Городские агломерации как инструмент динамичного социально-экономического развития регионов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 11:21, реферат

Краткое описание

Интерес к проблемам городской агломерации связан с возникновением новых процессов развития крупных городских систем.

Сегодня, в посткризисное время, эта проблематика приобретает особо приоритетное значение, что связано с проведением в России новой территориальной политики, предполагающей формирование регионов, Конкурентоспособных в мировой хозяйственной системе.

Файлы: 1 файл

городские агломерации - опыт для России.docx

— 179.52 Кб (Скачать)

06 апреля 2011 года 
Городские агломерации как инструмент динамичного социально-экономического развития регионов России

ОБЩЕСТВО  И ЭКОНОМИКА, № 12, 2010

Андрей  Нещадин

кандидат  социологических наук, профессор  Московского

государственного университета прикладной биотехнологии

Александр Прилепин

директор  Департамента социально-экономических  проектов IMCMontan  

Городские агломерации как  инструмент динамичного  социально-экономического развития регионов России  

      Интерес к проблемам городской агломерации  связан с возникновением новых процессов  развития крупных городских систем.

      Сегодня, в посткризисное время, эта проблематика приобретает особо приоритетное значение, что связано с проведением  в России новой территориальной  политики, предполагающей формирование регионов, Конкурентоспособных в  мировой хозяйственной системе.

      В процессе субурбанизации (а это мировая, а не только российская тенденция) и  в свете необходимости диверсификации экономики требуется усилить  внимание к задаче формирования агломераций  при государственной поддержке.

      Особенно  это касается тех городов, где  существует монопрофильная структура  городского хозяйства и потому высоки риски в процессе дальнейшего  развития. Моногородам необходима диверсификация. В то же

      время во многих городах невозможно ее осуществить (нет свободных земель, нет иного  производства и т.п.) При агломерационном  развитии эта диверсификация приобретает  совершенно иные формы: сегодня агломерация - это объективный процесс развития регионов, обеспечивающий формирование экономических точек роста, равномерное  развитие территорий и комплексное, более безопасное и эффективное  развитие инфраструктуры для реализации главной цели социально-экономического развития, а именно: создание комфортных условий проживания и работы для  населения и бизнеса.

      Агломерационный путь развития - это естественный этап урбанизации. По мнению ООН, количество горожан к 2050 году вырастет в два  раза и достигнет 6,4 млрд. человек. К 2015 году прогнозируется формирование более 900 агломераций с численностью населения более 1 млн. человек.

      Формирование  агломераций создает лучшие условия  для жизни и работы, место для  творческой самореализации и инноваций, развития науки, для деятельности бизнеса.

      Понятие городской агломерации (ГА)

      Городская агломерация, конурбация - компактное скопление населённых пунктов, главным  образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную  динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными, трудовыми  и культурно-бытовыми связями. Особое отличие агломераций - маятниковые  трудовые и культурно-бытовые поездки, что предполагает достаточное развитие в пределах агломерации различных  видов пассажирского транспорта.

      Признаки  и типология современной  ГА

      Различают моноцентрические (сформировавшиеся вокруг одного крупного города-ядра, например, Московская агломерация) и полицентрические агломерации (имеющие несколько  городов-ядер, например, скопления городов  в Рурском бассейне Германии). Наиболее значительные полицентрические агломерации  сформировались в Европе - Рурская  в ФРГ (11,5 млн. жителей), Рандстад Холланд  в Нидерландах (около 7 млн.), в Японии - так называемый мегалополис Токайдо (около 60 млн.) и в некоторых других странах.

      Основными условиями формирования и развития агломераций является наличие правовой базы (создание и функционирование агломераций, синхронизация мандатов, закрепление прав и обязанностей участников) и инфраструктуры (объединение  в единую сеть, реализация комплексных  проектов на базе агломерации).

      Основными признаками современных городских  агломераций являются:

      компактность — компактное расположение населенных пунктов, главным образом городских;

      -наличие  транспортных коридоров, позволяющих обеспечивать взаимодействие различных видов транспорта и общность средств доставки населения и грузов;

      -  доступность (1,5-часовая), которая позволяет при наличии разви той системы транспортных коридоров расширить границы агломерации (при условии других факторов экономической целесообразности);

      -  концентрация промышленного производства и трудовых ресурсов, что на территории городской агломерации обязательно;

      -  высокая плотность населения — концентрация значительных масс населения вдоль транспортных коридоров;

      -  тесные экономические связи - комбинирование и кооперирование промышленных предприятий при производстве и потреблении промышленной и сельскохозяйственной продукции (показатель - более мощные грузопотоки в пределах агломерации по сравнению с внешними грузопотоками);

      -  тесные трудовые связи: часть работающих на предприятиях и в учреждениях одного поселения проживают в других поселениях, т.е. в пределах агломерации наблюдается взаимосвязанное расселение и происходят ежедневные маятниковые трудовые миграции между главным городом и поселениями пригородной зоны, а также между этими поселениями;

      -  тесные культурно-бытовые и рекреационные связи: учреждения или места отдыха одного или нескольких поселений частично обслуживают жителей других поседений, происходят ежедневные или еженедельные маятниковые миграции с культурно-бытовыми или рекреационными целями;

      -  тесные административно-политические и организационно-хозяйственные связи, которые реализуются посредством регулярных деловых поездок между поселениями агломерации по делам бизнеса, службы и общественной работы;

      -  высокий уровень функциональной связанности - сближенность составляющих городскую агломерацию поселений и их функциональная взаимодополняемость; в большинстве случаев - соподчиненность поселений, находящихся в пределах агломерационного ареала (не только административно-правовая подчиненность, но и исторически и экономически сложившаяся зависимость);

      -  целостность рынков труда, недвижимости, земли;

      -   правовая самостоятельность поселений - нахождение поселений в пределах своих административных регионов, кроме самых теснопримыкающих;

      -   многокомпонентность - населенные пункты в силу объективных причин сращиваются (объединяются) в сложные многокомпонентные системы;

      -   динамичность, способность к быстрой адаптации к новым экономическим, социальным реалиям.

