Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 23:15, курсовая работа
В настоящее время экономика России претерпевает большие изменения. Мир изменился. Люди стали мобильнее. Конкуренция стала глобальной. Ее уже не ограничишь национальными границами. Товары разрабатываются в той точке мира, где сосредоточен интеллект, производятся там, где более доступны и дешевы средства производства - природные ресурсы, рабочая сила, реализуются там, где есть покупательная способность. Каждая страна или регион постепенно занимает свою ячейку в новом международном разделении труда.
Введение 3
1. Теоретико-методологические подходы к формированию государственной промышленной политики на современном этапе 5
1.1. Понятие инновации, инновационной политики, факторы развития инновационной деятельности ……………………………………………... 5
1.2. Роль государства в формировании инновационной политики... ……………………………………………………………………………..9
2. Основные особенности проведения промышленной политики России 13
2.1. Стратегические аспекты инновационного развития нацитнальной экономики 13
2.2. Характеристика направлений и методов управления государственной инновационной политикой в Российской Федерации 24
3. Промышленная политика в Пермском крае: региональные особенности, проблемы, перспективные направления 30
3.1. Характеристика показателей, отражающих развитие инновационных процессов в Пермском крае 30
3.2. Характеристика направлений и методов управления государственной инновационной политикой на уровне Пермского края 33
3.3. Итоги работы Министерства промышленности, инноваций и науки Пермского края за 2009 год и направления деятельности на 2010 год 43
Заключение 50
Список литературы 52
Приложения 53
2.
Выработка долгосрочной
3.
Выбор инновационных
4.
Формирование системы
5.
Государственная поддержка
а) прямое бюджетное финансирование инновационных программ и проектов в области науки, образования, здравоохранения, экологии, обороны; финансирование освоения и первоначального распространения новых поколений техники и технологии, имеющих ключевое значение для повышения технического уровня и конкурентоспособности экономики. Это находит выражение в перечнях федеральных целевых программ и адресных инвестиционных проектов инновационного характера;
б) косвенная государственная поддержка в формах налоговых и таможенных льгот, налоговых и инвестиционных кредитов.;
в) государство должно оказывать особую поддержку малому инновационному бизнесу, который берет на себя риск технологических прорывов и обеспечивает занятость научно-технических, инженерных кадров
г) государство берет на себя заботу об охране интеллектуальной собственности, используемой в процессе инновационной деятельности или создаваемой в этом процессе;
д) государство оказывает помощь в информационном обеспечении инновационной деятельности путем создания при бюджетной поддержке информационных фондов и баз данных по законченным НИОКР, изобретениям и патентам, инновациям, технологическим потребностям предприятий, инновационным фондам, венчурным фондам;
е) государство должно осуществлять кадровую поддержку инновационной деятельности, осуществляя подготовку инновационных менеджеров, финансируя повышение квалификации в этой области, создавая учебные и консультационные инновационные центры, организуя зарубежные стажировки по этому направлению деятельности, организуя издание учебной и справочной литературы по инновационной деятельности.
ж) государственная поддержка осуществляется путем формирования инновационных институтов - корпораций, консорциумов, холдингов, финансово-промышленных групп, транснациональных компаний, которые аккумулируют и вкладывают инвестиции в освоение и распространение новых поколений техники и технологий, осуществляют координацию деятельности участников инновационного процесса, ведут целенаправленный маркетинг на внешнем и внутреннем рынках. [7]
Наиболее важной задачей реформирования экономики России в целом и инновационной системы, в частности, является разработка и использование рационального финансового механизма:
1.
создание условий повышения
2.
разработка адекватных
3.
привлечение финансовых
4.
обеспечение условий
В основе инновационного кризиса в России находится дефицит финансовых инвестиционных ресурсов, нехватка инвестиционного капитала и слабая инвестиционная активность в сфере предпринимательской деятельности. Эти проблемы инновационного процесса могут быть устранены благодаря целенаправленной государственной политике и государственному воздействию на экономическую деятельность путем создания соответствующей экономической среды.
