Государственная промышленная политика в России на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 23:15, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время экономика России претерпевает большие изменения. Мир изменился. Люди стали мобильнее. Конкуренция стала глобальной. Ее уже не ограничишь национальными границами. Товары разрабатываются в той точке мира, где сосредоточен интеллект, производятся там, где более доступны и дешевы средства производства - природные ресурсы, рабочая сила, реализуются там, где есть покупательная способность. Каждая страна или регион постепенно занимает свою ячейку в новом международном разделении труда.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретико-методологические подходы к формированию государственной промышленной политики на современном этапе 5
1.1. Понятие инновации, инновационной политики, факторы развития инновационной деятельности ……………………………………………... 5
1.2. Роль государства в формировании инновационной политики... ……………………………………………………………………………..9
2. Основные особенности проведения промышленной политики России 13
2.1. Стратегические аспекты инновационного развития нацитнальной экономики 13
2.2. Характеристика направлений и методов управления государственной инновационной политикой в Российской Федерации 24
3. Промышленная политика в Пермском крае: региональные особенности, проблемы, перспективные направления 30
3.1. Характеристика показателей, отражающих развитие инновационных процессов в Пермском крае 30
3.2. Характеристика направлений и методов управления государственной инновационной политикой на уровне Пермского края 33
3.3. Итоги работы Министерства промышленности, инноваций и науки Пермского края за 2009 год и направления деятельности на 2010 год 43
Заключение 50
Список литературы 52
Приложения 53

Файлы: 1 файл

ГРЭ.doc

— 381.00 Кб (Скачать)

     Исходя  из вышеперечисленных определений роль государства в стимулировании инновационных процессов в экономике должна состоять в следующем:

  1. Формирование рынка (спрос, конкурентная среда, государственный заказ).
  2. Регулирование рынка (создание конкурентных преимуществ определенным производителям по приоритетным направлениям).
  3. Формирование внешней среды, правил и норм ("правил игры"), являющихся условием развития инновационного предпринимательства, задающих и регулирующих деятельность субъектов инновационной деятельности.

     При этом определяющими факторами инновационного развития экономики будут: рыночная конъюнктура и конкуренция (на внутреннем и внешнем рынках); среда (законодательная и нормативная база, политическая стабильность); кадры (предприниматели, менеджеры, специалисты, ученые, чиновники, политики); ресурсы (научно-технические и технологические, производственные, финансовые); инфраструктура.

     Однако часто в ходе реализации инновационной политики государства выявляется несоответствие между достаточно большой численностью занятых в сфере научного обслуживания, количеством получаемых патентов отечественными разработчиками и низким технологическим уровнем производства. Такое положение дел определяется, прежде всего, состоянием инновационного климата и отсутствием целостной инновационной системы, способной обеспечить проводящие пути от научного потенциала и непосредственных результатов его деятельности к рынку.

     Основными причинами, вызывающими противоречие между существующим инновационным  потенциалом и результатами его  функционирования являются:

     - несовершенство механизма хозяйственного оборота интеллектуальной собственности;

     -    недостаточность законодательной и правовой базы инновационной деятельности;

     - невысокий социальный статус  ученого-исследователя, предпринимателя-инноватора, отсутствие значимых стимулов  для занятия инновационной деятельностью  и, как следствие, «утечка мозгов»  за границу;

     - значительное использование командных  методов в системе управления  на всех её уровнях; 

     - нерыночный менеджмент в научно-технической  сфере и слабые знания большей  части управленцев основ инновационного  развития экономики и общества;

     - старение технологической и исследовательской базы;

     - недостаточный уровень доверия  к банковской системе страны  и вывоз капитала;

     -    неразвитость фондового рынка; 

     - неразвитость системы страхования инвестиционных и инновационных рисков;

     - низкий уровень информационно-консультативной системы для участников инновационного процесса.

     В целях повышения эффективности  использования инновационного потенциала необходимо обеспечить практическое взаимодействие научно-технической сферы со сферой производства и иными сферами жизнедеятельности. Для этого необходимо решение трех ключевых задач:

  • Создание маркетинговых центров для изучения спроса производственной, социальной и иных сфер регионального хозяйственного комплекса на новые и информационные технологии, современные материалы, продукты, услуги и доведение результатов анализа до структур, занятых в сфере научно-технических исследований и разработок.
  • С целью развития конкуренции в инновационной сфере создание рынка предложений по совершенствованию существующих и созданию уникальных технологий и продуктов на основе обеспечения прав и гарантий владельцев интеллектуальной собственности.
  • Всемерное содействие в возникновении и развитии рыночной инновационной инфраструктуры

     Таким образом, возможности экономического роста связаны с развитием научно-технического потенциала страны для создания и восприятия инноваций, концентрацией ресурсов для выполнения крупных проектов, опережающей подготовкой инженерного и научного корпуса, охватывающего весь спектр специальностей и технологий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Основные особенности проведения промышленной политики России

    1. Стратегические аспекты инновационного развития национальной экономики
 

     Переход российской экономики от экспортно-сырьевого  к инновационному социально ориентированному типу развития рассматривается на современном этапе, как стратегический приоритет, который закреплен обширным перечнем декларативных документов федерального уровня. В соответствии с концепцией  долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, инновационное развитие национальной экономики будет проходить в 2 этапа:

     Первый  этап (2008 - 2012 годы) базируется на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов). 

     Результатом инновационного прорыва выступит увеличение доли инновационного сектора в валовом  внутреннем продукте, который повысится  с 10,9% в 2007 году до  18% в 2020 году при одновременном снижении доли нефтегазового сектора с 18,7% до 11%1.

