Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 11:21, реферат
Интерес к проблемам городской агломерации связан с возникновением новых процессов развития крупных городских систем.
Сегодня, в посткризисное время, эта проблематика приобретает особо приоритетное значение, что связано с проведением в России новой территориальной политики, предполагающей формирование регионов, Конкурентоспособных в мировой хозяйственной системе.
- современный градостроительный кодекс вкупе с законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ создает преграды для городского раз вития: развитие города ограничено городской чертой и любое финансирование, выходящее за пределы города, рассматривается как нецелевое со всеми вытекающими правовыми последствиями;
- нет единства терминологии;
- отсутствует системный подход государства и стратегии в деле формирования агломераций и роли государства в их поддержке;
- нет институциональных условий: отсутствует эффективная, профессиональная инфраструктура поддержки и формирования агломераций как в национальном, так и региональном контекстах;
- агломерационная практика в России значительно опережает теорию; это происходит потому, что в стране (и это очень хорошо для формирования агломераций) присутствуют механизмы самоорганизации, используемые на практике вне зависимости от наличия методологической базы, а в силу действия объективных законов и на основе опыта работы и интуиции отдельных руководителей на местах.
Различные
современные подходы к
Проблемы крупных российских городов определяются состоянием коммуникаций; жилья; транспорта; экологии; наличием земли для развития (ее отсутствием); правовыми ограничениями; дефицитом (или наличием) финансов для развития.
Сегодня
города конкурируют за привлечение
бизнеса, предлагая более благоприятные
условия. При этом в некоторых
из них уже возникают проблемы,
связанные с тем, что возможные
инвестиции не обеспечиваются имеющимся
городским инфраструктурным потенциалом
(дефицит энергоснабжения и
Другой проблемой является оптимизация расселения жителей. Пока оно в значительной степени стихийно, а соответствующие разрозненные меры не приводят к должному результату.
Развитие
агломерации связано с
Другая
«острая» проблема: сегодня происходит
уменьшение людности средних и малых
городов, а значит сокращение их экономического
потенциала. Учитывая динамику оттока
молодежи, эти города рискуют превратиться
в поселения пенсионеров, а их
трудовой потенциал будет представлен
преимущественно
Избыточное давление испытывает на себе городская инфраструктура. Города стали задыхаться в пробках, резко обострилась проблема подключения к коммунальным ресурсам новых предприятий и жилых домов, миграционная волна с трудом поддается управлению и т.д. Таким образом, существенным ограничителем для развития областных столиц стала недоразвитость или даже истощенность периферии. Стихийное, варварски дикое высасывание ресурсов из периферии должно уступить место целенаправленному и культурному возвращению ей возможности развития. Поэтому миссия городов по цивилизованному восстановлению и развитию периферии должна приобрести форму «портфеля» самых разнообразных проектов, инициируемых руководством (вернее, элитой) крупных городов и районов совместно с бизнесом при заинтересованном участии представителей региональной и федеральной власти.
В России насчитывается 20 формирующихся агломераций (протоагломераций)[1] с населением 1 млн. человек и более, еще 2 пороговые агломерации[2]. Крупные групповые системы расселения (агломерации) отличаются динамичностью экономического развития, высокой концентрацией человеческих, производственных ресурсов, образовательного и научного потенциала, развитой инфраструктурой, обеспечивающей связь с национальным и глобальным рынками. Значение агломераций особенно важно на приграничных территориях, поскольку агломерации являются ключевыми точками геополитического влияния.
Крупные
агломерации, располагаясь на значительной
территории, способны организовать экономическую
и социальную жизнь на большом
пространстве вокруг себя. Предъявляя
многократно возросший
Одной из задач региональной политики в России должно стать повышение емкости региональных рынков и сжатие экономического пространства путем агломерирования территорий. Создание условий для появления и развития высоко урбанизированных территорий представляется приоритетным направлением территориального развития.
Предусмотренное
в Концепции долгосрочного
Доля
агломераций в городском
Комплексный инвестиционный план - эффективный инструмент содействия формированию городских агломераций в современных условиях
Опыт
Минрегиона России и более чем 150
муниципальных образований, участвовавших
в программе 2009-2010 гг. по поддержке
монопрофильных муниципальных образований,
показал эффективность
Комплексные
инвестиционные планы позволяют
более успешно и согласованно
концентрировать человеческие и
материальные ресурсы всех уровней
власти и бизнеса для решения
задачи и уже в краткосрочной
и среднесрочной перспективе
обеспечить ожидаемый результат. Это
достигается использованием спланированных
и взаимоувязанных мер и
Опыт
разработки таких планов (2009-2010 гг.)
указывает на безусловную необходимость
устранения определенных противоречий
(ограничений), описанных выше и представляющих
по существу проблемы, которые можно
ликвидировать только с помощью
агломераций (отсутствие территории развития,
где может реализовываться
Применение
КИП наряду с другими инструментами
современной технологии устойчивого
социально-экономического развития (стратегия,
среднесрочные планы, схема территориального
планирования и др.) создаст устойчивые
предпосылки наращивания
Пути содействия формированию адекватных городских агломераций в России и роль федерального центра
Механизмы
управления развитием агломерации
лежат главным образом в сфере
инфраструктурного развития территорий
и институциональной
В рамках государственной системы поддержки формирования агломераций так или иначе придется решать задачи по устранению правовых
и
иных противоречий, в частности, по
созданию избирательного механизма
освобождения стоимости реализованного
инвестиционного проекта в
Закрепление
за содействием формированию городских
агломераций приоритетного
В рамках работы по новому федеральному приоритету (поддержка формирования городских агломераций) необходимо акцентировать усилия на следующих направлениях:
• развитие экономических преимуществ агломераций;
• создание правовых основ и эффективной структуры управления агломерациями;
• обеспечение прав собственности;
• развитие транспорта и получение доходов от транспорта;
• обеспечение правильной структуры поселений;
• четкое определение роли городских центров в рамках агломерации;
• компетенция и полномочия различных институтов;