Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 23:15, курсовая работа
В настоящее время экономика России претерпевает большие изменения. Мир изменился. Люди стали мобильнее. Конкуренция стала глобальной. Ее уже не ограничишь национальными границами. Товары разрабатываются в той точке мира, где сосредоточен интеллект, производятся там, где более доступны и дешевы средства производства - природные ресурсы, рабочая сила, реализуются там, где есть покупательная способность. Каждая страна или регион постепенно занимает свою ячейку в новом международном разделении труда.
Введение 3
1. Теоретико-методологические подходы к формированию государственной промышленной политики на современном этапе 5
1.1. Понятие инновации, инновационной политики, факторы развития инновационной деятельности ……………………………………………... 5
1.2. Роль государства в формировании инновационной политики... ……………………………………………………………………………..9
2. Основные особенности проведения промышленной политики России 13
2.1. Стратегические аспекты инновационного развития нацитнальной экономики 13
2.2. Характеристика направлений и методов управления государственной инновационной политикой в Российской Федерации 24
3. Промышленная политика в Пермском крае: региональные особенности, проблемы, перспективные направления 30
3.1. Характеристика показателей, отражающих развитие инновационных процессов в Пермском крае 30
3.2. Характеристика направлений и методов управления государственной инновационной политикой на уровне Пермского края 33
3.3. Итоги работы Министерства промышленности, инноваций и науки Пермского края за 2009 год и направления деятельности на 2010 год 43
Заключение 50
Список литературы 52
Приложения 53
Рост инновационной активности этой группы регионов происходит не за счет увеличения наукоемкости, а в связи с развитием технологического обмена. Доля импорта технологий в ВРП составляет около 0,3% и имеет устойчивую тенденцию к росту, доля экспорта технологий ничтожно мала. Для регионов, отнесенных к первой группе, наблюдается обратная ситуация, здесь преобладает доля экспорта технологий в ВРП.
3. Регионы «догоняющего» инновационного развития имеют показатели близкие к средним по России. Для этой группы свойственен флуктуирующий характер инновационного развития, так как за анализируемый период отмечены существенные колебания по всем показателям. При этом отмечается общее снижение уровня наукоемкости территорий (особенно в части кадровой составляющей) при одновременном увеличении количества инновационно-активных организаций и объема выпуска инновационной продукции (таблица 4).
Таблица 4.
Регионы «догоняющего» инновационного развития
Федеральный округ | Субъект РФ |
Центральный федеральный округ | Липецкая область,
Тверская область
Рязанская область, Тульская область |
Северо-западный федеральный округ | Калининградская
область,
Мурманская область, Ленинградская область |
Южный федеральный округ | Республика Адыгея, Республика Дагестан, Ставропольский край |
Приволжский федеральный округ | Чувашская Республика, Пензенская область, Саратовская область |
Уральский федеральный округ | Курганская область, Ямало-Ненецкий автономный округ |
Сибирский федеральный округ | Республика Бурятия, Иркутская область |
Дальневосточный федеральный округ | Приморский край, Амурская область |
В целом по данной группе регионов можно сделать вывод, что существующее метастабильное состояние эндогенного происхождения может быть трансформировано в инновационный рост под влиянием внешних факторов, путем интеграции в стратегию инновационного развития национальной экономики.
4. Регионы низкой инновационной активности, группа территорий для которых свойственны самые низкие значения по всем показателям инновационного развития. Около 50% всех регионов России представлены именно этой группой.
Самый низкий уровень инновационной активности в 2007г. отмечался в организациях целлюлозно-бумажного производства; издательской и полиграфической деятельности (4,3%), по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (5,1%), текстильного и швейного производства (5,6%), обработки древесины и производства изделий из дерева (6,0%).[12]
Низкий уровень
инновационной активности организаций
отчасти объясняется
Коренное переустройство социально-экономической системы в период рыночных реформ не способствовало развитию тех или иных форм инновационной деятельности. Существуют опасения, что достаточно крупный региональный блок будет не способен поддержать стратегические направления развития экономики инновационного типа.
Вышеуказанные обстоятельства обуславливают необходимость изучения содержательной стороны инновационной динамики этих территорий на длительных интервалах времени в условиях проявления нелинейных свойств эволюционирующих социально-экономических систем и выявления возможностей воспроизводства инновационных процессов и преемственности инновационного развития.