      При моноцентрической агломерации к  вышеназванным признакам добавляется:

      -   наличие городов-центров, городов-лидеров с «центростремящимися» территориями (т.е. не просто наличие города-лидера, но и ярко выраженная связь близлежащих территорий, тяготеющих (миграция, товарные и иные потоки) к этому лидеру-«ядру»; при этом город-лидер имеет административные функции высокого уровня, способен по своему размеру и экономическому потенциалу формировать объединения (агломерации);

      -   территориально-отраслевой интерес - наличие двух «совмещенных» процессов: с одной стороны - город-центр стимулирует развитие городов-спутников, что является средством решения его собственных проблем (вынос части производств, создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т.п.), а с другой стороны - активность внешних субъектов (министерств, компаний, промышленно-финансовых групп) в использовании благоприятных условий на территории города-центра для размещения подведомственных им объектов. То есть действуют два начала: территориальное (исходящее от города, с комплексным подходом при устройстве территории) и отраслевое (преследует отраслевую выгоду, с меньшим вниманием к территориальным интересам).

      Все вышеприведенные признаки агломерации  обуславливают ее развитие как многоотраслевого, многофункционального центра национального  значения со специализацией на наиболее прогрессивных отраслях народного  хозяйства. Поэтому агломерацию  необходимо рассматривать одновременно и как подсистему общей системы  размещения производства, и как подсистему общей системы расселения страны.

      Основными составляющими при формировании агломераций являются: структура  поселений, инфраструктура, качество жизни  и окружающей среды, доступность (учитывается  при подготовке стратегий землепользования), регенерация городских территорий, управление.

      При этом наличие соответствующей инфраструктуры является основным требованием (предпосылкой) формирования агломераций в России. Составляющими такой инфраструктуры являются:

      -  транспортная (линейные объекты, морские и воздушные суда, аэропорты, здания, строения, сооружения). Перегрузка транспортных сис тем является прямой угрозой экономике. Интеграция транспортных систем создает преимущества для пользователей и бизнес-операторов. Управление потребностью в перемещении создает дополнительные возможности. Комплексная организация общественного транспорта становится все более важной для будущего агломерации;

      -  социальная и общественная (образование, медицина, спорт, культура);

      -  ЖКХ (линейные объекты теплоснабжения, водопроводы и газовые сети, канализационные сети);

      энергетика (электростанции, малая энергетика, сетевая инфра структура).

      Фазы  формирования агломераций

      В своем развитии агломерации проходят 4 этапа. На первом этапе агломерация  представляет собой конгломерат  достаточно близко расположенных урбанизированных территорий, объединенных преимущественно  производственными связями. В таких  так называемых «индустриальных  агломерациях» отсутствует единый рынок труда, земли, недвижимости и  других ресурсов, что не позволяет  ее классифицировать как сформировавшуюся агломерацию. На втором этапе усиливаются  устремленные к центру агломерации  потоки маятниковой миграции, происходит формирование единого рынка труда  агломерации. Третий этап - этап развитой агломерации характеризуется появлением единого функционально связанного пространства, причем осуществление  ряда функций (производство, развлечение, потребление) центра (ядра) агломерации  переносится на периферию, в города-спутники, получают развитие пригороды (субурбии), образуется единый рынок агломерации, агломерация становится важным узлом  в территориальной структуре  национальной экономики. Этап постиндустриальной агломерации отличается встраиванием агломерации в глобальные экономические  процессы, развитием интеллектуальной городской инфраструктуры, появляется новая концепция общественного  пространства (так называемого «третьего  места»), наибольшее развитие получает так называемый новый «портфель  ресурсов» (человеческий капитал, технологические  и управленческие инновации, постиндустриальная экономика технологий, емкие и  динамичные рынки).

      Большинство российских агломераций - это агломерации  первого и второго уровня (к  примеру, Иркутская, Екатеринбургская, Ростовская, Вологодско-Череповецкая). На третьем этапе находится Санкт-Петербургская  агломерация, в начале четвертой  фазы - Московская агломерация.  

      Роль  ГА на современном  этапе развития

      Сегодня в мировой экономике городская  агломераций - одна из основных форм модернизации и ускоренного развития и повышения  конкурентоспособности территориальных  образований и, следовательно, национальных экономик. На смену городу как точечной форме расселения приходят городские  агломерации, производственные, трудовые, культурные и научно-образовательные  связи которых обеспечивают достаточно высокий уровень развития производительных сил и способствуют формированию качественно новых условий развития экономики.

Информация о работе Городские агломерации как инструмент динамичного социально-экономического развития регионов России