     Системная проблема, препятствующая ускоренному  переходу страны на «инновационные рельсы», включает в себя две основных составляющих: несоответствие темпов развития российского сектора исследований и разработок потребностям системы обеспечения национальной безопасности и ограниченная возможность применения отдельных научных результатов  мирового уровня в российской экономике2.

     В качестве еще одной проблемной зоны выступает существенная фрагментация  научно-инновационного пространства России в региональном контексте. В условиях возрастания роли территориальных факторов возникает необходимость усиления внимания со стороны государства к дифференциации инновационного и социально-экономического развития российских регионов.

     Основываясь на данных отечественной статистики и учитывая европейский опыт мониторинга  инновационной деятельности, были выбраны  показатели (таблица 1), по которым можно  определить уровень инновационного развития, как отдельного региона, так и  группы территорий, являющихся основными участниками инновационного процесса в национальном масштабе.

     На  первом этапе проводилось исследование динамики показателей, характеризующих  инновационное развитие национальной экономики в целом. За период с 1995-2007 гг.3 существенных позитивных изменений выявлено не было (таблица 1).

     Положительную динамику имеют лишь отдельные показатели, остальные либо остались неизменными, либо имеют тенденцию к снижению. При этом особое сокращение имеют показатели, характеризующие развитие науки (кадровый потенциал и число организаций, осуществляющих исследования и разработки).

     Таблица 1.

Показатель 1995 2007
Наукоемкость (трудовая) - удельный вес персонала  в НИОКР в среднегодовой численности  занятых 1,6 1,2
Наукоемкость  общая

Внутренние затраты  на исследования и разработки, % ВРП 

1,1 1,25
Удельный  вес организаций, осуществляющих исследования и разработки, % 0,18 0,08
Удельный  вес организаций, осуществлявших инновационную деятельность, в общем числе организаций, % 8,0 10,0
Уровень патентной активности (выдано патентов на изобретения и полезные модели на 1000 человек населения) 0,2 0,2
Число созданных передовых технологий, ед. на 1000 предприятий4 0,2 0,2
Число использованных передовых технологий, ед. на 1000 предприятий5 20,9 38,6
Объем инновационной продукции в процентах от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг 4,4 4,6
 

     Даже  учитывая инерционный характер развития социально-экономических систем, отсутствуют  серьезные основания полагать, что в период до 2020 года произойдет существенное увеличение темпов инновационного роста социально-экономической системы.  

     На  втором этапе исследовались особенности  и тенденции инновационных процессов  в регионах России, динамика показателей которых демонстрирует существенную дифференциацию. По отдельным значениям разрыв составляет более чем в 350 раз. Например, по наукоемкости в 1995 году регионы различались в 130 раз, в 2007 г. – в 376 раз. Аналогичная  тенденция отмечается практически по всем показателям инновационного развития регионов.

     На  основе анализа статистических данных были выделены группы регионов с  различными фазовыми состояниями инновационных  процессов.

      1. Регионы «локомотивы»  научного роста (инвенциальная фаза инновационного процесса), для которых характерны наивысшие значения показателей наукоемкости, патентной активности и количества, созданных передовых технологий (таблица 2).
 

     Таблица 2.

     Регионы с высоким научным  потенциалом

Федеральный округ Субъект РФ
Центральный федеральный округ г. Москва

Московская область

Калужская область

Владимирская  область

Воронежская область

Северо-западный федеральный округ г. Санкт-Петербург
Южный федеральный округ Ростовская  область
Приволжский федеральный округ Нижегородская область
Уральский федеральный округ Свердловская  область

Тюменская область6

Сибирский федеральный округ Новосибирская область

Томская область

Дальневосточный федеральный округ -
 

     Основу заимствованных научно-технических достижений составляли отечественные разработки, их использовали 70% организаций, приобретавших технологии и 73,4% передававших их. Импорт технологий осуществляли, соответственно, 30% и 26,6% организаций. Предпочтение здесь отдавалось странам дальнего зарубежья.

     Наиболее распространенными  формами приобретения и передачи новых технологий, характерными для организаций большинства видов экономической деятельности, являлась покупка оборудования и объектов интеллектуальной собственности (права на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей).

      Исследование по данной группе показателей показывает, что в пространственной организации национальной экономики, несмотря на экономические потрясения в период перехода к рынку существуют центры необходимого научного роста. Несмотря на общее снижение показателя наукоемкости (трудовой) в целом по России, эта группа субъектов удерживает достаточно высокие значения не только по кадровому потенциалу, но и по уровню патентной активности, количеству созданных передовых технологий, удельному весу внутренних затрат на исследования и разработки.

      Также были выделены такие субъекты, которые  по уровню наукоемкости имеют достаточно низкие значения (близкие к средним  по России), но демонстрируют рост числа  выданных патентов и созданных передовых технологий – это Орловская, Рязанская, Ульяновская, Самарская, Томская области.

     2. Инновационно-активные  регионы (имитационная фаза инновационного процесса), для которых характерны наивысшие  значения удельного веса организаций, осуществляющих инновационную деятельность и объемов производства инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме промышленного производства (таблица 3).

Таблица 3.

Инновационно-активные регионы

Федеральный округ Субъект РФ
Центральный федеральный округ Брянская область, Московская область

Орловская область

Северо-западный федеральный округ Вологодская область,

Новгородская  область

Южный федеральный округ -
Приволжский федеральный округ Республика  Татарстан, Пермский край

Нижегородская область,

Самарская область, Ульяновская область

Уральский федеральный округ Свердловская  область

Челябинская область

Сибирский федеральный округ Алтайский край
Дальневосточный федеральный округ Хабаровский край

Чукотский автономный округ

Информация о работе Государственная промышленная политика в России на современном этапе