По
Й. Шумпетеру, главный аспект динамической
конкуренции заключается в
Результаты исследования показывают, что системные проблемы инновационного развития России пока не решены, а отсутствие учета региональной специфики инновационного сектора губительно сказывается на реализации инновационных реформ, которые в настоящее время носят преимущественно паллиативный характер.
Конечным результатом инновационной деятельности является внедрение в производство более эффективных видов технологий, сырья, материалов, создание новых и совершенствование действующих видов продукции. Так в 2007г. было произведено инновационных товаров, работ и услуг на сумму 916,1 млрд.рублей, из них 842 млрд.рублей (91,9%) приходилось на инновационно-активные организации. В 2006г. на инновационно-активные организации приходилось 94,5% всего объема отгруженных инновационных товаров, работ и услуг.
Доля инновационных товаров, работ и услуг (далее инновационной продукции) по обследуемым организациям в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг (далее объеме отгруженных товаров) в 2007г. по сравнению с предыдущим годом не изменилась и составила 5,5%. [13]
В общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг около 52% составляет продукция, вновь внедренная или подвергавшаяся значительным технологическим изменениям в течение последних трех лет. Доля инновационной продукции, подвергавшейся усовершенствованию в течение последних трех лет, составила 48,1%, в организациях по добыче полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, - 99,5%, производству машин и оборудования - 76,3%, пищевых продуктов - 69,5%.
Деятельность
Анализ полученных
данных показывает, что наибольшие
трудности в осуществлении
К объективным факторам следует отнести те факторы внешней среды, которые обусловлены долговременными тенденциями и не связаны с волевыми решениями конкретного субъекта. К ним можно отнести экономические законы, активно воздействующие на инновационную деятельность:
Субъективную природу имеют те факторы, действие которых является прямым следствием сознательно принятых решений, среди которых следует выделить:
При этом объективные и субъективные факторы координируются между собой, взаимопроникают и образуют систему мотивации для формирования инновационной стратегии.
При разработке инновационной политики региональными органами управления существуют некоторые ограничения, которые не позволяют использовать в России ведущие мировые тенденции в полной мере. Прежде всего ресурсов одного региона недостаточно для завоевания лидерских позиций в глобальной конкурентной среде, для формирования экономических кластеров, обладающих экспортным потенциалом. Поэтому в ряде публикаций была обоснована ведущая роль регулирования мобильности производства как инструмента региональной политики в современных российских условиях. Регулирование мобильности производства предполагает институциональное проектирование в целях создания сетей независимых производственных и/или сервисных фирм, разработчиков технологий и ноу-хау, инжиниринговых компаний, связующих рыночных институтов и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости. [8]
Такие стратегические партнерские сети превращаются в субъекты региональной экономики, которых объединяют не имущественные, а информационные, технологические, маркетинговые и инновационные связи. Повышение мобильности производства высокотехнологичного сектора экономики направлено на развитие инновационной системы региона и требует создания соответствующей институциональной и технологической базы. Региональным органам государственной власти должна принадлежать инициатива институционального проектирования в целях создания инновационной модели развития высокотехнологичного сектора региональной экономики, а также постепенного изменения траектории предшествующего развития в технологиях, неэффективных в глобальной конкурентной среде.
Основными
направлениями
Таким образом, предпосылки активизации инновационной деятельности высокотехнологичных предприятий, которые должны формироваться на региональном уровне посредством повышения степени транснационализации региональной экономики, повышения мобильности производства.
Одна из центральных проблем Российской Федерации - стимулирование инновационной деятельности, рациональное финансирование научно-технических и инновационных программ. Следовательно, необходим финансово-экономический механизм как комплекс условий, способствующих возрождению и стимулированию инновационной активности в стране. Основные противоречия инновационной сферы в России:
1. Нет ощутимых предпосылок для появления заинтересованности предприятий в научно-техническом поиске, изобретениях, инновациях; отсутствуют системы экономически выгодного накопления ресурсов для предпринимательских проектов инновационного характера; почти утрачен интерес к инвестициям в обновление производства;
2. Недооценка решающей роли государства и региональных властей в формировании рыночной инфраструктуры инновационного типа;
3. Дефицит высококвалифицированных специалистов.
Механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен включать:
1. Законодательное регулирование инновационной деятельности.
Информация о работе Государственная промышленная политика в России на современном этапе