экономики региона. Кроме уже традиционных для края 9 кластеров: аэрокосмического, лесной промышленности, производителей пищевых продуктов, энергетического машиностроения, нефтяного и горно-шахтного машиностроения, черной и цветной металлургии, предприятий оборонно-промышленного комплекса, производителей строительных материалов, химического, в число приоритетных для развития вошли небольшие, но перспективные для региона кластеры инновационной медицины и фармацевтики, приборостроения и электротехники, информационно-коммуникационных технологий. На основе Концепции специалисты Министерства приступает к разработке программы развития каждого кластера.
Министерство промышленности, инноваций и науки Пермского края разработало концепцию создания Центра развития производственной кооперации в регионе. Он позволит обобщить информацию о производственных мощностях на предприятиях края для обеспечения их эффективной загрузки. Центр будет способствовать развитию кооперационных связей при освоении новой продукции, будет способствовать формированию малых предприятий, специализирующихся на изготовлении комплектующих, привлечению заказов из других регионов. Подобные центры хорошо зарекомендовали себя в Европе. В настоящее время Центр регистрируется и формируется штат его сотрудников. Финансирование проекта предполагается осуществлять за счет средств регионального бюджета, что позволит сделать его услуги доступными для всех предприятий.
Для обеспечения производственными мощностями малых и средних предприятий Министерство разработало 4 проекта по созданию индустриальных парков в регионе. Часть территории парков будет застраиваться по типовым проектам, площадь помещений составит 2-2,5 тыс. кв.м., они будут полностью готовы для размещения оборудования. Численность персонала каждого предприятия, расположенного в индустриальном парке, может составлять от 30 до 70 человек. Застройка парка типовыми проектами позволит снизить стоимость помещений и сделать их более доступными для предприятий. Малые и средние компании смогут приобрести данные помещения на условиях лизинга сроком до 15 лет. В индустриальном парке будут работать как предприятия Пермского края, так и иногородние, зарубежные.
Для стимулирования приобретения малым и средним бизнесом нового технологического оборудования по лизинговым схемам Министерство разработало отдельную программу. Она позволит упростить процедуру покупки оборудования в лизинг. Планируется, что в течение трех лет по этой программе более 200 предприятий края смогут приобрести оборудование в лизинг.
Министерство способствовало подписанию Соглашения о сотрудничестве между Федеральным космическим агентством и Пермским краем. Соглашение регулирует взаимодействие в области создания наукоемкой, конкурентоспособной, высокотехнологичной продукции гражданского и военного назначения. Главной целью Соглашения является создание в Пермском крае на испытательном полигоне ОАО «Протон – Пермские моторы» (пгт Новые Ляды) предприятия по производству новых ракетных двигателей. Планируемый объем инвестиций 6,3 млрд. руб. до 2016-2017 гг.
Министерство оказало помощь при создании совместного предприятия по производству современного компрессорного оборудования между ЗАО «Искра – Авигаз» и компанией Сименс (Германия). Компрессоры предназначены для использования в газоперекачивающих агрегатах, производимых в Пермском крае. Конечными потребителями компрессоров совместного производства будут являться ОАО «Газпром» и предприятия нефтегазовой и химической промышленности. Планируемый объем инвестиций около 2,5 млрд. руб.
Министерство
разработало программу
Также для поддержки промышленности Министерство регулярно вело работу в нескольких направлениях:
В 2010 году Министерство приступает к разработке программы развития биотехнологий в Пермском крае, к созданию технопарков в сегменте «машиностроение, металлообработка» и развитию технологии применения композиционных материалов (с использованием в качестве основы непрерывных базальтовых волокон) для изготовления комплектующих и готовой продукции на территории края.
Данные мероприятия позволят привлечь инвестиции в промышленность Пермского края, повысить производительность труда, создать рабочие места, увеличить среднюю заработную плату в отраслях.
Основные результаты текущей работы по направлению «развитие инноваций»:
Специалисты министерства начали реализацию проекта по формированию инновационной инфраструктуры Пермского края. Цель проекта - создание условий для ускорения реализации инновационных проектов предприятиями региона, максимального использования их потенциала и снижения издержек на внедрение проектов. Для этого планируется задействовать организации, работающие в сфере патентования, оценки интеллектуальной собственности, анализа рынка продукта или изобретения, подготовки бизнес-планов и др. В рамках проекта также разработано положение об инновационных консультантах, достигнуты договоренности с компаниями, которые первыми войдут реестр и будут сопровождать инновационные проекты на всех этапах до момента получения инвестиций и (или) выпуска продукции.
В 2009 году Пермский край стал первым регионом, который подписал соглашение с ГК «Роснано». Реализация соглашения предусматривает реализацию образовательных программ, разработку проекта по развитию кластера инновационной медицины и фармацевтики, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, создание венчурного фонда для финансирования малобюджетных проектов и пр. В настоящее время для финансирования госкорпорацией подано 29 проектов от Пермского края на сумму более 40 млрд. руб. Более подробно об этом здесь.
В 2009 году Министерство представило инновационные проекты Пермского края на 3-х крупных форумах по инновационной деятельности, которые проходили в г. Саранск, г. Нижний Новгород, г. Москва. Благодаря этой работе Пермский край и ряд предприятий региона подписали важнейшие соглашения о сотрудничестве, в том числе с ГК «Роснано».
Министерство провело в Перми три крупных образовательных проекта по теме инновационного менеджмента. Первый проект был организован совместно с компанией «Интел» и ГК «Роснано», второй в сотрудничестве с Российской венчурной компанией, третий в рамках Молодежного инновационного конвента совместно с краевым Министерством культуры и молодежной политики.
Информация о работе Государственная промышленная политика в России на современном этапе