Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 23:15, курсовая работа
В настоящее время экономика России претерпевает большие изменения. Мир изменился. Люди стали мобильнее. Конкуренция стала глобальной. Ее уже не ограничишь национальными границами. Товары разрабатываются в той точке мира, где сосредоточен интеллект, производятся там, где более доступны и дешевы средства производства - природные ресурсы, рабочая сила, реализуются там, где есть покупательная способность. Каждая страна или регион постепенно занимает свою ячейку в новом международном разделении труда.
Введение 3
1. Теоретико-методологические подходы к формированию государственной промышленной политики на современном этапе 5
1.1. Понятие инновации, инновационной политики, факторы развития инновационной деятельности ……………………………………………... 5
1.2. Роль государства в формировании инновационной политики... ……………………………………………………………………………..9
2. Основные особенности проведения промышленной политики России 13
2.1. Стратегические аспекты инновационного развития нацитнальной экономики 13
2.2. Характеристика направлений и методов управления государственной инновационной политикой в Российской Федерации 24
3. Промышленная политика в Пермском крае: региональные особенности, проблемы, перспективные направления 30
3.1. Характеристика показателей, отражающих развитие инновационных процессов в Пермском крае 30
3.2. Характеристика направлений и методов управления государственной инновационной политикой на уровне Пермского края 33
3.3. Итоги работы Министерства промышленности, инноваций и науки Пермского края за 2009 год и направления деятельности на 2010 год 43
Заключение 50
Список литературы 52
Приложения 53
Исходя из вышеперечисленных определений роль государства в стимулировании инновационных процессов в экономике должна состоять в следующем:
При
этом определяющими факторами
Однако часто в ходе реализации инновационной политики государства выявляется несоответствие между достаточно большой численностью занятых в сфере научного обслуживания, количеством получаемых патентов отечественными разработчиками и низким технологическим уровнем производства. Такое положение дел определяется, прежде всего, состоянием инновационного климата и отсутствием целостной инновационной системы, способной обеспечить проводящие пути от научного потенциала и непосредственных результатов его деятельности к рынку.
Основными причинами, вызывающими противоречие между существующим инновационным потенциалом и результатами его функционирования являются:
- несовершенство механизма хозяйственного оборота интеллектуальной собственности;
- недостаточность законодательной и правовой базы инновационной деятельности;
-
невысокий социальный статус
ученого-исследователя,
-
значительное использование
-
нерыночный менеджмент в
- старение технологической и исследовательской базы;
- недостаточный уровень доверия к банковской системе страны и вывоз капитала;
- неразвитость фондового рынка;
- неразвитость системы страхования инвестиционных и инновационных рисков;
-
низкий уровень информационно-
В целях повышения эффективности использования инновационного потенциала необходимо обеспечить практическое взаимодействие научно-технической сферы со сферой производства и иными сферами жизнедеятельности. Для этого необходимо решение трех ключевых задач:
Таким
образом, возможности экономического
роста связаны с развитием научно-технического
потенциала страны для создания и восприятия
инноваций, концентрацией ресурсов для
выполнения крупных проектов, опережающей
подготовкой инженерного и научного корпуса,
охватывающего весь спектр специальностей
и технологий.
2. Основные особенности проведения промышленной политики России
Переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития рассматривается на современном этапе, как стратегический приоритет, который закреплен обширным перечнем декларативных документов федерального уровня. В соответствии с концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, инновационное развитие национальной экономики будет проходить в 2 этапа:
Первый этап (2008 - 2012 годы) базируется на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов).
Результатом инновационного прорыва выступит увеличение доли инновационного сектора в валовом внутреннем продукте, который повысится с 10,9% в 2007 году до 18% в 2020 году при одновременном снижении доли нефтегазового сектора с 18,7% до 11%1.
Системная проблема, препятствующая ускоренному переходу страны на «инновационные рельсы», включает в себя две основных составляющих: несоответствие темпов развития российского сектора исследований и разработок потребностям системы обеспечения национальной безопасности и ограниченная возможность применения отдельных научных результатов мирового уровня в российской экономике2.
В качестве еще одной проблемной зоны выступает существенная фрагментация научно-инновационного пространства России в региональном контексте. В условиях возрастания роли территориальных факторов возникает необходимость усиления внимания со стороны государства к дифференциации инновационного и социально-экономического развития российских регионов.
