Государственная промышленная политика в России на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 23:15, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время экономика России претерпевает большие изменения. Мир изменился. Люди стали мобильнее. Конкуренция стала глобальной. Ее уже не ограничишь национальными границами. Товары разрабатываются в той точке мира, где сосредоточен интеллект, производятся там, где более доступны и дешевы средства производства - природные ресурсы, рабочая сила, реализуются там, где есть покупательная способность. Каждая страна или регион постепенно занимает свою ячейку в новом международном разделении труда.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретико-методологические подходы к формированию государственной промышленной политики на современном этапе 5
1.1. Понятие инновации, инновационной политики, факторы развития инновационной деятельности ……………………………………………... 5
1.2. Роль государства в формировании инновационной политики... ……………………………………………………………………………..9
2. Основные особенности проведения промышленной политики России 13
2.1. Стратегические аспекты инновационного развития нацитнальной экономики 13
2.2. Характеристика направлений и методов управления государственной инновационной политикой в Российской Федерации 24
3. Промышленная политика в Пермском крае: региональные особенности, проблемы, перспективные направления 30
3.1. Характеристика показателей, отражающих развитие инновационных процессов в Пермском крае 30
3.2. Характеристика направлений и методов управления государственной инновационной политикой на уровне Пермского края 33
3.3. Итоги работы Министерства промышленности, инноваций и науки Пермского края за 2009 год и направления деятельности на 2010 год 43
Заключение 50
Список литературы 52
Приложения 53

Файлы: 1 файл

ГРЭ.doc

— 381.00 Кб (Скачать)

     Активное  использование инноваций существующими пермскими компаниями обеспечит повышение их эффективности и конкурентоспособности, поможет компаниям ускорить свой рост, освоить новые рынки, создать новые рабочие места, что, в конечном счете, определяет экономическое развитие региона, рост налоговой базы, повышение качества жизни.  

    1. Характеристика  направлений и  методов управления государственной инновационной политикой на уровне Пермского края
 

      Пермский  край исторически является промышленным регионом. В крае расположены предприятия, таких отраслей как машиностроения, химии и нефтехимии, металлургии, топливно-энергетической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

      Поэтому стимулирование и поддержка промышленных предприятий края является приоритетным направлением деятельности Правительства Пермского края.  Министерство ведет работу по нескольким направлениям, в числе которых разработка законов и нормативных актов, реализация приоритетных проектов Министерства, развитие производственных кластеров и помощь предприятиям при участии в федеральных целевых программах.

      Министерство  активно сотрудничает с госкорпорацией «Роснано». В рамках этого сотрудничества уже подано 13 заявок предприятий, имеющих разработки в области нанотехнологий, по одной из которых уже открыто финансирование (ЗАО «Пеноситал»). На 2010 год запланировано создание технопарка, фондов малобюджетных и посевных инвестиций, а также разработка Программы образовательной деятельности в области нанотехнологий. «Роснано» является одним из основных институтов развития, который инвестирует средства в предприятия.

      К примеру, первый этап проекта компании «Новомет» прошел Наблюдательный совет  в «Роснано», и в ближайшее  время будет подписано инвестиционное соглашение, в соответствии с которым предприятие получит четыре миллиарда рублей. Общая стоимость проекта – десять миллиардов рублей. Общий объем фонда – два миллиарда рублей, средний объем инвестиций – 100-300 миллионов. Следовательно, 8-12 предприятий могут получить эти инвестиции.

      В рамках бюджетного законодательства есть определенные правила, касающиеся цепочки  движения денег. Должен быть распорядитель  бюджетных средств, который внесет деньги в фонд малобюджетных инвестиций. Выбрана такая структура, как Агентство содействия инвестициям.

      В качестве основных механизмов стимулирования инвестиций в промышленные предприятия  края Министерство использует:

  1. оказание поддержки предприятиям в реализации проектов федерального значения,
  2. развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, как краевой так и муниципальной,
  3. обеспечение постоянного роста концентрации на территории края финансовых институтов и других организаций, способствующих деятельности производственных предприятий,
  4. работа по упрощению таможенных процедур на территории края для активизации внешнеэкономической деятельности,
  5. содействие развитию наиболее приоритетных производственных кластеров, в число которых входят авиадвигателестроение, деревообработка, химическая промышленность, энергетическое, нефтяное и горно-шахтное машиностроение, черная и цветная металлургия, медицина и фармацевтическая отрасль и производство строительных материалов.