Резкое снижение объемов выпуска средств производства и сокращение фронта прикладных НИР, а также других форм инновационной деятельности позволяет говорить об относительной нехватке инновационных материально-интеллектуальных ресурсов. Этот дефицит вызван глубоким спадом спроса, огромной недозагрузкой производственных мощностей и научно-исследовательских организаций, то есть падением степени использования многообразного производственного и научно-технического потенциала. Расширение соответствующего спроса позволило бы за относительно короткие сроки значительно поднять уровень использования этого потенциала. Для этого необходимо:
1.
финансирование подготовки
2.
поддержка специальных
3.
формирование системы
4. налоговая, амортизационная и иная политика, стимулирующая инновационную деятельность;
5.
финансирование
6.
создание инфраструктуры
7. организационная деятельность по объединению усилий науки, производства и бизнеса в инновационной деятельности;
8.
защита стратегических
Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2010 год
Приоритетами
антикризисных и
Для
реализации антикризисных мер
«Я убежден в том, что инновационная Россия родится в регионах. Мы видим громадный потенциал в десятках регионов. С Пермью мы уже построили то, что можно назвать региональной системой инновации»
А.Чубайс
«РОСНАНО»
Пермский край — субъект Российской Федерации, входящий в Приволжский федеральный округ. Он был образован 1 декабря 2005 года в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Административно Пермский край разделен на 48 муниципальных образований первого уровня — 42 муниципальных района и 6 городских округов. В состав Пермского края также входит территория с особым статусом — Коми-Пермяцкий округ.
Инновационное развитие Пермского края – комплекс мероприятий, направленных на повышение объемов выпуска конкурентной на мировом рынке продукции с высокой добавленной стоимостью.
Цель инновационного развития Пермского края – увеличение объемов выпуска промышленной продукции конкурентоспособной на мировом рынке с высокой добавленной стоимостью в ориентировочном размере 7 млрд. рублей в год.
Стимулирование
и поддержка инновационной
Целью Министерства в области инноваций является формирование и развитие единой инновационной инфраструктуры на территории Пермского края, которая позволит создать условия для повышения инновационного уровня и конкурентоспособности производств предприятий Пермского края.
Большое внимание уделяется сотрудничеству Пермского края с ГК «Роснано». Результатом стало открытие в Перми проектного офиса, который способствует появлению новых проектов, реализуемых предприятиями Пермского края в области нанотехнологий.
Перспективными задачами Министерства являются создание информационного портала, открытие Международного центра научно-технического сотрудничества и Регионального инновационно-технологического комплекса (РИНК). Целью создания РИНК является информационно-аналитическое обеспечение и оказание профессиональной консалтинговой помощи всем участникам инновационной деятельности.
Информационный портал позволит объединить всех участников инновационной деятельности, и даст возможность предприятиям эффективнее реализовывать новые проекты.
Основными конкурентными преимуществами края являются наличие разнообразных природных ресурсов и мощный промышленный потенциал, удачное транспортное положение края на пути из Азии в Европу и наличие специализированных научных центров и высококвалифицированных кадров.
Ведущую роль в экономике края играют добывающие предприятия и предприятия ВПК, значительная часть которых относится к тяжелой промышленности. Большое значение имеет также лесное хозяйство.
Топливная и химическая
отрасли развиваются
Выгодное
географическое положение определяет
полноценную структуру
Наличие специализированных научных центров и высококвалифицированных кадров обеспечивает лидирующие позиции машиностроения края в российском производстве авиационных и ракетных двигателей, топливной аппаратуры, газоперекачивающих агрегатов и газотурбинных электростанций, нефтепромыслового оборудования, аппаратуры цифровых и волоконно-оптических систем передачи информации, навигационной аппаратуры.
Сегодня одним из стратегически выгодных направлений развития регионов является инновационное. Смещение акцентов инновационного развития на региональный уровень является шагом на пути преодоления исторической специализации регионов, которая не всегда способствует устойчивому его развитию, поскольку такого рода экономики в большой степени подвержены риску при изменении конъюнктуры или в ситуации кризисов.
Поэтому
одним из важных вопросов в комплексном
социально-экономическом
Информация о работе Государственная промышленная политика в России на современном этапе