Государственная политика доходов населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 05:06, реферат

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение сущности, механизмов государственной политики доходов.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность доходов и определить их виды;
- раскрыть особенности государственной политики доходов населения на примере Российской Федерации, определить причины неравенства доходов населения;
- изучить функции и механизмы воздействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере социальной поддержки населения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………………………...……………..3
1. Структура и дифференциация доходов населения……….………………...…..6
1.1. Сущность, виды доходов и их источники……………………………………..6
1.2.Неравенство доходов и его причины…………….. …………………………..15
2. Государственное регулирование доходов населения………………..……......24
2.1. Меры обеспечения государственной политики доходов населения…….…24
2.2. Социальная защита и поддержка населения………………………………....29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…….…35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....…37

Файлы: 1 файл

Государственная политика доходов населения. Тазеева ГМУ-91.doc

— 344.00 Кб (Скачать)
"justify">     Существует  ряд показателей оценки дифференциации доходов населения:

- распределение  населения по уровню среднедушевых  доходов - показатель удельного  веса или процента населения  в тех или иных заданных  интервалов среднедушевых доходов;

- распределение  общего объема денежных доходов  по различным группам населения  - показатель о процентах доли  общего объема денежных доходов,  которой обладает каждая из  двадцатипроцентных групп населения;

- децильный  коэффициент дифференциации доходов - соотношение денежных доходов, выше и ниже которых находятся десятые доли наиболее в наименее обеспеченного населения.

     Ведущим показателем при анализе уровня экономического развития являются показатели ВВП/ВНП на душу населения. Эти показатели положены в основу международных классификаций, подразделяющих страны на развитые и развивающиеся. В некоторых развивающихся странах показатель ВВП на душу населения находится на высоком уровне, однако по совокупности других показателей (отраслевая структура экономики, производство основных видов продукции на душу населения и др.) такие страны не могут быть отнесены к категории развитых. Другим показателем, широко применяемым в международной практике, является отраслевая структура экономики. Здесь важное значение имеет внутриотраслевой анализ, который проводится на основе показателя ВВП по отдельным отраслям. Прежде всего изучается соотношение между крупными народнохозяйственными отраслями материального и нематериального производства. Это соотношение выявляется, прежде всего, по удельному весу обрабатывающей промышленности. Уровень жизни населения страны в значительной степени характеризуется структурой ВВП по использованию. Особенно важен анализ структуры частного конечного потребления (личных потребительских расходов). Большая доля в потреблении товаров длительного пользования и услуг свидетельствует о более высоком уровне жизни населения и, следовательно, более высоком общем уровне экономического развития страны.20

     Анализ  уровня жизни населения обычно сопровождается анализом двух взаимосвязанных показателей: «потребительская корзина» и «прожиточный минимум». Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий. В потребительскую корзину входят также необходимый набор непродовольственных товаров, услуг, необходимых платежей. Таким образом, в потребительскую корзину входят продукты, товары и услуги, необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Прожиточный минимум в соответствии с Федеральным законом № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.21 Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал 2011 года Правительством Российской Федерации установлена в размере 6505 рублей на душу населения, для трудоспособного населения - 7023 рубля, пенсионеров - 5141 рубль, детей - 6294 рубля.22 По прожиточному минимуму фиксируется официальная черта бедности. Согласно декларации прав и свобод человека и гражданина все пособия и выплаты гражданам должны обеспечивать уровень дохода не ниже установленного законом прожиточного минимума. Различия в уровне доходов на душу населения, или на одного занятого, называется дифференциацией доходов. Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.

     Изменения в доходах населения и расслоение общества приводят к самым негативным последствиям. Создаются слои людей, находящихся за чертой бедности, что недопустимо в развитом обществе. Происходит моральное расслоение общества на «своих» и «чужих», теряется общность целей, интересов, чувство здорового патриотизма. В результате деления общества, населения регионов и отдельных граждан на богатых и бедных возникают межрегиональные и, даже, межнациональные противоречия, что приводит к разрушению единства России. Происходит отток квалифицированных работников в сферы, не требующие соответствующих знаний, за границу. В результате ухудшается образовательный, профессиональный потенциал общества, наукоёмкие отрасли деградируют. В результате низкого уровня жизни снижается трудовая активность населения, ухудшается здоровье, снижается рождаемость, что приводит к демографическим кризисам.23

     Государство должно заботиться о своих гражданах, создавать необходимые условия  проживания, обеспечивать достойный  уровень жизни населения. Без  трудоспособного, здорового населения невозможно поднять страну на более высокий экономический уровень, составлять конкуренцию развитым странам. При невыполнении этих обстоятельств в стране может резко ухудшится демографическая, а в последствии и экономическая ситуация.