Основная задача – учесть тенденции развития мировой экономики при определении перспектив развития новой экономики Пермского края.

       До  настоящего времени во главу региональной экономической политики ставилась  задача создания условий для экономического роста. Пришло время расставить новые  приоритеты и сконцентрировать усилия на точках роста – кластерах, которые будут определять лицо экономики региона через три, пять, десять лет.

      Задача  Правительства края: организовать адресную работу с крупными корпорациями, используя  все возможные каналы продвижения  региона, включая открытие экономических и торговых представительств Пермского края в Москве и других деловых центрах.

      На  территории края создано благоприятное  налоговое законодательство. Льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций позволяют  снизить сроки окупаемости инвестиционных проектов во всех отраслях экономики Пермского края.

Основой законодательной системы Пермского  края в инвестиционной сфере является закон «О налогообложении в Пермской области» №1685-296 от 30.08.2001 г. с последующими изменениями и дополнениями.

      Для повышения доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора могут быть предоставлены дополнительные государственные гарантии. На эти цели в государственном бюджете выделено 300 млрд. рублей.

       Одной из мер поддержки развития промышленности в Пермском крае является система налоговых льгот - Пермский край является единственным регионом России, в котором ставка налога на прибыль для всех групп предприятий составляет 15,5%, что на 4,5% ниже, чем в абсолютном большинстве регионов страны. Такая ставка установлена для следующих категорий налогоплательщиков:

- организаций, среднесписочная численность работников которых за налоговый отчетный период, составляет более 10 человек; организаций, доход которых по итогам налогового отчетного периода превышает 100 тысяч рублей; банков; страховщиков; негосударственных пенсионных фондов; инвестиционных фондов; профессиональных участников рынков ценных бумаг; ломбардов; организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; бюджетных учреждений.

      Другой  налоговой льготой, предоставляемой  на территории края, являются сниженные  ставки по налогу на имущество. При  налогообложении приобретенных и вновь введенных в действие основных средств - ставка в течение первого года с момента ввода в эксплуатацию составляет 0,6%, второго и третьего года – 1,1%. Льготные ставки предоставляются для предприятий, осуществляющих свою деятельность в области:сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, рыболовства и рыбоводства, добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, строительства, транспорта и связи. [1]

      Система налогообложения в Пермском крае освобождает от уплаты данного вида налога ряд организаций. В их числе:

  • нефтегазодобывающие организации – в отношении законсервированных буровых скважин на месторождениях без лицензий на право пользования недрами при условии направления суммы льготы по налогу на развитие производства с целью увеличения добычи нефти в Пермской области
  • организации – в отношении имущества, являющегося запасами, созданными в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов муниципальных образований
  • жилищные, жилищно-строительные, дачно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие товарищества, ТСЖ
  • организации – в отношении имущества, используемого для научно-исследовательских, конструкторских и опытно-экспериментальных работ
  • аварийно-спасательные службы;
  • организации – в отношении имущества, используемого для охраны природы
  • потребительские кооперативы в сфере жилищного строительства в отношении объектов жилищного фонда пайщиков
  • занимающиеся производством, хранением и переработкой сельскохозяйственной продукции и выращивание рыбы
  • организации, оказывающие услуги по финансовой аренде (лизингу), аренде воздушных транспортных средств и оборудования, - в отношении авиационной техники, являющейся предметом договора лизинга или аренды, а также организации – собственники воздушных судов с реактивными двигателями – в отношении этих судов
  • предоставляющие услуги в области лесозаготовок и транспортировки лесоматериалов.

      В Пермском крае предполагается создание трех индустриальных парков, которые будут размещены в ЗАТО Звездный, п. Осенцы (Пермский район) и г. Краснокамск.