Основываясь на данных отечественной статистики и учитывая европейский опыт мониторинга инновационной деятельности, были выбраны показатели (таблица 1), по которым можно определить уровень инновационного развития, как отдельного региона, так и группы территорий, являющихся основными участниками инновационного процесса в национальном масштабе.
На первом этапе проводилось исследование динамики показателей, характеризующих инновационное развитие национальной экономики в целом. За период с 1995-2007 гг.3 существенных позитивных изменений выявлено не было (таблица 1).
Положительную динамику имеют лишь отдельные показатели, остальные либо остались неизменными, либо имеют тенденцию к снижению. При этом особое сокращение имеют показатели, характеризующие развитие науки (кадровый потенциал и число организаций, осуществляющих исследования и разработки).
Таблица 1.
Показатель | 1995 | 2007 |
Наукоемкость
(трудовая) - удельный вес персонала
в НИОКР в среднегодовой |
1,6 | 1,2 |
Наукоемкость
общая
Внутренние затраты на исследования и разработки, % ВРП |
1,1 | 1,25 |
Удельный вес организаций, осуществляющих исследования и разработки, % | 0,18 | 0,08 |
Удельный вес организаций, осуществлявших инновационную деятельность, в общем числе организаций, % | 8,0 | 10,0 |
Уровень патентной активности (выдано патентов на изобретения и полезные модели на 1000 человек населения) | 0,2 | 0,2 |
Число
созданных передовых |
0,2 | 0,2 |
Число использованных передовых технологий, ед. на 1000 предприятий5 | 20,9 | 38,6 |
Объем инновационной продукции в процентах от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг | 4,4 | 4,6 |
Даже
учитывая инерционный характер развития
социально-экономических
На
втором этапе исследовались
На основе анализа статистических данных были выделены группы регионов с различными фазовыми состояниями инновационных процессов.
Таблица 2.
Регионы с высоким научным потенциалом
Федеральный округ | Субъект РФ |
Центральный федеральный округ | г. Москва
Московская область Калужская область Владимирская область Воронежская область |
Северо-западный федеральный округ | г. Санкт-Петербург |
Южный федеральный округ | Ростовская область |
Приволжский федеральный округ | Нижегородская область |
Уральский федеральный округ | Свердловская
область
Тюменская область6 |
Сибирский федеральный округ | Новосибирская
область
Томская область |
Дальневосточный федеральный округ | - |
Основу заимствованных научно-технических достижений составляли отечественные разработки, их использовали 70% организаций, приобретавших технологии и 73,4% передававших их. Импорт технологий осуществляли, соответственно, 30% и 26,6% организаций. Предпочтение здесь отдавалось странам дальнего зарубежья.
Наиболее
Исследование по данной группе показателей показывает, что в пространственной организации национальной экономики, несмотря на экономические потрясения в период перехода к рынку существуют центры необходимого научного роста. Несмотря на общее снижение показателя наукоемкости (трудовой) в целом по России, эта группа субъектов удерживает достаточно высокие значения не только по кадровому потенциалу, но и по уровню патентной активности, количеству созданных передовых технологий, удельному весу внутренних затрат на исследования и разработки.
Также были выделены такие субъекты, которые по уровню наукоемкости имеют достаточно низкие значения (близкие к средним по России), но демонстрируют рост числа выданных патентов и созданных передовых технологий – это Орловская, Рязанская, Ульяновская, Самарская, Томская области.
2. Инновационно-активные регионы (имитационная фаза инновационного процесса), для которых характерны наивысшие значения удельного веса организаций, осуществляющих инновационную деятельность и объемов производства инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме промышленного производства (таблица 3).
Таблица 3.
Инновационно-активные регионы
Федеральный округ | Субъект РФ |
Центральный федеральный округ | Брянская область,
Московская область
Орловская область |
Северо-западный федеральный округ | Вологодская область,
Новгородская область |
Южный федеральный округ | - |
Приволжский федеральный округ | Республика
Татарстан, Пермский край
Нижегородская область, Самарская область, Ульяновская область |
Уральский федеральный округ | Свердловская
область
Челябинская область |
Сибирский федеральный округ | Алтайский край |
Дальневосточный федеральный округ | Хабаровский край
Чукотский автономный округ |
Информация о работе Государственная промышленная политика в России на современном этапе