 

2. Государственное регулирование доходов населения

2.1. Меры  обеспечения государственной политики  доходов населения

      Государственная политика доходов является составной  частью  социальной политики и направлена на решение двух главных  задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.

        Государственная политика доходов  заключается в перераспределении  их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

     Государство непосредственно вмешивается в  первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает  верхний предел увеличения номинальной  заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с учетом общих потребностей экономического и социального развития.24

  Методы осуществления политики доходов в условиях рыночной и переходной экономики могут быть различными. Предпочтение обычно отдается методам добровольного согласия работодателей и работников при участии правительства, что не исключает применения административных мер государственного контроля за увязкой повышения заработной платы с финансовыми возможностями предприятия. В ряде стран Западной Европы существуют так называемые допустимые пределы ее повышения, зафиксированные в общенациональных программах социального партнерства.

       Наиболее эффективным средством  государственного регулирования  заработной платы в странах  с рыночной экономикой является  определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из  минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.25

        В России с 1991 г. действует  периодически пересматриваемый  минимальный размер оплаты труда  (МРОТ). В условиях высокой инфляции  в первой половине 90-х гг. данный  показатель утратил связь с прожиточным минимумом. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России с 1 июня 2011 года был увеличен на 6,5 процента - до 4611 рублей. Соответствующий закон подписал президент России Дмитрий Медведев. До сих пор общефедеральный МРОТ в России, не менявшийся с января 2009 года, составлял 4330 рублей.26

     Особое  значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется  индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами — пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.

  Индексация осуществляется как на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятий через коллективный договор. Она предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

  В России индексация денежных доходов распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия.

Индексация  доходов имеет и существенные недостатки. Так, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.

     Наиболее  радикальная мера воздействия на доходы - увеличение занятости. Чтобы добиться этого, необходимо увеличение инвестиций, снижение налогов на предпринимателя, доступность кредитов, государственная поддержка рабочих мест и малого бизнеса, организация общественных работ. Можно также добавить содействие таким формам занятости, как кооперативные и ремесленные объединения, работа на дому, поощрение мелких инвестиций самого населения в рабочие места, например, в потребительскую, промысловую, бытовую, кредитную кооперацию.

     Возможности расширения оплачиваемой занятости  требуют приоритетного подхода. Те немногие вложения, которые сможет мобилизовать государство, налоговые скидки, кадровые перестановки, необходимо использовать в каждом регионе в структурообразующих отраслях, деятельность которых может способствовать оживлению, и в таких сферах, как жилищное строительство, дороги, пищевая промышленность, оптовая торговля, туризм и т. д.27

     Реальные  возможности государства в перераспределении  доходов и финансировании общественного  сектора зависят от ряда объективных  социально-экономических условий:

- размера внутреннего валового продукта (ВВП), его динамики и структуры;

- покупательной способности национальной валюты;

- демографических тенденций;

- традиционно сложившихся функций государственного регулирования, административно-территориальной структуры органов власти и полномочий каждого уровня власти;

- доли теневой экономики в ВВП.

В рыночной экономике государство сочетает меры прямого и косвенного регулирования  доходов и заработной платы.

Рисунок 3 – Меры государственного регулирования  экономики28

     В частном секторе государство  косвенно регулирует доходы и заработную плату, поскольку его нормативные  акты носят рекомендательный характер.

     Важным  условием эффективной политики доходов  и заработной платы является определение  оптимальных границ государственного и рыночного регулирования. В рыночной экономике граждане свободно выбирают источники доходов — от трудовой и предпринимательской деятельности, от собственности на факторы производства. Доходы населения формируют платежеспособный спрос и в то же время зависят от него. Рыночный механизм саморегулирования устанавливает цену факторов производства — труда, земли, капитала, предпринимательских способностей. Государственное регулирование доходов и заработной платы создает условия для установления взаимосвязи доходов с факторами производства, корректирует рыночный механизм и не подрывает заинтересованности граждан в увеличении личных доходов.29

     Политика  доходов и заработной платы оказывает  непосредственное воздействие на мотивации  и ценностные ориентации, отношение к труду. Она играет важную роль в развитии обратных связей государства, общества и индивидов.

     Кризисное состояние вызывает необходимость  оценить значение социальной ответственности  государства, для чего требуется  ревизовать социальные гарантии, льготы и выплаты, заменить некоторые системой временной социальной помощи, предоставляемой в заявительной и адресной форме для конкретной семьи. Однако в России ситуация с адресной социальной помощью в настоящий момент выглядит неоднозначно. Государство не обладает необходимыми средствами, поэтому адресная помощь превращается в незначительные средства для существования и имеет скорее идеологическое значение «сохранения жизни» в условиях кризисной экономики.30 
 

2.2. Социальная  защита и поддержка населения

     Социальная защита - политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.31

     Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).

Информация о работе Государственная политика доходов населения