Индустриальный  парк — это промышленная зона, представляющая собой комплекс объектов производственного назначения (цеха, складские и административные помещения), которые расположены на инженерно подготовленных земельных участках, объединенных единой системой логистики и инфраструктуры

      Концепция индустриальных парков в Пермском крае подразумевает строительство небольших  цехов площадью 2-2,5 тыс. кв. м., которые впоследствии должны занять малые предприятия с численностью работников 25-40 чел. Создание индустриальных парков в крае позволит привлечь в качестве партнеров и инвесторов в регион крупные российские и зарубежные производственные компании, а также повысить эффективность использования земли. Кроме того, индустриальные парки окажут положительное влияние на развитии экономики Пермского края: повысится инвестиционная привлекательность региона, увеличится налогооблагаемая база консолидированного бюджета, будут созданы новые рабочие места.

      Инновационная политика Пермского края - составная  часть научно-технической и промышленной политики Пермского края, представляющая собой совокупность социально-экономических  мер, направленных на формирование условий  для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе передовых достижений науки, технологий и техники и повышение доли такой продукции в структуре производства, а также системы продвижения и реализации продукции и услуг на российском и мировом рынках.

     Важнейшим инструментом инновационной политики должна стать Программа развития инновационной деятельности в Пермском крае до 2012 года и на дальнейшую перспективу.

     Формы и методы государственной поддержки  научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Пермского края включают в себя:

  • формирование программы развития инновационной деятельности в Пермском крае;
  • формирование краевого заказа на научную, научно-техническую и инновационную продукцию;
  • содействие во включении в федеральные инновационные программы и направление в органы государственной власти Российской Федерации ходатайств о выделении финансирования за счет средств федерального бюджета на реализацию научных, научно-технических и (или) инновационных проектов;
  • содействие в получении технической и методической помощи, грантов и кредитных ресурсов международных организаций;
  • содействие в становлении и развитии института интеллектуальной собственности;
  • участие в формировании и развитии рыночно ориентированной инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности в Пермском крае;
  • представление (по согласованию) интересов научных и инновационных организаций на федеральном, межрегиональном уровнях и в зарубежных организациях; [7]
  • разработка и введение в действие законодательных и нормативно-методических документов, способствующих развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности.

     Финансовая  поддержка инновационной научно-технической  деятельности должна осуществляться по следующим основным направлениям:

  • субсидирование предприятиям и организациям инновационной научно-технической сферы процентных ставок по привлеченным кредитам (займам) за счет средств краевого бюджета;
  • развитие центров поддержки предпринимательства и бизнес инкубаторов;
  • предоставление предприятиям и организациям инновационной научно-технической сферы государственных гарантий Правительства Пермского края;
  • поддержка лизингополучателей при реализации инновационных проектов;
  • предоставление предприятиям и организациям инновационной научно-технической сферы налоговых кредитов;
  • субсидирование части затрат, связанных с развитием малого инновационного предпринимательства, возмещение части процентных ставок по кредитам малым инновационным предприятиям. [3]

     Претендовать  на государственную поддержку может проект, имеющий необходимые экспертные заключения и одобренный Советом по научно-технической и инновационной политике в Пермском крае.

     Предпочтение  должно отдаваться конкурентоспособным  и эффективным по бюджетным, коммерческим и социальным показателям проектам, содержащим качественно подготовленную документацию, включая бизнес-план, а также документы, подтверждающие гарантированную реализацию продукции в условиях разумного риска и реального рынка.

     Основными направлениями и задачами инновационной политики в Пермском крае должны стать:

     а) Формирование в научно-технологической  сфере сегмента инновационной инфраструктуры, обеспечивающей создание малых технологических  предприятий, и условий для их динамичного развития.

     В качестве реальной альтернативы для решения отмеченной проблемы можно рассмотреть строительство промышленных парков - набора стандартных модулей, оснащенных необходимыми коммуникациями и производственной инфраструктурой, где малые предприятия могли бы для начала арендовать, а при наличии финансовых возможностей выкупить производственные площади. Другой вариант обеспечения доступа к производственным площадям - организация промышленных парков на базе пустующих или простаивающих предприятий, которых достаточно много.

Информация о работе Государственная промышленная политика в России на современном этапе